|
||||||||||
(34)Подняв голову, я увидел танк совсем близко — прёт прямо на нас. (35)Его тень, длинная и уродливая, покачиваясь, легла на соседние кусты.(30)Целясь, он прижался смуглой щекой к гранатомёту, улёгся поудобней. (31)Я ещё подумал: вот так, наверное, все морские пехотинцы, скрывшиеся в складках земной поверхности, исправно и по-хозяйски приготовились к тяжёлой, но необходимой работе. (32)А кругом уже ревели моторы, тяжко грохотали гусеницы. (33)Казалось, весь мир заполнился железным воем и скрежетом. (34)Подняв голову, я увидел танк совсем близко — прёт прямо на нас. (35)Его тень, длинная и уродливая, покачиваясь, легла на соседние кусты. (36)Когда оглянулся, стальная махина уже проскочила линию окопов, а Садык Джураев стоя бросал ей вслед свои учебные гранаты. (37)Поглядев на него, я вспомнил про те, что были у меня... (38)«Противник» ещё не раз пытался опрокинуть нас в море, заткнуть за пояс, но морские пехотинцы, выполняя важные учебные задания, стойко держались и даже медленно вклинивались в оборону «врага». (39) В полдень десантники штурмом взяли важную высоту и закрепились на ней. (40)А у меня на душе было скверно. (41)Скверно оттого, что мы всего за несколько часов огнём и железом исковеркали большой участок земли. (42)Цветы и траву превратили в пепел. (43)3емлю исполосовали гусеничными траками... (44)Я с детства люблю землю. (45)Может, потому, что в деревне вырос и земля всегда виделась мне такой доброй и щедрой, что её нельзя не лелеять и не беречь. (46)Деревушка наша, где я жил с родителями, утопала в садах и зелени. (47)А рядом, за нашим маленьким домом, что стоял на самой окраине, начиналось великое поле хлебов. (48)Как для младенца мила колыбельная песня матери, так мил и дорог мне звон спелых колосьев, стук кузнечика в скошенной ржи, сладок запах весеннего пара над вспаханной нивой. (49)А тут на моих глазах лысела, выгорала, трескалась земля. (50)Мне трудно было совместить воедино чувство жалости к вечной природе и понимание той крайней необходимости, которая обязывает нас, людей, учиться военному делу... (по Б. А. Волохову *) *Б. А. Волохов — автор рассказа «А море шумит... », вошедшего в литературно-художественный морской сборник «Океан». 21. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Рассказчик был родом из деревни, поэтому он так тонко чувствовал природу и любил землю. 2) Учения закончились победой морских пехотинцев, закрепившихся на важной высоте. 3) Рассказчик после высадки на берег остался с гранатомётчиками и должен был метать гранаты в атакующие 4) В больших военных учениях принимали участие моряки, сапёры и авиаторы. 5) Сержант Садык Джураев доброжелательно отнёсся к рассказчику. Ответ: _____ 22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложении 3 содержится пояснение того, о чём говорится в предложении 2. 2) Предложения 16—18 содержат описание. 3) В предложениях 24—26 представлено рассуждение. 4) В предложениях 40—41 представлено повествование. 5) В предложениях 44—48 представлено повествование. Ответ: _____ 23. Из предложений 35—39 выпишите фразеологизм. Ответ: _____ 24. Среди предложений 30—37 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения. Ответ: _____ Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 20—23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. 25. «Представленный фрагмент текста полон контрастов, благодаря которым становится очевидна основная авторская идея. Оттого совсем не удивительно, что наряду с яркими, выразительными тропами, такими как (А)___(предложения 46, 49) и (Б)___(„как для младенца мила колыбельная песня матери, так мил и дорог мне... “ в предложении 48), в тексте используется такое лексическое средство выра- Список терминов: 1) метафора 2) восклицательные предложения. 3) парцелляция 4) разговорные слова 5) ряды однородных членов предложения 6) термины 7) сравнение 8) метонимия 9) ирония Ответ:
Вариант 2 Прочитайте текст и выполните задания 20—24.
|
||||||||||
|