Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ситуация 20 1 страница



Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать! »

Решение

Учитель должен спросить у ученика почему, выслушать его и попробовать доказать, что это задание ему необходимо сделать.

Ситуация 21

Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе? »

Решение

 

Учитель должен выяснить, почему ученик сомневается в себе. Если потребуется провести дополнительную беседу с родителями.

 

Ситуация 22

Ученик говорит о том, что данный предмет (математика) ему в жизни не пригодится и учить он его не хочет.

 

Решение

 

Можно попробовать на жизненных примерах объяснить ему, что математика необходима и без нее, по крайней мере на сегодняшний день, он просто не получит аттестат. Также выяснить, возможно учитель математики предвзято относится к ученику, и поэтому он не хочет учить его предмет.

 

 Ситуация 23

Ученик посещает школу хорошо, за исключением одного урока. Говорит что ему там неинтересно.

 

Решение

 

Во-первых нужно поговорить с ребенком и выяснить настоящую причину, почему он туда не ходит. Во-вторых нужно поговорить с классным руководителем и учителем, который ведет этот предмет.

 

 Ситуация 24

Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь»

 

Решение

 

Учителю следует серьезно поговорить с учеником, выяснить, специально он не берет тетрадь, потому что не сделал домашнее задание, или же по рассеянности. Также поговорить с родителями, чтобы они следили за тем, что ученик взял все учебники и тетради.

 

Ситуация 25

Первоклашке (в 1998 году) дали нестандартное задание:

 

– В каком году твоя бабушка пошла в первый класс? Это непростая задача, но я уверен, – сказал учитель, – что ты сможешь сам ее решить.

 

– Моей бабушке сейчас 50 лет.

 

– Сколько ей было лет, когда она пошла в первый класс?

 

– Столько же, сколько и мне, 7 лет.

 

– Хорошо, как узнать, сколько лет прошло, как твоя бабушка пошла в школу, если ей сейчас 50 лет, а пошла она с 7 лет в школу?

 

– В школу она пошла в 7 лет, значит, – рассуждает малыш, – она пошла в первый класс – от 50 отнять 7 – 43 года назад. От 1998 отнять 43, получится 1955. Ура! Я знаю, в каком году моя бабушка пошла в первый класс – в 1955 году.

 

– Молодец! Ты правильно рассуждал и успешно справился с такой сложной задачей.

 

Вопросы и задания

 

1. Когда приобретенные знания становятся личностно значимыми и личностно воспринятыми?

 

2. Как связаны отношения первоклассника к учебе, к себе и к бабушке?

 

3. Какими принципами руководствовался учитель?

 

4. Что можно сказать об атмосфере на уроке?

 

5. На какой тип взаимоотношений с учениками ориентирован учитель?

 

Обоснуйте свой ответ.

 

 Ситуация 26

В 6-й «а» перевели мальчика Юру, который не успевал по русскому языку. В классе, куда он попал, русский язык преподавал очень внимательный к детям и талантливый педагог. Подросток был умным и сообразительным учеником, но с учителем русского языка в предыдущем классе отношения не сложились. И Юра стал пропускать уроки русского языка и небрежно относился к заданиям по этому предмету.

 

Новая учительница через несколько уроков предложила Юре заниматься дополнительно после уроков. Однажды в минуту откровенности он сказал ей: – Екатерина Алексеевна, не трудитесь зря. Не тратьте напрасно время. Мне ничего не поможет. Я не буду успевать, мне это давно известно. Я неспособный.

 

– Откуда тебе известно?

 

– Все так говорят.

 

– И ты веришь в это?

 

– Верю…

 

– Придется тебе доказать обратное. Ты слышал выражение: кто хочет – тот добьется? И ты можешь добиться. Надо только много работать. Давай заниматься.

 

Занимались они усердно целую четверть. И вот Юра получил первую четверку по русскому языку. Она была вполне заслуженной. Мальчик хорошо ответил на уроке и выполнил грамотно письменное задание.

 

На следующий день пришла к учительнице мама Юры.

 

– Скажите, пожалуйста, это правда, что мой сын получил четверку по русскому языку?

 

– Правда. Он стал лучше заниматься.

 

– Екатерина Алексеевна, Вы не представляете, что у нас было вчера дома.

 

Прибегает Юрий из школы и с порога кричит:

 

– Четверка! Четверка!

 

– Я не сразу поняла, в чем дело. Спрашиваю: какая четверка?

 

– Учительница мне поставила четверку по русскому языку.

 

Успех окрылил подростка. С тех пор Юрий стал усерднее учиться не только по-русскому языку. Случались, конечно, и промахи. Но по русскому языку он уже успевал и шел на уроки с интересом.

 

Вопросы и задания

 

1. Что лежит в основе успеха Юры?

 

2. Дайте оценку педагогическим действиям учителя.

 

3. Подтверждает ли приведенный факт утверждение В. А. Сухомлинского, что «обучение – не механическая передача знаний от учителя к ребенку, а прежде всего человеческие отношения»?

 

4. Назовите основной механизм изменения отношения Юры к учению.

 

Ситуация 27

– Танечка, постарайся сегодня прийти пораньше. Наши новые соседи пригласили нас на чай, будем знакомиться, – попросила мама.

 

– Чао, мамочка. Приду в шесть. – И дочка выскочила на улицу.

 

Дальше Таня вспоминает:

 

«В автобусе, когда ехали домой, мы с Мариной увидели свободные места, сразу же на них сели и стали говорить о том, что было сегодня в школе. На остановке вошла и встала как раз рядом с нами пожилая женщина, в руках у нее были две полные сумки.

 

– Девочки, – слышу, говорит кто-то, – вы бы уступили место женщине с сумками.

 

– Вот еще! – резко ответили мы.

 

– Да, молодежь пошла…

 

– Ну, завели…

 

Мы так увлеклись разговором с Мариной… А потом нас сразу все стали воспитывать, говорили с нами грубым тоном. Мы тоже в долгу не остались.

 

В восемь часов вечера мы с мамой и папой, принарядившись, постучались к новым соседям.

 

– Пожалуйста, милости просим, – дверь открылась, и мои ноги приросли к полу. – На пороге стояла та самая женщина из автобуса, а на столе были угощения из тех самых тяжелых сумок…»

 

Вопросы и задания

 

1. Какое представление о воспитанности Тани и ее подруги получила соседка при встрече в автобусе?

 

2. Что может подумать соседка о семье Тани?

 

3. Что значит быть воспитанным человеком?

 

4. Чем могла бы закончиться эта история, по вашему мнению?

 

 Ситуация 28

«Раньше я была очень слабой и доброй. Я не умела ни выразиться крепко, ни защитить себя. Сейчас я совсем другая, все меня побаиваются… Можно быть талантливым, даже трижды талантливым, но если при этом у тебя нет хоть чуть-чуть жестокости, если ты не сильная личность, то ты ломаного гроша не стоишь… Наше время – это время сильных людей, которые умеют отстоять свое место в жизни».

 

«Мне кажется, что я могу ответить на вопрос: почему мои сверстники не хотят особенно чего-то достигать, что-то делать, из-за чего-то стараться.

 

Для нас не существует этого «чего-то»… Если бы мы жили в период войны, мы были бы другими. Тогда всем все было ясно – или ты честный защитник своей Родины, или ты предатель. А сейчас что защищать, кого? »

 

Вопросы и задания

 

1. О чем свидетельствуют эти суждения?

 

2. Сравните суждения и сделайте выводы.

 

3. Что можно сказать о ценностных ориентациях молодежи?

 

4. Какие педагогические советы можно дать в первом и во втором случае?

 

 Ситуация 29

Дочь (Д. ): Папа, что тебе нравилось в девочках, когда ты был мальчиком?

 

Отец (О. ): Похоже, ты хочешь знать, что тебе нужно сделать, чтобы нравиться мальчикам?

 

Д. Да. Мне кажется, я почему-то им не нравлюсь, и я не понимаю, почему?..

 

О. Ты не можешь понять, почему ты им не нравишься.

 

Д. Ну, допустим, я мало разговариваю. Я боюсь разговаривать в присутствии мальчиков.

 

О. То есть в присутствии мальчиков ты чувствуешь себя скованно и тебе трудно расслабиться?

 

Д. Да. Боюсь ляпнуть что-нибудь такое, из-за чего они посчитают меня дурочкой.

 

О. Ты не хочешь, чтобы они считали тебя глупой?

 

Д. Конечно. А когда я молчу, я нисколько не рискую.

 

О. Молчать, конечно, безопаснее.

 

Д. Да, но это ничего мне не дает, поскольку из-за этого они все считают меня скучной.

 

О. Молчание не дает тебе того, к чему ты стремишься?

 

Д.: Не дает. Наверное, все-таки надо рискнуть?!

 

Вопросы и задания

 

1. Какой можно сделать вывод из содержания диалога?

 

2. Какой стиль преобладает в отношениях отца и дочери?

 

3. Оцените форму педагогического руководства со стороны отца в ходе анализа поведения дочери и в ее поиске стиля взаимоотношений с мальчиками.

 

4. Какова роль родителей в подготовке детей к взрослой жизни?

 

 Ситуация 30

Катя, ученица 7-го класса, страдает от того, что ее рост уже сейчас 171 см. В классе она выше всех. К доске выходит сгорбившись, поджимает ноги, сутулится. Каждый выход к доске – страдание. Поэтому иногда отказывается отвечать – пусть лучше «два», чем еще одно унижение. В ее сознании постоянно звучат реплики мальчишек: «Эй, каланча! », замечание учителей: «Что это тебя так перекручивает? », когда она выходила к доске, просьба матери: «Да не сутулься ты, расправь плечи, смотри какая у тебя фигура симпатичная». А тут еще Пашка нравится, а он на полголовы ниже ее. Разглядывая себя перед зеркалом вечерами, Катя горевала: – Ах, эти ужасные руки, они ниже колен! Ну разве у нормального человека бывают такие руки?.. И шея длиннющая, но с ней можно что-то придумать, если ее втянуть или поднять воротник, а вот ноги куда денешь?..

 

Вопросы и задания

 

1. Какими психологическими особеностями подросткового возраста обусловлены суждения и действия Кати?

 

2. Как помочь Кате в решении ее проблем?

 

3. Какое влияние оказывает процесс самопознания на воспитание человека?

 

 Ситуация 31

В начале урока ученик обнаружил, что с его парты исчезла тетрадь с домашним заданием. Он… (Как прореагировал и что сказал учителю? ). На следующей перемене к пострадавшему ученику подошла девочка из параллельного класса:

 

– Извини, пожалуйста! У нас в этом же кабинете был предыдущий урок, но я после урока должна была позвонить домой, прибежала перед звонком на урок, в спешке и прихватила твою тетрадь.

 

– Бывает, но в другой раз постарайся быть повнимательнее, – сказал в ответ мальчик.

 

Вопросы и задания

 

1. О чем говорит вам эта ситуация?

 

2. Какие сведения о воспитании юноши и девушки вы получаете?

 

3. Можно ли сказать о них, что они воспитаны? Почему?

 

Ситуация 32

Саша пришел в новую школу в 11-й класс. Скоро стало ясно: ровный его характер, доброжелательная манера держаться, а главное, широкая эрудиция сулят немало хороших минут интересного общения с этим молодым человеком. Как-то сразу все потянулись к нему.

 

Но прошел месяц-другой, и Саша все чаще входил в класс один. На это обстоятельство педагоги почти не обратили внимания. Но вот однажды на уроке физики после захватывающего ответа Саши о философском значении теории относительности педагог предложила ему подготовить об этом доклад. Саша отказался. Сам отказ не смутил учителя, время подготовки к выпускным экзаменам – на вес золота, и возможно, ее предложение нарушало его планы. Но, желая смягчить отказ, он предложил: – Я не понимаю, какой смысл в таком докладе?! Именно вы, учитель, уже представляете мои возможности, а им, – он кивнул (и достаточно вежливо) в сторону класса, – это ни к чему. Каждый может и должен искать сам…

 

Вопросы и задания

 

1. Какие сведения о ценностных ориентациях Саши вы получили из этой ситуации?

 

2. Какой стиль взаимоотношений между Сашей и учащимися класса, между Сашей и учителем просматривается в данной ситуации?

 

3. Что можно сказать о самооценке Саши?

 

4. Можно ли по этим зарисовкам определить линию поведения учителя?

 

Ситуация 33

В один дом был приглашен на семейное торжество очень способный молодой человек. Собралось много гостей, и все долго не садились, дожидаясь его. Но он опаздывал. Так и не дождавшись, утомившиеся гости наконец заняли свои места. Юноша явился спустя час. Он не пытался извиниться за опоздание, лишь весело бросил на ходу: – Встретил знакомого, знаете (он небрежно назвал имя известного ученого), да и заболтался. Потом он, с трудом протискиваясь между мебелью и причиняя неудобство гостям, обошел стол и каждому сидящему фамильярно протягивал руку. За столом вел себя оживленно, говорливо и на весь вечер завладел застольной беседой. Другим он почти не давал и рта раскрыть – говорил сам или комментировал каждое слово окружающих.

 

Вопросы и задания

 

1. Дайте оценку поведения юноши.

 

2. Что необходимо знать каждому человеку об общении с людьми?

 

3. Что может служить причиной такого типа поведения молодого человека?

 

4. Что бы вы делали, оказавшись в компании такого человека?

 

 Ситуация 34

Мы много спорили с подругой – какую профессию выбрать. И то вроде не подходит, и это…

 

– Я точно знаю, куда не пойду: в учителя – не хочу портить нервы; не пойду в химическое производство, так как от общения с химическими препаратами можно потерять здоровье; на фабрику не пойду, так как там превратишься в робота, выполняя механическую и однообразную работу. Я хочу, чтобы на моей работе не портилось здоровье и было интересно. Хотелось, чтобы она была связана с животными и большим количеством поездок.

 

– Тогда тебе нужно идти работать в цирк! – воскликнула подруга и добавила, – а по мне – лишь бы получать прилично.

 

Я потом долго думала. Сомневаюсь, есть ли у меня талант для цирка. Может быть, подруга права, и, если нет призвания, надо думать о заработке?

 

Вопросы и задания

 

1. Каковы мотивы выбора профессии у девушек?

 

2. Какой прием педагогического воздействия был использован в данной ситуации?

 

 Ситуация 35

Во время встречи выпускников между ребятами произошел вот какой разговор.

 

Вера – маленькая худенькая девушка. Она уже фармацевт. Слушать, как она говорит о своей профессии – одно удовольствие:

 

– Лекарства для ребят, – говорит она, – это очень ответственно. Малейшая ошибка, и даже страшно подумать, что может случиться… Они же могут отравиться. Я чуть сама не отравилась, так напробовалась… Она сыплет названиями лекарств, рецептами. Ребята смеются:

 

– С тобой невозможно говорить по-русски, все латынь и все о лекарствах.

 

– Так это же моя работа, – улыбается она. Среди выпускников – еще один будущий медик – Алла П. Она будет стоматологом.

 

– Алла, почему ты пошла в стоматологический?

 

– Марина решила, ну и я с ней.

 

– И как, нравится?

 

– Да ничего, только много, знаете, разных ненужных предметов. Ну, хотя бы английский. Зачем зубному врачу нужен английский язык? А вообще, я хочу перейти в стоматологический техникум. Буду техником.

 

– Из университета в техникум? Но зачем?

 

– Надоело учиться, и потом, мы проходили практику в поликлинике, так я узнала, что техник может заработать больше врача.

 

Вопросы и задания

 

1. Сравните две позиции в отношении выбора профессии.

 

2. Какими критериями оценки труда пользуются девушки?

 

3. Как вы понимаете профессиональное самоопределение и творческую самореализацию человека?

 

Ситуация 36

– Садитесь, пожалуйста, и раскройте букварь на той странице, где буква «Я»! И дети читают рассказ о том, как маленький Паата, выучив все буквы, приходит домой радостный и предлагает бабушке: «Хочешь, я научу тебя читать? Это совсем просто! »

 

– А теперь на следующей странице прочтите другой рассказ!

 

– Страниц больше нет!

 

– Как нет?

 

– Мы закончили книгу!

 

– Совсем закончили!..

 

– Тогда закройте учебник… И давайте поговорим: чему он вас научил?

 

– Он научил чтению и письму!

 

– Научил родному языку… Как правильно говорить! Дал знания!

 

– Учил нас быть добрыми, уметь дружить!

 

– Любить читать… Любить книгу!

 

– Уважать родителей!

 

  – Быть вежливыми!

 

– В нем много смешных и веселых рисунков!

 

– Еще там ребусы, кроссворды, скороговорки!

 

– Я очень люблю эту книгу! Когда вы разрешили брать ее домой, я клала ее под подушку, и она спала вместе со мной!

 

– А я всем показывал, и соседям тоже!

 

– А теперь опустите головы на парты! Закройте глаза! – учитель понижает голос. – Я чувствую, вы полюбили вашу первую книгу, правда?

 

– Да, – шепчут дети.

 

– И вам, наверное, хочется сказать ей добрые слова благодарности?

 

– Да, – шепчут дети.

 

– Так подумайте, какими словами вы бы выразили свою ей благодарность.

 

Вопросы и задания

 

1. Какие педагогические задачи решает педагог в этой ситуации?

 

2. Какую концепцию или модель обучения демонстрирует данный фрагмент?

 

3. Какие закономерности соблюдены педагогом в организации педагогического взаимодействия на уроке?

 

4. О каких особенностях педагогической деятельности учителя говорит эта ситуация?

 

Ситуация 37

Петя (П. ): Я хочу грузовичок! Дай мне грузовик! Отпусти! Отпусти!

 

Гена (Г. ): Я первый его взял! А он пришел и отобрал его у меня. Пусть он мне его отдаст!

 

Отец (О. ): Вижу, у вас и вправду проблема из-за грузовика. Может быть, перейдем в эту комнату и поговорим? Я хотел бы вам помочь обсудить эту проблему.

 

Г.: Я хочу грузовичок! Дай мне! Папа, пусть он отдаст мне грузовик!

 

О.: Гена, ты хочешь, чтобы тебе вернули грузовик?

 

Г.: Но я первый его взял!

 

О.: Гена, ты считаешь, что грузовик должен быть у тебя, потому что ты взял его первым? Петя, ты слышал. Какое решение предлагает Гена?

 

П.: А что еще он может предложить? Главное для него – настоять на своем.

 

О.: Гена, Петя говорит, что ему не нравится твое решение, потому что в этом случае ты победишь, а он проиграет.

 

Г.: Хорошо, я дам ему поиграть в свои машинки, пока мне не надоест грузовик.

 

О.: Петя, Гена предлагает другое решение – пока он играет с грузовичком, ты можешь поиграть с его машинками.

 

П.: А потом он отдаст мне грузовичок?

 

О.: Гена, Петя может быть уверенным в том, что ты отдашь ему грузовик после того, как наиграешься?

 

Г.: Хорошо. Я буду играть недолго.

 

О. Петя, Гена говорит, что все будет нормально – он тебя не обманет.

 

П. Ну тогда ладно.

 

О. Надеюсь, теперь вы решили свою проблему, не так ли?

 

Вопросы и задания

 

1. Проанализируйте ситуацию и выявите причины конфликта.

 

2. Какие принципы соблюдал отец в руководстве процессом разрешения конфликта между сыновьями?

 

3. Какую позицию демонстрирует отец в отношении одного и другого сына? В чем она выражается?

 

Ситуация 38

Ребенок (плачет): Машинка, машинка! Где моя машинка?

 

Родитель: Тебе нужна твоя машинка, но ты не можешь ее найти?

 

Ребенок (бегает по комнатам, заглядывает под диван).

 

Родитель: Машинки там нет.

 

Ребенок: Где моя машинка?

 

Родитель: Может быть, твоя машинка в шкафу среди игрушек завалялась?

 

Посмотри.

 

Ребенок (бежит к шкафу с игрушками, все разбрасывает, но машинку там не находит и опять выразительно смотрит на родителей).

 

Родитель (молчит и делает паузу, давая возможность ребенку проявить инициативу в поиске).

 

Ребенок (побежал на кухню и под столом находит свою машинку): Вот она!

 

Родитель: Молодец! Ты сам нашел свою машинку.

 

Вопросы и задания

 

1. Проанализируйте каждый вариант ответа и действия родителя.

 

2. О каких особенностях поведения родителя и о каком характере складывающихся отношений с ребенком говорит эта ситуация?

 

3. Какой тип воспитания просматривается в данной ситуации?

 

Ситуация 39

Эдик из мальчиков, которых называют «маменькин сынок». Мама его считала необходимым по любому поводу обращаться то к директору, то к учителям, то к родителям его одноклассников, хотя следовало разбираться только с сыном. В результате к пятнадцати годам Эдик был совершенно не приспособлен к реальной жизни, не умел разобраться в простой ситуации, постоять за себя, не понимая, что в его возрасте неприлично обращаться к маме за защитой по любому пустяку.

 

Как правило, причины всех его конфликтов сводились к следующему:

 

«меня толкнули», «меня обозвали», «меня не позвали» и т. д.

 

В гости приехали бабушка с дедушкой, которые жили за границей и поэтому почти восемь лет не видели внука. Дед – отставной военный, в течение нескольких недель наблюдал за поведением Эдика и невестки.

 

После очередного инцидента дедушка решил побеседовать с внуком наедине:

 

– Я хочу поговорить с тобой не только об этом инциденте, а о твоей жизни в целом. Тебе уже пятнадцать лет, и ты должен понимать, в каком случае следует звать маму на помощь, в каком случае следует обратиться к ней за советом, а в каком – вообще не стоит посвящать маму в свои дела. Вот, смотри, как ты эгоистичен: маму разволновал до слез, а в общем-то, можно было разобраться и без нее.

 

И еще. Ты понимаешь, что мама не всегда будет рядом, и ты должен уметь сам себя защитить, сам отстоять свои интересы, сам проанализировать происшедшее и будущее. Ну вот сегодня, если ты считал, что прав, то почему сам не обратился к учителю с просьбой объяснить, за что тебе снизили оценку? А ты выставил вперед маму, нажаловался маме на учительницу. Ведь ты уже достаточно взрослый человек, чтобы любую свою просьбу, претензию, вопрос высказать самому.

 

Тебе придется в жизни решать очень сложные задачи: уметь рассудить других людей, уметь самому защитить свою честь, честь своей семьи, уметь встать на пути хулигана, отстоять честь своей девушки, уметь защищать Родину. И учиться всему этому нужно сейчас.

 

Вот неделю назад я слышал твой с мамой разговор про конфликт с одноклассником. Ты говорил, что твой товарищ не прав. Но как ты отреагировал на это: стал плеваться, царапаться, побежал за мамой…

 

Это мама уже должна в тебе видеть защиту, своего помощника. А ты ведешь себя как младенец!

 

Давай договоримся, что если вдруг что-нибудь случится, то ты маму не беспокоишь, а придешь посоветоваться со мной, мы вместе сначала подумаем, как лучше поступить.

 

И еще одно условие, ты юноша и давай воспитывай волю – все делать и решать самому. Воспитывай характер! Ведь ты внук боевого офицера!

 

Если будет трудно, я тебе всегда помогу. Договорились?

 

Ну, пойдем ужинать, мама с бабушкой нас заждались.

 

Вопросы и задания

 

1. Дайте характеристику типа семейных отношений, сложившихся между мамой и сыном.

 

2. Каков стиль воспитания у мамы и у дедушки?

 

3. В чем вы видите сложности семейного воспитания?

 

4. Каких педагогических ошибок надо при этом остерегаться?

 

 

 Ситуация 40

У Вадика был трудный характер, подросток отличался строптивостью, непомерной гордостью, озорством. Курение, прогулы уроков – все это повторялось чуть ли не ежедневно. Традиционные меры воздействия были исчерпаны: просьбы, требования, принуждение, предложения, наказания, установка шефства, попытка отвлечь, перевод в параллельный класс и др. Исключить Вадика из школы или переводить в школу-интернат у педагогов не поднималась рука: у парня была светлая голова. Невзирая на воинствующее безделье, он успевал почти по всем предметам. И в вопросах жизни класса он был, как правило, справедлив, обладал чувством юмора, мог метко и иронично высмеять любого. Но его дерзость приводила к конфликтам и с педагогами, и с одноклассниками. Директор школы, который вел уроки истории у Вадика и поэтому хорошо его знал, в начале II четверти вызвал мальчика к себе в кабинет и положил перед ним путевку в знаменитый «Артек»:

 

– Путевка нынче стоит больших денег. Однако ты получишь эту путевку бесплатно. Даю тебе 2 дня на сборы. По правде говоря, я обязан отдать эту путевку самому лучшему ученику школы, но сейчас ее получишь ты. Вот характеристика на тебя. Читай.

 

Вадик стал внимательно читать, но с каждой фразой уши его все больше и больше наливались кровью.

 

– Ты согласен с такой характеристикой? Мальчик, опустил голову и пробормотал «нет».

 

– Да, ты прав, в ней сказано, каким ты должен стать. Зачем я это делаю? Сейчас объясню. Ты мне очень нравишься, ты умный и сильный парень. Но мне нужно дать тебе именно сейчас возможность самому изменить себя, пока не поздно, а в новой обстановке это несколько проще. Там тебя никто не знает, и ты сможешь проявить свои самые лучшие способности. Конечно, я рискую своей честью, своим достоинством, может быть, даже должностью и местом работы, веря в тебя. Поэтому, если ты сорвешься, совершишь дурной поступок – это будет предательство. И еще помни: пока в школе об этом никто не должен знать, это твоя и моя тайна. А с учителями я сам поговорю.

 

Вадик стоял перед этим седеющим мужчиной, ошарашенный и изумленный.

 

Провожая подростка на вокзал, директор обнял мальчика и сказал:

 

– Я верю в тебя и надеюсь, что предательства ты не совершишь. Через 10 дней от Вадика пришло первое письмо на имя директора школы:

 

«…прошла уже неделя. Я ничего ни разу не украл и ни разу не курил – держусь… Так что спите спокойно (пока! ). Я потом в школе все компенсирую».

 

Буквально перед приездом директор получил еще одно письмо от Вадика. Он принес извинение за последние слова своего письма, которые были скорее «данью прошлому». Были там и такие строки: «Василий Петрович, я каждый день борюсь с собой и повторяю себе: «Я предательства не совершу»».

 

Было бы преувеличением утверждать, что по приезде Вадик в школе стал совсем другим человеком. Безусловно, он изменился, как-то возмужал и стал более сдержанным. Было видно, что у него появился опыт самовоспитания, ценный нравственный опыт хорошего поведения, опыт терпения и выдержки, опыт доверия и дружбы с мудрым и умным человеком.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.