Проф. И.М.Андреев
А. С. Пушкин (Основные особенности личности и творчества гениального поэта)
Самым огромным грехом этого периода жизни и, можно определенно утверждать, что и самым огромным грехом всей его жизни была кощунственно-циничная поэма " Гавриилиада", написанная в апреле 1821 г., облеченная в изящную форму, что делало грех поэта особенно тяжким. Хотя не имеется ни одной строчки этой поэмы, написанной рукой Пушкина, но имеется собственноручно им написанный план ее. Как известно, поэт отрекался от нее всю жизнь. Когда позднее, в 1828 году, было начато по этому поводу следствие и от Пушкина требовали точных сведений о том: когда, где, при каких обстоятельствах, через кого он познакомился с этой поэмой, - поэт попросил разрешения лично, в закрытом конверте, передать письмо самому Государю. После этого, по распоряжению Императора Николая Павловича, дело было прекращено. Не может быть никакого сомнения в том, что Пушкин во всем признался Государю, но искренно и убедительно высказал свое глубокое искреннее раскаяние. Из Кишинева Пушкин несколько раз приезжал в село Каменку Киевской губернии, в большое богатое поместье Екатерины Николаевны Давыдовой, по первому браку - Раевской. Ее сыновьями были: знаменитый генерал Н. Н. Раевский (старший) и А. Л. и В. Л. Давыдовы. С последним [41] Пушкин познакомился в Кишиневе и был в приятельских отношениях. Василий Львович Давыдов был одним из деятельнейших членов Южного тайного общества. В Каменку ежегодно съезжались для совещания члены этого общества. На один из этих съездов попал и Пушкин. Он не знал о существовании тайного общества, но догадывался о нем. Беседы с заговорщиками, особенно с председателем собрания В. Л. Давыдовым не могли не действовать на Пушкина развращающим образом, как в политическом, так и в религиозно-нравственном отношении. Именно этими влияниями и можно объяснить те кощунственные стихотворения, которые в это время написал Пушкин одновременно с " Гавриилиадой". Особенно цинично-кощунственное стихотворение, прямо и посвященное В. Л. Давыдову, написано было на Страстной неделе Великого Поста 1821 года, после исповеди и причащения Св. Тайн. Заканчивалось это стихотворение восхвалением восстания и восклицанием:
Ужель надежды луч исчез? Но нет! - мы счастьем насладимся, Кровавой чаши причастимся - И я скажу: " Христос воскрес".
| Неслучайно именно к этому периоду жизни Пушкину принадлежит и вступление его 4 мая 1821 г. в масонскую ложу " Овидий" [42]. К счастью поэта, эта ложа вскоре была закрыта, и ни о каких связях Пушкина с масонами в дальнейшем ничего неизвестно. Подробно исследовавший этот вопрос Георгий Чулков (" Жизнь Пушкина", Москва, 1938) пришел к следующему заключению, с которым нельзя не согласиться: " Пушкин был плохим масоном. Если бы ложа не была закрыта, он все равно покинул бы ее". В июле 1823 г. генерал Инзов сдает свою должность графу М. С. Воронцову, имевшему своей резиденцией, как Новороссийский генерал-губернатор, Одессу. Туда же переезжает и Пушкин, начиная служить под новым начальством Воронцова. Между гордым сановником-бюрократом и вспыльчивым самолюбивым поэтом не могло не получиться глубоких конфликтов, осложненных еще и романом Пушкина с женой Воронцова - графиней Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой [43]. Роман этот был серьезный и очень глубокий, оставивший свои следы на всю жизнь Пушкина и вдохновивший его на несколько прекрасных лирических стихотворений. В результате многих столкновений по настойчивой просьбе графа Пушкина высылают из Одессы и, по Высочайшему повелению Императора Александра Павловича, отправляют в село Михайловское, Псковской губернии, под надзор сначала отца, а затем, после отказа отца, - под надзор местных властей. Был и еще один повод к такой перемене в судьбе поэта. В конце своего пребывания на юге он имел одну большую неприятность, которая могла для него кончиться очень тяжело и которая, в конце концов, и привела его к высылке из Одессы и к продлению ссылки в с. Михайловском. В марте 1824 г. поэт написал одному своему приятелю: " Ты хочешь знать, что я делаю? Пишу пестрые строфы романтической поэмы и беру уроки чистого афеизма [атеизма - Ред. ]. Здесь англичанин, глухой философ, единственный умный афей, которого я еще встретил. Он исписал листов тысячу, чтобы доказать, что не может существовать разумный Творец и Промыслитель, мимоходом уничтожая слабые доказательства бессмертия души. Система не столь утешительная, как обыкновенно думают, но к несчастью, более всего правдоподобная". Это письмо было перлюстрировано и попало в канцелярию Новороссийского генерал-губернатора, в папку с делом " О высылке из Одессы в Псковскую губернию коллежского секретаря Пушкина". Несколько раз, и будучи в Одессе, и живя в с. Михайловском, он собирался бежать за границу.
31 июля 1824 года Пушкин уезжает из Одессы. За 4 года пребывания на юге России он написал свои так называемые " байронические" поэмы: " Кавказский пленник" (1821), " Братья разбойники" (1822),. " Бахчисарайский фонтан" (1823), вышеуказанную поэму " Гавриилиада" и стих " Кн. В. Л. Давыдову" (1821), первые две главы " Евгения Онегина. " (1823) и начал писать поэму " Цыганы". Кроме этого он написал ряд прекрасных стихотворений, среди которых особенно замечательны " Редеет облаков летучая гряда", " Муза", " Песнь о вещем Олеге", " Демон" и " К морю". Последнее стихотворение (запечатленное в картине Айвазовского и Репина) представляло собою прощание поэта с Черным морем, с событиями жизни в Одессе и воспоминание о смерти Наполеона (1821) и Байрона (1824). Зародившееся на берегу моря, это стихотворение написано было уже в с. Михайловском. Заканчивалось оно так:
Прощай же, море. Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы. В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и шум, и говор волн.
| В период пребывания на юге Пушкин познакомился с творчеством Байрона, одно время увлекся его личностью и высоко ценил его творения, а затем стал к нему охладевать, замечать его недостатки как драматурга и как человека. Трехлетнее увлечение Байроном еще в Одессе сменилось интересом к Шекспиру. Постепенно Пушкин начал все более и более серьезно изучать величайшего английского писателя и проникаться глубочайшим к нему уважением.
Кишиневский и одесский периоды жизни Пушкина не были только периодами его нравственных падений. После падений были периоды раскаяний, а затем и духовные взлеты. Шла борьба. Медленно, со срывами, но неуклонно рос поэт как личность, а вместе с этим росло и его творчество. Ранняя, еще с отрочества, привычка к запойному чтению продолжалась и в годы изгнания. Он находил время для чтения и жадно и много читал. К изучению Шекспира Пушкин приступил уже с обширными и глубокими знаниями русской и всемирной истории, огромной начитанностью в области всеобщей литературы и с глубоким интересом к политической философии. 9 августа 1824 года Пушкин приехал в Михайловское. Там его встретила няня Арина Родионовна и вся семья Пушкиных. Отношения между поэтом и его отцом, Сергеем Львовичем, резко и бурно испортились. 29 октября между отцом и сыном произошла дикая ссора. Отец кричал, что " Александр его хотел прибить" (См. письмо Пушкина Жуковскому, 31 октября 1824 г. ). Вскоре после этого вся семья Пушкиных уехала из Михайловского в Петербург, и поэт остался в деревне один, с няней Ариной Родионовной (3 ноября уехал брат Лев Сергеевич, 1-го - сестра Ольга Сергеевна, а 17-го - родители). По соседству с Михайловским было село Тригорское, где жила культурная помещица и умная женщина Прасковья Александровна Осипова с дочерьми. Все они очень любили и ценили Пушкина и как поэта и как человека. Пушкин часто бывал у них. А дома няня рассказывала ему сказки, которые теперь он уже мог очень высоко оценить. Наступила осень - время года, которое особенно любил Пушкин. После шумной и суетной жизни в Кишиневе и Одессе - уединение и тишина деревни действовали успокоительно. В ноябре поэт написал брату Льву Сергеевичу о своей жизни: " До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки. Каждая есть поэма". Пушкин начал усиленно работать. Продолжая писать " Евгения Онегина", он 2 октября закончил третью главу, а 10 октября закончил поэму " Цыганы". Но главная работа была над " Борисом Годуновым". Тщательное изучение Шекспира привело его к желанию написать трагедию в шекспировском духе и силе. Изучение " Истории" Карамзина (в это время он изучал 10-й и 11-й тома " Истории Государства Российского" ) дало поэту нужный сюжет. Изучение " Летописей" обогатило его душу дивными образами древнерусской монастырской жизни. В 5 верстах от Михайловского находился Святогорский монастырь. Туда часто стал ходить Пушкин и многому там научился. 11 января 1825 г. благое Провидение доставило поэту неожиданную нечаянную радость: его навестил верный, любящий и любимый лицейский друг - И. И. Пущин. Радости не было конца. Пущин привез Пушкину в подарок список " Горе от ума" Грибоедова. Друзья прочли эту замечательную комедию вслух. " Половина войдет в пословицы", - пророчески оценил пьесу Пушкин. После ужина гость должен был ехать. Приятели выпили шампанского; прощаясь, крепко обнялись, и - больше уже никогда не свиделись... Но в русской литературе навсегда остался след этой встречи, прекрасные стихи Пушкина:
Мой первый друг, мой друг Мой первый друг, мойбесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое Провиденье, Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!
| Это трогательное стихотворение (написанное 13 декабря 1826 г. ) Пущин, осужденный по делу декабристов, получил в Сибири. В своих " Записках о Пушкине" он сообщает: " Пушкин первый встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый день моего приезда в Читу призывает меня к частоколу А. Г. Муравьев и отдает листок бумаги, на котором неизвестной рукой написано было: " Мой первый друг, мой друг бесценный"... Поэма " Цыганы", законченная Пушкиным в Михайловском 10 октября 1824 г., представляет собою произведение огромной идейной и художественной ценности. Если " байронические" поэмы Пушкина, написанные еще на юге России, по своему поэтическому и психологическому содержанию уже приближались к байроновским, то поэма " Цыганы", несомненно, выше всех поэм Байрона. Устами старого цыгана Пушкин развенчал байронизм и дал великому английскому поэту нравственный урок. Еще в 1818 году князь Вяземский в стихотворении " Толстому" дал точную психологическую характеристику байронического героя:
... Которого душа есть пламень, А ум - холодный эгоист; Под бурей рока - твердый камень! В волненьях страсти - легкий лист!
| Пушкин же воплотил эту психологическую формулу в живой убедительный образ Алеко, подчеркнув (словами старого цыгана) еще и этическую сущность этого героя:
Оставь нас, гордый человек! ........................................... Ты не рожден для дикой доли, Ты для себя лишь хочешь воли...
| Сравнивая Байрона с Шекспиром, Пушкин говорит: " Как Байрон-трагик мелок перед ним".
В 1825 году была закончена трагедия " Борис Годунов". Поэт сам ее высоко ценил и любил. Работал над ней долго, усердно, упорно, тщательно изучая эпоху. Много читал. " Книг, ради Бога, книг" - постоянный его вопль в письмах к брату. За два года пребывания в Михайловском он собрал столько книг, что при переезде, после окончания ссылки, в Москву ему понадобилось на перевозку 35 огромных ящиков.
В эпоху создания этой трагедии Пушкин достиг полной зрелости своего дарования. В июле 1825 года он писал Н. Н. Раевскому [младшему. - Сост. ]: " Я чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития и что я могу творить". Пушкин сам указывает те влияния, под которыми слагалась его трагедия. " Шекспиру подражал я в его вольном и широком изображении характеров, в необыкновенном составлении типов и простоте. Карамзину следовал я в светлом развитии происшествий; в Летописях старался угадать образ мыслей и язык того времени".
Все это удалось поэту в высшей степени. Трагедия " Борис Годунов" равна шекспировскому творчеству. Гений Пушкина в этом произведении достигает гения Шекспира. Творческое напряжение при работе совершенно исключительное. Знаменитый монолог Пимена Пушкин писал много часов, в самозабвении, почти не дыша, ни на минуту не отрываясь от своей творческой работы. Зато когда кончил и перечел написанное, пришел в восторг от глубокого удовлетворения (что бывало редко), стал бегать по комнате и хлопать в ладоши.
Вот эти замечательные строки:
Еще одно, последнее сказанье - И летопись окончена моя, Исполнен долг, завещанный от Бога Мне, грешному. Недаром многих лет Свидетелем Господь меня поставил И книжному искусству вразумил; Когда-нибудь монах трудолюбивый Найдет мой труд усердный, безымянный, Засветит он, как я, свою лампаду - И, пыль веков от хартий отряхнув, Правдивые сказанья перепишет, - Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу, Своих царей великих поминают За их труды, за славу, за добро - А за грехи, за темные деянья Спасителя смиренно умоляют.
| Особенно знаменательны последние две строчки, которые последними двумя чертами заканчивают целостный дивный образ древнерусского историка-летописца. Смысл этих строк ясен и прост: за темные деяния царей надо не революции и бунты устраивать, а умолять Спасителя. Характеры всех остальных лиц этой трагедии: Бориса Годунова, Самозванца, Марины, Шуйского и других, - даны полно, цельно, живо, в диалектической динамике и их личных переживаний, и их взаимоотношений друг с другом. В известном монологе царя Бориса:
Достиг я высшей власти; Шестой уж год я царствую спокойно. Но счастья нет моей душе.
| - имеется одна замечательная мысль:
Ах! чувствую: ничто не может нас Среди мирских печалей успокоить; Ничто, ничто... едина разве совесть.
| Что это значит? Если у человека чистая совесть, то он сможет достойно и мужественно перенести все скорби. Нечистая же совесть роковым образом лишает человека возможности получить просветление скорби, и он впадает или в ожесточение или в отчаяние.
Свой монолог Борис Годунов заканчивает словами:
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
|
|