Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Проф. И.М.Андреев



А. С. Пушкин
(Основные особенности личности и творчества гениального поэта)

После более чем достаточной домашней подготовки встал вопрос об определении 12-летнего отрока Пушкина в какое-нибудь привилегированное учебное заведение для продолжения образования. В это время шла борьба за влияние между иезуитами и масонами. На семейном совете сначала решено было отдать Пушкина в Петербургский закрытый пансион отцов-иезуитов, в котором воспитывалось много детей русских аристократов. Но планы эти неожиданно изменились. Стало известным, что под Петербургом, в Царском Селе, открывается новое привилегированное учебное заведение - Царскосельский лицей - на каких-то совсем новых началах и что попасть в этот лицей - великая честь. Первоначально проект лицея, по-видимому, был составлен директором департамента Министерства народного просвещения [И. И. Мартыновым. - Сост. ] по указаниям Сперанского [10]. Перед Пушкиными встал вопрос - куда же отдать сына? В иезуитский Петербургский пансион или в Царскосельский либеральный лицей? Либералы же в большинстве своем были масоны. Дело решилось случайно, благодаря личным знакомствам и связям с директором будущего лицея В. Ф. Малиновским [11] и директором Департамента Духовных Дел А. И. Тургеневым [12]. Оба были масонами и врагами иезуитов. Помогли связи и протекции поэта И. И. Дмитриева [13], который тогда был министром юстиции, и графа А. К. Разумовского [14], министра народного просвещения. Пушкин 12 августа 1811 года выдержал вступительные экзамены и был принят в число лицеистов. При приеме он познакомился и сразу же подружился с другим принятым лицеистом, И. И. Пущиным [15].
Царскосельский Лицей открылся 19 октября 1811 года. На торжестве открытия присутствовали император Александр I, обе императрицы, великие князья, члены Государственного Совета, духовенство, министры, придворные и другие сановники. После кратких официальных речей И. И. Мартынова (директора департамента Министерства народного просвещения, одного из составителей лицейского устава) и директора Лицея В. Ф. Малиновского с большим пафосом произнес речь профессор политических наук А. П. Куницын [16], окончивший свое образование в Германии, в Геттингенском университете. Интересно, что, кроме Куницына, получили образование в Геттингенском университете еще и другие профессора Лицея: словесник А. И. Галич, математик Я. И. Карцев, историк И. К. Кайданов. Ближайшим помощником директора Лицея первое время был профессор Н. Ф. Кошанский, окончивший философское отделение Московского университета. Он преподавал латинский язык и русскую словесность. Кошанский, как и Малиновский, тоже был масон. Все вышеуказанные профессора были ревнителями традиции масона Новикова [17]. Немецкий язык и немецкую словесность преподавал профессор Ф. М. Гауеншильд, масон, при помощи которого Сперанский предполагал устроить специальную масонскую ложу, в которую хотел привлечь русских архиереев, склонных к реформации. Этот странный проект Сперанский не осуществил. Такой подбор преподавателей удовлетворял планам Сперанского, но министр народного просвещения граф Алексей Кириллович Разумовский в это время уже разочаровался в масонстве и, ставши поклонником иезуитов, почитал известного философа Жозефа де Мэстра [18], мечтавшего о насаждении в России католицизма. Но самым своеобразным преподавателем Лицея был профессор французской литературы де Будри. Это был его псевдоним, а настоящая фамилия его была Марат, и он был родным братом знаменитого якобинца Марата [19]. Законоучителем был назначен настоятель придворной церкви священник Николай Васильевич Музовский. 21 января 1816 года на место о. Николая законоучителем Лицея был назначен о. Гавриил Полянский. В сентябре же этого 1816 года на место о. Гавриила был назначен священник Герасим Петрович Павский [20] (впоследствии известный враг митрополита Филарета) [21]. Между прочим, выпускной экзамен по Закону Божию, состоявшийся 16 мая 1817 года, происходил в присутствии князя Голицына (исправлял должность министра народного просвещения), архимандрита Филарета (Дроздова), впоследствии знаменитого Московского митрополита, архимандрита Иннокентия (Смирнова) и о. Герасима Павского.
Первый директор Лицея, Василий Федорович Малиновский, окончил Московский университет. Интересно отметить, что он был автором книги " Рассуждение о мире и войне", в которой проводилась чисто масонская идея проекта вечного мира, при помощи международного трибунала наций, где должны были решаться все спорные вопросы международной политики.
Между прочим, в " Первой программе записок" (автобиографических) Пушкин упоминает: " Иезуиты. Тургенев. Лицей", а под датой " 1811 год" пишет: " Мое положение. Философские мысли. Мартинизм". Из этого можно заключить, что Пушкин, по-видимому, до некоторой степени отдавал себе отчет о характере педагогической среды Лицея, где ему пришлось провести 6 лет.
Из всего вышесказанного о Лицее следует признать, что это учебное заведение не могло не иметь нравственно и политически развращающего влияния. И недаром позднее Пушкин говорил: " Проклятое мое воспитание", вспоминая лицей.

 
23 марта 1814 года скончался первый директор Лицея В. Ф. Малиновский. Во время похорон, на кладбище, у могилы В. Ф. Малиновского, Пушкин и Иван Малиновский [22] (сын покойного) дали клятву в вечной дружбе.
27 марта министр народного просвещения Разумовский предлагает должность директора Лицея исправлять профессору Н. Ф. Кошанскому [23], а в правлении, кроме Кошанского и инспектора подполковника Степана Степановича Фролова, - заседать профессору А. И. Куницыну.

 
В мае 1814 года проф. Н. Ф. Кошанский заболел " нервной горячкой" и уехал для лечения в Петербург. Вместо заболевшего преподавать русский и латинский языки приглашен проф. А. И. Галич [24]. По случаю тяжкой болезни Кошанского, Разумовский предписывает конференции принять управление Лицеем, а проф. А. И. Кайданову [25] вступить в должность ученого секретаря. 13 сентября 1814 года Разумовский, ввиду затянувшейся болезни Кошанского, предписывает исполнять обязанности директора профессору Ф. М. Гауеншильду [26]. 11 января 1816 года Разумовский увольняет Гауеншильда от должности директора Лицея; " исправление оной" поручается подполковнику С. С. Фролову [27], совместно с проф. А. И. Куницыным. 27 января 1816 года Указом Императора Александра I Сенату директор Петербургского педагогического института Е. А. Энгельгардт [28] назначается постоянным директором Лицея. (Между прочим, предшественник Энгельгардта - Гауеншильд оказался впоследствии осведомителем австрийского правительства. )
Пушкин провел в Лицее 6 лет (с 1811 по 1817 г. ). Окончил он по второму разряду, имея отлично только по русской и французской словесности и по фехтованию.
Чувство " дружбы" было особенно развито у Пушкина; оно как бы компенсировало ему недостаток родительской любви и ласки в прошлом. В Лицее у него было много друзей: Пущин, про которого он позднее написал " Мой первый друг, мой друг бесценный"; Дельвиг, про которого после его смерти Пушкин писал Плетневу: " Никто на свете не был мне ближе Дельвига"; Кюхельбекер - поэт, с которым так смело и трогательно Пушкин обнялся, когда встретил его, перевозимого из Шлиссельбургской крепости в Динабургскую; Илличевский - тоже поэт; Малиновский, с которым Пушкин поклялся быть в вечной дружбе и которого трогательно вспомнил перед кончиной; Матюшкин, ставший моряком и под конец жизни бывший контрадмиралом и сенатором, которому посвятил несколько теплых строк Пушкин в своем стихотворении " 19 октября 1825 г. "; Вольховский - первый ученик, окончивший с большой золотой медалью, пленивший Пушкина своей спартанской воздержанностью и строгостью к себе; Яковлев - талантливый сочинитель романсов на слова Пушкина и Дельвига; Данзас - впоследствии секундант Пушкина на последней дуэли; Корсаков; Горчаков, с которым, правда, дружба была лишь в стенах Лицея. 19 октября - день открытия Лицея - всегда торжественно праздновался; по окончании Лицея лицеисты обычно собирались ежегодно в этот день. Пушкин посвятил этому дню несколько стихотворений: в 1825, 1827, 1828, 1831 и 1836 гг.

 
В Царском Селе, в стенах Лицея, Пушкин начал писать свои первые стихи (детские опыты до нас не дошли). Когда " при кликах лебединых" (по выражению самого поэта), уединенному в аллеях царскосельского парка юноше " стала являться муза", он внимал ей всем существом: и душой и телом. И совершалось дивное и чудное чудо: " уродливый" Пушкин превращался в эти минуты в статного, стройного, изящного и красивого юношу. Раздвигались плечи, расширялась грудь, становились прекрасными походка и плавные движения рук, голова подымалась вверх, лицо преображалось, светлело внутренним восторгом, свидетельствуя о том, что поэт " приносит священную жертву Аполлону... " " Безобразный утенок" превращался в эти мгновения в " царскосельского лебедя". С годами эти метаморфозы стали случаться все чаще и чаще и каждый раз стали оставлять после себя глубокие следы: духовный рост поэта постепенно изменял весь его телесный облик.

 
В дореволюционной русской живописи и скульптуре имеются замечательные произведения, запечатлевшие облик Пушкина в наиболее значительные моменты его " преображений". Такова, например, фигура Пушкина-лицеиста, читающего свои стихи на экзамене в Лицее, в присутствии Державина, на известной картине Репина [29]; такова фигура Пушкина (тоже написанная Репиным) на берегу моря (полотно Айвазовского); таков памятник Пушкину-лицеисту (работа академика Баха) в Царском Селе; таков барельеф поэта на памятнике 1000-летия России в Новгороде (работа Микешина); и, наконец, таков известный всей России памятник Пушкину в Москве (работы академика Опекушина). Все эти изображения Пушкина являют собою изумительные прозрения подлинного духовного и телесного облика поэта.

 
Но облик Пушкина в произведениях советской живописи и скульптуры (см., напр.: " Пушкин в портретах и иллюстрациях" под редакцией Д. Д. Благого - Ленинград, 1951) изуродован до неузнаваемости. Вместо гениального поэта мы видим комсомольца, большевика-агитатора, циничного чекиста, а в лучшем случае - тип советского орденоносного писателя, заседающего на съезде Советов...


Большую роль в деле умственного и нравственного развития лицеистов сыграла Отечественная война 1812 года. В лицейскую годовщину 1836 года Пушкин так вспоминал об этом времени:

Вы помните: текла за ратью рать, Со старшими мы братьями прощались И в сень наук с досадой возвращались, Завидуя тому, кто умирать Шел мимо нас...

В 1815 году, на лицейском акте, Пушкин прочитал свое стихотворение " Воспоминания в Царском Селе" - в присутствии самого Державина. Пушкин сам об этом сообщает так: " Я прочел мои " Воспоминания в Царском Селе", стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом...


Не помню, как я кончил свое чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли".
С этого замечательного дня можно считать, что юный Пушкин догнал своего великого учителя, самого крупного поэта XVIII века - Державина. Эти стихи Пушкина не только равны державинским, но местами - совершеннее. Знаменитые строчки, где упомянут Державин, были следующие:

Державин и Петров героям песнь бряцали Струнами громкозвучных лир.

Тремя словами охарактеризована вся сущность формы державинских стихов.
В своем романе " Евгений Онегин", в 8-й главе, Пушкин, вспоминая лицейские годы, когда ему стала являться муза, говорит о ней:

Весной, при кликах лебединых, Близ вод, сиявших в тишине, Являться муза стала мне. Моя студенческая келья Вдруг озарилась: муза в ней Открыла пир младых затей, Воспела детские веселья, И славу нашей старины, И сердца трепетные сны. И свет ее с улыбкой встретил; Успех нас первый окрылил; Старик Державин нас заметил И, в гроб сходя, благословил.


Начитанность Пушкина при поступлении в Лицей была поразительная. В Лицее он продолжал так же много и жадно читать и за 6 лет учения, к концу курса, основательно ознакомился с историей литератур: античной, всеобщей (особенно французской) и русской (как XVIII века, так и начала XIX). Лицей был строго закрытое, с интернатом, учебное заведение, но в старших классах дисциплина значительно ослаблялась и лицеисты пользовались большей свободой в общении с внешним миром. 19 октября 1814 года в Царском Селе расположился прибывший из Парижа лейб-гвардии гусарский полк, среди офицеров которого позднее оказались такие культурные и образованные люди, как Чаадаев, Каверин, Николай Раевский-младший, с которыми в 1816 году познакомился и подружился Пушкин.

 
Лицейский период поэтического творчества Пушкина, с 1813 по 1817 год, можно охарактеризовать как ученический, как пробу сил, как пробу голоса, как расправление молодых крыльев, как искание и совершенствование поэтических форм, как прислушивание к пробуждающимся порывам того чудесного душевного состояния, которое он позднее назовет божественным вдохновением. Ведь поэт только что вышел из отроческого возраста и вступил в первую весну своей юности. " Весной, при кликах лебединых, /близ вод, сиявших в тишине", стала являться ему муза, то есть в душе Пушкина родился поэтический дар. Дар этот сделался неотъемлемой частью всей жизни поэта. Все мысли, чувства, настроения, стремления, страсти, стали переплетаться с поэтическим даром. Живой по природе, игривый насмешливый ум, взрывной темперамент, рано проснувшиеся чувственные страсти стали искать себе выражения в изящных и музыкальных формах. Поэт мог бы сказать о себе словами Жуковского: " И для меня в то время было / жизнь и поэзия - одно".

 
Искренность, откровенность, прямодушие, непосредственность, честность и смелость натуры Пушкина привели к тому, что почти все поэтическое творчество лицейского периода превратилось в лирическую декларацию о своих недостатках и пороках. Анакреонтический дух этой лицейской лирики был обусловлен психологией творчества юного поэта, пожинавшего сладкие на вкус, но горькие по существу плоды порочной наследственности и порочного семейного воспитания. Только этими последними влияниями и можно объяснить наличие в лицейской лирике непристойных стихов: " К Наталье", " Монах", " Тень Фонвизина" и " Тень Баркова".

 
Главными учителями Пушкина в русской поэзии были Державин, Жуковский и Батюшков, затем Крылов и, в прозе, Карамзин. Огромное моральное влияние на Пушкина имел Жуковский, которого воистину можно назвать ангелом-хранителем поэта.

 
Лично Пушкин познакомился с Жуковским будучи еще лицеистом, в 1815 году, когда Жуковский приезжал в Царское Село. Впоследствии Пушкин так вспоминал о первой их встрече:

Могу ль забыть я час, когда перед тобой Безмолвный я стоял, и молнийной струей Душа к возвышенной душе твоей летела И, тайно съединясь, в восторгах пламенела.

Несомненно, что в душе Пушкина, наряду с гнездившимися пороками, в глубине глубин его духа притаились и высокие добродетели, и светлые мысли, и чистые чувства, посеянные и тайно выпестованные добрыми влияниями бабушки и няни. Но если своими пороками и недостатками поэт вслух громко и задорно бравировал, то прекрасные ростки своих добродетелей он старался скрыть, бережно и тайно храня их от всех, как святая святых своей души. Эту черту личности Пушкина его известный биограф П. И. Бартенев [30] глубоко и правильно определил как " юродство поэта". Соглашаясь с этим определением, проф. С. Л. Франк прибавляет от себя: " Несомненно, автобиографическое значение имеет замечание Пушкина о " притворной личине порочности" у Байрона. Об этом же особенно полно и ясно говорит митрополит Анастасий в своей прекрасной книге - " Пушкин в его отношении к религии и Православной Церкви" (Изд. 2-е. Мюнхен, 1947). " Нельзя преувеличивать, - утверждает митрополит Анастасий, - значение вызывающих антирелигиозных и безнравственных литературных выступлений Пушкина также и потому, что он нарочито надевал на себя иногда личину показного цинизма, чтобы скрыть свои подлинные глубокие душевные переживания, которыми он по какому-то стыдливому целомудренному внутреннему чувству не хотел делиться с другими <... > Казалось, он домогался того, чтобы другие люди думали о нем хуже, чем он есть на самом деле, стремясь скрыть " высокий ум" " под шалости безумной легким покрывалом".

 
В 1817 году Пушкин окончил лицей и после короткого пребывания в селе Михайловском и в селе Тригорском (где он познакомился и подружился с семьей культурной помещицы Прасковьи Александровны Осиповой) [31], поселился в Петербурге. Уезжая из села Тригорского, он написал стихотворение " Простите, верные дубравы", которое заканчивается так:

Приду под липовые своды, На скат тригорского холма, Поклонник дружеской свободы, Веселья, граций и ума.

Последние слова чрезвычайно характерны для Пушкина: в нем самом было это редкое гармоническое сочетание эстетической одаренности и ума.
В стихотворении 1825 г. " Вакхическая песня" Пушкин вновь повторил эту же мысль: " Да здравствуют музы, да здравствует разум! " В душе Пушкина были и " музы", и " разум". (Известная работа М. О. Гершензона - " Мудрость Пушкина". ) О духовном содержании поэзии и мысли Пушкина в необъятной литературе о нем вообще (со всех других точек зрения) имеется мало серьезных исследований. Кроме вышеуказанной книги Гершензона, можно указать только несколько светских авторов, писавших на эту тему: Мережковский, Айхенвальд, Франк, Струве, Цуриков, Гофман, И. А. Ильин, А. В. Тыркова, и три выдающихся работы высоких духовных писателей: архиепископа Никанора Херсонского и Одесского - " Беседа о Пушкине" (" Душеполезное Чтение", 1899), митрополита Антония (Храповицкого) - " Пушкин как нравственная личность и православный христианин" (Белград, 1929) и две работы митрополита Анастасия, первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, - " Пушкин в его отношении к религии и Православной Церкви" (Мюнхен, 1947) и " Нравственный облик Пушкина" (Джорданвилль, 1949). У последних трех авторов дается целостный, правдивый, правильный, документально точный, убедительный и живой нравственный образ Пушкина как христианина. После чтения работ этих трех авторов нельзя без чувства нравственного негодования и омерзения знакомиться с недобросовестными " исследованиями", стремящимися изобразить Пушкина атеистом, материалистом, революционером, мечтавшим о коммунизме. Ни один писатель в мире не мог бы так обрушиться на коммунизм со всей мощью своего гениального ума, со всем благороднейшим своим сердцем и со всей своей непреклонной и неподкупной волей, как обрушился бы Пушкин, будь он жив в настоящее время.

 
Период жизни Пушкина с 1818 по 1820 г. - это период " Зеленой лампы". (Название случайное: друзья Пушкина собирались у Никиты Всеволодовича Всеволожского, у которого дома была зеленая лампа. ) Всеволожский был сын камергера, богач. Служил вместе с Пушкиным в Коллегии иностранных дел. " Лучший из минутных друзей моей минутной молодости" - так иронически-грустно отзывался о нем впоследствии Пушкин. У Всеволожского собирались для кутежей, попоек, картежной игры, легких бесед, но иногда тут поднимались и политические разговоры, инспирируемые проникавшими на эти собрания членами тайных обществ (С. Трубецкой, Я. Толстой, Ф. Глинка и др. ) В жизни Пушкина этот период " Зеленой лампы" был периодом нравственных падений и политических заблуждений. Но чуткая душа поэта нашла в себе силы вылезти из нравственного болота, и символом этой победы явилось стихотворение " Возрождение" (1819).

Художник-варвар кистью сонной Картину гения чернит. И свой рисунок беззаконный Над ней бессмысленно чертит. Но краски чуждые, с летами, Спадают ветхой чешуей; Созданье гения пред нами Выходит с прежней красотой. Так исчезают заблужденья С измученной души моей, И возникают в ней виденья Первоначальных, чистых дней.

Пушкин падал, но раскаивался и подымался. Пушкин грешил, но грехов не забывал и мучился при воспоминании о них. Чрезвычайно характерно в этом отношении стихотворение " Воспоминание", написанное в 1828 г. В нем имеются такие покаянные строки:

Воспоминание безмолвно предо мной Свой длинный развивает свиток; И, с отвращением читая жизнь мою, Я трепещу и проклинаю, И горько жалуюсь, и горько слезы лью, Но строк печальных не смываю.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.