Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Наоэ-дзё» — саркастическое письмо Наоэ Канэцугу к Токугаве Иэясу, апрель 1600 г. 5 страница



27 серия

Повесть о Гэндзи (яп. 源 氏 物 語, Гэндзи-моногатари), также «Повесть о блистательном принце Гэндзи» — роман, одно из величайших произведений японской классической литературы, написанный в эпоху Хэйан. Авторство романа приписывается Мурасаки Сикибу, даме при дворе императрицы Сёси (годы правления 986—1011). Произведение состоит из 54 глав.

Горячие источники Атами. Атами – крупный туристический город в Японии, известный своими оздоровительными термальными источниками. Это живописное место расположено на восточном побережье полуострова Идзу, при этом Атами является самым близким к японской столице городом.

Саэмон-но-сукэ – титул помощника командира Левого крыла стражи Внешнего дворца.

Замок Фусими, построенный недалеко от Киото, имеет и второе название - дворец Момояма, в честь одноименной горы, на которой находится. Его построил в 1594 году Тоётоми Хидэёси. Замок Фусими, в частности, был возведен Хидэёси для проведения переговоров с дипломатами из Китая с целью окончания Семилетней войны в Корее. При строительстве правитель не скупился, для работ двадцать провинций предоставили рабочую силу – около 30 тысяч человек возвели замок за два года. По описаниям, самым примечательным помещением замка была чайная комната, в которой все было покрыто золотом. К сожалению, она не сохранилась. В начале XVII века замок был захвачен и позднее разобран, его интерьер был растащен, некоторые помещения были перенесены в другие японские замки и храмы. Так, деревянный пол замка стал потолком храма Ёгэн-Ин, который в настоящее время находится недалеко от Национального музея Киото. А следы золотой чайной комнаты найти не удалось.

Минамото-но Ёсицунэ (яп. 源 義 経, 1159 — 15 июня 1189) — полководец из клана Минамото, живший между концом периода Хэйан и началом периода Камакура. Был девятым сыном Минамото-но Ёситомо и младшим братом основателя Камакурского сёгуната Минамото-но Ёритомо. Ёсицунэ сыграл решающую роль в войне против Тайра, проявив себя блестящим стратегом и бесстрашным полководцем. Благодаря своей храбрости и необычной тактике ведения боя он во всех крупных сражениях побеждал врага, во много раз превосходившего его численно.

28 серия

ЛусонСукэдзаэмон (呂 宋 助 左 衛 門 RusonSukezaemon)(родилсяв 1565(? )) – японский купец, уроженец портового города Сакаи, перебравшийся в Камбоджу в последние годы 16 столетия. Изначально известный как Ная Сукэдзаэмон (納 屋 助 左 衛 門 ), он был сыном купца из Сакаи. В1593 или 1594 сменилимяповозвращениисЛусона (Филиппины). Разбогател на торговле в Южных морях, в частности, на продаже фарфора Тоётоми Хидэёси и другим влиятельным людям. Говорят, что даже Сэн-но Рикю высоко ценил привезённую Лусоном чайную посуду. Лусон построил себе в Сакаи дом в западном стиле и несколько лет вел роскошную жизнь, покуда не навлёк на себя гнев Хидэёси. В 1598 его огульно обвинили и конфисковали всё имущество. ЛусонбежалвКамбоджу, где снискал доверие местных властей и снова занялся торговлей.

Коя-сан (яп. 高 野 山 Ко: я-сан) — гора в префектуре Вакаяма в Японии к югу от Осаки. На горе находятся многочисленные храмы и монастыри буддийской школы сингон. Первый храм основал в 819 буддийский монах Кукай, основатель школы сингон в долине на высоте 800 м среди восьми горных пиков. Сейчас там находится около сотни монастырей, которые предлагают также ночлег паломникам. На горе находятся следующие знаменитые храмы и монастыри: Окуно-ин (奥 の 院 ), мавзолей Кукая, окружённый кладбищем; Компон-дайто (根 本 大 塔 ), пагода, которая в соответствии с доктриной школы сингон находится в центре мандалы, охватывающей всю Японию; пагода входит в комплекс Гаран; Конгобу-дзи (金 剛 峰 寺 ), главный храм школы сингон. На горе находится также фамильная гробница рода Токугава, построенная третьим сёгуном Токугава Иэмицу, из сёгунов рода в данной гробнице никто не похоронен. От Коя-сан отходит древняя тропа паломничества Кумано-кодо к синтоистским святилищам Кумано-Хонгу-тайся (яп. 熊 野 本 宮 大 社 ), Кумано-Хаятама-тайся (яп. 熊 野 速 玉 大 社 ) и Кумано-Нати-тайся (яп. 熊 野 那 智 大 社 ).

Хонда Масадзуми (1566-1637) был старшим сыном Хонда Масанобу. Как и его отец, он в основном действовал в сфере гражданских дел и был известен как хитрый интриган. Во время Зимней осады Осаки именно люди Масадзуми до нарушения мирного договора засыпали внешние и внутренние рвы замка. Он был лишен собственности в 1622 и умер в провинции Дэва в 1637.

Токугава Хидэтада (яп. 徳 川 秀 忠, 30 июля 1579 — 14 марта 1632) — 2 -й сёгун сегуната Токугава с 1605 по 1623 год. Сын Токугавы Иэясу, основателя и первого сёгуна из рода Токугава. Токугава Хидэтада родился в замке Хамамацу провинции Тотоми. Он был третьим сыном Токугавы Иэясу. После гибели старшего брата Токугавы Нобуясу, Хидетада стал основным наследником своего отца, следующим главой родаТокугава. В 1595 году Хидэтада женился на Ого, дочери Адзаи Нагамасы, племяннице Оды Нобунаги. От их брака родилось 2 сыновей и 5 дочерей. В 1600 году Хидэтада отправился с войском против Уэсуги Кагэкацу, даймё северо-восточной оконечности Айдзу, во время противостояния даймё после смерти Хидэёси. В городке Ояма провинции Симоцукэ он узнал, что союзник его врага — Исида Мицунари, глава рода Тоетоми, поднял войска в Западной Японии. Хидэтада остановил поход и вместе с отцом, Токугавой Иэясу двинулся на запад. По договоренности Иэясу выбрал прибрежный путь Токайдо, а сын — Межгорный путь. По дороге Хидэтада натолкнулся на сопротивление Санады Масаюки, хозяина замка Уэда, в провинции Синано. После нескольких безуспешных дней штурма в штаб Хидэтады прибыл посланник от Иэясу, который принёс весть о начале решающей битвы при Сэкигахара. Хидэтада бросил замок и быстро двинулся на помощь, но опоздал к битве. Отец сильно отругал сына и простил его только из-за покровительства союзных даймё. 12 апреля 1605 года Хидэтада отправился в Киото из родового замка Эдо в сопровождении стотысячного войска и 28 апреля прибыл в столицу. 24 мая Иэясу передал сыну должность сёгуна и председательство в роде Токугава. Хотя Хидэтада занимал пост главы сёгуната, реальная власть в стране принадлежала его отцу — дайдзё тэнно Токугаве Иэясу. Полномочия сына ограничивались управлением в землях Восточной Японии и формальным утверждением решений, принятых дайдзё тэнно в замке Сумпу. 14 мая 1615 года, после смерти отца, Хидэтада стал полноправным правителем Японии и начал строительство собственного авторитарного правительства. В этом же году он издал «Законы о военных домах», ограничивавшие права даймё и закреплявшие за сёгунатом статус главного арбитра всей самурайской прослойки. В 1619 году, под предлогом нарушения этих «законов», сёгун конфисковал владения Фукусимы Масанори, руководителя автономного удела княжества Хиросима, а также земли ещё 41 ненадежного даймё, преимущественно главных вассалов покойного отца, таких как Хонда Масадзуми. Для ослабления центробежных тенденций правительство вынуждало даймё участвовать в изнурительных работах по укреплению замков Эдо и Осаки. Впоследствии Хидэтада принял законы, которые ограничивали политические и имущественные права Императорского двора, столичной аристократии и духовенства. В 1620 году он выдал свою дочь Кадзуко за наследникаимператорского престола, а в 1627 году, в результате инцидента с пурпурной одеждой, добился отставки императора Го-Мидзуноо и передал императорский трон своей молодой внучке, будущей императрице Мэйсё. В области международной политики Хидэтада начал курс изоляции Японии от Запада, получивший название «сакоку». Европейцам запрещалось торговать в Японии за исключением городов Нагасаки и Хирадо. Был наложен полный запрет на импорт иностранного оружия и пиратство в японских прибрежных водах. Хидэтада продолжил репрессивную политику по отношению к христианству, начатую его отцом в 1612 году. 23 августа 1623 года Хидэтада передал должность сёгуна своему сыну Иэмицу и принял титул дайдзё тэнно. Он оставил за собой основные рычаги власти и перенес свою резиденцию в Западный двор замка Эдо. В японской историографии периода Эдо Хидэтада описывался как очень честный, но слабый духом воин. Он любил цветы — камелию и пион и увлекался чайной церемонией. На фоне прославленных Токугавы Иэясу и Токугавы Иэмицу, Хидэтада выглядел как посредственный политик. Этот негативный образ был пересмотрен новейшими историками. Именно Хидэтада заложил законодательную базу сёгуната Токугава, определив политико-социальную модель страны на следующие два с половиной века.

29 серия

Хосокава Тадаоки (細 川 忠 興, 28 ноября 1563 — 18 января 1646) — японский дайме конца периода Сэнгоку и начала периода Эдо. 1-й правитель Кокура-хана (1602—1620). В 1580 году Тадаоки получил во владение провинцию Танго. Вскоре после этого он женился на Грации (1562—1600), дочери Акэти Мицухидэ, известной своей приверженностью христианской вере. Хосокава Тадаоки перешел на сторону Тоётоми Хидэёси, на стороне которого в 1584 году участвовал в битве при Комаки и Нагакутэ. В 1590 году принял участие в военной кампании против рода Го-Ходзё. Первоначально руководил осадой замка Нарияма в провинции Идзу, затем присоединился к главной армии Тоётоми Хидэёси под Одавара. В 1590-х годах Хосокава Тадаоки сблизился с Токугава Иэясу, который помогал ему деньгами. В 1600 году Хосокава Тадаоки перешел на сторону Токугава Иэясу во время его борьбы против Исиды Мицунари. Перед битвой при Сэкигахара Исида Мицунари предпринял попытку взять в заложники Грацию вместе с семьями других даймё в Осаке, но Грация предпочла уйти из жизни, согласно желанию своего мужа, нежели оказаться в плену.

Сэмбэй — тип японских рисовых крекеров. Они бывают различных форм, размеров и ароматов, как правило, подаваемые на десерт и иногда сладкие. Сэмбэй часто едят с зелёным чаем как закуску или предлагают гостям дома в рамках вежливости. Сэмбэй, как правило, приготавливаются путём запекания или жарки на гриле, традиционно — на углях. Во время приготовления они могут быть приправлены вкусовыми соусом, которые часто сделаны из соевого соуса и мирина. Они также могут быть обёрнуты слоем нори. Кроме того, по другому рецепту они могут быть приправлены солью или «салатовой» приправой среди прочего.

Найдайдзин (яп. 内 大 臣 ) — средний министр — государственная должность в Японии до 1945 года. До Реставрации Мэйдзи средний министр по существу являлся министром двора. В эпоху Мэйдзи помимо этого исполнял функции министра-хранителя Малой государственной печати. Непосредственно занимался делами императорского семейства и замещал левого и правого министров в их отсутствие. Согласно кодексу Тайхо (702 год), должность найдайдзина являлась третьей по старшинству должностью при императорском дворе.

В сентябре 1598 года японский диктатор Тоётоми Хидэёси скончался, назначив своим преемником малолетнего сына Хидэёри. Перед смертью Тоётоми Хидэёси создал опекунский совет (" готайро " ), который должен был управлять государственными делами до совершеннолетия его сына Тоётоми Хидэёри. В состав регентского совета вошли пять крупных даймё: Укита Хидэиэ, Маэда Тосииэ, Уэсуги Кагэкацу, Мори Тэрумото и Токугава Иэясу. По-видимому, Тоётоми Хидеёси больше всего верил именно Маэде Тосииэ, поэтому ему поручил сформировать гарнизон Осаки, который должен был защищать его малолетнего сына и преемника Хидэёри.

Бунроку (яп. 天 正 тэнсё:, письменное пожалование) — девиз правления (нэнго) японского императора Го-Ёдзэя, использовавшийся с 1593 по 1596 год.

30 серия

Эдикт о запрете христианства. По мнению Тоётоми Хидэёси христиане уже сыграли свою роль, монополизация ими торговли и растущее влияние на все другие дела начинали представлять угрозу для власти и страны в целом. Гонения начались в 1587 году, когда Хидэёси приказал выслать всех миссионеров из Японии, но их число возрастало за счет прибытия испанских францисканцев. В качестве оправданий своих действий он указывал на то, что некоторые новообращенные японцы оскверняли и разрушали буддийские и синтоистские святилища. В 1596 году испанское судно Сан Фелипе, дрейфовавшее у берегов Японии, было захвачено правительством Японии как агент Западной экспансии. Группа христиан с этого корабля из священников-францисканцев и японцев были арестованы за нарушение приказа о запрете миссионерства. В 1597 году эти 26 христиан были распяты на кресте.

В 1596 году в Осаку прибыло китайское посольство с условиями мира. Династия Мин признавала Хидэёси «государём Японии» и потребовала вывести войска из Кореи — вассального ей государства. Амбициозный Хидэёси не только не принял этих условий, но и обругал посольство и лично китайского императора Чжу Цзюня (Шеньцзуна). В 1597 году война на Корейском полуострове возобновились, причём в пользу японцев сложились сами обстоятельства — оклеветанный недоброжелателями флотоводец Ли Сун Син был отстранён от занимаемой им должности, а его преемники потеряли контроль над морям. Однако японцы не смогли продвинуться на север. Даже больше, они не были в состоянии удержать завоёванные территории и отступили к южному побережью. Уже после смерти Хидэёси, Ли Сун Син разгромил японский флот в бухте Норянджин в ноябре 1598 года, лишив японцев последней надежды на благоприятный исход войны. Между тем, 18 сентября 1598 года Тоётоми Хидэёси умер. Весть об этом долетела к экспедиционным войскам в Корее практически одновременно с уведомлением о потере флота при Норянджине, и утомленные самураи немедленно начали эвакуацию домой.

Старик, заставляющий сакуру цвести – персонаж японской народной сказки «Ханасака дзидзи» (яп. 花 咲 か 爺 Ханасака дзидзи: или 花 咲 か じ い さ ん Ханасака дзи: -сан, от «ханасаку» — «цветение» и «дзидзи» — «старик»). Краткое содержание: Одна пожилая пара, у которой не было детей, очень сильно любила свою собаку. И однажды та вырыла в саду ямку, в которой старик со старухой обнаружили шкатулку, полную золотых монет. Сосед решил, что собака сможет ещё раз найти сокровища и попросил её у хозяев на некоторое время. Однако она, перерыв весь сад, нашла лишь кости, и сосед убил её, а хозяевам сказал, что она просто умерла. Огорченные, они похоронили её у инжира, под кроной которого она нашла злополучные сокровища. Но однажды ночью собака явилась старику во сне и попросила срубить дерево и сделать из него ступу. Старик наутро рассказал об этом жене, и они решили, что так тому и быть. Когда ступа была сделана, они положили в неё рис, и он в мгновенье ока обратился золотом. Жадный сосед тут же решил одолжить ступу, но в его руках рис превращался в зловонные ягоды и от злости он со своей женой разбил ступу вдребезги и сжёг. Той же ночью собака во сне сказала хозяину собрать пепел и удобрить им землю у засохшей сакуры. После этого дерево необычайно красиво расцвело, и изумлённый даймё, не оставивший такое чудо без внимания, щедро одарил супругов. Сосед в ту же минуту попытался повторить за стариком, но пепел попал в глаза даймё и за это злодея отправили в тюрьму. Когда же он вернулся, односельчане больше не желали видеть его в этих краях, а из-за его нечистого прошлого новый дом ему найти так и не удалось.

31 серия

Момотаро (яп. 桃 太 郎 ) — японский сказочный герой, названный «момотаро», то есть персиковый мальчик в честь того обстоятельства, что он появился из середины огромного персика. «Момотаро» также является названием различных книг и фильмов, описывающих историю этого сказочного персонажа.

Примерно за месяц до смерти Хидэёси продиктовал текст клятвенного обязательства, которое должны были взять на себя и строго соблюдать верные ему феодалы. Это было не первое его обращение к своим вассалам с призывом до конца исполнить свой долг перед их повелителем. Он обращался к ним еще в то время, когда отказался от политической власти в пользу своего племянника, которому передал должность и звание кампаку, а за собой сохранил звание тайко (экс-канцлера). Но особую настойчивость в этом вопросе он стал проявлять после того, как у него родился сын, который, как того добивался Хидэёси, должен был стать законным наследником власти, а все вассалы должны так же преданно и верно служить новому правителю, как они служили ему, Хидэёси.

 

Клятва в верности, которую по требованию Хидэёси должны были дать преданные ему феодальные князья, представляла собой и своего рода завещание, содержавшее ряд пунктов, касавшихся почти исключительно того, как следует вести себя его сторонникам, чтобы сохранить ту систему правления и те отношения между феодалами, которые установились при нем, и тем самым не вызвать новые распри и ожесточенные битвы в стране. При этом главные усилия они должны направить на поддержку всего рода Тоётоми, который на законном основании будет и дальше править страной. Клятва-завещание призывала всех феодалов верой и правдой служить Хидэёри, законному наследнику Хидэёси, не предпринимать ничего худого по отношению к нему и всем сердцем помогать укреплению законной власти. Торжественная церемония, во время которой пять влиятельнейших особ принимали этот клятвенный обет, происходила в столичном особняке Маэда Тосииэ, который пользовался особым расположением и доверием Хидэёси. Каждый из присутствовавших должен был скрепить это клятвенное обязательство своей подписью и личной печатью. Но и это не вселило в Хидэёси полной уверенности в том, что клятвы, которые с такой торжественностью произносились феодалами в доме Маэда Тосииэ, будут выполняться. И он за несколько дней до своей кончины, а точнее, 5 августа 1598 года собственноручно пишет коротенькое письмо всем членам «пятерки», в котором снова и снова просит, почти умоляет их позаботиться о его наследнике, не дать его погубить.

Адзаи Го (яп. 浅 井 江 Адзаи Го: ), Эё (яп. 江 与 ), Ого (яп. 小 督 Ого: ), или Сатоко (яп. 达 子 ), (1573 — 3 ноября 1626)была третьей и младшей дочерью Адзаи Нагамасы и Оити, младшей сестры Оды Нобунаги. Тоётоми Хидэёси стал приёмным отцом и защитником Эё до её замужества. Была трижды замужем, первый раз за Садзи Кадзунари, своим двоюродным братом, но развелась с ним по приказу Тоётоми Хидэёси. Вторично вышла замуж за племянника Хидэёси, Тоётоми Хидэкацу, от которого родила дочь Тоётоми Садако, но он умер из-за болезни во время Корейской войны. В 1595 году вступила в брак в третий раз с Токугавой Хидэтадой, который впоследствии стал 2-м сёгуном из династии Токугава. Она стала матерью его преемника Иэмицу.

32 серия

Маэда Тосииэ (前 田 利 家, 15 января 1538 года — 27 апреля 1599 года) — крупный японский военный и государственный деятель, даймё провинции Кага (1583—1599). Полководец и сподвижник Оды Нобунаги и Тоётоми Хидэёси. По-видимому, Тоётоми Хидеёси больше всего верил именно Маэде Тосииэ, поэтому ему поручил сформировать гарнизон Осаки, который должен был защищать его малолетнего сына и преемника Хидэёри. В апреле 1599 года 61-летний Маэда Тосииэ скончался. Ему наследовал старший сын Маэда Тосинага (1562—1614), 1-й даймё Кага-хана (1599—1605).

Мори Тэрумото (毛 利 辉 元, 22 января 1533 — 27 апреля 1625) — крупный японский даймё, 1-й правитель Тёсю-хана. В 1598 году Мори Тэрумото вошел в состав совета пяти старейшин («готайро»), созданный для управления государством до совершеннолетия Тоётоми Хидэёри, малолетнего сына и преемника Хидэёси. В конце 16 века он владел обширной территорией, которая оценивалась в 1200000 коку риса. Это означает, что он мог мобилизовать более 120 тысяч воинов.

В 1600 году Мори Тэрумото выступил против Токугавы Иэясу, но не принимал участие в битве при Сэкигахара. Во время битвы он находился в Осаке, защищая малолетнего Тоётоми Хидэёри, и сдался Токугаве после битвы при Секигахара. Токугава Иэясу, одержавший победу и ставший сёгуном, уменьшил владения Мори Тэрумото и оставил ему только провинции Нагато и Суо с доходом 369000 коку риса. В 1623 года Мори Тэрумото добровольно отказался от титула в пользу своего сына от наложницы, Мори Хидэнари (1595—1651), который стал 2-м даймё Тёсю-хана (1625—1651).

Намасу (яп. 膾, нама — сырой, су — уксус) или намасу-кири (кири — нарезанный) — блюдо японской кухни из тонко нарезанных сырых овощей и морепродуктов, маринованных в рисовом уксусе в течение нескольких часов.

Тёсокабэ Моритика (長 宗 我 部 盛 親, 1575 — 11 мая 1615) — японский самурай и даймё конца периода Адзути-Момояма и начала периода Эдо, 22-й (последний) глава рода Тёсокабэ (1599—1615), даймё провинции Тоса (1599—1600). В 1600 году Тёсокабэ Моритика, признавая себя вассалом Тоётоми Хидэёри, выступил на стороне Исиды Мицунари в его противостоянии с Токугава Иэясу. В октябре 1600 года во время битвы при Сэкигахара Моритика сражался на стороне Исиды Мицунари. После победы Токугавы Иэясу и разгрома Исиды Мицунари Тёсокабэ Моритика был лишён своих родовых владений (провинция Тоса), но по просьбе Ии Наомасы, друга его отца Тёсокабэ Мототики, ему сохранили жизнь. Моритика долго странствовал, затем поселился в Киото, где стал священником. В 1614 году Тёсокабэ Моритика поддержал восстание Тоётоми Хидэёри против сёгуната Токугава. Моритика прибыл в Осаку и присоединился к Хидэёри, который в случае своей победы пообещал вернуть ему провинцию Тоса. В 1614—1615 годах Тёсокабэ Моритика сражался под Осакой против армии Токугава. После окончательного разгрома Тоётоми Хидэёри в битве при Тэннодзи и его капитуляции Тёсокабэ Моритика пытался спастись бегством, но был схвачен и вместе с сыновьями в мае 1615 года обезглавлен. С их смертью род Тёсокабэ прекратил своё существование.

Кэйтё или Кётё (яп. 慶 長 кэйтё:, радость продолжается) — девиз правления (нэнго) японских императоров Го-Ёдзэя и Го-Мидзуноо, использовавшийся с 1596 по 1615 год.

Акаси Морисигэ (? -1618) 明 石 守 重 ). Другие имена: Акаси Тэрудзуми, Джованни Джусто. Титул - Камо-но-сукэ. Был  сыном Акаси Кагэтики и вассалом Укита Хидэиэ, даймё владения Окаяма. Крещен в 1596 г. и получил имя Джованни Джусто. Сражался при Сэкигахаре в 1600 г. на стороне Исиды Мицунари в авангарде армии Укиты Хидэиэ против войск Фукусимы Масанори. В конце сражения сдался Куроде Нагамасе. После Сэкигахары стал ронином, и о его судьбе не известно ничего до 1614г., когда он появился в кампании при Осаке, где он выступил на стороне Тоётоми Хидэёри. По одной версии он погиб при падении замка, по другой - бежал, чтобы умереть три года спустя в глубокой бедности.

33 серия

Сима Сакон (Shima Sakon (島 左 近 ), также известен как Сима Томоюки, Сима Киёоки(島 清 興 ) или Кацукатакэ (勝 猛 )) (9 июня 1540 – 21 октября 1600). Был знаменит как отличный воин и талантливый стратег. Говорили, что Сакон превосходит самого Хонду Тадакацу. Кроме того, Сакон был известен ещё и благодаря своему большому двуручному мечу. Служил клану Цуцуи, вассалам Тоётоми; после смерти своего господина, Цуцуи Дзюнкэя, которому был ближайшим и верным помощником, оставил службу. Некоторое время спустя он присоединился к Исиде Мицунари, так как тот чрезвычайно вежливо и щедро пригласил его стать одним из военачальников Западной Армии, предложив почти половину своих доходов. Сражался в битве при Сэкигахаре под знаменем клана Уэсуги. Накануне битвы он поссорился с Симадзу Ёсихиро, когда тот предложил напасть на врага ночью, а Сима был против. Под его командованием была тысяча человек, некоторые полагают, что он командовал стрелками. Погиб на поле боя от ружейного огня стрелков Куроды Нагамасы (хотя есть версия, что он был ранен, отступил, и скончался от ран только через месяц). В той же битве погибли оба его сына. Сима - довольно таинственная фигура. Его место рождения, родной клан и точный возраст в момент смерти вызывают вопросы у историков.

34 серия

Гото Мотоцугу (Матабэй) (1571-1615) - непревзойденный мастер копья, родился во 2 году эпохи Гэнки (1571 г. ) в деревне Ямасита, уезда Касай, префектуры Хёго. Его отец, Гото Мотокуни, был вассалам клана Бэссё. Когда в 1580 г. войска Тоётоми Хидеёсиосадили замок Мики, цитадель клана Бэссё, Мотокуни пришел на помощь и погиб, защищая замок.
Мотокуни предвидел падение Бэссё, но не отказался от вызова, поскольку был верным вассалом. Однако он позаботился о судьбе своего сына. В то время Матабэю, которого тогда звали Дзинтаро, было всего 6 лет. Отец поручил его заботе Куроды Камбэя, который был вассалом Тоётоми. Хидэёси во время движения к замку Мики узнал, что сын Мотокуни находится в замке у Канбэй. Он послал за мальчиком, и Дзинтаро привели в лагерь Хидэёси. Хидэёси обратился к мальчику: " Твой отец - храбрый воин клана Бэссё. А ты наверняка хорошо знаешь устройство замка Мики. Если ты нам расскажешь, что знаешь, то получишь большую награду". Он рассчитывал, что мальчик согласится, т. к. ему было всего 6 лет, однако Дзинтаро ответил: " Мой отец находится в замке, окруженном врагами. Если я расскажу вам устройство замка, это приведет моего отца к поражению. Как вы можете просить меня об этом?! " Все, кто слышал ответ маленького мальчика, включая, Хидэёси, были восхищены его храбростью. Когда Матабэй подрос, он стал участвовать в сражениях под руководством Куроды Нагамасы, сына Камбэя. Позднее Матабэй отказался от вассалитета Куроды, возмущенный переходом Куроды на сторону Токугавы. Он стал ронином и скитался по провинциям. Довольно долго он жил на родине в деревне Ямада, где проживал его дед. Многие даймё хотели заполучить Матабэй на службу, но он отвечал отказом. Однако он изменил свое решение во время Осакской кампании 1615 года. Он откликнулся на призыв Катагири Кацумото и явился на защиту замка Осака от войск Токугава. Мотивом его решения вероятно была благодарность Хидэёси, который тепло относился к нему в детстве. В зимней кампании он в качестве командира отряда участвовал в стычках с войсками Токугавы. Во время летней кампании Токугава Иэясу тайно послал ему письмо, в котором писал: " Если ты присоединишься к войскам Канто, я назначу тебя даймё клана Бансю. Разве это не будет для тебя разумным шагом - покинуть замок, который скоро падет и увидеть процветание свое и своих потомков? " Матабэй от предложения отказался. В битве при Домёдзи в окрестностях Осаки он сражался с великой храбростью и погиб в бою. Так как Матабэй воспитывался в семье даймё, бывшего христианином, считается, что он тоже был христианином.

 

«Наоэ-дзё» — саркастическое письмо Наоэ Канэцугу к Токугаве Иэясу, апрель 1600 г.

В марте 1600 г. Наоэ Канэцугу начал в Айдзу строительство новых мостов и дорог, также был построен замок Козати. А в апреле пришло письмо от Токугавы Иэясу, где говорилось, что Хори Хидэхару из замка Касугаяма сообщил о предполагаемой измене Уэсуги. В связи с чем Иэясу настоятельно приглашал Уэсуги в Киото объясниться. На Совете клана решили, что нельзя молчать после того, как Уэсуги обвинили в государственной измене. И Наоэ Канэцугу написал Иэясу ответное письмо-провокацию (Мицунари заключил секретный договор с Уэсуги Кагэкацу, на то время владетеля провинции Айдзу. Земли Айдзу находились к северу и востоку от домашней провинции Иэясу в Канто и, окруженный с обеих сторон, Иэясу оказался бы зажат между их войсками. Желая выманить Иэясу в Айдзу, советник Канэцугу послал ему это письмо. После Кагэкацу совершил покушение на жизнь и свободу вассалов Иэясу, которых тот послал на переговоры. О своей безопасности Кагэкацу не беспокоился, будучи уверен, что в случае реальной военной угрозы Мицунари нанесёт удар Иэясу в спину. ), выслав копии не только членам Совета регентов, но и большинству влиятельных даймё. Так называемое «Наоэ-дзё» (письмо Наоэ): «Во-первых, хочу дать разъяснения по поводу этих подозрений. Я слышал, ваши подозрения основываются на непроверенных слухах про Айдзу. Поскольку, не могу вас в этом винить, уверен, что в конечном счете вы узнаете всю правду. Это действительно очень печально, если вы полагаете, что мой господин Кагэкацу не провел достаточно времени в Киото. Уэсуги всего лишь два года назад поменяли феодальные владения. Если мы продолжим поездки в Киото, мы не сможем управлять нашей провинцией. Обвинять Кагэкацу в измене, основываясь только на этом, крайне неразумно. Я хотел бы увидеть лицо этого мелкого жулика, распускающего такие слухи. Вы требуете письменного поручительства об отказе от преступной измены, но как насчет письменного обязательства, которое мы закрепили, хотел бы я знать? Кагэкацу во всех землях известен, как открытый человек, ему нечего стыдиться. Я удивлен что такой великий человек как сам Иэясу, собирается обвинить нас в измене, не установив истины. Разве я был неправ, когда с полным уважением относился к вас, как к справедливому человеку? Тот факт, что вы покровительствуете семье Маэда в Кага, действительно демонстрирует ваш авторитет, как мне кажется. Как такой замечательный человек как вы, позволяет другому оставить себя в дураках, подобно Хори Хидэхару? Это действительно жалко. Вы осуждаете нас за то, что мы скупаем оружие, но это практикуют самураи со всей страны. Это гораздо лучше, чем озабоченность нелепой чайной посудой самураев Камигаты(яп. 上 方 - букв. «верхняя сторона» - район, включавший исторически г. Киото и г. Осака с окрестностями). Это не должно вас тревожить. Клан Уэсуги граничит с Хори в Этиго, Датэ, Могами, и остальными кланами. Однако, лишь господин Хори из замка Касугаяма ведёт разговоры об измене. Возможно, это является свидетельством его глупости. Если бы у Кагэкацу возникли мысли об измене, он закрыл бы границы и окружил бы замок рвом. Для чего он стал бы прокладывать дороги, тем самым позволяя врагу напасть? Решиться на такое может лишь большой глупец. В глазах любого человека сразу будет видно, кто прав. Может быть и есть такая причуда, когда в наши дни у некоторых людей возникает предательский умысел подчиниться, если на победу можно не рассчитывать. Однако, для Кагэкацу будет оскорблением, если его ставят в один ряд с такими людьми. Это лишило бы нас самурайской чести, хранимой еще со времен князя Кэнсина. Если вы намерены поверить лжецу и не собираетесь провести надлежащее расследование, тогда Уэсуги не прибудут в Киото. Действительно ли в этом вина Кагэкацу? Или же вы, Иэясу, обманщик? Пусть решает Небо. Я повторюсь. Если вы намерены поверить словам лжеца и продолжите подозревать Кагэкацу, тогда больше нет ничего, что мы могли бы сделать. Я лишь могу выразить своё разочарование, что вы, Иэясу, на деле оказались настолько несправедливым и неблагоразумным».  От Наоэ Ямасиро-но-ками Канэцугу. Оригинал хранится в г. Нагаока, Музее истории префектуры Ниигата о. Хонсю.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.