Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Наоэ-дзё» — саркастическое письмо Наоэ Канэцугу к Токугаве Иэясу, апрель 1600 г. 3 страница



Придворный титул Мицунари – второй помощник министра церемоний (дзибу-но-сё, 治 部 少 輔 ).

Хякуманбэн – названиерайонавКиото. ТакпрозвалихрамТион-дзи, расположенныйвнасеверо-востокеэтогоквартала. «Хякуманбэн» означает «миллионраз. Когда 1331 году в Киото вспыхнула эпидемия чумы, монах Куэн из храма Тион-дзи миллион раз повторил мантру «Наму Амида Буцу», чтобы остановить вспышку болезни. Позднее император Го-Годайго дал название «Хякуманбэн» храму, после чего оно распространилось на весь квартал.

Замок Осака. Тип – равнинный. Сохранность – реконструкция. Основатель – Тоётоми Хидэёси. Расположение – г. Осака, префектура Осака. Год окончания строительства – 1585. Реконструкция – 1931 г. История замка: в 1489 г. Рэннё, один из патриархов буддийской секты Дзёдо-синсю, основал в излучине реки Ёдо храм Исияма (Осака) Хонгандзи. В XVI в. Исияма Хонгандзи стал одним из центров движения икко-икки. Во второй половине XVI в. икко-икки активно сопротивлялись планам Ода Нобунага по объединению страны. Нобунага потребовалось семь лет, чтобы разбить монахов и самураев, державших оборону в Исияма Хонгандзи. Нобунага распорядился построить на этом месте новый замок. Строительство началось в 1580 г., но заканчивал замок после смерти Нобунага уже Тоётоми Хидэёси. Хидэёси решил сделать замок свой основной резиденцией. Замок был закончен к 1585 г. Хидэёси хотел во всем превзойти замок Ода Нобунага – Адзути, в результате Осака стал самым большим и мощным замком Японии и оставался таким до постройки замка Эдо. После смерти Хидэёси и победы Токугава в кампании Сэкигахара Осака стал прибежищем малолетнего наследника Хидэёси – Тоётоми Хидэёри. Постепенно туда стали стекаться все верные Тоётоми самураи, а также все недовольные правлением Иэясу. К 1614 г. в замке собралось около 90 тыс. человек, командующим был назначен Санада Юкимура. Юкимура предпринял ряд шагов по укреплению и без того неприступного замка. К западу от замка проходил канал, а к востоку — ручей. Их соединили рвом 80 м шириной и 12 м глубиной, который был заполнен водой на глубину от 4 до 8 м. Юкимура также выстроил перед воротами Хатомэ дополнительный бастион, названный позже бастионом Санада, защищенный стеной и сухим рвом с частоколом. Токугава Иэясу осадил Осака к декабрю 1614 г. Это осада вошла в историю как Зимняя кампания Осака. Все попытки штурма замка оказались безрезультатными, и Токугава пошел на переговоры. В январе 1615 г. было заключено перемирие, которое Токугава использовал себе на пользу – часть укреплений замка было снесено, а рвы засыпаны. Однако Иэясу не думал оставлять Хидэёри в покое и вскоре начал т. н. Летнюю кампанию Осака, в результате которой в упорной борьбе сторонники Тоётоми были сокрушены, а замок почти полностью разрушен. В 1620 г., при сёгуне Токугава Хидэтада, началось восстановление замка. При реконструкции от прежнего замка Осака оставили только главный двор хоммару и рвы, общий план замка был сильно изменен. Были даже разобраны и сложены заново каменные стены. Токугава старались уничтожить или переделать все, что напоминала о временах правления Тоётоми. Полностью перестройка замка была закончена к 1629 г. Донжон замка сгорел в 1665 г. от попадания молнии, основные здания сильно пострадали во время сражений реставрации Мэйдзи, оставшиеся были разрушены во время бомбардировок Второй мировой войны. Донжон замка был реконструирован из железобетона в 1931 г. Считается, что основой для реконструкции замка стала ширма «Осака Нацу но дзин», изображающая летнюю кампанию Осака. Ширма была написана в начале XVII в., и достоверно неизвестно, какая версия донжона (Тоётоми или Токугава) послужила прототипом. Замок имеет статус «Особый исторический объект». Некоторые сохранившиеся до наших дней постройки имеют статус «Важная культурная собственность»: башни Сэнган ягура, Инуй ягура, Рокубан ягура, Итибан ягура, Киммэйсуй идо яката, Энсёгура, Канагура, Тамон ягура; ворота Отэмон, Сакура Мон; стены хэй.

Като Киёмаса (яп. 加 藤 清 正 Като: Киёмаса, 25 июля 1561 — 2 августа 1611) — японский государственный и военный деятель, самурайский полководец и даймё (феодал), живший на рубеже периодов Адзути-Момояма и Эдо. Като Киёмаса родился в семье кузнеца в провинти Овари, но в 18 лет поступил на службу к воему набиравшему силу земляку — полководцу Тоётоми Хидэёси. В 21 год Като участвовал в битве при Сидзугадакэ, проявил беспримерное мужество, и уже в 26 лет получил замок Кумамото на Кюсю. К 1592 году он уже пользовался таким доверием Хидэёси, что ему было поручено вместе с Кониси Юкинагой и Куродой Нагамасой возглавить авангард войск, отправлявшихся в Корею. Жестокость Като вскоре стала легендарной. Во время этой кампании корейцы называли его Кисёкан, «полководец-дьявол». В 1597 г. Хидэёси вновь напал на Корею, и опять Като командовал одной из передовых частей. Поход не оказался для японской армии успешным, но слава Като как отважного и упорного воина только возросла. Окруженный со своими войсками в местечке Ёлсан, Като отчаянно сражался с превосходящими силами противника, хотя Кониси хотел уже было просить мира. Като не забыл его предательства. Смерть Хидэёси в 1598 г. повлекла за собой прекращение корейской кампании и раздоры между правящими кланами. Часть их продолжала поддерживать наследников Хидэёси, и среди них Кониси. Другие же перешли на сторону Токугава Иэясу. Като поддержал Иэясу, хотя долго и преданно служил Хидэёси. Причин тому называли две. Во-первых, Като понял, что именно Иэясу вскоре овладеет всей Японией и что если он, Като, будет в хороших отношениях с Токугава Иэясу, наследник Тоётоми Хидэёси сможет уцелеть. Во-вторых, Като хотел добраться до Кониси, который предал его в Корее. После битвы при Сэкигахаре, во время которой Като находился на Кюсю и грабил земли Кониси, Като встретился с Иэясу в замке Нидзё, чтобы обсудить будущее Хидэёри, наследника Хидэёси. Хидэёри тоже присутствовал на этой встрече. Говорят, что Като спрятал за пазухой кинжал, чтобы убить Иэясу, если жизнь молодого наследника окажется под угрозой — смелый поступок, если учесть, что Иэясу был уже фактически правителем Японии. Перемирие длилось десять лет, но в 1611 г. Като внезапно умер в относительно молодом возрасте 50 лет. Некоторые считают, что его отравили по приказу Иэясу. Теперь у Токугава Иэясу были развязаны руки, и в течение нескольких лет клан Тоётоми был полностью уничтожен. Мужество и прямота Като, а также его умение строить крепости, принесли ему широкую известность. Он был воином от начала до конца, ставил боевое искусство выше всего и пренебрежительно отзывался даже о поэзии. Наставления показывают его целеустремленность, спартанский дух и неустанно повторяют: первой обязанностью самурая в начале XVII столетия было «взять в руки меч и умереть». Современники описывают его как наводящего ужас, хотя и не лишенного приветливости, человека, подлинного лидера и вождя. Вот одно его высказывание: «Говорят, что низшие всегда пытаются соперничать с высшими. Поэтому, если полководец проявит хоть чуточку слабости, его подчиненные станут непослушными. А разве не сказано, что разум полководца передается десяти тысячам подчиненных? »

Тятя – старшая дочь Оити, сестры Оды Нобунаги. Оити перед смертью отправила к Тоётоми Хидэёси трёх дочерей, ставших женами знатных политиков Японии. Старшая и самая известная, Ёдо-доно стала наложницей Тоётоми Хидэёси. Она стала известна как Ёдо-доно или Ёдогими (имя, данное данное ей Хидэёси от названия замка Ёдо), и родила ему двух сыновей, в том числе его наследника Тоётоми Хидэёри. Ёдо-доно и Хидэёри погибли вовремя осады Осакского замка.

15 серия

Таю (яп. 太 夫 、 大 夫 таю:, тайфу, дайфу, дословно «дафу», чиновник в Китае) — высший ранг дорогих японских проституток (аналогичны ойран). Таю отличаются от гейш более богатой одеждой (сверху на кимоно надевают вышитую накидку утикакэ) и тем, что повязывают шитый золотом пояс спереди, а не сзади, как гейши. Причёски таю соответствуют причёскам майко, но у таю они намного больше украшены. В частности, в передний пучок причёски вкалывается восемь кандзаси-шпилек. В причёске таю три гребня, а у гейш — лишь один. Таю, как и гейши, белят лицо, а также чернят зубы. Обувь таю — очень высокие деревянные сандалии «гэта» с тремя «ножками», называемые самбонъаси (яп. 三 本 足, «три ноги»). Они надеваются на босу ногу; гейши же носят таби.

Ёсино-таю (яп. 吉 野 太 夫 ёсино таю:, настоящее имя — 松 田 徳 子, Мацуда Норико). Родилась в семье самурая. Продана в Рокудзё мисудзи-мати (яп. 六 条 三 筋 町 рокудзё: мисудзи мати), первоначальное название Симабары, в семилетнем возрасте, стала там камуро. Ёсино быстро поднялась по карьерной лестнице и стала одной из образованнейших женщин своего времени. Её друзьями были влиятельные люди, в частности, монах Нитирэн, основавший секту Нитирэн-сю. Ёсино проводила много времени в беседах с ним, а также оказывала финансовое покровительство храму Дзёсё-дзи (яп. 常 照 寺 дзё: сё: дзи, дословно «постоянно сияющий храм»). В 26 лет Ёсино выкупил Дзёэки Хаия (яп. 灰 屋 紹 益 хаия дзё: эки), наследник одной из самых богатых купеческих семей города. Ёсино стала его женой. Однако всего через 12 лет, 7 октября 1643 года Ёсино умерла от болезней. Она была похоронена на земле храма Дзёсё-дзи, к её могиле каждый год совершается театрализованное паломничество «Ёсино-таю хана куё» (яп. 吉 野 太 夫 花 供 養 ёсино таю: хана куё:, поминальная цветочная служба по Ёсино таю). В нём участвуют оставшиеся в Симабаре таю.

Фукуси́ ма Масано́ ри (яп. 福 島 正 則, ふ く し ま ま さ の り, 1561 — 26 августа 1624) — японский военный и политический деятель, полководец периода Адзути-Момояма. Фукусима Масанори родился в 1561 году в деревне Футацудэра уезда Кайто провинции Овари в семье сельских ремесленников. Его отец — Итибэй (яп. 市 兵 衛, い ち べ え; ) — был бондарем. Мать происходила из крестьянского рода Киносита и была родной тётей Тоётоми Хидэёси. В ходе кампании против рода Ходзё в 1590 г. Масанори участвовал в атаке на замок Нираяма, хотя войскам Токугава, к которым он был присоединен, и не удалось захватить замок. Когда началась война в Корее (1592-1598), Масанори владел землями в провинции Иё (о. Сикоку) и выставил 4 800 чел., вошедших в состав так называемой 5-й дивизии наряду с войсками Тёсокабэ и Хатисука Иэмаса. В ходе войны контингент Масанори не вошел в силы первого удара и ему пришлось заниматься в основном подавлением партизанского движения в захваченных провинциях. После войны Масанори получил большие земельные угодья в родной провинции Овари с доходом 200 000 коку. Это давало ему значительную экономическую и военную мощь. После смерти Тоётоми Хидэёси в 1598 г. Токугава Иэясу укрепил связи с Масанори, отдав ему в жены свою приемную дочь. В 1600 г., когда началась война между Исида Мицунари и Токугава Иэясу, Масанори встал на сторону последнего, как и многие другие боевые командиры Корейской войны (большинство из них питало неприязнь к Исида Мицунари, не отличавшемуся военным талантом и выполнявшему в ходе войны роль инспектора армии). В ходе кампании Фукусима Масанори и Икэда Тэрумаса осадили замок Гифу в провинции Мино. Во время штурма произошел курьезный случай – ни Масанори, ни Тэрумаса не хотели уступать право атаки замка первым, и делу чуть не дошло до стычки между двумя командирами. К счастью, был найден компромисс – Икэда согласился атаковать задние ворота замка, и оставил Масанори главные ворота. После взятия Гифу армия Масанори присоединилась к главным силам Токугава Иэясу и Масанори досталось почетное место в первых рядах. Его право начать сражение первым, однако, оспорил Ии Наомаса, стоявший в арьергарде, который с 30 всадниками ринувшийся на отряды Симадзу. Масанори отличался необузданным нравом и, несомненно, чувствовал себя задетым, но несмотря на это, его войска вели себя достойно, сражаясь с войском Укита Наоиэ и в результате сломив его сопротивление. После битвы при Сэкигахаре доход Масанори возрос до 498 000 коку. Несмотря на такое вознаграждение, Иэясу никогда полностью не доверял Масанори, помня его преданность Хидэёси. Когда в 1614-15 гг. Масанори просил разрешить ему участвовать в осаде Осакского замка, ему было отказано и он был оставлен в Эдо, столице Токугава. После смерти Иэясу в 1616 г. его сын и новый сёгун Хидэтада обвинил Масанори в плохом управлении и сослал его в Каванакадзима (провинция Синано) с доходом всего 45 000 коку.

Ни́ ндзя (яп. 忍 者 — скрывающийся; тот, кто прячется < 忍 ぶ «синобу» — скрывать(ся), прятать(ся); терпеть, переносить + 者 «моно» — суффикс для людей и профессий) другое название синоби (忍 び кратко < 忍 び の 者 «синоби-но моно») — разведчик-диверсант, шпион, лазутчик и наёмный убийца в средневековой Японии.

Отани Ёсицугу (яп. 大 谷 吉 継 О: тани Ёсицугу, 1558 или 1565 год – 21 октября 1600 года) — японский самурай эпох Сэнгоку и Адзути-Момояма. Известен также по своему придворному титулу Гёбу-но-сё (яп. 刑 部 少 輔 Гё: бу-сё::, " младший советник по наказаниям" ). Родился в в 1558 или 1565 году в провинции Оми (на территории нынешней префектуры Сига на Хонсю) в семье вассала Отомо Сорина или Роккаку Ёсикаты. Позже стал одним из соратников Тоётоми Хидэёси. Участвовал в Кюсюйской кампании, был одним из посланных в Корею Трёх Наместников вместе с Маситой Нагамори и Исидой Мицунари. Ёсицугу служил под титулом Гёбу-но-сё (младший советник по наказаниям) в 1585. К тому времени Ёсицугу уже вошел в число элиты и приближенных Хидэёси. Согласно официальному документу Уно Мондо Никки, написанному как отчеты для Кеннъо, Ёсицугу и Мицунари были среди людей, что сопровождали Хидэёси в Аримский онсен в сентябре того же года и сидели с ним в одном источнике. Существует довольно известная история о том, как он заболел проказой. В 1586 году, по время его пребывания в Осаке, поднялось волнение, и Ёсицугу отправился самолично его подавить. Во имя Хидэёси он порубил тысячу человек, но их грязная кровь и куски внутренностей как-то попала в его тело через раны, и заразила его.

Канрэй (яп. 管 領 ) — должность в центральном аппарате сёгуната Муромати. Канрэй выполнял функции советника сёгуна и заведующего всеми политическими делами в Японии. Изначально должность называлась сицудзи (яп. 執 事 ). Название «канрэй» закрепилось с 1336 года, после назначения на эту должность Сибы Ёсимасы. С конца XIV века канрэями поочерёдно назначали глав самурайских родов Хосокава, Сиба и Хатакэяма, которые были родственниками правящего дома сёгунов Асикага. Их называли «три канрэйских рода» (яп. 三 管 領, сан-канрэй). Кроме канрэев центрального правительства в Киото, существовал институт канрэев региона Канто (яп. 関 東 管 領 ), которые были составляющей Камакурской администрации. Члены рода Уэсуги занимали должность канрэя Канто вплоть до упразднения этого поста в 1552 году.

Система двенадцати рангов (яп. 冠 位 十 二 階 канъи дзю: никай, «12-ступенчатая система головных уборов и рангов») — система званий и чинов в древней Японии, внедрённая в 603 году принцем-регентом Сётоку. Первая японская чиновничья система китайского типа. В исторической литературе иногда называется Табель 12 рангов или Система рангов Сётоку.

Сэн-но-Рикю родился в 1522 году, дата его рождения приходится на середину эпохи «Воюющих государств» (1467–1568). В детстве Рикю носил имя Танака Есиро, его отец впоследствии принял фамилию Сэн для всего своего рода. Семья входила в купеческую гильдию по оптовым продажам в городе Сакаи. С ранних лет посвятив себя искусству Чая, Рикю в последствии становится одним из главных экспертов «Тяною» в регионе Сакаи, а затем ответсвенным лицом по развитию чайных отношений. Когда Рикю исполняется 50 лет, он получает приглашение на службу к военному правителю Ода Нобунага. После болезни Нобунага в 1582 году, мастер продолжил свою службу у его приемника, Тоётоми Хидэёси, и стал его доверенным лицом. В 1582 году он ассистировал Хидэёси в чайном действии, организованном для императора Огимати и проводившемся в императорском дворце чайном собрании по случаю избрания Хидэёси в совет регентов. По случаю этого события мастеру было присвоено буддийское имя и титул — Рикю Кодзи. В течение своей службы у Нобунаги и, особенно, у Хидэёси Рикю развил стиль «простоты» («ваби соан»), доведя его до своего апогея, и эффективно преобразовал Чайную практику в философию жизни. Это знание лежит в основе современного искусства «Тядо» — Пути Чая. Влияние Рикю на современную ему политическую и культурную жизнь, сказывалось на его отношениях с Хидэёси, которые приобретали все более напряженный характер. В результате Хидэёси приказал Рикю совершить сэппуку. Рикю выполнил приказ на 28 день второго месяца 1591 года. Его семья была выслана из Сакаи. Впоследствии его потомки были «амнистированы», им было разрешено вернуться в Сакаи, возглавить школу Чая, возвращены дом и часть имущества. Потомки Сэн-но-Рикю возглавляют основные чайные школы в Японии, центр которых находится в районе Камикё-ку в Киото.

Нэнэ (ね ね, 1546-1624), также известная как Онэ (お ね ) или Сугаихара Ясуко. Была главной женой Тоётоми Хидэёси. Также она известна под титулом «Кита но Мандокоро». Когда они поженились, ей было всего 13 лет, а Хидэёси — 25. Хидэёси добился присвоения Нэнэ придворного звания — сначала третьего, а затем и первого ранга. Ее покои располагались в западной части Осакского замка. После смерти Хидэёси новый правитель страны Токугава Иэясу выделил ей «на булавки» 13 тыс. коку риса. Она умерла в 1624 году в возрасте 76 лет и была похоронена в одной могиле с Хидэёси на территории храма Кодайдзи.

Тоётоми Хидэцугу (豊 臣 秀 次, 1568 — 15 июня 1595) — японский даймё периода Сэнгоку, племянник и вассал Тоётоми Хидэёси. Сын старшей сестры Тоётоми Хидэёси, был принят в клан Миёси и получил имя Миёси Нобуёси. Позднее в честь своего знаменитого дяди получил новое имя — Хасиба Хидэцугу. В 1582 году Тоётоми Хидэёси пожаловал своему племяннику во владение домен в провинции Оми с доходом 400 000 коку риса. Его резиденицей стал замок Омихатиман. Тоётоми Хидэцугу хорошо послужил своему дяде в битвах при Нагакутэ (1584), Нэгородзи (1585), на Сикоку (1585) и во время осады Одавара (1590). В 1590 году Тоётоми Хидэкацу был назначен управляющим замка Киёси в провинции Овари, который раньше принадлежал Оде Нобукацу. В следующем 1591 года Тоётоми Хидэёси, лишившись малолетнего сына-наследника Цурумацу, усыновил Тоётоми Хидэцугу и передал ему должность кампаку. Тоётоми Хидэёси прибыл в Киото и поселился в резиденции, построенной его дядей. Хидэёси официально объявил Хидэцугу своим преемником. Однако, когда Тоётоми Хидэцугу отказался участвовать в войне в Корее, их отношения с дядей оказалаись натянутыми. Тоётоми Хидэёси руководил военными действиями в Корее, а его племянник — внутренними делами государства. В 1593 году у Тоётоми Хидэёси от наложницы родился сын Хидэёри, отношения между Хидэцугу и Хидэёси окончательно испортились. В 1595 году Тоётоми Хидэцугу был обвинен дядей в подготовке государственного переворота и по его приказу совершил ритуальное самоубийство (сэппуку) на горо Коя-сан. Вскоре по распоряжению Тоётоми Хидэёси были убиты его жена, дети и наложницы.

Младший брат Хидэёси, Хидэнага, который известен также под именем Коитиро, участвовал в военных кампаниях, которые вел Хидэёси, получил довольно высокие должности — сначала государственного советника третьего ранга, а затем старшего советника (дайнагона). Он умер в 1591 году в возрасте 52 лет.

Реформы Хидэёси в области аграрных отношений (проведенный по его приказу обмер полей, или земельный кадастр), получившие наименование «Тайко кэнти», включали целый комплекс мер, касавшихся системы землепользования, социального положения крестьян, развития сельскохозяйственного производства, управления деревней и др. Осуществляя земельную реформу, Хидэёси преследовал несколько целей. Главные из них состояли в том, чтобы: -восстановить и развить сильно пострадавшее в период междоусобных войн сельское хозяйство, добиться значительного повышения сельскохозяйственного производства и на этой основе резко увеличить поступления в государственную казну, которая к тому времени практически была пуста;

- усмирить крестьян путем дальнейшего их закрепощения и строжайшей регламентации их труда и быта;

- насадить в деревнях систему круговой поруки и взаимной слежки, чтобы избежать в будущем массовых крестьянских выступлений;

- укрепить позиции местных феодалов — выразителей интересов Хидэёси и полномочных представителей новой власти, многие из которых своим выдвижением были обязаны ему, щедро награждавшему их огромными земельными владениями, нуждавшимися в мирное время в тщательном обследовании и переписи;

- установить жесткие социальные рамки, разделив японское общество на строго изолированные друг от друга слои населения, не допуская их смешения.

Кобаякава Хидэаки по прозвищу Кинго (小 早 川 秀 秋, 1577 — 1 декабря 1602) — японский военачальник, племянник и приёмный сын Тоётоми Хидэёси. Пятый сын самурая Киноситы Иэсады (1543—1608), двоюродного брата Тоётоми Хидэёси. Нэнэ, сестра Киноситы Иэсады, была женой Тоётоми Хидэёси. Его наставником был Курода Камбэй. В 1584 году он был усыновлен Тоётоми Хидэёси и получил имя Хасиба Нидэтоси и Сюсэн. Затем, после того, как у Тоётоми Хидэёси родился сын и наследник Хидэёри, он был вновь усыновлён Кобаякавой Такакагэ (1533—1597), верным вассалом и соратником Хидэёси. Принял новое имя — Кобакаява Хидэаки. В 1597 году после смерти своего приемного отца Кобакаява Хидэаки унаследовал его домены в провинциях Иё на Сикоку и Тикудзэн на Кюсю с доходом в 350 000 коку риса. В 1597 году 20-летний Кабакаява Хидэаки был назначен Тоётоми Хидэёси номинальным главнокомандующим японской армии во время второй кампании в Корее (1597—1598). После смерти Тоётоми Хидэёси Кобакаява Хидэаки принял участие в гражданской войне между Токугава Иэясу и Исида Мицунари. В 1600 году до битвы при Сэкигахара он находился в Осаке и заявлял о своей поддержке Исида Мицунари. В действительности же Кобакаява Хидэаки планировал предать Исида Мицунари и вёл тайные переговоры с Токугава Иэясу. Исида Мицунари, чтобы окончательно привлечь Кобакаява на свою сторону, обещал передать ему два домена вокруг Осаки и должность кампаку. Во время решающей битвы при Сэкигахара Кобакаява Хидэаки командовал крупным отрядом (16 500 чел. ). В начале сражения между восточной (Токугава Иэясу) и западной (Исида Мицунари) армиями Кобакаяма занимал крайнюю позицию на правом фланге, на горе Мацуояма. В самый решающий момент битвы Исида Мицунари приказал зажечь сигнальный огонь для отряда Кобакаява. Однако Кобакаява не двинулся с места, и Иэясу, начинавший сомневаться в том, что Кобакаява, согласно договоренности, выступит на его стороне, приказал своим генералам, чтобы они открыли по нему огонь, дабы посмотреть какова будет его реакция. Тогда Кобакаява Хидэаки со своим отрядом спустился с занимаемых позиций и ударил на позиции западной армии Исида Мицунари. Токугава Иэясу одержал полную победу на своим противником и позднее стал сёгуном Японии. После победы в битве при Сэкигахаре Кобакаява Хидэаки руководил успешной осадой замка Саваяма, обороной которого руководили Исида Масацугу и Исида Масазуми, отец и брат Исиды Мицунари. Токугава Иэясу передал Кобакаяве Хидэяки в качестве награды домен разгромленного клана Укита, состоящий из провинций Бидзэн и Мимасака на острове Хонсю с доходом в 550 000 коку. 1 декабря 1602 года 25-летний Кобакаява Хидэаки сошёл с ума и внезапно скончался, не оставив после себя наследников. После его смерти клан Кобакаява прекратил своё существование, а его земли были переданы сёгунатом соседнему клану Икэда.

16 серия

«Будешь служить в конной страже». Умамавари — отряд самураев-телохранителей, охранявших высокопоставленных лиц.

Хирано Нагаясу (1559-1628) с малых лет был вассалом Тоётоми Хидэёси, т. к. юному Хидэёси служил еще его отец Нагахару. В битве при Сидзугатакэ (1583 г. ) Нагаясу входил в число охранников Хидэёси. В решающий момент битвы Тоётоми послал своих телохранителей в бой, и наиболее отличившиеся получили почетное звание " семь копий Сидзугатакэ" (Сидзугатакэ но ситихон яри). В их числе был и Хирано. После победы в битве он получил в награду имение в провинции Кавати с доходом в 3 тыс. коку риса. В ходе кампании при Комаки-Нагакутэ (1584 г. ) Нагаясу принял участие в стычке у форта Футарибори. После смерти сюзерена Нагаясу примкнул к Восточной коалиции Токугавы. В кампании Сэкигахара (1600 г. ) он был в составе корпуса Токугава Хидэтада, который опоздал к основной битве при Сэкигахара. Нагаясу продолжил служить Хидэтаде и в 1612 г. был переведен в замок Нидзё (Киото). В 1615 г. он попытался примкнуть к осажденным в замке Осака сторонникам Тоётоми Хидэёри, но получил отказ. Несмотря на попытку предательства, Нагаясу не был репрессирован сёгунатом Токугава и служил в ранге хатамото до самой смерти, настигшей его в 1628 г.

Поход на Кюсю. На острове Кюсю были расположены обширнейшие поместья, владельцы которых, пользуясь отдаленностью своих территорий от центра, воли себя независимо, полностью игнорируя центральную власть и нисколько не опасаясь какой-либо реакции с ее стороны. К тому же феодалы на Кюсю обладали достаточно большой военной мощью, что длительное время надежно ограждало их самостоятельность от возможных посягательств. Однако были и еще некоторые причины, побуждавшие Хидэёси с особой тщательностью готовиться к покорению этой части страны. Во-первых, Кюсю служил как бы конечным пунктом на торго­вом пути из Японии в заморские страны и первым привалом на японской земле для японских и иностранных судов, которые с товарами прибывали в Японию. Это обстоятельство ловко использо­вали местные князья в интересах личного обогащения. Не считаясь с волей центральных правителей, они самостоятельно снаряжали морские экспедиции и отправляли их на поиски выгодных объектов заморской торговли. Более того, эти князья поощряли даже пиратские набеги на соседние приморские страны, когда они сулили им экономическую выгоду. Тоётоми Хидэёси, понимавший толк во внешней торговле и ее выгодах для экономического развития страны, не мог смириться с тем, чтобы кому-то только благодаря выгодному географическому расположению их владений доставались огромные прибыли от заморской торговли. Во-вторых, Кюсю стал своего рода прибежищем, где находили защиту и помощь христианские миссионеры, усиленно насаждавшие здесь католическую религию. И хотя Хидэёси, особенно на первых порах, открыто не выступал против христианства и продолжал проводить линию Оды Нобунаги в этом вопросе, он, тем не менее начал склоняться в сторону негативного отношения к мис­сионерской деятельности европейцев, которые все больше укрепляли и расширяли свои позиции в Японии, чему в немалой степени способствовали феодалы Кюсю, часть, которых приняла новую веру. Следует указать еще на одну причину. За год до начала похода на Кюсю, в 1586 году, Хидэёси принял в своем замке в Осака представителей ордена иезуитов. Во время этой беседы он рассказал о своем намерении осуществить карательную экспедицию на Кюсю, а после покорения острова двинуть войска на материк с целью захвата Кореи и Китая. Хидэёси раскрыл перед ними свои планы покорения территорий, лежащих в южной части Тихого океана, и даже распространения своего влияния на обширный район Югo-Восточной Азии. Видимо, это было сделано специально в расчете на то, чтобы получить реальную помощь от Португалии. По свидетельству иезуитов, Хидэёси добивался их содействия в том, чтобы Португалия предоставила ему два больших корабля, на которых можно было бы перебросить войско на материк для по­корения Кореи и Китая. Со своей стороны, он обещал не только не препятствовать распространению христианства в Японии, но и всячески содействовать этому. Он обещал после захвата Кюсю распределить земли провинции Хидзэн (на северо-западе острова) между феодалами, принявшими христианскую религию, и даже, город Нагасаки передать в собственность ордену иезуитов, а в случае покорения Китая обратить в новую веру чуть ли не половину населения всей Японии.

Дайдзё-дайдзин (яп. 太 政 大 臣 Дайдзё: -дайдзин, «министр высшей политики») — должность главы императорского правительства Японии в VII—XIX веках, наивысшая должность главного государственного ведомства — Высшего Государственного Совета (дайдзёкана). В западной историографии часто переводится как «Министр Высшей политики», «Главный министр», «Премьер-министр».

Комацу-химэ (小 松 姫 (1573 –27марта 1620) – также известна под именем Ина-химэ (稲 姫 ), дочь Хонды Тадакацу, приемная дочь Токугавы Иэясу, жена Санады Нобуюки. Современники описывали ее как красивую и очень умную женщину. После битвы за замок Уэда она и ее отец пребывали в восхищении военным искусством рода Санада. ТокугаваИэясуличноустроилеебраксСанадойНобусигэ. В 1600году, когдаНобусигэрешилвстатьнасторонуТокугавы, егоотецМасаюкиибратНобусигэ, оставшиесяврагамиИэясу, подорогевзамокУэдаостановилисьузамкаНумата, которымуправлялаКомацу-химэ, Масаюкипередалейсообщение «Яхочувидетьсвоихвнуков». В ответ Комацу-химэ вышла к нему в полном боевом облачении и сказала: «Раз мы оказались врагами, я не впущу вас в замок, пусть даже вы мой свекор». МасаюкииНобусигэудалилисьвближайшийхрами очень удивились тому, что вскоре после них там появилась Комацу-химэ вместе с детьми, чтобы исполнить просьбу Масаюки. ПослебитвыприСэкигахаре, когда Масаюки и Нобусигэ были в ссылке, она посылала им продукты и все необходимое. Комацу-химэ считают хорошей женой и мудрой матерью  (ryō saikenbo良 妻 賢 母 ). ОнаумерлавКоносу, провинцияМусаси (нынегородКоносувпрефектуреСаитама) ввозрасте 47 лет, подорогенагорячиеисточникиКусацу. Нобуюкиоплакивалеекончину, говоря, чтосветочвегодоме угас. ВмузеезамкаУэдаможноувидетьееличныевещи, втомчисле, паланкин.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.