|
|||
Гласные. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21 Гласные
Сначала я буду вести разговор о гласных с помощью воображения. Моя задача — вызвать почтение к гласным и пробудить восприимчивость к этим звукам. Это избавит от безликого физиологического подхода к ним. Физическая природа гласных изначально музыкальна. Источником этого служит сближение голосовых складок, предполагающее образование соответствующих форм гласных по сигналам из коры головного мозга. Этим сближением изменяется резонаторная высота гласных на дыхании или с вибрациями. Представим модель этого процесса. Вытяните губы вперед, " надув" их, и выдохните. Прислушайтесь к высоте тона. А теперь растяните губы, образуя " оскал' выдохните через этот " оскал" рта. Убедитесь в том, что Ваш язык полностью свободен и дыхание попадает прямо на губы. Вы должны будете уловить низкий тон, содержащийся в дыхании при вытягивании губ вперед, и высокий тон при растягивании их в стороны. В ответ на возникшую в Вашем сознании необходимость сформировать звук " о" голосовые складки образуют круглую форму, напоминающую " надутые губы", воспроизводя в миниатюре низко резонирующий звук. В ответ на необходимость образовать звук " и—и" голосовые складки притягиваются друг к другу, а воздух или вибрации, проходящие через образовавшееся в результате этого притяжения узкое пространство, несут в себе гласный звук более высокого тона. Основные категории гласных изменяют свои очертания между голосовыми складками, создавая изначальную разницу в высоте тона, заложенную в них природой. Для более утонченного различия гласные нуждаются в поверхностях мягкого нёба, стенках зева, языке и губах, мускулы которых, видоизменяясь, также участвуют в образовании этих гласных. Формирование гласных на голосовых складках глубоко уходит своими истоками в процессы, регулируемые непроизвольной нервной системой. В интересах сохранения присущих гласным музыкальных качеств все последующие изменения, связанные с образованием гласных, должны основываться на высокой восприимчивости артикуляционных мышц. Всякое напряжение, перехватывающее дыхание, изменяет высоту тона, внутренне присущую каждому гласному звуку. Обнаружить эту высоту можно лишь благодаря свободному голосу. Высота тона, заложенная при формировании гласного, вовсе не означает, что " и" не может быть сказано низким тоном, а " о" — высоким. Предпочтение определенной высоты при формировании гласного или влияние настроения, диктующего другую высоту, способствует выразительности голоса, привлекающего внимание собеседника. Попробуйте сказать слово " спи" так, словно говорите его ребенку: легко, умеренно высоко и напевно. В голосовом диапазоне есть место, где происходит свободное слияние звука " и" со средним-верхним резонансом голоса. " И" — единственный звук, образующийся при этом слиянии. А теперь произнесите слово " спи" так, будто гипнотическое действие, внушаемое этим словом, для эффективности должно питаться из глубины грудного резонатора. Прислушайтесь к низкочастотному грудному резонатору в гармонии с другой частотой, присущей гласному. В этом выражается естественное богатство и текстура речи. Легче всего услышать гармонические волны там, где высота гласного при произнесении и высота, присущая ему от природы, совпадают. Чтобы гармонии других гласных были услышаны так же определенно, необходим хороший тренинг слуха. Попробуйте сказать слово " ум" сначала медленно, сонно и низко. Затем повторите быстро и возбужденно. Высота, присущая " у", — низкая. Гармонические волны приходят с энергичностью речи, которая повышает голос. Работа здесь сводится к тому, чтобы помочь восприимчивым мышцам без напряжения подхватить двигательный импульс коры головного мозга, а затем оставить эти мышцы функционировать непроизвольно.
Критерием эффективности образования гласных звуков должна быть экономичность в затрате мышечных усилий. Без этого теряется мышечная способность к восприимчивости и, в свою очередь, та музыкальность, которая присуща природе гласных. Весь мой практический опыт показывает: если гласные могут быть сформированы без привлечения к этому процессу челюсти, — это только к лучшему, потому что способствует большему резонированию этих гласных. При участии челюсти в образовании гласных тратится больше энергии, чем при участии мышц языка и губ. Изоляция губ и языка от челюсти очень важна для ясности произнесения. Для того чтобы во время дикционных упражнений для губ и языка держать рот хорошо открытым, а челюсть неподвижной, студента просят положить между зубами небольшую пробку и прикусить ее. Чтобы создать большее препятствие, пробку иногда используют в длину. Я слышала однажды, как реплика из Шекспира была подвергнута этому насильственному испытанию. Результат — грубое гримасничанье, лишающее речь музыкальности. Основополагающим в работе над гласными является прежде всего процесс освобождения голоса и развитие способности к восприимчивости. На этом новом этапе способность к физическому самоосознаванию соединяется с практическим опытом ощущения себя через свой голос. Теперь можно обратиться к собственному слуху, чтобы точно услышать, выбрать и воспроизвести звук, не имитируя его. Вы можете развить в себе способность к этому отбору в той мере, в какой нуждается Ваше воображение. Примечательно, что голос, приобретая свободу, умаляет необходимость специфической работы над гласными. Поэтому я не стала здесь развивать всю серию упражнений, направленных на образование гласных. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
Перед Вами путь, охватывающий всю серию упражнений в работе над голосом. Этот комплекс объединяет в себе все, что преподавалось мною до сих пор: 1. Всеобщая релаксация и физическое самоосознавание. 2. Увеличение грудной клетки. 3. Вакуумизация легких. 4. 4 больших вздоха; 6 средних вздохов; учащенное дыхание, направленное в центр диафрагмы. 5. Осознавание процесса непроизвольного дыхания. Уделите около десяти минут исключительно дыханию, используя перечисленные упражнения — со второго по пятое. 6. Касание звука. 7. " Ха—хамммммма" — на этот раз в два раза быстрее, чем обычно, поднимаясь и опускаясь по диапазону.
Дайте возможность дыханию каждый раз быстро опускаться, ощущая пружинящий центр при возросшей скорости перемещения дыхания. 8. Вращение головой на " хамм". Быстрое вращение в одном направлении, быстрое освобождение брюшных мышц для входящего дыхания, быстрое вращение в другом направлении. Ускорение вызвано большой свободой мышц шеи и несколькими дополнительными вращениями на одном дыхании. 9. Опускание позвоночника на " хамм". На одном дыхании быстро опуститесь и поднимитесь, освободив звук наверху. Опускайтесь, уступая силе гравитации, и " рикошетом отскакивайте" наверх. Повторите упражнение несколько раз. 10. Упражнения для языка. В два раза увеличьте скорость при новом ритме. 11. Опустите позвоночник вниз и повисните вниз головой. Проделайте упражнения для языка, поднимаясь по голосовому диапазону. 12. Продолжая находиться в той же позиции, начните применять свободное, учащенное дыхание. 13. Начните медленно " выстраивать" позвоночник, тренируя язык на " хи—я—я—я". После каждой ритмической фразы быстро освобождайте мышцы живота для нового дыхания. 14. Отдых. 15. Повторите всю последовательность дыхательных упражнений в медленном темпе, в среднем, в быстром темпе. 16. Мягкое нёбо. На вдохе и на выдохе, вдыхая и выдыхая со средней скоростью, шепотом произнесите: " Каа". Во время этого упражнения для мягкого нёба диафрагма ведет себя так же, как при шести вздохах облегчения, производимых в среднем темпе. Ищите пути взаимодействия между источником дыхания и звуковым каналом. 17. Используя внутреннюю энергию, приобретенную в предыдущем упражнении, крикните через воображаемую долину: " Хэ—э—эй". 18. Запрокиньте голову назад, горло свободно. Произнося шепотом " Хаа", медленно " оросите" потолок своим дыханием, " окрашивая" его в какой-нибудь цвет. Поднимите голову, на учащенном дыхании со средней скоростью произнесите шепотом: " Ха". Дайте возможность порывам дыхания направляться от дыхательного центра к верхнему нёбу. Опустив голову вперед, шепотом произнесите: " Хи". Даш возможность дыханию переместиться из центра точно к зубам. Поменяйте положение головы. Занимаясь " живописью" сквозь изменяющиеся формы голосового канала, опустите голову вперед, поднимите ее вверх, запрокиньте назад. 19. Грудной резонанс: хаааа—хаааа—хаааа. Ротовой резонанс: ха—ха—ха. Зубной резонанс: хии—хии—хии. Поменяйте порядок и несколько раз повторите это упражнение, чередуя его с восемнадцатым упражнением. 20. Крикните, освободив себя в крике: " Хэ— э— эй". " Вытряхните" из себя этот звук. 21. Резонанс гайморовых пазух (синусов). Делайте это упражнение то массируя синусы пальцами, то приводя в движение мышцы синусов вверх и вниз, попеременно опуская и поднимая голову. Высота Вашего звучания — в диапазоне от среднего до верхнего регистра. 22. Носовой резонанс. С чувством приятного ожидания проделайте упражнение учащенного дыхания в быстром темпе. Используйте порожденную этим упражнением энергию, чтобы " прогудеть" вибрации сквозь носовую кость, через скулы и свободно выпустить их изо рта. 23. Вновь проделайте всю последовательность дыхательных упражнений. 24. Вакуумизация легких. 25. Используйте энергию, порожденную в 23 и 24 упражнениях, фальцетом посылая голос в полость черепа: " Киии—иии". 26. Быстрое, взволнованное, учащенное дыхание. 27. После быстрого подъема голоса по диапазону, наращивая возбуждение, освобождайте мышцы для входящего дыхания. 28. Глубокое звучание в грудном резонаторе: " Хэ—э—эй". 29. Голосовой диапазон. Используя звучание на " хэ—э—эй", поднимитесь по диапазону снизу вверх и опуститесь сверху вниз. Освободите язык на " ха—я—я—я", поднимаясь снизу вверх и опускаясь сверху вниз. Освободите челюсть на звуке по всему диапазону с помощью рук. Свободно потрясите всем телом, перемещая звук из " подвала" на " чердак" и опять возвращаясь в " подвал". Несколько раз опустите и поднимите позвоночник на одном дыхании. 30. Артикуляция. Беззвучно разомните мышцы губ и языка. Вытяните углы губ вперед и в стороны на " уэ", " будете ли вы", " будете ли вы на улице". Диапазон. Поднимитесь по диапазону снизу вверх и опуститесь сверху вниз:
бадабадабада дабадабадаба гадагадагада дагадагадага бадагадабадагадабадагада гадабадагадабадагадабада.
Произнесите эти звукосочетания речевым голосом. Сначала нараспев, поднимаясь и опускаясь по диапазону. Затем в медленном темпе, а потом в самом быстром, на который Вы способны. Используйте эти звукосочетания в импровизациях. Произнесите шепотом: патапатапата тапатапатапа катакатаката такатакатака патакатапатакатапатаката катапатакатапатакатапата. Добавьте остальные артикуляционные упражнения. 31. Прочтите стихи; спойте песню.
Когда разминка для голоса будет Вами освоена, соедините ее с разминкой всего тела. Этот комплекс упражнений должен вызвать в Вас прилив энергии, но ни в коем случае не утомить. Если же Вы устали, это означает, что Вы делали упражнения с усилием, игнорируя внутреннюю энергетику рефлекторных процессов. Никогда не " вдыхайте" — это изнуряет. И в упражнениях с учащенным дыханием Ваше дыхание должно перемещаться с присущей ему непринужденностью и развивать природную подвижность мышц, восстанавливая скорость естественных рефлекторных процессов.
|
|||
|