|
|||
Согласные. Шаг первый.. Шаг второй.Согласные
Шаг первый. Используйте зеркало, чтобы быть уверенными, что посылаемые Вами установки достигают цели. Полностью сфокусируйте свое внимание на верхней губе и подвигайте ею вверх и вниз. Представьте, что при усмешке Ваша верхняя губа поднимается, приоткрывая верхние зубы, затем делает остановку и вновь опускается вниз. Оставьте нижнюю губу свободной, изолировав ее от действий верхней губы. Повторите несколько раз. (Мышцы, двигающие в усмешке верхнюю губу, расположены ниже ноздрей. ) Пусть верхняя губа расслабится, а Вы переведите свое внимание на нижнюю губу. Чтобы лишить челюсть каких бы то ни было полномочий, сомкните зубы и потяните нижнюю губу вниз, выставив нижние зубы. Затем расслабьте мышцы, чтобы позволить губе отскочить вверх. (Действующие мышцы сбегают к подбородку. ) Челюстная кость должна остаться неподвижной в течение этого упражнения и во всех последующих, предназначенных для губ и языка. Выдуйте сквозь губы, чтобы расслабить их. Повторите несколько раз. Верхняя губа: поднимите, опустите; поднимите* опустите; поднимите, опустите. Нижняя губа: потяните вниз, расслабьте; потяните вниз, расслабьте. Выдуйте сквозь губы.
Шаг второй. Растяните губы в стороны как можно шире, " оскалив рот". Затем продвиньте их вперед, максимально " надув губы". Растяните в стороны, продвиньте вперед, держа зубы сомкнутыми, а губы особняком. Повторите эти движения несколько раз, а затем выдуйте через губы, чтобы раскрепостить их. Приложите указательные пальцы к углам рта и растяните их в разные стороны. Отпустите углы рта наподобие того, как Вы отпускаете растянутую резинку. Выдуйте сквозь губы. Повторите несколько раз шаг первый и шаг второй. Эти упражнения развивают податливость наиболее специфичной группы мышц верхней и нижней губы, обычно участвующих в формировании согласных. Развитие независимого функционирования этих мышц от движений челюсти является первой необходимостью. Когда зубы сомкнуты и челюсть неподвижна, артикулирующие мышцы работают помимо неподвижной челюсти. Для развития независимой реакции мышц губ повторите шаг первый и шаг второй, на этот раз то смыкая зубы, то размыкая их. Делая упражнение при разомкнутых зубах, знайте, что в то время когда мышцы поднимают и опускают губы, мышцы челюстного сустава совершенно свободны.
Шаг третий необходимо предварить упражнениями на " хамм" и упражнениями на гайморовы полости. " Хамм" и вращение головой помогают свободному движению вибраций, а резонанс маски сосредоточивает вибрации впереди на губах. Важно, чтобы Ваша внутренняя концентрация на артикуляции не лишила Вас ощущения центра. Во время работы над артикуляцией существует тенденция к утрате свободно струящегося дыхания и вибраций. Звук фактически начинается там, где находится Ваше внимание, — во рту. Артикуляция должна вовлечь в свой процесс развивающееся самосознание, задача которого окружить заботой источник звука, во время того, как артикуляционные мышцы формируют речь. Иначе это не артикуляция, а серия изолированных стыков. Случается, что актеры с безупречной дикцией остаются непонятыми, несмотря на то, что каждое произнесенное ими слово звучит кристально ясно. Сверхразвитые мышцы губ и языка нарушают баланс между голосом и артикуляцией, баланс в средствах общения.
|
|||
|