Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





6.3. Федерализм в России



Федеративная форма государственного устройства России, закрепленная Конституцией Российской Федерации 12 декабря 1993 года, является неотъемлемой частью современной политико-географической реальности государства. По способу образования она относится к категории конституционно-договорных федераций – прописана в Основном Законе и закреплена специальным договором. Состав субъектов Российской Федерации сложен – есть выделенные и по национальному признаку (республики, автономные округа, автономная область), и по территориальному признаку (края, области) субъекты, что позволяется характеризовать Российскую Федерацию как национально-территориальную. Со временем были урегулированы федеративные отношения с Татарстаном, Ингушетией и Чечней. 1990-е годы стали временем бурного становления российского федерализма, что порой существенно снижало эффективность государственного управления в условиях страны, привыкшей к унитаризму.

13 мая 2000 года во исполнение Указа Президента РФ в России были созданы федеральные округа, возглавляемые полномочными представителями Президента РФ, – появилась надсубъектная форма политико-территориальной организации российского пространства, началось выстраивание вертикали власти. Параллельно с совершенствованием механизма федеральных округов проходили процедуры приведения соглашений между центром и регионами к единой форме: субъекты Российской Федерации делались действительно равноправными.

В то же время Е. С. Коломийцев отмечает, что хотя субъекты федерации провозглашены равноправными, федеративные отношения в России приняли в 1990-хгг. вследствие социально-экономического неравенства и центр-периферийных конфликтов ассиметричный характер. Их повседневные практики нарушалиправаграждан на свободу выбора места жительства и пребывания, а также равенство правграждан, независимо от их территориальной, этнической, языковой либо иной принадлежности. Конфликтогенна и асимметрияполитического устройства. На повышенный статус претендовали республики–субъектыфедерации, созданные в советский период по национально-территориальному принципу, где доминируют «титульные» этнополитическиеэлиты. ПоэтомуРоссия, являясь федерацией де-юре, только становится полноценной федерацией де-факто.

    Приоритетами административных реформ 1999–2014 гг. можнопризнать:

–воссоздание единства системы государственной власти;

–обеспечение верховенства федерального законодательства над региональным;

–введение института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;

–преодоление сепаратизма на Северном Кавказе;

–повышение эффективности исполнения решений федеральных органов.

Реформы наиболее интенсивно развивались в 1999–2002 гг. Их вторая волна была связана с отменой прямых выборов губернаторов (декабрь 2004 г. ) и расширением полномочий полпредов. Третьяволна реформ начата предвыборными статьями В. В. Путина по вопросам федерализма и национальной политики (2012 г. ).

Следует также отметить, что усовершенствовалась и сама структура федерации – проходил процесс укрупнения регионов: с 2003 года в России прошла серия референдумов по объединению субъектов Российской Федерации. Так на политико-административной карте страны появились Пермский край, Камчатский край, Забайкальский край, потеряли свой субъектный статус ряд автономных округов.

    До 2014 года в состав России входили 83 субъекта РФ. В настоящий момент Российская Федерация насчитывает 85 субъектов – административно-территориальных единиц. Их названия, статус и права закреплены в статье 65 Конституции Российской Федерации. Субъекты могут принимать свои законы и другие нормативно-правовые акты, однако они не должны противоречить федеральным. Также административно-территориальным единицам разрешено иметь свои конституции и уставы. Последнее – в зависимости от правового статуса региона. Свою конституцию может иметь только республика. Все остальные регионы принимают уставы. В Российскую Федерацию входит: 22 республики, 46 областей, 9 краев, 4 автономных округа, 3 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) и 1 автономная область. Причем вне зависимости от статуса субъекта, регионы не могут по собственной инициативе выйти из состава Российской Федерации. Закон №6-ФКЗ разрешает вхождение в РФ новых территорий. При этом будут образовываться новые субъекты. Основанием для вхождения в Российскую Федерацию может служить волеизъявление проживающих на новых территориях народов. Кроме того, Россия разделена на 8 федеральных округов. Каждый из них объединяет несколько субъектов. Однако федеральный округ не имеет статуса административно-территориальной единицы.

        

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте понятие федерализма? Выделите его особенные черты.

2. Назовите основные критерии классификации федераций.

3. Какие модели федераций Вам известны? Охарактеризуйте российскую модель федерации?

4. Проанализируйте этапы становления федеративного устройства в России.

5. Какие проблемы необходимо преодолеть России на пути построения эффективного федеративного государства?

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.