Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





6.ФЕДЕРАЛИЗМ. 6.1. Понятие федерализма



6. ФЕДЕРАЛИЗМ

6. 1. Понятие федерализма

Понятие «федерализм» не является однозначным и может пониматься как минимум в двух смыслах: как мировоззрение, определенная идеология, либо как форма территориального устройства государства. Термин «федерализм» происходит от латинского «соглашение». Как политический принцип федерализм берет начало в федеральной теологии, зародившейся в католическом социальном учении (принцип субсидиарности). Другим источником федеральной теологии был европейский протестантизм, перенесенный переселенцами - прежде всего пуританами и кальвинистами на почву североамериканского континента, где и послужил базисом создания нового общества и государства. В основу федерализма заложена идея добровольного, ненасильственного соглашения, выступающего необходимым условием прочности любых политических институтов.

    В философской энциклопедии федерализм как форма территориального устройства определяется как теория и практикасозданияцелостногосоюзногогосударства, образованногоизрядаполитическииюридическиравнозначныхчастейнаосновеобщихинтересов, историческихсудеб, договорныхконституционныхотношений. Вфедеративномсоюзеразграниченыфункции, праваиобязанностиобщегосударственных, федеральныхирегиональных, местныхвластей. Прерогативамицентральнойгосударственнойвластиявляютсявнешняя политика, охранагосударственнойтерритории, созданиевооруженныхсилиоргановправопорядкаируководствоими, эмиссияденежныхзнаков, управление центральнымифинансовымиучреждениями, государственнымимуществом, формированиефедеральногобюджетаидр.

В юридической плоскости федерализм представлен иерархией законов, обеспечивающих функционирование всей федеративной структуры. Федерализм предполагает существование особых механизмов, в частности, речь идет о разделении власти между центральным правительством (федеральным центром) и субъектами федерации; гарантиях справедливого представительства субъектов федерации в федеральных органах; разрешении конфликтов через правовые механизмы.

Очевидно, что федерации устанавливаются или утверждаются посредством соглашения об объединении, которое, как правило, воплощается в письменной конституции, в которой закрепляется разграничение полномочий власти. Сама политическая система должна отражать конституцию, существенно рассредоточивая власть между самоподдерживающимися центрами. При этом необходимым условием федеративной формы устройства является политическая однородность общества, под которой понимается одинаковая форма правления для всех субъектов. Так, в федерацию не могут быть включены одновременно субъекты с республиканской и монархической формой правления. Однако существующие в обществе этнические, языковые и культурные различия не создают препятствий для создания федеративного государства. По аналогии с гражданским обществом, федерацияесть сообществоравныхсубъектов, добровольноуступившихчастьсвоейсвободыцентральнойиобщейвластигосударства.

    Федерации имеют территориальное измерение. Территориальные подразделения используются для обеспечения нейтралитета и равенства в представлении различных групп и интересов в политике. Территориальный нейтралитет оказался весьма полезным в обществах в условиях трансформационных процессов, когда возникает необходимость представительства новых интересов пропорционально их силе.  В то же время примирение самых разных групп, чьи разногласия являются фундаментальными, а не временными, путем предоставления им собственных территориальных баз, повысило способность федерализма функционировать как средство политической интеграции при сохранении демократического правления.

    Перечисленные характеристики федерализма раскрывают структурный аспект данного явления, в частности в терминах «централизация» и «децентрализация». Тем не менее, существует еще один подход к пониманию федерализма, характеризующий его как особое сознание. Рассмотренный в человеческом измерении, федерализм, таким образом, помогает не только сохранять территориальную целостность и национальное единство государства, но также способствует дальнейшему взаимопониманию народов, живущих в государстве. Децентрализация, осуществляемая в пределах государства, способствует индивидуализации в границах конкретных сообществ, что позволяет индивиду реализовать не только свое право на самоидентичность, но также и право принадлежать к самым разным сообществам.

Ж. -Д. Виньи полагает, что федерализм обладает средствами необходимыми для учета и удовлетворения интересов национальных меньшинств. Система данных средств выглядит следующим образом:

1. Субъекты федерации имеют право на соответствующую форму автономии, которая проявляется в праве самостоятельно принимать и исполнять законы в таких сферах общественной жизни как образование и культура. Также субъекты федерации исполняют на соответствующей территории федеральный закон в гражданско-правовой, административной, уголовно-правовой сферах; осуществляют сбор прямых налогов, создавая финансовую базу субъекта федерации.

2. Субъекты федерации наделяются правом участвовать в делах федерального государства, в частности, через верхнюю палату в двухпалатном парламенте и через федеральное правительство, в котором представлены различные географические компоненты государства. Наряду с этим, участие в процессах принятия политических решений на федеральном уровне может осуществляться посредством требования квалифицированного большинства при принятии или изменении федеральной конституции и ратификации важных международных соглашений.

3. Местные власти или общины, входящие в отдельные субъекты федерации обладают некоторой степенью автономии в политических, исполнительных и финансовых вопросах.

4. Федеративное устройство предполагает признание равного статуса языков внутри государства, а равно и свободы языка для каждого, как на уровне общения, так и на официальном уровне.

5. Федерация обеспечивает признание политических прав граждан на двух уровнях: федеральном и уровне субъекта федерации. Таким образом, граждане имеют право участвовать в изменении конституции, законов и ратификации международных соглашений.

7. Признание права субъектов федерации участвовать в осуществлении международной политики государства, а также заключать международные соглашения самостоятельно, в пределах их компетенции. Примером может служить приграничное сотрудничество, осуществляемое между областями соседних государств, которое позволяет конструктивно решать не только экономические задачи, но и проблемы связанные с меньшинствами.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.