Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





13.Отелло



История сюжета

Отелло на самом деле мавром никогда не был. Реальный прототип литературной трагедии — итальянец по имени Маурицио Отелло. Он командовал венецианскими войсками на Кипре с 1505 по 1508 год и потерял там свою жену при крайне подозрительных обстоятельствах. Киприоты очень гордятся, что Дездемону душили именно на их острове, и охотно показывают туристам замок Отелло в Фамагусте. Но даже они полагают, что с национальностью главного героя Шекспир перегнул. И в Венеции, и на Кипре, и во всей тогдашней Европе мавров не считали полноценными людьми и вряд ли стали бы доверять им командование флотом. Ключ к разгадке кроется в имени ревнивца. Уменьшительный вариант имени Маурицио звучит как «Мауро» («мавр» по-итальянски). Видимо, поэтому Шекспир решил причислить своего героя к народу, населявшему тогда южное побережье Средиземного моря. Ошибку Шекспира усугубили театральные режиссёры, сделавшие Отелло негром, каковым он и по сей день выходит на сцену.

Концепция трагического (магистральный сюжет)

Концепция та же, что и в Гамлете. Главный герой идеализирует мир, в котором он живет, доверяет людям, но вскоре происходит переломный момент в его жизни, и он разочаровывается в тех, кого любит. В данном случае, к разочарованию его приводит Дездемона (как ему кажется). После убийства Дездемоны он понимает, что мнение его было ошибочно, и он напрасно не доверял своей жене. К нему приходит разочарование, из-за чего он не хочет больше жить.

Образ центрального героя

Известно классическое высказывание А. С. Пушкина: «Отелло от природы не ревнив — напротив: он доверчив». Вместо истории преступления Шекспир написал историю человека, отличающегося от остальных не только цветом кожи («Черен я! »), но и своими душевными свойствами: честностью, прямотой и детской доверчивостью. Любовь его и Дездемоны — естественна, ибо и в ней есть все эти качества, они столь же близки друг другу, как Ромео и Джульетта или чета Макбетов. Отважный воин, непобедимый генерал (вследствие чего Сенат Венеции отправляет его продолжать службу на Кипр) — и при этом простодушный ребенок, не ведающий о существовании в мире таких человеческих качеств, гак подлость, коварство, лицемерие, не допус-каюшнй и мысли о возможности обмана, измены и потому так легко уверовавший в россказни Яго — шекспировский вариант Прапорщика — о предательстве своего верного лейтенанта Кассио, о неверности своей возлюбленной жены Дездемоны. С этим ощущением, с этим знанием он не может жить — притворствуя, лукавя, он не способен превратиться в вечного соглядатая, в шпиона собственной жены. Узнав, как он полагает, об ее измене, О. решительно меняется: нежность превращается в грубость, доверчивость — в подозрительность. Во всем — в каждом слове ее и жесте — чудится теперь ему обман; именно потому, что ранее никогда и мысли он не мог допустить о таковом. Единственное для него избавление от этого неотступно поселившегося в его доме (и его душе) сомнения — решение, к которому он приходит: убийство Дездемоны. Но, свершив его, О. узнает, что Дездемона невинна, что оба они жертвы той чудовищной интриги, что сплел так искусно Яго. 0. сам называет себя «убийцей честнымОсознав весь ужас содеянного, он убивает себя — кинжалом перерезает себе горло

Образ антагониста

Антагонист в трагедии - Яго. Это - типичный представитель

первоначального накопления, хищный и циничный. Его " мировоззрение" сводится

к двум тезисам: первый - " насыпь денег в кошелек" (фраза, неоднократно

повторяемая им Родриго), второй - то, что всякой вещи можно придать  любой

вид и что ценность вещей зависит от точки зрения. Это предельное выражение

духа морального релятивизма и нигилизма, того, что в философском плане (а

Яго тоже своего рода " философ" ) в Англии того времени называлось

" макьявеллизмом". Диаметральная противоположность Яго - Отелло, который

верит в гармонию человеческой личности. Хотя Отелло и падает жертвой своей

доверчивости, морально все же он оказывается в пьесе победителем. Когда

обман Яго раскрывается, к Отелло возвращается его вера, и он уходит из жизни

просветленным и внутренне успокоенным.

 

Композиция трагедии

Завязка – похищение Дездемоны.

Кульминация – высылка Отелло на Кипр.

Развяка – смерть героев

 

Сквозные образы и мотивы (безумие, жизнь-театр и т. д)

Ревность Отелло – это тоже безумие, своего рода. Из-за нее он убивает свою жену, ревность ослепляет его, он не может разглядеть, где правда, а где ложь.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.