Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





12. «Гамлет»



История сюжета.

Шекспир никогда не создавал новых сюжетов для своих пьес, чаще всего он брал уже готовые сюжеты и несколько видоизменял их, углублял характеристики действующих лиц и придавал им драматическую обработку.

Гамлет – одна из наиболее известных его пьес. Написана в 1600-1601 годах. Это самая длинная пьеса Шекспира (4042 строки, 29551 слово)

Источником истории стало предание, впервые записанное датским летописцем ХII века Саксоном Грамматиком. Оно рассказывает о юном принце Амлете, жившем в языческие времена в Ютландии (Дании). Его отец совместно со своим младшим братом правил страной. Решив полностью захватить власть, дядя Амлета убивает короля и женится на его вдове. Принц жаждет отомстить за смерть отца и, чтобы приспать бдительность своих врагов, притворяется сумасшедшим. Ему удаётся расправиться с убийцей и придворными, предавшими отца. Он долго и счастливо правит Ютландией, но судьба не даёт ему возможности умереть своей смертью: Амлет погибает на поле боя от руки другого своего дяди.

Это летописное предание переработал в своих «Трагических историях» (1876) французский автор Франсуа де Бельфора.

В 80-ых годах XVI века на Лондонской сцене была поставлена пьеса о Гамлете, написанная, вероятно, драматургом Томасом Кидом, здесь впервые появляется тень отца Гамлета. Текст этой пьесы не сохранился.

 

История изучения трагедии

Существовало 2 концепции – субъективистская и объективистская.

Субъективистская: Томас Хаммер в 18 веке первым обратил внимание на медлительность Гамлета, он сказал, что Гамлет смел и решителен, но если бы он действовал сразу, то пьесы бы не было. Гете считал, что от Гамлета требуют невозможного. Романтики считали, что рефлексия убивает волю.

Объективисткая: Считали, что Г. не мстит, а творит возмездие, а для этого надо, чтобы все выглядело справедливым, иначе Гамлет убьет саму справедливость: «Век расшатался – И скверней всего, что я рожден восстановить его». Т. е. он вершит высший суд, а не просто мстит.

 

Концепция трагического(магистральный сюжет)

В труде «Шекспир. Основы драматургии» Пинский выдвинул понятие «магистрального сюжета». Магистральный сюжет шекспировских трагедий по Пинскому таков: Это судьба человека в обществе. Герой идеализирует в начале действия, свой мир и себя, исходя из высокого назначения человека; он проникнут верой в разумность системы жизни и в свою способность самому свободно и достойно творить свою судьбу. Действие строится на том, что главный герой на этой почве вступает с миром в конфликт, который приводит его через «трагическое заблуждение» к ошибкам и страданиям, к проступкам или преступлениям, совершаемым в состоянии трагического аффекта. В ходе действия герой осознаёт истинное лицо мира (природу общества) и реальные свои возможности в этом мире (собственную природу), в развязке погибает, своей гибелью, как говорят, «искупает» свою вину, «очищается», освобождаясь от роковых иллюзий, — и вместе с тем утверждает во всем действии и в финале величие человеческой личности.

 

Образ центрального героя

Герой – натура в высшей степени значительная и интересная. Субъективная сторона трагедийной ситуации – это и сознание протагониста. В своеобычности характера трагедийного героя заключается его удел – и сам сюжет данной пьесы, как героически характерный сюжет. Трагедийные герой у Шекспира вполне на уровне своей ситуации, она ему по плечу, без него ее не было бы. Она его удел.

Для Гамлета делом и целью всей его жизни становится месть за смерть отца. Он разочаровался в мире, в людях, во всем том, что его окружало. Поэтому Гамлет стремится наказать виновных, восстановить правосудие и справедливость, при этом правильно рассчитывая свои силы и возможности. Он ставит перед собой эту цель и добивается ее, чего бы ему это не стоило.

 

Антагонисты – это разнообразные интерпретации понятия “доблести”.

Концепция времени

Проблема Гамлета связана с проблемой интерпретации времени. Резкое смещение хронологической перспективы: столкновение героического времени и времени абсолютистских дворов. Символы – король Гамлет и король Клавдий. Оба они характеризуются Гамлетом – “рыцарственный король подвигов” и “улыбчивый король интриг”. 2 поединка: король Гамлет и норвежский король (в духе эпоса, “чести и закона”), 2 – принц Гамлет и Лаэрт в духе политики тайных убийств. Когда Г. оказывается перед лицом необратимого времени, начинается гамлетизм.

 

Композиция трагедии «Гамлет»

Завязка-разговор с призраком.

Кульминация – сцена «мышеловка» (убийство Гонзаго)

Развязка – убийство Гамлета, Клавдия и Лаэрта

 

Сквозные образы и мотивы (безумие, жизнь-театр и т. д. )

На протяжении всего сюжета мы встречаем несколько примеров безумия: Гамлет притворяется безумцем, Корнелия же сходит с ума после смерти отца.

В трагедии «Гамлет» образ мира – театра предстает не только в лексике персонажей или словаз=образах-идеях, театр сам по сеьбе присутствует в сюжете и играет немаловажную роль. Имеенно театральная постановка должна вывести Клавдия на чистую воду. Шекспир еще раз доказывает на примере героев, что жизнь и театр неразделимы.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.