Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Четвертое правило: Объясняйте ребенку свое Нет только в том случае, если вы уверены, что он способен понять ваше объяснение.



Если уж вы, подумав сто раз и отмерив, по крайней мере, семь, ввели какое-то " Нет", приготовьтесь к работе, настройтесь на нее. Вам потребуется вся сила вашего самообладания и доброго отношения к ребенку, чтобы не обидеть и не ранить его своими воспитательными маневрами.

Сначала он будет сопротивляться, а вы не должны превратить это сопротивление в склоку - это работа. Потом он будет пытаться убедить вас принять поправки к соответствующим статьям, а вы не должны на это поддаться - это тоже работа. В какой-то момент ребенок начнет следовать предписанию, и тут вы должны будете поддержать его и одобрить ту его модель поведения, которая согласуется с логикой вашего " Нет", а это, разумеется, тоже труд. Ну и, наконец, накладывая некие ограничения на ребенка, вы должны будете в чем-то наложить их и на себя. Например, если вы ограничиваете ребенка в сладком, будет ли справедливо захламлять квартиру конфетами и тортиками " для себя, любимых"? Ну, несправедливо. Может, как-то перетопчемся? В общем, трудиться, трудиться и еще раз трудиться.

Четвертое правило: " Объясняйте ребенку свое " Нет" только в том случае, если вы уверены, что он способен понять ваше объяснение".

Догадываюсь, что это правило звучит странно. Но вот случай из жизни… Захожу сегодня в аптеку, народу никого - только я и молодая мама с ребенком в сидячей коляске. Мальчику от силы год с копейками. Он смотрит на меня и, растягиваясь в улыбке, говорит: " Папа…" Мама, разумеется, тут же смущается: " Нет, это не папа… Извините! " Я улыбаюсь. В общем, " инцидент исчерпан". И буквально через пару секунд мама смотрит на малыша, который оттягивает нижнюю губу, и срывается: " А ну вынь руки изо рта! Я же тебе говорила, что они грязные! Перестань немедленно! " Короче говоря, " воспитательная пятиминутка" … Отругав малыша, мама повернулась к кассе и продолжила обсуждать с фармацевтом какое-то детское питание. Мальчик тем временем отклонился в сторону, подальше от мамы, и, очевидно опечаленный, расстроенный, недовольный, засунул в рот целый кулак.

К чему я об этом рассказываю? Вот ребенок называет постороннего мужчину " папой", и маму это хоть и смущает, но из себя не выводит - ну понятно же, ребенок еще маленький, перепутал… Но про " грязные руки" - это он понять должен. Причем, и понять, и запомнить, и еще, так я понимаю, уметь дифференцировать " грязные" руки от " негрязных". С чем связан благородный пафос мамы? Ну, там… на руках бактерии, можно расстройство желудочно-кишечного тракта заиметь, если их облизывать. Да? Ребенок чужого дядю, которого видит первый раз в жизни, назвал " папой" - это ничего, бывает. А вот про бактерии и причинно-следственные связи между облизыванием пальца и поносом он уже должен все хорошо себе представлять! Феерично!

В этой связи хорошо известный анекдот про то, как пятилетний мальчик спросил у папы - почему яблоко, если его надкусить, становится темным, не кажется мне таким уж нелепым. По сюжету в этом анекдоте, как вы, наверное, помните, папа объясняет мальчику процессы окисления железа и изменение длины волны спектра. После чего сын уточняет: " Папа, ты с кем сейчас разговаривал? " Вот так и мы с вами начинаем объяснять своему ребенку " Нет", полагая, что наше " умное" объяснение должно будет произвести на него должный эффект. На самом деле, мы не только не объясняем свой запрет, но еще путаем ребенка и, как результат, оставляем его один на один с неким требованием, которое он, разумеется, с течением времени нарушает. Если ваше объяснение запрета кажется вам понятным, это еще не значит, что для ребенка оно звучит так же убедительно. Не обольщайтесь.

Да, постепенно, по мере взросления малыша, мы должны " вводить" объяснения. Но лишь в тот момент, когда ребенок интеллектуально способен его принять и осмыслить. Причем, нужно понимать, что если вы что-то объясняете ребенку, то делать это нужно, во-первых, на пальцах, во-вторых, используя тот опыт, который уже есть в голове ребенка, а в-третьих, желательно получить от него " обратную связь" - то есть, объяснения самого ребенка того, что и как он понял. Если же обратную связь получить не удается, то это явный признак - вы с " объяснениями" своего запрета явно поторопились.

Если же объяснение невозможно (вчитайтесь в это слово - невозможно), то какой смысл давать соответствующие объяснения? Никакого смысла. Поэтому, отказываясь от объяснений, вы, как это ни странно, ничего не теряете. Хуже не будет, а лучше - вполне вероятно.

Когда же родитель чувствует, что его " высокие материи" здравомыслия на ребенка попросту не действуют, он, как правило и к великому сожалению, начинает использовать " запрещенные приемы" - ложь, запугивание. Мол, если ты сделаешь то-то, то будет то-то и т. д. - и ни один факт не соответствует действительности, ну или, по крайней мере, сильно приукрашен. В результате у ребенка формируется весьма специфическое отношение к родительским словам да и к самим родителям. Во-первых, он все равно " по-тихому" сделает то, что родители ему запретили. И, разумеется, убедится в том, что их " пророчества" - банальная липа, а сами они - сами понимаете кто. Во-вторых, ребенок, в силу особенностей своего мировосприятия, по большей части, воспринимает подобные " пророчества" как своего рода угрозу. Он же не понимает, как от сосания пальца может болеть живот. Это, по крайней мере, очень странно для его детского сознания. При этом, факт грядущей катастрофы предрекли ему родители… В общем, понятно, кто виноват. Так что, как ни крути, мы - родители - попадаем в очень неловкую ситуацию.

Наказания, назначаемые в припадке гнева, не достигают цели. Дети смотрят на них в этом случае как на последствия, а на самих себя - как на жертвы раздражения того, кто наказывает.

Иммануил Кант

Объяснение должно быть объяснением, а не ложью и не средством запугивания. Поэтому постарайтесь найти приемлемое объяснение своему запрету, чтобы не выглядеть в глазах своего ребенка бездушным тираном, подавляющим естественные желания свободной личности. Если же вы не находите подходящего объяснения или его просто не существует, учитывая интеллектуальное развитие, знания и опыт вашего малыша, то просто запретите то, что собрались запретить. Ну и, может быть, дайте что-то взамен. Ничего худого от такого запрета как запрета не будет. Просто ребенок поймет, что этого - запрещенного - делать нельзя, как нельзя, например, дотянуться рукой до Луны, или взлететь, или выпить море. Может, и хотелось бы, да нельзя.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.