|
|||
«Капитанская дочка» ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Предпосылки и результат восстания под предводительством Пугачева (по повести «Капитанская дочка»). Еще в «Евгении Онегине» Пушкин признался: «Лета к суровой прозе клонят... »Это стремление осуществилось вполне в 30-е годы, когда Пушкин пишет такие прозаические произведения, как «Повести Белкина», «Дубровский», «Пиковая дама», «Капитанская дочка». В творчестве Пушкина повесть обрела жанровую отточенность и завершенность. Повесть как жанр литературы стремится к четко очерченному предмету повествования, к единой сюжетной линии и единой системе персонажей. Она, как правило, изображает какой-то определенный период жизни одного, ярко очерченного персонажа, вокруг которого группируются остальные. По словам Белинского, повесть «вырывает листки из великой книги жизни». Все эти жанровые особенности ярко проявляются в повести «Капитанская дочка», сюжетом которой служат приключения молодого дворянина Петра Гринева, волею случая оказавшегося в эпицентре крестьянской войны под предводительством Пугачева. Повесть построена как мемуары самого Гринева, счастливо доживающего жизнь в родовом имении. Отсюда — стилистика повести: простота и безыскус- ность повествования, соединяющего простонародные, сниженные обороты речи, вызванные воспитанием Гринева в провинции, под опекой крепостного слуги Савельича, и изысканные выражения, воспринятые Петрушей под влиянием чтения, в первую очередь, русских писателей 18 века, его увлечения поэзией и попыткой самому писать стихи, поэтическая, насыщенная фольклором речь Пугачева и его соратников, строгая публицистичность описания характера крестьянской войны и т. д. Повесть состоит из 14 глав и послесловия от издателя, в котором говорится о дальнейшей судьбе Гринева и Маши Мироновой. Каждая глава снабжена эпиграфом, подобранным, как сказано в послесловии, издателем. Эпиграф взят или из народного творчества, или из литературных произведений 18 века. Эпиграфы помогают воссозданию атмосферы 70-х годов 18 века и в той или иной степени комментируют содержание каждой главы, обращая внимание читателя на главное в ней. Например, эпиграфы, взятые из произведений признанных поэтов 18 века — Хераскова, Княжнина, — помимо их непосредственного значения, помогают понять стилистику описываемой эпохи и оценить уровень собственных стихов Гринева, приведенных в главе «Поединок». Смысл эпиграфа «Береги честь смолоду», который предваряет повесть в целом, позволяет обратить особое внимание именно на те эпизоды, в которых герои следуют этому принципу, даже если им грозит смерть, и тем самым сюжет приобретает стройность. Это, в первую очередь, касается таких эпизодов, как мужественное поведение Гринева, капитана Миронова и его жены во время захвата крепости Пугачевым, стойкость Маши Мироновой перед посягательствами Швабрина и, главное, последняя встреча Пугачева и Гринева, когда в ответ на приглашение служить у него Пугачев получает мужественный ответ Гринева: «Не требуй того, что противно моей чести и совести». Гринев говорит в лицо Пугачеву все, что он о нем думает, и предрекает ему поражение и погибель. С уважением и даже симпатией относясь к Пугачеву, Пушкин с помощью своего персонажа говорит о бесперспективности и опасности неуправляемых народных бунтов, уничтожающих правых и виноватых, разрушающих все на своем пути: «Правление было повсюду прекращено: помещики укрывались по лесам. Шайки разбойников злодействовали повсюду; начальники отдельных отрядов самовластно наказывали и миловали, состояние всего обширного края, где свирепствовал пожар, было ужасно... Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный! »
|
|||
|