|
|||
(2-я Болдинская осень. Медный всадник. Пиковая дама. Осень. «Вновь я посетил.». История Пугачевского бунта. Капитанская дочка. «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит.». «Я памятник себе воздвиг нерукотворный.» Сказка о рыбаке и рыбке. Сказка о(2-я Болдинская осень. Медный всадник. Пиковая дама. Осень. «Вновь я посетил... ». История Пугачевского бунта. Капитанская дочка. «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит... ». «Я памятник себе воздвиг нерукотворный... » Сказка о рыбаке и рыбке. Сказка о царе Салтане. Сказка о золотом петушке. Дубровский). Период творческой зрелости. В лирике углубляются философские мотивы, все большее и большее место занимает проза, отмеченная типично пушкинскими чертами: точностью, лаконизмом, динамикой действия, той простотой, за которой таится бесконечная глубина, по словам Гоголя, «бездна пространства». Пушкинская проза 30-х годов открывает дорогу Гоголю, Достоевскому, представителям так называемой «натуральной школы», писателям-разночинцам, способствует будущему расцвету реалистической литературы. За год до смерти Пушкин становится издателем журнала «Современник», так много сделавшего для развития демократической литературы уже после гибели поэта, в 40 — 50-е годы XIX века. Как бы предчувствуя скорую гибель, поэт подводит итоги своего творчества в ст. «Пора мой друг, пора! Покоя сердце просит... », «Вновь я посетил... », «Из Пиндемонти», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный... ». С гордостью говорит поэт о том, что для власти и чинов «не гнул ни совести, ни помыслов, ни шеи». Дни его уже сочтены. Побег «в обитель дальную трудов и чистых нег», в мир творчества и любви, о котором он мечтал в стихотворении«Пора, мой друг, пора... », не состоялся. Лирика (Вольность. К Чаадаеву («Любви, надежды, тихой славы... »). Деревня. Песнь о вещем Олеге. Узник. «Свободы сеятель пустынный... ». К морю. «Я помню чудное мгновенье... » 19 октября (1825 г. ). Арион. Пророк. И. И. Пущину. «Мой первый друг, мой друг бесценный... ») «Во глубине сибирских руд... » Поэт. Анчар. «На холмах Грузии... ». Зимнее утро. «Я вас любил... ». Поэту. Бесы. «Пора, мой друг, пора». «Вновь я посетил... ». Из Пиндемонти. «Я памятник себе воздвиг... ») Лирика — один из трех основных родов литературы, наряду с эпосом и драмой, известных еще с античности. Важнейшей особенностью ее является эмоциональность, субъективность, всеобщность и конкретность выражаемого поэтического чувства. В лирике важно не столько то, о чем говорит поэт, сколько — как он выражает свои чувства. Белинский в статье «Разделение поэзии на роды и виды» сказал: «Здесь поэт стоит на первом месте, и мы не иначе как через него все понимаем и воспринимаем. Предмет здесь не имеет цены сам по себе, все зависит от того содержания, которое придает ему поэт». Человек, лирический субъект, воспринимающий мир, оказывается мерой всего. Содержание лирического произведения неисчерпаемо по широте охвата действительности и по глубине постижения человеческой души. Тем не менее, есть темы, которые в лирике считаются «вечными», и ни один поэт не может пройти мимо них, так как в них заключена истинная жизнь человеческой души. Это любовь, природа, смысл человеческого существования, цель и задачи творчества. Каждый истинный поэт вносит в освещение этих тем что-то новое, неповторимое, до него никем не сказанное. «Прекрасное мгновение» отдельного человеческого бытия благодаря лирике становится вечным, понятным и созвучным людям разных эпох и народов. Для лирики характерны особые формы выразительности, среди которых, в первую очередь, ритмика стихотворной речи, музыкальность стиха, достигаемая с помощью таких приемов, как аллитерации, ассонансы; необычная, не свойственная обычной разговорной и даже литературной прозаической речи структура фразы; наличие выразительных метафор, эпитетов, сравнений. Все эти особенности лирического рода ярко выразились в поэзии А. С. Пушкина, которого В. Г. Белинский назвал «первым русским поэтом-художником». Многообразие его лирики очевидно. Но все же можно выделить несколько тем, которым он оставался верен всю жизнь, наполнив новым содержанием неумирающие, вечные темы, осмыслив темы новые, актуальные, волнующие общество в ту эпоху. Это темы свободы, справедливости, равенства, овладевавшие русским обществом под влиянием французских демократических революций; тема дружбы как личного и общественного понятия; темы природы и ее врачующего влияния на человека; тема жизни и смерти, смысл человеческого существования, тема любви и т. д. Одним из самых важных условий нормального человеческого существования и одновременно одной из самых сложных категорий философии является понятие свободы. С оды «Вольность» фактически начинается творческий путь Пушкина. Мыслью о том, что же значит истинная свобода, проникнуто одно из последних его стихотворений — «Из Пиндемонти». Какова же эволюция этого понятия в творчестве Пушкина? Говоря об этом, безусловно, нам придется коснуться и темы поэта и поэзии, потому что личная и общественная свобода для Пушкина неотделима от свободы творчества. В оде «Вольность» юный поэт декларирует: «Хочу воспеть свободу миру, / На тронах поразить порок». Свобода для него — это строгое подчинение всех членов общества, независимо от социального положения, справедливым высшим Законам. Поэт еще не задумывается о личной ответственности каждого члена общества: общество строго определяет меру активности и ответственности каждого человека. Но уже в стихотворении «К Чаадаеву» 1818 года свобода — это возможность реализации «души прекрасных порывов». Категория свободы приобретает все более личный характер, она становится неотъемлемым правом каждого человека: «Мы вольные птицы: пора, брат, пора... » («Узник» 1822). Возвышенными, не задумываясь, называются чувства свободы, славы и любви. Эпитеты «свободный», «вольный» приобретают оценочный характер, как выражение самого возвышенного и святого в жизни: «беседа вольно-вдохновенная», «свободная стихия», «свободен и беспечен» союз лицейского братства, «свободный глас» поэта, не ограниченный цензурными рамками, «душа благородная, возвышенная и пламенно свободная», «гроза — символ свободы» и т. д. Личная свобода оказывается самым главным благом жизни. Истинно свободный человек бескомпромиссен по отношению к себе, он предъявляет себе самые высокие нравственные требования. Тогда его личная свобода оказывается благом не только для него, но и для общества: Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный. Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд. Всех строже оценить умеешь ты свой труд. (1830) «На свете счастья нет, но есть покой и воля... » (1834) Подводя итоги своему творчеству, поэт гордится тем, что пробуждал своим творчеством «чувства добрые» и способствовал их утверждению в обществе личным примером: «Для власти, для ливреи / Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи». (1836) Гражданская тематика во многом связана с темой свободы. В раннем творчестве делается акцент на «неправедную власть», которая привела к страданиям угнетенных и беспредельной тирании угнетателей: Не видя слез, не внемля стона, На пагубу людей избранное судьбой Здесь барство дикое, без чувства, без закона Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца (Деревня, 1819 г. ) Выход из противостояния видится в восстании, революции, которая превратит бесчестное самовластье в обломки. Хотя, по мнению Пушкина, более желателен другой путь — самоограничение тирании: Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря? Гражданственность поэзии Пушкина проявляется и в той гордости, с которой он говорит о военных победах России, о ее великом историческом прошлом, начиная с юношеской оды «Воспоминания в Царском Селе» и заканчивая стихотворением 1836 года, посвященным очередной годовщине Лицея. Вспоминая события 1812 года, Пушкин говорит о том, что, прощаясь со старшими братьями, отправляющимися защищать страну от Наполеона, молодежь «в сень наук с досадой возвращалась, / Завидуя тому, кто умирать / Шел мимо нас... » Думая о своем призвании, пытаясь заглянуть в будущее, он видит в нем великую Россию, объединяющую под своей сенью множество равноправных народов: Слух обо мне пройдет по всей Руси великой И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. Особое место в творчестве Пушкина занимает тема дружбы. Оторванный от семьи в 11 лет (лицеисты не разъезжались по домам даже на каникулы), Пушкин оценил величие истинной дружбы, которая спасала его в самые тяжелые минуты жизни. Особенно вдохновенно звучит эта тема в стихотворении «19 октября 1825», которое по праву может считаться гимном дружбы и образцом раскрытия этой темы в творчестве Пушкина. В Михайловском, «во мраке заточе- нья», поэт одинок, но его «воображенье... товарищей зовет», а мысль о них согревает время разлуки. Каждому из лицейских друзей посвящает Пушкин строки, полные любви и нежности. Он называет их «друзья моей души», верит в то, что, как бы ни сложились из судьбы, где бы они ни встретились, чувства их друг к другу будут неизменны. Многие из лицеистов были поэтами, но большинство их строк, увы, «кануло в Лету». Пушкин рано осознал свое великое предназначение («Я гордился меж друзей / подругой ветреной своей» — т. е. Музой). Но в стихотворении «19 октября 1825» нет и следа превосходства над «друзьями-стихотворцами», напротив, чувствуется уважение к их творчеству и деликатность в признании их поэтических заслуг, а порой даже некоторые элементы самоунижения. Обращаясь к Дельвигу, он пишет: Но я уже любил рукоплесканья, Ты, гордый, пел для муз и для души; Свой дар как жизнь я тратил без вниманья, Ты гений свой воспитывал в тиши. Даже Кюхельбекера, пушкинская эпиграмма на которого однажды чуть было не довела друзей до дуэли, он называет «мой брат родной по музе, по судьбам... » И. Пущину, посетившему поэта в его изгнании, он посвящает стихотворение необыкновенной лирической силы, написанное ритмически как бы на одном дыхании, так как сложное предложение, из которого состоит первая часть стихотворения, состоит из синтаксически и ритмически законченных отрывков одной величины: Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. (1826) «Друг» — это обращение для Пушкина означает высшую степень доверия и любви. Няню он называет «подругой дней моих суровых», возлюбленную — «друг прелестный», жену в стихотворении 1934 года — просто и доверительно — «мой друг». Что касается лицейских друзей, то стихотворения, посвященные Дню Лицея — 19 октября — он писал каждый год, до самой смерти... Светлый гений, Пушкин посвятил теме любви множество стихотворений, создав, можно сказать, «энциклопедию любовных переживаний» — от внезапного озарения на балу или в кибитке кочевой, до возвышенного чувства, проходящего через годы. Ранняя любовная лирика поэта носит еще во многом условный характер. В духе романтической традиции того времени она рисует образ разочарованного, трагически страдающего героя, у которого «в бурях отцвела потерянная младость, / где легкокрылая... изменила радость» («Погасло дневное светило... » (1820). Юный поэт тоскует от того, что неспособен к любви: «Я пережил свои желанья, / Я разлюбил свои мечты; / Остались мне одни страданья, / Плоды сердечной пустоты». Действительно, плоды сердечной пустоты — это страдания, а любовь, даже неразделенная, — это всегда стимул к жизни. Он понимает это позже, в 30-е годы: «И сердце вновь болит и любит оттого, Что не любить оно не может» (1829). Новый этап в любовной лирике поэта — это стихи Михайловского периода, открывающиеся стихотворением «Ненастный день потух», в каждом слове, в каждом многоточии которого, по словам Гоголя, — «бездна пространства». Вершиной любовной лирики этого периода, а может, и всего творчества Пушкина, стало стихотворение — «Я помню чудное мгновенье... ». Любви покорны все возрасты, и она может вспыхнуть внезапно, перечеркнув всю предыдущую жизнь. Об этом и в шутку и всерьез говорит Пушкин в ст. «Признание», написанном тогда же, в Михайловском: Мне не к лицу и не по летам... Пора, пора мне быть умней! Но узнаю по всем приметам Болезнь любви в душе моей... (1826) В то же время новая любовь не отвергает старую: Я призрак милый, роковой, Тебя увидев, забываю; Но ты поешь — и предо мной Его я вновь воображаю (Не пой, красавица, при мне..., 1828) Стихотворения 30-х годов совершенствуются по мысли и по чувству, открывая для читателей нежную, любящую и возвышенную душу поэта, благословляющего отвергнувшую его женщину на любовь с другим человеком («Я вас любил... » «На холмах Грузии»). Возлюбленная воплощается в святую Мадонну — «чистейшей прелести чистейший образец», имя которой — Наталия Николаевна Гончарова, жена поэта. Среди любовной лирики поэта есть и стихи, навеянные эпикурейской лирикой Батюшкова. В этих стихах поется гимн «юным девам и женам, любившим нас», разделявшим веселье юношеских пирушек, красавицам, подарившим томный и многообещающий взгляд на балу, пылкой любовнице или, напротив, скромной девице, впервые разделившей страсть поэта. Но о чем бы ни говорил поэт, всегда его стихотворение о любви дышит искренностью и убеждает читателя в невозможности жить и чувствовать иначе. Природа — неисчерпаемый источник вдохновения для истинных поэтов. Природа может служить напрямую предметом словесного изображения, вдохновляя поэта своей красотой как в общей панораме, так и в мельчайших деталях: капля росы на травинке, мох тощий, кустарник сырой и т. д. Таковы стихотворения Пушкина «Кавказ», «Еще дуют холодные ветры... », «Зимнее утро», «Осень». Но все же пейзажной лирики в чистом виде немного. Даже в вышеперечисленных стихотворениях важен не только и не столько пейзаж, сколько те настроения и мысли, которые он рождает в душе поэта. К примеру, в ст. «Осень» разговор о временах года органически переходит в размышление о сути поэтического творчества, о природе вдохновения. Для большинства же образцов пейзажной лирики подобный переход закономерен, органичен, он первоначально задуман, при всей импульсивности поэтического творчества. Например, в стихотворении «Деревня» описание мирного сельского пейзажа противопоставлено скорбным размышлениям «друга человечества» о «барстве диком» и «рабстве тощем». Это противопоставление носит слишком рациональный, умозрительный характер, что свойственно произведениям классицизма, влияние которого в 1819 году Пушкин еще не преодолел. В ст. «Бесы», «Зимняя дорога», «Зимний вечер» пейзаж служит средством раскрытия душевного состояния поэта. Например, в стихотворении «Зимняя дорога» этому способствует дважды повторенное слово «печальный»: «На печальные поляны льет печальный свет она». Эпитеты с семантикой печали часто сопровождают пейзажную лирику Пушкина Михайловского периода: «двор уединенный, печальным снегом занесенный», «наша ветхая лачужка и печальна, и темна». В стихотворении «Бесы» тревога, неопределенность материализуются в злой и страшной вьюге, которая окончательно лишает героя будущего, перспективы. Семь раз повторенное слово «мутный» передает ощущение безысходности, на которое и накладывается мистическая картина пляски бесов. Бесы эти — не в природе, а в душе лирического героя: Мчатся бесы рой за роем В беспредельной вышине, Визгом жалобным и воем Надрывая сердце мне... (1830) В стихотворении «Вновь я посетил... » природа родных мест, ее узнаваемость и одновременно изменчивость рождают мысли о бесконечности жизни: то есть пейзаж становится точкой опоры для философских размышлений. Любовь Пушкина к природе, умение передать ее красоту, величие и эмоциональную силу проявляются и в крупномасштабных произведениях поэта: «Полтава», «Медный всадник», «Граф Нулин», «Евгений Онегин». Как принципиальную разницу между собой и Онегиным Пушкин выделил неумение своего героя писать стихи и ценить красоту природы. «Евгений Онегин» Над романом Пушкин, по его собственным подсчетам, работал «7 лет, 4 месяца, 17 дней». Но и после того, как были подведены эти первые, предварительные итоги Болдинской осенью 1830 года, работа продолжалась. В частности, дописан такой важный фрагмент, как письмо Онегина к Татьяне. От замысла до его окончательного воплощения прошли годы, чрезвычайно важные для формирования личности и творчества поэта: ссылка в Михайловское, восстание декабристов, трудные последекабрьские годы, женитьба. Душа обогатилась новыми знаниями и открытиями. Творчество стремительно приближается к постижению нового универсального художественного метода — реализма, — позволяющего показать жизнь всесторонне, в самых разнообразных ее связях. Изменяется и структура романа. Если первоначальный замысел свидетельствовал о том, что главной задачей поэта было рассказать о человеке с себялюбивою душой и с озлобленным умом, кипящим в действии пустом, то в окончательном варианте перед читателем «страдающий эгоист», жестоко расплатившийся своей жизнью за грехи общества, его сформировавшего. Первоначально роман создавался по принципу «байронических» поэм с единым героем в центре внимания. Но в результате произведение приобретает эпическую широту, включая в себя все новых и новых героев, новые картины русской жизни, столичной и провинциальной, наполняется взволнованным голосом автора, освещающего лирическим светом каждую строчку. У главного героя появляются серьезные сюжетные «противовесы» — Татьяна, Ленский, автор-повествователь, — которые коренным образом меняют первоначально задуманную расстановку действующих лиц. Пушкин, чувствуя новизну и необычность своего детища, смело бросается в «даль свободного романа», о чем он и говорит в конце 1-й главы, порой не подозревая, куда приведут его «ума холодные наблюдения и сердца горестные заметы». Ведь недаром в одном из писем он писал: «Представьте, что учудила моя Татьяна, — взяла да и вышла замуж! ». Свобода творческой мысли соединяется с точностью картин и деталей. Пушкин заметил: «В нашем романе время расчислено по календарю», а в описании жизни Онегина в деревне использованы факты из личной биографии Пушкина периода Михайловской ссылки. Окончательный вариант состоит из восьми глав. Каждая глава, как и роман в целом, обрывается как бы на полуслове, предоставляя читателю простор для размышлений. Например, 3-я глава кончается встречей Татьяны и Онегина после того, как Татьяна послала ему письмо: Но следствия нежданной встречи Сегодня, милые друзья, Пересказать не в силах я; Мне должно после долгой речи И погулять, и отдохнуть: Докончу после как-нибудь. Начало 4-й главы продолжает держать читателя в напряжении, при отсутствии внешнего действия. Этому способствует указание на 1—6 строфы, которых, по сути, не существует, и вследствие этого указания творческая работа автора и читателя активизируется. Затем идет внутренний монолог героя, сливающийся с лирическим монологом автора, затем авторская характеристика героя и лишь затем действие подходит к тому событию, на котором прервалась 3-я глава. 7 глава заканчивается словами: Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою И в сторону свой путь направим, Чтоб не забыть, о ком пою... А 8-я глава начинается с рассказа о становлении творческого пути самого автора. «Открыт», незавершен сюжет и финал романа в стихах, но в этой мнимой незавершенности — глубокий смысл, о котором сказал Белинский: «Что сталось с Онегиным потом? Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания? Или убила она все силы души его, и безотрадная тоска его обратилась в мертвую, холодную апатию? Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца? Довольно и этого знать, чтоб не захотеть больше ничего знать... » Онегин, которого в первой же главе автор назвал «добрым приятелем», которому он симпатизирует («мне нравились его черты». ), в то же время предстает и перед автором, и перед читателем, а уже тем более перед другими героями не до конца разгаданным, и это рождает размышления и споры о нем. В 1-й главе это вопрос о том, почему умный и милый юноша, принятый в свете, тяготится его нравами, во 2-й — насколько искренна и глубока его дружба с Ленским, в 3-й — какова будет его реакция на письмо Татьяны и т. д. Каждая глава — это вопрос, на который автор не дает прямого ответа, вместе с читателем пытаясь понять и объяснить поступки своего героя. С 3-й главы к решению этих вопросов подключается и Татьяна. Сначала в письме: «Ты чуть вошел, я вмиг узнала, / Вся обомлела, запылала / И в мыслях молвила: вот он! » Затем в фантасмагорическом сне накануне дня рождения, в котором Онегин предстает как демон, способный ради достижения своих целей даже на убийство. Он свой среди диковинных и безобразных чудовищ, как бы пришедших в сон из мистико-романтических баллад, столь популярных в то время: «Один в рогах с собачьей мордой, / Другой с петушьей головой, / Здесь ведьма с козьей бородой, / Там остов чопорный и гордый... » Но все они «сокрылись вдруг», и Татьяна не может противостоять демоническому обаянию своего героя. И, наконец, в 7- й главе, когда Татьяна, читая книги из библиотеки Онегина, выносит ему страшный приговор: «Уж не пародия ли он? », — приговор, который в первую очередь пал на нее, лишив ее светлых чувств и мечтаний и подготовив ее дальнейшую судьбу. Приговор этот был не вполне справедлив, и в этом можно убедиться в 8-й главе, но здесь рождается новая загадка. Загадка эта — сила и искренность его любви к Татьяне, которую героиня подвергает сомнению: «С вашим-то умом быть чувства мелкого рабом? » Пушкин, который творит роман в стихах вместе с его героями и читателями, не дает однозначного ответа на вопросы, поставленные в нем, которые предстоит решать его героям. Они самостоятельны в своем поиске, в своем выборе, оттого так сложен и многозначен роман. Особое место в романе принадлежит автору, который взрослеет вместе со своими героями, расширяя повествование за счет воспоминаний собственной юности, «когда ему «были новы все впечатленья бытия», когда его мятежная юность развивалась параллельно с юностью героя, но совсем по другим законам и принципам. Особенно сильно это противопоставление героя и автора чувствуется в 1 гл. Театр для Онегина — место, где можно показать себя и безнаказанно через лорнет полюбоваться на незнакомых дам; для автора это «волшебный край». Природа на Онегина наводит сон, а автор «предан душой» полям, цветам, деревне, праздности. По-разному они относятся и к любви. Для Онегина — это «наука страсти нежной», обязательным условием которой является умение «лицемерить, таить надежду, ревновать, разуверять, заставить верить, казаться мрачным, изнывать». Автор же, вспоминая о своей любви, говорит, что «завидовал волнам, бегущим бурной чередою с любовью лечь к ее ногам! » И самое главное — это умение и возможность выразить себя в творчестве, чего лишен Онегин: «Труд упорный ему был тошен; ничего / Не вышло из пера его». Мысль о творчестве как о главном смысле своего существования постоянно владеет поэтом. После рассказа о Ленском, который близок автору искренностью своего творческого порыва и пылкой, верной, любящей душой, автор говорит о смысле человеческого существования вообще, о неизбежной смене поколений. А смысл его собственной жизни видится в следующем: «Быть может, в Лете не потонет / Строфа, слагаемая мной... ». Лирические отступления заменяют порой и рассказ о событиях, и характеристику персонажей. Например, рассказывая о решении Татьяны написать письмо Онегину, он не просто объясняет причину этого поступка. Он защищает Татьяну, вместе с ней страшится последствий его: «Погибнешь, милая! Но прежде / Ты в ослепительной надежде / Блаженство темное зовешь. / Ты негу жизни узнаешь... » Лирическим отступлением-реквиемом завершается и рассказ о Ленском: «Но что бы ни было, читатель, / Увы, любовник молодой / Поэт, задумчивый мечтатель, / Убит приятельской рукой! » Предлагая на усмотрение читателя два варианта дальнейшей судьбы Ленского, останься он жив — романтически-возвышенный и сниженно-бытовой — поэт все же хочет, чтобы читатель склонился к первому, поэтому глава завершается отступлением-молитвой: А ты, младое вдохновенье, Волнуй мое воображенье, Дремоту сердца оживляй, В мой угол чаще прилетай, Не дай остыть душе поэта, Ожесточиться, очерстветь И наконец окаменеть... В лирическом отступлении смутно, намеками говорится и о дальнейшей трагической судьбе Татьяны: А та, с которой нарисован Татьяны милый идеал... О много, много рок отъял! Блажен, кто чашу жизни рано Оставил, не допив до дна Бокала полного вина, Кто не дочел его романа... Белинский назвал роман Пушкина «энциклопедией русской жизни», так как в «Онегине» Пушкин решился «представить внутреннюю жизнь дворянского сословия, а вместе с ним и общество в том виде, в каком оно находилось в избранную им эпоху». Всесторонне показаны все слои русского дворянства: и петербургский свет, и патриархальная Москва, и дремотная провинция. И вся эта жизнь описана на фоне другой — народной. Это и трудовой Петербург, встающий тогда, когда молодой повеса возвращается домой после бала, и крестьяне, которые живут отдельной самодостаточной жизнью, и крепостные рабы, которым то заменяют барщину оброком, то «бреют лбы», отправляя в рекруты на долгие 25 лет. Все изображенное, по словам Пушкина, укладывается в рамки календаря — то есть жизни природы, прекрасной, вечной, несуетной, изменяющейся. Образ русской природы, постоянно воспроизводимой на страницах романа, имеет очень важное художественное, эстетическое и сюжетно-композиционное значение. Изображение природы в «Евгении Онегине» многогранно. Пушкин использует все достижения своей пейзажной лирики: в 1 главе вдохновенно-романтическое изображение моря, соединенное с мечтой о дальних странствиях, 2-й — сентиментально-умиленное описание «прелестного уголка» — «деревни, где скучал Евгений», в 4-й — реалистическое, данное с народной точки зрения описание поздней осени и начала зимы («встает заря во мгле холодной, / На ниве шум работ умолк») в 7-й главе природа наполнена лирической одухотворенностью, философской глубиной («... с природой оживленной / Сближаем думою смущенной / Мы увяданье наших лет, / Которым возрожденья нет? »). Художественное совершенство романа довершает так называемая «онегинская строфа» — четырнадцатистрочник со строгой системой рифмовки: перекрестная, смежная, кольцевая, затем двустишие, зачастую содержащее вывод из сказанного или логический мостик к дальнейшему повествованию. Только письмо Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне не подчиняются этим строго регламентированным правилам. Неровные строфы этих отрывков передают волнение героев, как бы неровное, взволнованное биение их сердец, их чувства, которые невозможно преодолеть или регламентировать. Поэма «Медный всадник» (1833) — одно из самых глубоких, философских и не до конца разгаданных произведений Пушкина. Написанная во время 2-й Болдинской осени 1833 года, она отражает глубокие раздумья поэта над судьбами России, над ее прошлым, настоящим и будущим. В концепции этой поэмы можно видеть аллегорическое осмысление итогов восстания декабристов, в частности, и смысла восстания против власти вообще — ведь в 30-е годы XIX века восстания и революции прокатились по всей Европе, и Пушкин не мог не задуматься над кровавыми их последствиями. Поэма состоит из вступления и двух частей. Творческая свобода поэта проявилась в смелом совмещении эпики и лиризма, реализма и фантастики, конкретности деталей и символической обобщенности и многозначности их смысла. Начинается поэма с описания монолитной фигуры Петра, задумавшего на «мшистых, топких берегах» Невы по политическим и стратегическим соображениям построить новую столицу Российского государства. Имя не названо, но местоимение «он», выделенное в тексте, приравнивает Петра к Богу, творцу всего сущего. Образ Петра-императора во вступлении предваряет символический образ Медного всадника, «кумира на бронзовом коне», который увековечил царя-преобразователя. Злободневные цели Петра («отсель грозить мы будем шведу.. все флаги в гости будут к нам») во вступлении преобразуются в вечное значение его деятельности для России, которое невозможно переоценить: «Над самой бездной, / На высоте, уздой железной / Россию поднял на дыбы... » Замысел Петра нашел достойное воплощение в прекрасном городе, описание которого естественно и органично перерастает в лирическое отступление. Описательные эпитеты (оживленные берега, стройные громады, богатые пристани), переходят в эпитеты лирические, эмоциональные, психологические: задумчивые ночи, строгий, стройный вид города, державное течение Невы, спящие громады пустынных улиц и т. д. Поэт любит город и желает ему добра и благоденствия, он видит в его красоте и силе символ неколебимости России. И чем громче и убедительнее одические ноты вступления, тем ярче контраст его с главой, описывающей жизнь и характер маленького чиновника Евгения, которому жизнь в Петербурге не принесла счастья и покоя. Представитель некогда знатного, но ныне обедневшего рода, Евгений по своим взглядам и образу жизни приближается к разночинцам, характеры и судьбы которых еще не стали предметом пристального внимания и изображения в литературе. Таким образом, Пушкина можно назвать первооткрывателем такого типа, наряду с Гоголем. Размышления Евгения о жизни и его мечты рисуют человека простого и скромного, которому всего в жизни приходится добиваться тяжким трудом, поэтому ему некогда заниматься праздными размышлениями, а на развлечения нет денег. Но и эти весьма скромные его мечты о повышении по службе, которые позволят ему жениться и содержать семью, неосуществимы. Страшное наводнение, обрушившееся на город, является причиной гибели его возлюбленной, что послужило толчком для его иррационального бунта. В его воспаленном горем мозгу виновником несчастья стал то ли сам Петр, то ли памятник ему: Остановившись «пред горделивым истуканом», он чувствует, как вскипает от гнева кровь и поднимаются силы для бунта: Как обуянный силой черной, «Добро, строитель чудотворный! — Шепнул он, злобно задрожав, — Ужо тебе!.. » Этот жалкий, задавленный в самом себе бунт («и вдруг стремглав бежать пустился») оказался опасен для тирана, каким вообразил себе Петра Евгений. Сцена сумасшествия Евгения — центральная в поэме — отличается особым совершенством стиля, соединением зрительных и звуковых образов: И, озарен луною бледной, Простерши руку в вышине, За ним несется Всадник Медный На звонко скачущем коне;
И во всю ночь безумец бедный, Куда стопы ни обращал, За ним повсюду Всадник Медный С тяжелым топотом скакал. Даже такой жалкий, бессильный бунт опасен для трона, ведь не случайно в черновиках Пушкин неоднократно рисовал памятник без всадника. Еще более опасен массовый бунт, от которого предостерегает Пушкин. Тираны, противопоставляя себе стихию, рискуют быть ею сметены сами. «С божией стихией / Царям не совладеть», — молвит Александр I, глядя на разбушевавшуюся Неву. Этот эпизод, как и весь художественный мир поэмы, многозначен и символичен, ведь наводнение в Петербурге, описанное Пушкиным, произошло осенью 1824 года, за год до загадочной смерти Александра, повлекшей за собой восстание на Сенатской площади, рядом с памятником Петру I. Таких аллюзий, то есть намеков, понятных современникам поэта, в «Медном всаднике» предостаточно. Но и без конкретно-исторического комментария поэма остается произведением, будящим творческую фантазию читателя, рождающим мысли и ассоциации, созвучные разным эпохам.
|
|||
|