Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Александр Сергеевич ПУШКИН (1799-1837)



 

Пушкин Александр Сергеевич

Александр Сергеевич ПУШКИН (1799-1837)

С Пушкина начинается новый отсчет всех достижений русской культуры. С непостижимой легкостью и глубиной освоив все луч­шие качества предшествующей литературы: и державинский клас­сицизм, и карамзинистский сентиментализм с его психологизмом, и гражданственность Ломоносова и Радищева, и романтизм Жуков­ского, и эпикурейство Батюшкова, — он аккумулировал в своем творчестве их находки и открытия.

Уловив главное у предшественников, он вывел русскую литерату­ру к полномасштабному реализму, указал ей путь в будущее. Именно благодаря творчеству Пушкина русская литература из ведомых, раз­вивающихся под влиянием европейских традиций перешла в разряд ведущих, определяющих основные тенденции европейского и миро­вого литературного процесса. В Пушкине, по словам Гоголя, «заклю­чилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех показал все его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа».

Периодизация

Становление и развитие творчества Пушкина прошлb следующие этапы, каждый из которых является освоением определенного мето­да, совершенствованием тех или иных приемов, жанров, тем.

Лицейский.

(1811-1817). (К Лицинию. К другу-стихотворцу. К Пущину. Певец. Воспоминания в Царском Селе).

В этот период идет творческое осмысление традиций классициз­ма. Пушкину близка гражданственность русского классицизма. В то же время он наполняет свои оды и послания лирическим духом, эмо­циональностью, что свидетельствует о близости юному поэту тради­ций нового времени — поэзии Карамзина и Жуковского. Апофео­зом данного периода стало чтение оды «Воспоминания в Царском селе» во время переводных экзаменов в Лицее, на которых присут­ствовал Державин. Высокий стиль, обилие церковнославянских слов и выражений не мешают легкости и музыкальности стиха. Пушкин-лицеист с необыкновенной стремительностью овладевает литератур­ным опытом своих предшественников и современников. В то же вре­мя он обладает определенной самостоятельностью и критичностью по отношению к тем, кто пытается навязать ему свою точку зрения. В ответ на советы Батюшкова взяться за написание поэмы в эпичес­ком духе он отвечает с достоинством: «Бреду своим путем: / Будь вся­кий при своем». («К Батюшкову», 1815 г. ). Творческая смелость и та­лант юного поэта были оценены по достоинству одним из его самых близких литературных учителей и наставников, Жуковским. В 1820 году, после выхода в свет поэмы «Руслан и Людмила», он подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побе­жденного учителя».

Петербургский (1817—1820).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.