|
|||
Александр Сергеевич ПУШКИН (1799-1837)Стр 1 из 5Следующая ⇒
Пушкин Александр Сергеевич Александр Сергеевич ПУШКИН (1799-1837) С Пушкина начинается новый отсчет всех достижений русской культуры. С непостижимой легкостью и глубиной освоив все лучшие качества предшествующей литературы: и державинский классицизм, и карамзинистский сентиментализм с его психологизмом, и гражданственность Ломоносова и Радищева, и романтизм Жуковского, и эпикурейство Батюшкова, — он аккумулировал в своем творчестве их находки и открытия. Уловив главное у предшественников, он вывел русскую литературу к полномасштабному реализму, указал ей путь в будущее. Именно благодаря творчеству Пушкина русская литература из ведомых, развивающихся под влиянием европейских традиций перешла в разряд ведущих, определяющих основные тенденции европейского и мирового литературного процесса. В Пушкине, по словам Гоголя, «заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех показал все его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа». Периодизация Становление и развитие творчества Пушкина прошлb следующие этапы, каждый из которых является освоением определенного метода, совершенствованием тех или иных приемов, жанров, тем. Лицейский. (1811-1817). (К Лицинию. К другу-стихотворцу. К Пущину. Певец. Воспоминания в Царском Селе). В этот период идет творческое осмысление традиций классицизма. Пушкину близка гражданственность русского классицизма. В то же время он наполняет свои оды и послания лирическим духом, эмоциональностью, что свидетельствует о близости юному поэту традиций нового времени — поэзии Карамзина и Жуковского. Апофеозом данного периода стало чтение оды «Воспоминания в Царском селе» во время переводных экзаменов в Лицее, на которых присутствовал Державин. Высокий стиль, обилие церковнославянских слов и выражений не мешают легкости и музыкальности стиха. Пушкин-лицеист с необыкновенной стремительностью овладевает литературным опытом своих предшественников и современников. В то же время он обладает определенной самостоятельностью и критичностью по отношению к тем, кто пытается навязать ему свою точку зрения. В ответ на советы Батюшкова взяться за написание поэмы в эпическом духе он отвечает с достоинством: «Бреду своим путем: / Будь всякий при своем». («К Батюшкову», 1815 г. ). Творческая смелость и талант юного поэта были оценены по достоинству одним из его самых близких литературных учителей и наставников, Жуковским. В 1820 году, после выхода в свет поэмы «Руслан и Людмила», он подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя». Петербургский (1817—1820).
|
|||
|