Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Предисловие 4 страница



О. Дриз

 

Кто скорее допьет

Мама чашку молока

Маше налила.

«Мяу, — киска говорит, —

Вот я и пришла».

Киске в миску

Отольем —

Веселее пить вдвоем.

Ну-ка.

Кто скорей допьет,

Кто ни капли не прольет?

С. Капутикян

 

Тематический цикл «Птицы»

(двадцать вторая неделя)

Занятие 1

Цели. Развивать навыки связной речи. Обогащать актив­ный словарный запас детей. Способствовать усвоению обоб­щающего понятия птицы. Познакомить с домашними птица­ми, их повадками, внешними признаками.

Наглядный материал. Сюжетная картинка или предметные картинки с изображением домашних птиц и их детенышей.

Ход занятия

Игра «Птичий двор»

Воспитатель выставляет перед детьми картинки и расска­зывает о птицах, изображенных на них. Он повторяет рас­сказ 2—3 раза, побуждая детей к совместному проговарива­нию текста: «Это птичий двор. Кто-кто здесь живет? Кто пе­сенки поет? Здесь живут домашние птицы. Вот курочка с цыплятами. Курочка большая, а цыплятки маленькие. Куроч­ка с цыплятками клюют зернышки. Курочка кричит цыплят­кам: „Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко".

Вот утка с утятами.

Утка большая, а утята маленькие.

Ут­ка с утятами плавают в воде.

Утка кричит утятам:

„Кря-кря-кря, кря-кря-кря, я купаю вас не зря".

Вот гусыня с гусятами.

Гусыня большая, а гусята малень­кие.

 Гусыня с гусятами щиплют травку.

Гусыня кричит гуся­там:

„Га-га-га, га-га-га, не ходите никуда".

Это домашние птицы, они живут около человека и дружат с ним».

 

Занятие 2

Цели. Развивать речь детей в процессе выполнения дейст­вий с предметами. Учить вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и по возможности повторять текст совместно с ним; сопровождать игру речью. Воспитывать гуманное отно­шение к животному миру.

Наглядный материал. Игрушки: утка, петух; хлебные крошки.

Ход занятия

 Игра «Играем с птицами»

Воспитатель показывает детям утку и петуха и спрашивает у малышей, знают ли они, как называются эти птицы. Затем он предлагает детям послушать стихи о них. Педагог читает стихи несколько раз, сопровождая чтение соответствующими действиями и побуждая малышей к повторению.

Утка шла-шла-шла

И к детишкам подошла.

Утка крылышками машет,

Утка лапочками пляшет,

Клювом зернышки клюет

И поет, поет, поет:

«Кря-кря-кря, кря-кря-кря,

К деткам я пришла не зря».

Прибежал к нам петушок,

На головке — гребешок.

Лапочками топает.

Крылышками хлопает,

Петя вертит хвостиком,

Петя дышит носиком

И поет: «Ку-ка-ре-ку,

Крошки я клевать могу».

 

Педагог ставит на стол тарелку с хлебными крошками и предлагает детям покормить петушка.

 

Занятие 3

Цели. Развивать речь детей в процессе выполнения дей­ствий с предметами. Учить вслушиваться в рифмованный текст воспитателя и заучивать его наизусть; сопровождать игру речью. Воспитывать гуманное отношение к животно­му миру.

Наглядный материал. Игрушки: цыплята; семечки и хлеб­ные крошки.

Ход занятия

Игра «Цыплята пришли в гости»

Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости пришли цыплята, курочкины детки. Он просит малышей покормить цыплят семечками и хлебными крошками. Затем педагог чи­тает стихотворение (2-3 раза), побуждая детей к повторению и заучиванию текста.

Здравствуйте, ребятки,

Мы —желтые цыплятки.

Мальчики и девочки,

Вы нам дайте семечки,

 Вы нам дайте крошки

, Пойдем мы по дорожке.

 Будем семечки клевать:

— Ать-ать, ать-ать.

Будем крошки клевать:

— Ать-ать, ать-ать.

 

Потом дети вместе с воспитателем рассматривают цыплят, называют части их тела.

 

Чтение без наглядного сопровождения

Добрая утка

Утка с утятами и курочка с цыплятами пошли гулять. Шли-шли и до речки дошли. Утка с утятами умеют плавать, а курочка с цыплятками не умеют плавать. Что делать? Думали-думали и придумали. Речку переплы­ли ровно в полминутки, цыпленок на утенке, цыпленок на утенке, цып­ленок на утенке, а курочка на утке.

В. Сутеев

 

Курочка

Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождик. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтапа: «Квох-квох-квох-квох», — это значит прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в ее теплые перышки. Кто совсем спрятал­ся, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.

А два цыпленка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются, что это такое им на голову капает.

Е. Чарушин

 

Петушок, петушок,

Золотой гребешок.

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь

. Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

 

Тематический цикл «Дом и предметы быта»

(двадцать третья неделя)

Занятие 1

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Знакомить с бы­товыми предметами, их названиями и назначением. Обога­щать словарный запас по теме. Учить внимательно слушать и запоминать речевой образец воспитателя; комментировать свои действия.

Наглядный материал. Предметы домашнего обихода или кар­тинки с их изображениями: расческа, ключи, часы, книга, лампа, зеркало, подушка, телевизор, телефон, радио, поло­тенце, мочалка, щетка, утюг и т. д.

Ход занятия

Игра «Что есть дома? »

Воспитатель поочередно показывает детям предметы до­машнего обихода или картинки и спрашивает: «Что есть до­ма? » Дети отвечают хором или индивидуально: «Дома есть те­лефон (зеркало, утюг... )».

Игра «Я ходил и положил»

Воспитатель раскладывает на столе предметы домашнего обихода, затем берет один из них и произносит двустишие:

Я с расческой ходил И на стол положил.

Дети по очереди подходят к столу и выполняют аналогич­ные действия:

Я с ключами ходил И на стол положил.

Я с полотенцем ходил И на стол положил...

 

Занятие 2

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Закреплять на­звания предметов домашнего обихода. Учить детей отве­чать на вопросы воспитателя; координировать речь с дви­жениями; внимательно вслушиваться в рифмованный текст, запоминать и повторять его. Развивать пространственное восприятие.

Наглядный материал. Предметы домашнего обихода или кар­тинки с их изображением; кукла.

Ход занятия

Игра «Кому что нужно? »

Воспитатель раскладывает на столе предметы домашне­го обихода или картинки с их изображением и предлагает детям выбрать понравившиеся. Малыши по очереди под­ходят к столу, берут какой-либо предмет и показывают его остальным детям, а воспитатель спрашивает: «Что нужно Тане (Лене, Сереже... )? ». Дети хором отвечают: «Тане (Ле­не, Сереже... ) нужен (нужна) носовой платок (зубная щет­ка, утюг, расческа, стакан, зубная паста, телефон, телеви­зор, тарелка... )».

 

Речевая подвижная игра «Я иду, иду, иду»

Воспитатель раскладывает на столе предметы домашнего оби­хода и произносит четверостишие (2-3 раза). Затем каждый ребенок повторяет упражнение, но с другими предметами.

Я иду, иду, иду,

 Я к расческе подойду,

Я расческу возьму

И вверх подниму.

 

Занятие 3

Цели. Закреплять знания детей по теме. Учить правиль­но употреблять предлог за; запоминать и повторять корот­кие рифмовки. Уточнить назначение предметов домашне­го обихода.

Наглядный материал. Картинки с изображением предметов домашнего обихода.

Ход занятия

Игра «Спрячь картинку»

Воспитатель показывает детям картинку с изображением какого-либо предмета и прячет за спину:

Я возьму картинку

И спрячу за спинку.

«Что я спрятала за спинку? » — интересуется воспитатель. Дети называют предмет. Педагог выясняет у малышей, для чего нужен этот предмет.

Затем воспитатель по очереди вызывает детей для выпол­нения этого игрового упражнения. В случае необходимости педагог оказывает детям помощь.

Чтение без наглядного сопровождения

 

«Мойдодыр». К. Чуковский.

 

Тематический цикл «Предметы труда»

(двадцать четвертая неделя)

Занятие 1

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Знакомить детей с предметами труда, их названиями и назначением. Обогащать активный словарный запас детей. Учить отвечать на вопро­сы; внимательно вслушиваться в рифмованные инструкции воспитателя, правильно их выполнять и рассказывать о про­деланной работе.

Наглядный материал. Предметы труда, сюжетные картинки по теме.

Ход занятия

Игра «Для чего нужен предмет? »

Воспитатель по очереди показывает предметы труда и спра­шивает у детей, как они называются и для чего нужны. Де­ти отвечают хором (при необходимости воспитатель помога­ет), а педагог показывает, как пользуются тем или иным предметом.

Лопатой копают землю.

Молотком забивают гвозди.

Ножницами режут бумагу.

Веником подметают пол. Совком убирают мусор. Кисточкой рисуют картинки. Лейкой поливают цветы, огород.

Игра «На предметы посмотри»

Воспитатель сообщает детям, что сейчас они будут наво­дить в группе порядок: нужно убрать все предметы на свои места. Педагог по очереди обращается к каждому ребенку с инструкцией:

На предметы посмотри И лопату убери.

На предметы посмотри И молоток убери.

На предметы посмотри И ножницы убери.

Вызванный ребенок убирает названный предмет и ком­ментирует свои действия: «Я убрал лопату (молоток, нож­ницы)».

 

Занятие 2

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Закреплять знания детей по теме. Учить правильно употреблять глаголы в буду­щем времени. Ввести в пассивный словарь, а по возможно­сти и в активный наречия высоко, низко, далеко, близко. Учить детей заучивать четверостишие наизусть; сопровождать игру речью. Развивать пространственное восприятие.

Наглядный материал. Кукла; предметы труда.

Ход занятия

Игра «Что будет делать кукла? »

Воспитатель показывает детям куклу и сообщает, что сей­час она будет работать на огороде. Педагог берет лейку и спрашивает у малышей, что будет делать кукла. Дети отвеча­ют хором: «Кукла будет поливать». Воспитатель берет следу­ющий предмет и задает тот же вопрос.

Игра «Я иду, иду, иду»

См. тематический цикл «Дом и предметы быта» (занятие 2).

Игра «Где предметы? »

Воспитатель раскладывает предметы в соответствии с со­держанием четверостишия: карандаш кладет на верхнюю пол­ку, кисточку —на нижнюю, ножницы — на стол, лопату ста­вит в угол. Педагог проговаривает текст, жестом указывая на каждый предмет. Затем дети повторяют четверостишие не­сколько раз вместе с воспитателем.

Карандаш высоко.

Кисточка низко,

Лопата далеко,

А ножницы близко.

 

Занятие 3

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Закреплять знания детей по теме. Учить вслушиваться в рифмованную инструк­цию воспитателя, правильно выполнять ее и рассказывать о проделанной работе.

Наглядный материал. Предметы труда.

Ход занятия

 Игра «Погляди и найди»

Воспитатель раскладывает уже известные детям предметы труда и уточняет, для чего они нужны. Затем по очереди об­ращается к малышам с инструкцией:

На предметы погляди И лопату найди.

На предметы погляди И ножницы найди.

На предметы погляди И молоток найди.

Вызванный ребенок находит нужный предмет и расска­зывает о проделанной работе: «Я нашел лопату (ножницы, молоток)». Затем кладет этот предмет на свое место (в шкаф, в коробку).

 

Тематический цикл «Профессии»

(двадцать пятая неделя)

Занятие 1

Цели. Развивать речь детей в процессе выполнения дейст­вий с предметами. Дать детям представление о профессиях. Обогащать пассивный и активный словарный запас детей. Учить составлять предложения по картинкам; правильно употреблять предлог за.

Наглядный материал. Картинки с изображением людей раз­ных профессий.

Ход занятия

Игра «Кто работает? »

Воспитатель выставляет картинки и коротко рассказывает детям о человеке каждой профессии. Затем предлагает малы­шам повторить эти рассказы.

Это врач, он лечит людей, чтобы они не болели.

Это дворник, он подметает двор, чтобы было чисто.

Это продавец, он продает продукты, чтобы люди кушали.

Это строитель, он строит дома, чтобы в них жили люди.

Это учитель, он учит детей, чтобы они были умными. И так далее.

Игра «Спрячь картинку»

Воспитатель показывает детям картинку и прячет ее за спи­ну: «Я возьму картинку и спрячу за спинку. Какую картинку я спрятала? ». Малыши называют картинки и рассказывают, чем занимаются люди, изображенные на них.

Затем воспитатель по очереди вызывает детей для выпол­нения этого игрового упражнения. В случае необходимости педагог оказывает детям помощь.

 

Занятие 2

Цели. Развивать у детей навыки фразовой речи. Закреп­лять знания по теме. Учить правильно употреблять наре­чия высоко, низко, далеко, близко; существительные в да­тельном падеже; запоминать и повторять четверостишие с опорой на предметы. Развивать у детей пространственное восприятие.

Наглядный материал. Картинки с изображением людей раз­ных профессий и предметов труда; самолет, машина, лопата, книга.

Ход занятия

Игра «Кому что нужно? »

Воспитатель раздает детям картинки с изображением пред­метов труда и выясняет их названия. Затем по очереди по­казывает картинки с изображением людей разных профес­сий и спрашивает, кому какой нужен предмет, например: «Кому нужна машина? ». Дети отвечают: «Машина нужна шоферу» — и кладут машину рядом с нужной картинкой. И так далее.

Лопата нужна дворнику. Книга нужна учителю. Хлеб нужен продавцу. Градусник нужен врачу. Самолет нужен летчику. Молоток нужен строителю.

Игра «Где предметы? »

Воспитатель располагает предметы в соответствии с со­держанием четверостишия и проговаривает текст. Затем де­ти повторяют четверостишие несколько раз вместе с вос­питателем.

Самолет высоко, А машина низко, Лопатка далеко, А книжечка близко.

 

Занятие 3

Цели. Познакомить детей с профессией строителя. Учить составлять домик из геометрических фигур. Ввести в пассив­ный словарь понятия квадрат, треугольник, прямоугольник. Учить повторять рифмованный текст.

Наглядный материал. Геометрические фигуры, вырезанные из картона: большой и маленький квадраты, треугольник, прямоугольник; куклы.

Ход занятия

 Игра «Мы построили дом»

Воспитатель рассказывает детям о профессии строителя. За­тем раздает малышам геометрические фигуры и предлагает построить дом для кукол. Педагог берет большой квадрат и называет фигуру: «Вот большой квадрат, это стена». Дети бе­рут названную фигуру и кладут ее перед собой. «Вот малень­кий квадрат, это окошко», — продолжает воспитатель. Дети кладут маленький квадрат на большой. Затем присоединяют­ся крыша и труба: «Вот треугольник, это крыша. Вот прямо­угольник, это труба для дыма».

Воспитатель предлагает детям еще раз назвать части дома.

Затем педагог показывает кукол и сообщает детям, что им очень понравились домики и они будут в них жить:

Мы построили дом, Будут жить куклы в нем, Будут жить-поживать И с детишками играть.

«А зовут наших кукол Маша, Даша, Паша и Саша», — го­ворит воспитатель.

В домике живет Маша. В домике живет Даша. В домике живет Паша. В домике живет Саша.

Дети повторяют предложения.

 

Тематический цикл «Транспорт»

(двадцать шестая неделя)

Занятие 1

Цели. Формировать навыки фразовой речи. Знакомить де­тей с различными видами транспорта. Обогащать активный словарный запас детей. Учить координировать речь с движе­ниями; запоминать рифмованный текст. Развивать пространст­венное восприятие.

Наглядный материал. Картинки с изображением транспорт­ных средств или игрушки.

Ход занятия

Игра «Что делают машины? »

Воспитатель показывает детям картинки или игрушки и на­зывает их. Он сообщает, что все эти предметы — транспорт­ные средства, они нужны, чтобы перевозить людей и грузы. Затем педагог рассказывает о каждом виде транспорта, а де­ти повторяют предложения.

Трамвай ездит по рельсам.

Грузовик ездит по дороге.

Самолет летает в небе.

Корабль плавает в море.

Поезд ездит по рельсам.

Автобус ездит по дороге.

Вертолет летает в небе.

Лодка плавает в реке.

 

Игра «Возьму и подниму»

Воспитатель повторяет с детьми названия транспортных средств. Затем педагог по очереди обращается к малышам и просит их среди игрушек найти конкретные машины, на­пример:

Ты трамвай возьми И вверх подними.

Дети выполняют задание педагога и комментируют:

Я трамвай возьму И вверх подниму.

Я грузовик возьму И вверх подниму.

Я самолет возьму И вверх подниму.

 

Занятие 2

Цели. Учить детей запоминать и повторять рифмованный текст. Закреплять в пассивном словаре понятия квадрат, треугольник, прямоугольник, круг. Учить конструировать ма­шину.

Наглядный материал. Машина, салфетка, два мандарина; ге­ометрические фигуры, вырезанные из картона: большой и ма­ленький прямоугольники, два круга, треугольник.

Ход занятия

Игра «К нам приехала машина»

Воспитатель показывает детям машину (в кузове лежат ман­дарины, накрытые салфеткой) и рассказывает о ней:

К нам приехала машина,

Вот колеса, вот кабина,

Вот руль, вот кузов,

Кузов нужен ей для грузов.

 

Педагог еще раз читает стихотворение, побуждая детей к повторению текста. Затем воспитатель сообщает ребятам, что машина привезла груз. Он предлагает им посмотреть, что на­ходится в кузове машины:

К нам приехала машина,

Привезла два мандарина.

 Мандарины очищаем

И детишек угощаем.

 

Педагог уточняет у детей, кто водит машину. Затем он уго­щает их мандарином.

 

Игра «Сделаем машину»

Воспитатель раздает малышам геометрические фигуры и пред­лагает составить из них машину.

Педагог берет большой прямоугольник и называет фигуру: «Вот большой прямоугольник, это кузов». Дети берут назван­ную фигуру и кладут ее перед собой. «Вот маленький прямо­угольник, это кабина», — продолжает воспитатель. Дети кла­дут маленький прямоугольник рядом с большим. Затем присоединяются колеса: «Вот кружочки, это колеса».

Воспитатель просит детей еще раз назвать части машины.

«А что перевозит машина? — спрашивает педагог. — Правиль­но, грузы. Положим груз в нашу машину. Возьмем треуголь­ник и положим его в кузов. Это и будет наш груз».

 

Занятие 3

Цели. Развивать речь детей в процессе выполнения дейст­вий с предметами. Развивать пространственное восприятие. Учить сопровождать игру речью.

Наглядный материал. Игрушки: машина, медведь, обезьяна, заяц и другие звери.

Ход занятия

 Игра «Прокатим зверюшек»

Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости пришли зверюшки, которые ни разу не катались ни машине. Он пред­лагает ребятам прокатить их. Дети сажают зверей в машину, а воспитатель произносит стихотворение, одновременно со­вершая описываемые в нем действия. Педагог проговаривает текст несколько раз, побуждая детей к его повторению и за­учиванию.

Мы машину прикатили

И зверюшек посадили.

Мы поехали вперед,

Мы поехали назад.

Мы поехали вперед,

Мы поехали назад,

Вот так. вот так,

Вот так, вот так.

Повернули вдруг

 И объехали круг.

Педагог указывает на какую-либо игрушку и спрашивает, кто едет в машине. Дети отвечают: «В машине едет мишка (зайка, обезьянка... )».

 

Чтение без наглядного сопровождения

Мчится поезд

Чух-чух, Чух-чух,

Мчится поезд

Во весь дух,

Паровоз Пыхтит.

— Тороплюсь, — Гудит,

— Тороплюсь, Тороплюсь, Тороплю-у-усь.

Э. Мошковская

 

Паровоз

Загудел паровоз И вагончики повез:

— Чох-чох, чу-чу. Я далеко укачу.

Т. Волгина

 

Тематический цикл «Весна»

(двадцать седьмая неделя)

Занятие 1

Цели. Знакомить детей с сезонными изменениями в при­роде. Обогащать активный словарный запас по теме. Учить вслушиваться в рифмованный текст и повторять его по час­тям вслед за педагогом; выполнять словесные рифмованные инструкции; координировать речь с движениями. Развивать речь детей в процессе речевой подвижной игры.

Наглядный материал. Картинки: солнце, трава, снег, ручей, одуванчики, насекомые, птицы; бумажные силуэты луж (5 шт. ).

Ход занятия

Игра «Вот пришла весна»

Воспитатель читает стихотворение и в соответствии с его содержанием выставляет на фланелеграфе картинки. Затем он проговаривает его еще 2—3 раза, побуждая детей к по­вторению.

Вот пришла весна, весна.

Очень теплая она.

Солнышко печет, печет.

Травушка растет, растет.

Тает снег, ручьи бегут.

Одуванчики растут.

Насекомые ползут.

Птички песенки поют.

Это упражнение целесообразно повторить на прогулке.

 Речевая подвижная игра «Пройди по лужам»

Воспитатель рассказывает детям о том, что весной тает снег и появляются лужи (раскладывает на полу бумажные силуэ­ты луж). Он предлагает малышам походить по лужам:

Ты на лужи погляди

И по лужам пройди.

Малыши шагают по лужам и произносят рифмовку вмес­те с воспитателем.

 

Занятие 2

Цели. Закреплять знания детей по теме. Развивать навыки связной речи. Учить координировать речь с движениями; за­поминать четверостишие наизусть.

Наглядный материал. Сюжетная картинка «Весна».

Ход занятия

Игра «Что бывает весной? »

Воспитатель выставляет перед детьми сюжетную картинку и описывает ее: «Наконец-то наступила весна. На небе све­тит солнышко. Тает снег. На деревьях появляются листочки. На земле зеленеет травка. Вылезают жучки. Птички строят себе гнездышки. Хорошо весной! »

Педагог повторяет рассказ несколько раз, побуждая детей к совместному проговариванию.

Речевая подвижная игра «В гости к нам пришла весна»

Воспитатель читает стихотворение и в такт ему выполняет различные движения (поднимает руки вверх, приседает, тан­цует). Дети повторяют игру несколько раз.

В гости к нам пришла весна. Очень теплая она. Солнце светит, солнце греет. Всюду травка зеленеет.

 

Занятие 3

Цели. Развивать навыки связной речи. Расширять знания детей о весне и ее признаках. Учить различать количество предметов, способствовать усвоению понятий один, два, мно­го, ни одного. Учить детей сопровождать игру речью.

Наглядный материал. Кукла; совок, ведро, скакалка, маши­на, лодка; бумажные зеленые листочки; два листа голубого цвета, бумажные лодочки.

Ход занятия

Игра «Кукла Маша идет гулять»

Воспитатель рассказывает детям: «Наступила весна. Греет солнышко, стало тепло. На деревьях появились листочки: сна­чала один листочек, потом два листочка, а потом много ли­сточков (выкладывает бумажные листочки).

Кукла Маша (показывает куклу) идет гулять. Что она на­девает? Правильно, курточку, ботиночки, потому что на ули­це тепло.

Что берет с собой кукла на прогулку? Правильно, совок, ведерко для песка, скакалку, машинку, лодочку (показывает называемые предметы). А возьмет ли кукла санки, коньки, лыжи? Нет, не возьмет, потому что на улице весна, снег рас­таял, стало тепло.

А что будет делать Маша на прогулке? Правильно, она бу­дет пускать лодочку в ручье. А еще что будет делать кукла? Да, она будет играть в песочнице, прыгать через скакалку, ка­тать машину».

Игра «Сколько лодочек в луже? »

Воспитатель делит пополам два листа голубого цвета — по­лучается четыре лужи. В лужах он располагает лодочки в сле­дующем порядке: в одной — одна лодочка, в другой — две, в третьей — три, в четвертой — ни одной лодочки. Педагог пред­лагает детям сосчитать лодочки в каждой луже.

В этой луже — одна лодочка.

В этой луже —две лодочки.

В этой луже — много лодочек.

А в этой луже — ни одной лодочки.

 

Чтение без наглядного сопровождения

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей...

Прощебечь с дороги

 Нам привет скорей.

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой.

Что из стран далеких

Принесла с собой...

А. Плещеев

 

Тематический цикл «Растения»

(двадцать восьмая неделя)

Занятие 1

Цели. Способствовать усвоению существительного с обоб­щающим значением растения. Обогащать активный словар­ный запас детей. Учить понимать короткий рифмованный текст и заучивать его наизусть.

Наглядный материал. Картинки: ягоды, кусты, деревья, тра­ва, грибы.

Ход занятия

Игра «В лесу»

Воспитатель выставляет перед детьми картинки и читает стихотворение, показывая указкой называемые предметы. За­тем он несколько раз повторяет его вместе с детьми до за­учивания.

В лесу растут растения:

Ягоды, грибы,

Разные деревья,

Травка и кусты.

 

Занятие 2

Цели. Закреплять знания детей по теме. Развивать навыки связной речи. Учить детей запоминать и повторять рифмо­ванный текст, опираясь на картинки; координировать речь с движениями; различать слова, близкие по звучанию.

Наглядный материал. Сюжетная картинка «Лес»; предмет­ные картинки: листья, кусты, цветы, грибы.

Ход занятия Игра «Что растет в лесу? »

Воспитатель выставляет перед детьми картинку и расска­зывает: «Это лес. Тут много разных растений. Вот растут деревья: береза, елка, дуб. На березе — листочки и на дубе листочки. А на елке — иголки и шишки. А еще в лесу рас­тут грибы, ягоды, цветы, кусты. Деревья высокие, а кусты низкие.

По листочкам ползают букашки.

 Рядом летают бабочки и птички».

Затем педагог повторяет рассказ, вызывая речевую актив­ность детей.

 

Речевая подвижная игра «В лес с ребятами идем»

Воспитатель шагает и читает стихотворение, выставляя со­ответствующие картинки. Затем он повторяет упражнение вместе с детьми до заучивания.

В лес с ребятами идем.

Что же мы в лесу найдем?

Мы найдем листочки,

Мы найдем кусточки,

 Мы найдем цветочки,

Мы найдем грибочки.

 

Занятие 3

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Способствовать ус­воению понятий один, два, много, ни одного. Знакомить со строением цветка. Учить детей вслушиваться в рифмованный текст и заучивать его наизусть; координировать речь с дви­жениями. Развивать пространственное, эстетическое воспри­ятие. Способствовать сенсорному развитию.

Наглядный материал. Лист бумаги, разноцветные бумажные цветы; живой или искусственный цветок.

Ход занятия

Игра «Ковер из цветов»

Воспитатель сообщает детям, что сегодня они будут делать ковер из цветов. Он кладет на стол лист бумаги, а малышам раздает бумажные цветы.

«Посередине ковра у нас будет красный цветок», — говорит педагог. Дети находят красный цветок и кладут его на сере­дину листа (воспитатель при необходимости помогает).

Воспитатель продолжает: «С одной стороны будет много белых цветов, а с другой стороны — ни одного цветка. (Дети выполняют инструкцию. ) Сколько цветов с этой стороны? (Педагог показывает туда, где много цветов. ) А с этой? (От­веты детей. ) Вверху у нас желтый цветок и еще один желтый цветок (дети выполняют инструкцию) — два желтых цветка. Внизу у нас синий цветок и еще один синий цветок —два синих цветка. Красивый получился ковер».

Игра «Принесла я вам цветок»

Воспитатель показывает детям цветок и рассказывает, из каких частей он состоит:

Принесла я вам цветок, Вот головка, вот глазок, Вот зеленый листок. Вот зеленый стебелек.

Педагог предлагает детям еще раз назвать и показать час­ти цветка. Затем ребята заучивают четверостишие наизусть.

Речевая подвижная игра «Вырастут у нас цветы» Воспитатель предлагает детям посадить цветы. Он произ­носит четверостишие, сопровождая его движениями. Дети по­вторяют игру несколько раз.

Мы копаем, мы копаем,

В землю семена бросаем.

Сделай, сделай ямку ты,

Вырастут у нас цветы.

 

Чтение без наглядного сопровождения

На лугу

Я по травке на лугу

В белых тапочках бегу.

А трава хорошая,

Ну-ка, тапки сброшу я.

Ой, трава щекочется —

Мне смеяться хочется.

О. Бедарев

 

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Темно-голубые?

И о чем звените вы

В день веселый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?

А. Толстой

 

Тематический цикл «Насекомые»



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.