|
|||
Предисловие 4 страницаО. Дриз
Кто скорее допьет Мама чашку молока Маше налила. «Мяу, — киска говорит, — Вот я и пришла». Киске в миску Отольем — Веселее пить вдвоем. Ну-ка. Кто скорей допьет, Кто ни капли не прольет? С. Капутикян
Тематический цикл «Птицы» (двадцать вторая неделя) Занятие 1 Цели. Развивать навыки связной речи. Обогащать активный словарный запас детей. Способствовать усвоению обобщающего понятия птицы. Познакомить с домашними птицами, их повадками, внешними признаками. Наглядный материал. Сюжетная картинка или предметные картинки с изображением домашних птиц и их детенышей. Ход занятия Игра «Птичий двор» Воспитатель выставляет перед детьми картинки и рассказывает о птицах, изображенных на них. Он повторяет рассказ 2—3 раза, побуждая детей к совместному проговариванию текста: «Это птичий двор. Кто-кто здесь живет? Кто песенки поет? Здесь живут домашние птицы. Вот курочка с цыплятами. Курочка большая, а цыплятки маленькие. Курочка с цыплятками клюют зернышки. Курочка кричит цыпляткам: „Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко". Вот утка с утятами. Утка большая, а утята маленькие. Утка с утятами плавают в воде. Утка кричит утятам: „Кря-кря-кря, кря-кря-кря, я купаю вас не зря". Вот гусыня с гусятами. Гусыня большая, а гусята маленькие. Гусыня с гусятами щиплют травку. Гусыня кричит гусятам: „Га-га-га, га-га-га, не ходите никуда". Это домашние птицы, они живут около человека и дружат с ним».
Занятие 2 Цели. Развивать речь детей в процессе выполнения действий с предметами. Учить вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и по возможности повторять текст совместно с ним; сопровождать игру речью. Воспитывать гуманное отношение к животному миру. Наглядный материал. Игрушки: утка, петух; хлебные крошки. Ход занятия Игра «Играем с птицами» Воспитатель показывает детям утку и петуха и спрашивает у малышей, знают ли они, как называются эти птицы. Затем он предлагает детям послушать стихи о них. Педагог читает стихи несколько раз, сопровождая чтение соответствующими действиями и побуждая малышей к повторению. Утка шла-шла-шла И к детишкам подошла. Утка крылышками машет, Утка лапочками пляшет, Клювом зернышки клюет И поет, поет, поет: «Кря-кря-кря, кря-кря-кря, К деткам я пришла не зря». Прибежал к нам петушок, На головке — гребешок. Лапочками топает. Крылышками хлопает, Петя вертит хвостиком, Петя дышит носиком И поет: «Ку-ка-ре-ку, Крошки я клевать могу».
Педагог ставит на стол тарелку с хлебными крошками и предлагает детям покормить петушка.
Занятие 3 Цели. Развивать речь детей в процессе выполнения действий с предметами. Учить вслушиваться в рифмованный текст воспитателя и заучивать его наизусть; сопровождать игру речью. Воспитывать гуманное отношение к животному миру. Наглядный материал. Игрушки: цыплята; семечки и хлебные крошки. Ход занятия Игра «Цыплята пришли в гости» Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости пришли цыплята, курочкины детки. Он просит малышей покормить цыплят семечками и хлебными крошками. Затем педагог читает стихотворение (2-3 раза), побуждая детей к повторению и заучиванию текста. Здравствуйте, ребятки, Мы —желтые цыплятки. Мальчики и девочки, Вы нам дайте семечки, Вы нам дайте крошки , Пойдем мы по дорожке. Будем семечки клевать: — Ать-ать, ать-ать. Будем крошки клевать: — Ать-ать, ать-ать.
Потом дети вместе с воспитателем рассматривают цыплят, называют части их тела.
Чтение без наглядного сопровождения Добрая утка Утка с утятами и курочка с цыплятами пошли гулять. Шли-шли и до речки дошли. Утка с утятами умеют плавать, а курочка с цыплятками не умеют плавать. Что делать? Думали-думали и придумали. Речку переплыли ровно в полминутки, цыпленок на утенке, цыпленок на утенке, цыпленок на утенке, а курочка на утке. В. Сутеев
Курочка Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождик. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтапа: «Квох-квох-квох-квох», — это значит прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в ее теплые перышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает. А два цыпленка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются, что это такое им на голову капает. Е. Чарушин
Петушок, петушок, Золотой гребешок. Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь . Голосисто поешь, Деткам спать не даешь?
Тематический цикл «Дом и предметы быта» (двадцать третья неделя) Занятие 1 Цели. Развивать навыки фразовой речи. Знакомить с бытовыми предметами, их названиями и назначением. Обогащать словарный запас по теме. Учить внимательно слушать и запоминать речевой образец воспитателя; комментировать свои действия. Наглядный материал. Предметы домашнего обихода или картинки с их изображениями: расческа, ключи, часы, книга, лампа, зеркало, подушка, телевизор, телефон, радио, полотенце, мочалка, щетка, утюг и т. д. Ход занятия Игра «Что есть дома? » Воспитатель поочередно показывает детям предметы домашнего обихода или картинки и спрашивает: «Что есть дома? » Дети отвечают хором или индивидуально: «Дома есть телефон (зеркало, утюг... )». Игра «Я ходил и положил» Воспитатель раскладывает на столе предметы домашнего обихода, затем берет один из них и произносит двустишие: Я с расческой ходил И на стол положил. Дети по очереди подходят к столу и выполняют аналогичные действия: Я с ключами ходил И на стол положил. Я с полотенцем ходил И на стол положил...
Занятие 2 Цели. Развивать навыки фразовой речи. Закреплять названия предметов домашнего обихода. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя; координировать речь с движениями; внимательно вслушиваться в рифмованный текст, запоминать и повторять его. Развивать пространственное восприятие. Наглядный материал. Предметы домашнего обихода или картинки с их изображением; кукла. Ход занятия Игра «Кому что нужно? » Воспитатель раскладывает на столе предметы домашнего обихода или картинки с их изображением и предлагает детям выбрать понравившиеся. Малыши по очереди подходят к столу, берут какой-либо предмет и показывают его остальным детям, а воспитатель спрашивает: «Что нужно Тане (Лене, Сереже... )? ». Дети хором отвечают: «Тане (Лене, Сереже... ) нужен (нужна) носовой платок (зубная щетка, утюг, расческа, стакан, зубная паста, телефон, телевизор, тарелка... )».
Речевая подвижная игра «Я иду, иду, иду» Воспитатель раскладывает на столе предметы домашнего обихода и произносит четверостишие (2-3 раза). Затем каждый ребенок повторяет упражнение, но с другими предметами. Я иду, иду, иду, Я к расческе подойду, Я расческу возьму И вверх подниму.
Занятие 3 Цели. Закреплять знания детей по теме. Учить правильно употреблять предлог за; запоминать и повторять короткие рифмовки. Уточнить назначение предметов домашнего обихода. Наглядный материал. Картинки с изображением предметов домашнего обихода. Ход занятия Игра «Спрячь картинку» Воспитатель показывает детям картинку с изображением какого-либо предмета и прячет за спину: Я возьму картинку И спрячу за спинку. «Что я спрятала за спинку? » — интересуется воспитатель. Дети называют предмет. Педагог выясняет у малышей, для чего нужен этот предмет. Затем воспитатель по очереди вызывает детей для выполнения этого игрового упражнения. В случае необходимости педагог оказывает детям помощь. Чтение без наглядного сопровождения
«Мойдодыр». К. Чуковский.
Тематический цикл «Предметы труда» (двадцать четвертая неделя) Занятие 1 Цели. Развивать навыки фразовой речи. Знакомить детей с предметами труда, их названиями и назначением. Обогащать активный словарный запас детей. Учить отвечать на вопросы; внимательно вслушиваться в рифмованные инструкции воспитателя, правильно их выполнять и рассказывать о проделанной работе. Наглядный материал. Предметы труда, сюжетные картинки по теме. Ход занятия Игра «Для чего нужен предмет? » Воспитатель по очереди показывает предметы труда и спрашивает у детей, как они называются и для чего нужны. Дети отвечают хором (при необходимости воспитатель помогает), а педагог показывает, как пользуются тем или иным предметом. Лопатой копают землю. Молотком забивают гвозди. Ножницами режут бумагу. Веником подметают пол. Совком убирают мусор. Кисточкой рисуют картинки. Лейкой поливают цветы, огород. Игра «На предметы посмотри» Воспитатель сообщает детям, что сейчас они будут наводить в группе порядок: нужно убрать все предметы на свои места. Педагог по очереди обращается к каждому ребенку с инструкцией: На предметы посмотри И лопату убери. На предметы посмотри И молоток убери. На предметы посмотри И ножницы убери. Вызванный ребенок убирает названный предмет и комментирует свои действия: «Я убрал лопату (молоток, ножницы)».
Занятие 2 Цели. Развивать навыки фразовой речи. Закреплять знания детей по теме. Учить правильно употреблять глаголы в будущем времени. Ввести в пассивный словарь, а по возможности и в активный наречия высоко, низко, далеко, близко. Учить детей заучивать четверостишие наизусть; сопровождать игру речью. Развивать пространственное восприятие. Наглядный материал. Кукла; предметы труда. Ход занятия Игра «Что будет делать кукла? » Воспитатель показывает детям куклу и сообщает, что сейчас она будет работать на огороде. Педагог берет лейку и спрашивает у малышей, что будет делать кукла. Дети отвечают хором: «Кукла будет поливать». Воспитатель берет следующий предмет и задает тот же вопрос. Игра «Я иду, иду, иду» См. тематический цикл «Дом и предметы быта» (занятие 2). Игра «Где предметы? » Воспитатель раскладывает предметы в соответствии с содержанием четверостишия: карандаш кладет на верхнюю полку, кисточку —на нижнюю, ножницы — на стол, лопату ставит в угол. Педагог проговаривает текст, жестом указывая на каждый предмет. Затем дети повторяют четверостишие несколько раз вместе с воспитателем. Карандаш высоко. Кисточка низко, Лопата далеко, А ножницы близко.
Занятие 3 Цели. Развивать навыки фразовой речи. Закреплять знания детей по теме. Учить вслушиваться в рифмованную инструкцию воспитателя, правильно выполнять ее и рассказывать о проделанной работе. Наглядный материал. Предметы труда. Ход занятия Игра «Погляди и найди» Воспитатель раскладывает уже известные детям предметы труда и уточняет, для чего они нужны. Затем по очереди обращается к малышам с инструкцией: На предметы погляди И лопату найди. На предметы погляди И ножницы найди. На предметы погляди И молоток найди. Вызванный ребенок находит нужный предмет и рассказывает о проделанной работе: «Я нашел лопату (ножницы, молоток)». Затем кладет этот предмет на свое место (в шкаф, в коробку).
Тематический цикл «Профессии» (двадцать пятая неделя) Занятие 1 Цели. Развивать речь детей в процессе выполнения действий с предметами. Дать детям представление о профессиях. Обогащать пассивный и активный словарный запас детей. Учить составлять предложения по картинкам; правильно употреблять предлог за. Наглядный материал. Картинки с изображением людей разных профессий. Ход занятия Игра «Кто работает? » Воспитатель выставляет картинки и коротко рассказывает детям о человеке каждой профессии. Затем предлагает малышам повторить эти рассказы. Это врач, он лечит людей, чтобы они не болели. Это дворник, он подметает двор, чтобы было чисто. Это продавец, он продает продукты, чтобы люди кушали. Это строитель, он строит дома, чтобы в них жили люди. Это учитель, он учит детей, чтобы они были умными. И так далее. Игра «Спрячь картинку» Воспитатель показывает детям картинку и прячет ее за спину: «Я возьму картинку и спрячу за спинку. Какую картинку я спрятала? ». Малыши называют картинки и рассказывают, чем занимаются люди, изображенные на них. Затем воспитатель по очереди вызывает детей для выполнения этого игрового упражнения. В случае необходимости педагог оказывает детям помощь.
Занятие 2 Цели. Развивать у детей навыки фразовой речи. Закреплять знания по теме. Учить правильно употреблять наречия высоко, низко, далеко, близко; существительные в дательном падеже; запоминать и повторять четверостишие с опорой на предметы. Развивать у детей пространственное восприятие. Наглядный материал. Картинки с изображением людей разных профессий и предметов труда; самолет, машина, лопата, книга. Ход занятия Игра «Кому что нужно? » Воспитатель раздает детям картинки с изображением предметов труда и выясняет их названия. Затем по очереди показывает картинки с изображением людей разных профессий и спрашивает, кому какой нужен предмет, например: «Кому нужна машина? ». Дети отвечают: «Машина нужна шоферу» — и кладут машину рядом с нужной картинкой. И так далее. Лопата нужна дворнику. Книга нужна учителю. Хлеб нужен продавцу. Градусник нужен врачу. Самолет нужен летчику. Молоток нужен строителю. Игра «Где предметы? » Воспитатель располагает предметы в соответствии с содержанием четверостишия и проговаривает текст. Затем дети повторяют четверостишие несколько раз вместе с воспитателем. Самолет высоко, А машина низко, Лопатка далеко, А книжечка близко.
Занятие 3 Цели. Познакомить детей с профессией строителя. Учить составлять домик из геометрических фигур. Ввести в пассивный словарь понятия квадрат, треугольник, прямоугольник. Учить повторять рифмованный текст. Наглядный материал. Геометрические фигуры, вырезанные из картона: большой и маленький квадраты, треугольник, прямоугольник; куклы. Ход занятия Игра «Мы построили дом» Воспитатель рассказывает детям о профессии строителя. Затем раздает малышам геометрические фигуры и предлагает построить дом для кукол. Педагог берет большой квадрат и называет фигуру: «Вот большой квадрат, это стена». Дети берут названную фигуру и кладут ее перед собой. «Вот маленький квадрат, это окошко», — продолжает воспитатель. Дети кладут маленький квадрат на большой. Затем присоединяются крыша и труба: «Вот треугольник, это крыша. Вот прямоугольник, это труба для дыма». Воспитатель предлагает детям еще раз назвать части дома. Затем педагог показывает кукол и сообщает детям, что им очень понравились домики и они будут в них жить: Мы построили дом, Будут жить куклы в нем, Будут жить-поживать И с детишками играть. «А зовут наших кукол Маша, Даша, Паша и Саша», — говорит воспитатель. В домике живет Маша. В домике живет Даша. В домике живет Паша. В домике живет Саша. Дети повторяют предложения.
Тематический цикл «Транспорт» (двадцать шестая неделя) Занятие 1 Цели. Формировать навыки фразовой речи. Знакомить детей с различными видами транспорта. Обогащать активный словарный запас детей. Учить координировать речь с движениями; запоминать рифмованный текст. Развивать пространственное восприятие. Наглядный материал. Картинки с изображением транспортных средств или игрушки. Ход занятия Игра «Что делают машины? » Воспитатель показывает детям картинки или игрушки и называет их. Он сообщает, что все эти предметы — транспортные средства, они нужны, чтобы перевозить людей и грузы. Затем педагог рассказывает о каждом виде транспорта, а дети повторяют предложения. Трамвай ездит по рельсам. Грузовик ездит по дороге. Самолет летает в небе. Корабль плавает в море. Поезд ездит по рельсам. Автобус ездит по дороге. Вертолет летает в небе. Лодка плавает в реке.
Игра «Возьму и подниму» Воспитатель повторяет с детьми названия транспортных средств. Затем педагог по очереди обращается к малышам и просит их среди игрушек найти конкретные машины, например: Ты трамвай возьми И вверх подними. Дети выполняют задание педагога и комментируют: Я трамвай возьму И вверх подниму. Я грузовик возьму И вверх подниму. Я самолет возьму И вверх подниму.
Занятие 2 Цели. Учить детей запоминать и повторять рифмованный текст. Закреплять в пассивном словаре понятия квадрат, треугольник, прямоугольник, круг. Учить конструировать машину. Наглядный материал. Машина, салфетка, два мандарина; геометрические фигуры, вырезанные из картона: большой и маленький прямоугольники, два круга, треугольник. Ход занятия Игра «К нам приехала машина» Воспитатель показывает детям машину (в кузове лежат мандарины, накрытые салфеткой) и рассказывает о ней: К нам приехала машина, Вот колеса, вот кабина, Вот руль, вот кузов, Кузов нужен ей для грузов.
Педагог еще раз читает стихотворение, побуждая детей к повторению текста. Затем воспитатель сообщает ребятам, что машина привезла груз. Он предлагает им посмотреть, что находится в кузове машины: К нам приехала машина, Привезла два мандарина. Мандарины очищаем И детишек угощаем.
Педагог уточняет у детей, кто водит машину. Затем он угощает их мандарином.
Игра «Сделаем машину» Воспитатель раздает малышам геометрические фигуры и предлагает составить из них машину. Педагог берет большой прямоугольник и называет фигуру: «Вот большой прямоугольник, это кузов». Дети берут названную фигуру и кладут ее перед собой. «Вот маленький прямоугольник, это кабина», — продолжает воспитатель. Дети кладут маленький прямоугольник рядом с большим. Затем присоединяются колеса: «Вот кружочки, это колеса». Воспитатель просит детей еще раз назвать части машины. «А что перевозит машина? — спрашивает педагог. — Правильно, грузы. Положим груз в нашу машину. Возьмем треугольник и положим его в кузов. Это и будет наш груз».
Занятие 3 Цели. Развивать речь детей в процессе выполнения действий с предметами. Развивать пространственное восприятие. Учить сопровождать игру речью. Наглядный материал. Игрушки: машина, медведь, обезьяна, заяц и другие звери. Ход занятия Игра «Прокатим зверюшек» Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости пришли зверюшки, которые ни разу не катались ни машине. Он предлагает ребятам прокатить их. Дети сажают зверей в машину, а воспитатель произносит стихотворение, одновременно совершая описываемые в нем действия. Педагог проговаривает текст несколько раз, побуждая детей к его повторению и заучиванию. Мы машину прикатили И зверюшек посадили. Мы поехали вперед, Мы поехали назад. Мы поехали вперед, Мы поехали назад, Вот так. вот так, Вот так, вот так. Повернули вдруг И объехали круг. Педагог указывает на какую-либо игрушку и спрашивает, кто едет в машине. Дети отвечают: «В машине едет мишка (зайка, обезьянка... )».
Чтение без наглядного сопровождения Мчится поезд Чух-чух, Чух-чух, Мчится поезд Во весь дух, Паровоз Пыхтит. — Тороплюсь, — Гудит, — Тороплюсь, Тороплюсь, Тороплю-у-усь. Э. Мошковская
Паровоз Загудел паровоз И вагончики повез: — Чох-чох, чу-чу. Я далеко укачу. Т. Волгина
Тематический цикл «Весна» (двадцать седьмая неделя) Занятие 1 Цели. Знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Обогащать активный словарный запас по теме. Учить вслушиваться в рифмованный текст и повторять его по частям вслед за педагогом; выполнять словесные рифмованные инструкции; координировать речь с движениями. Развивать речь детей в процессе речевой подвижной игры. Наглядный материал. Картинки: солнце, трава, снег, ручей, одуванчики, насекомые, птицы; бумажные силуэты луж (5 шт. ). Ход занятия Игра «Вот пришла весна» Воспитатель читает стихотворение и в соответствии с его содержанием выставляет на фланелеграфе картинки. Затем он проговаривает его еще 2—3 раза, побуждая детей к повторению. Вот пришла весна, весна. Очень теплая она. Солнышко печет, печет. Травушка растет, растет. Тает снег, ручьи бегут. Одуванчики растут. Насекомые ползут. Птички песенки поют. Это упражнение целесообразно повторить на прогулке. Речевая подвижная игра «Пройди по лужам» Воспитатель рассказывает детям о том, что весной тает снег и появляются лужи (раскладывает на полу бумажные силуэты луж). Он предлагает малышам походить по лужам: Ты на лужи погляди И по лужам пройди. Малыши шагают по лужам и произносят рифмовку вместе с воспитателем.
Занятие 2 Цели. Закреплять знания детей по теме. Развивать навыки связной речи. Учить координировать речь с движениями; запоминать четверостишие наизусть. Наглядный материал. Сюжетная картинка «Весна». Ход занятия Игра «Что бывает весной? » Воспитатель выставляет перед детьми сюжетную картинку и описывает ее: «Наконец-то наступила весна. На небе светит солнышко. Тает снег. На деревьях появляются листочки. На земле зеленеет травка. Вылезают жучки. Птички строят себе гнездышки. Хорошо весной! » Педагог повторяет рассказ несколько раз, побуждая детей к совместному проговариванию. Речевая подвижная игра «В гости к нам пришла весна» Воспитатель читает стихотворение и в такт ему выполняет различные движения (поднимает руки вверх, приседает, танцует). Дети повторяют игру несколько раз. В гости к нам пришла весна. Очень теплая она. Солнце светит, солнце греет. Всюду травка зеленеет.
Занятие 3 Цели. Развивать навыки связной речи. Расширять знания детей о весне и ее признаках. Учить различать количество предметов, способствовать усвоению понятий один, два, много, ни одного. Учить детей сопровождать игру речью. Наглядный материал. Кукла; совок, ведро, скакалка, машина, лодка; бумажные зеленые листочки; два листа голубого цвета, бумажные лодочки. Ход занятия Игра «Кукла Маша идет гулять» Воспитатель рассказывает детям: «Наступила весна. Греет солнышко, стало тепло. На деревьях появились листочки: сначала один листочек, потом два листочка, а потом много листочков (выкладывает бумажные листочки). Кукла Маша (показывает куклу) идет гулять. Что она надевает? Правильно, курточку, ботиночки, потому что на улице тепло. Что берет с собой кукла на прогулку? Правильно, совок, ведерко для песка, скакалку, машинку, лодочку (показывает называемые предметы). А возьмет ли кукла санки, коньки, лыжи? Нет, не возьмет, потому что на улице весна, снег растаял, стало тепло. А что будет делать Маша на прогулке? Правильно, она будет пускать лодочку в ручье. А еще что будет делать кукла? Да, она будет играть в песочнице, прыгать через скакалку, катать машину». Игра «Сколько лодочек в луже? » Воспитатель делит пополам два листа голубого цвета — получается четыре лужи. В лужах он располагает лодочки в следующем порядке: в одной — одна лодочка, в другой — две, в третьей — три, в четвертой — ни одной лодочки. Педагог предлагает детям сосчитать лодочки в каждой луже. В этой луже — одна лодочка. В этой луже —две лодочки. В этой луже — много лодочек. А в этой луже — ни одной лодочки.
Чтение без наглядного сопровождения Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит. С нею солнце краше И весна милей... Прощебечь с дороги Нам привет скорей. Дам тебе я зерен, А ты песню спой. Что из стран далеких Принесла с собой... А. Плещеев
Тематический цикл «Растения» (двадцать восьмая неделя) Занятие 1 Цели. Способствовать усвоению существительного с обобщающим значением растения. Обогащать активный словарный запас детей. Учить понимать короткий рифмованный текст и заучивать его наизусть. Наглядный материал. Картинки: ягоды, кусты, деревья, трава, грибы. Ход занятия Игра «В лесу» Воспитатель выставляет перед детьми картинки и читает стихотворение, показывая указкой называемые предметы. Затем он несколько раз повторяет его вместе с детьми до заучивания. В лесу растут растения: Ягоды, грибы, Разные деревья, Травка и кусты.
Занятие 2 Цели. Закреплять знания детей по теме. Развивать навыки связной речи. Учить детей запоминать и повторять рифмованный текст, опираясь на картинки; координировать речь с движениями; различать слова, близкие по звучанию. Наглядный материал. Сюжетная картинка «Лес»; предметные картинки: листья, кусты, цветы, грибы. Ход занятия Игра «Что растет в лесу? » Воспитатель выставляет перед детьми картинку и рассказывает: «Это лес. Тут много разных растений. Вот растут деревья: береза, елка, дуб. На березе — листочки и на дубе листочки. А на елке — иголки и шишки. А еще в лесу растут грибы, ягоды, цветы, кусты. Деревья высокие, а кусты низкие. По листочкам ползают букашки. Рядом летают бабочки и птички». Затем педагог повторяет рассказ, вызывая речевую активность детей.
Речевая подвижная игра «В лес с ребятами идем» Воспитатель шагает и читает стихотворение, выставляя соответствующие картинки. Затем он повторяет упражнение вместе с детьми до заучивания. В лес с ребятами идем. Что же мы в лесу найдем? Мы найдем листочки, Мы найдем кусточки, Мы найдем цветочки, Мы найдем грибочки.
Занятие 3 Цели. Развивать навыки фразовой речи. Способствовать усвоению понятий один, два, много, ни одного. Знакомить со строением цветка. Учить детей вслушиваться в рифмованный текст и заучивать его наизусть; координировать речь с движениями. Развивать пространственное, эстетическое восприятие. Способствовать сенсорному развитию. Наглядный материал. Лист бумаги, разноцветные бумажные цветы; живой или искусственный цветок. Ход занятия Игра «Ковер из цветов» Воспитатель сообщает детям, что сегодня они будут делать ковер из цветов. Он кладет на стол лист бумаги, а малышам раздает бумажные цветы. «Посередине ковра у нас будет красный цветок», — говорит педагог. Дети находят красный цветок и кладут его на середину листа (воспитатель при необходимости помогает). Воспитатель продолжает: «С одной стороны будет много белых цветов, а с другой стороны — ни одного цветка. (Дети выполняют инструкцию. ) Сколько цветов с этой стороны? (Педагог показывает туда, где много цветов. ) А с этой? (Ответы детей. ) Вверху у нас желтый цветок и еще один желтый цветок (дети выполняют инструкцию) — два желтых цветка. Внизу у нас синий цветок и еще один синий цветок —два синих цветка. Красивый получился ковер». Игра «Принесла я вам цветок» Воспитатель показывает детям цветок и рассказывает, из каких частей он состоит: Принесла я вам цветок, Вот головка, вот глазок, Вот зеленый листок. Вот зеленый стебелек. Педагог предлагает детям еще раз назвать и показать части цветка. Затем ребята заучивают четверостишие наизусть. Речевая подвижная игра «Вырастут у нас цветы» Воспитатель предлагает детям посадить цветы. Он произносит четверостишие, сопровождая его движениями. Дети повторяют игру несколько раз. Мы копаем, мы копаем, В землю семена бросаем. Сделай, сделай ямку ты, Вырастут у нас цветы.
Чтение без наглядного сопровождения На лугу Я по травке на лугу В белых тапочках бегу. А трава хорошая, Ну-ка, тапки сброшу я. Ой, трава щекочется — Мне смеяться хочется. О. Бедарев
Колокольчики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Темно-голубые? И о чем звените вы В день веселый мая, Средь некошеной травы Головой качая? А. Толстой
Тематический цикл «Насекомые»
|
|||
|