Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Предисловие 2 страница



В конце занятия воспитатель еще раз выясняет у детей, ка­кого цвета у них получились коврики.

 

Занятие 3

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Усвоение и диф­ференциация понятий один, два, много, ни одного. Побуждать детей к высказыванию. Способствовать сенсорному воспита­нию. Учить координировать речь с движениями.

Наглядный материал. Осенние листья (их можно вырезать из бумаги).

Ход занятия Игра «Сколько листочков? »

Воспитатель вызывает четырех малышей, троим из них он дает осенние листочки (одному —один листок, другому —два, третьему — много). Педагог предлагает сосчитать листочки.

У Тани один листочек.

У Маши два листочка.

У Вовы много листочков.

А у Антона ни одного листочка.

Игра повторяется 2—3 раза.

Речевая подвижная игра «Листопад»

Воспитатель предлагает детям изобразить листопад: малы­ши выполняют роль листиков, педагог — ветра.

Листопад, листопад,

Осыпается наш сад,

Листья желтые летят,

Под ногами шелестят.

 

Педагог повторяет игру несколько раз, побуждая детей к повторению четверостишия.

 

Чтение без наглядного сопровождения

Осень

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

М. Ходякова

 

Тематический цикл «Домашние животные»

(восьмая неделя)

Занятие 1

Цели. Развивать навык фразовой речи. Обогащать актив­ный словарь детей. Способствовать усвоению обобщающего понятия домашние животные. Учить отличать животных друг от друга по внешним признакам, имитировать их звукопод­ражания. Воспитывать гуманное отношения к животным.

Наглядный материал. Игрушки: кошка, коза, корова, ло­шадь; лошадка-качалка.

Ход занятия Игра «Песенки животных»

Воспитатель показывает детям игрушки (кошку, козу, ко­рову, лошадь). С помощью рифмовок он знакомит малышей с каждым животным, побуждая их к повторению звукопод­ражаний.

Кошечка идет, песенку поет:

— Мяу-мяу, мышку я поймаю.

Козочка идет, песенку поет:

— Ме-е, ме-е. дайте травку мне.

Коровка идет, песенку поет:

— Му-у, му-у, молока кому?

Лошадка идет, песенку поет:

— И-го-го, и-го-го, возить грузы нелегко.

Воспитатель сообщает детям, что кошка, коза, корова, ло­шадка—это домашние животные, которые живут с челове­ком и приносят ему пользу.

Дети вместе с педагогом рассматривают зверей, выделяя их внешние признаки. Он еще раз выясняет у малышей, какие «песенки поют» кошка, коза, корова и лошадь.

Игра «Лошадка-качалка»

Воспитатель по очереди качает детей на лошадке-качалке и в такт проговаривает следующие строки:

А у нас живет лошадка.

Нам на ней качаться сладко,

Качи-качи-качи-кач,

Ты, Наташенька, не плачь.

Игра проводится ежедневно во время и вне занятий. Посте­пенно дети заучивают стихотворение наизусть.

 

Занятие 2

Цели. Развивать речь детей в процессе выполнения дейст­вий с предметами. Учить вслушиваться в рифмованную речь воспитателя; сопровождать игры речью. Обогащать активный словарный запас по теме.

Наглядный материал. Игрушки: корова, коза.

Ход занятия Игра «Играем с животными»

Воспитатель показывает детям игрушки и спрашивает: «Кто это? (Корова, коза. ) Как кричит корова? А коза? » Малыши внимательно рассматривают животных, а педагог проговари­вает следующие строки (2—3 раза), побуждая детей к хорово­му повторению.

Вот коровка к нам идет, Деткам молочко несет И кричит: «Му-му, Молочка кому, кому». У нее острые рожки, У нее четыре ножки, Вот живот, вот спина, Машет хвостиком она.

Прибежала к нам коза, Вот бородка, вот глаза, На головке — рожки, Вот четыре ножки. Копытами пляшет, Хвостиком машет, Ме-е, ме-е, ме-е, ме-е, Дайте травку мне.

Дети вместе с педагогом рассматривают животных, отме­чают их особенности.

 

Занятие 3

Цели. Развивать навыки связной речи. Учить детей вслу­шиваться в связный рассказ и улавливать сюжет. Способст­вовать усвоению понятий один, много, ни одной. Способствовать сенсорному воспитанию.

Наглядный материал. Три маленьких и одна большая собач­ки, дом, машина, коробка.

Ход занятия Игра «Собачки испугались»

Педагог читает детям рассказ и с помощью игрушек разыг­рывает происходящие в нем действия:

«Собачка пошла гулять. Подбежала к ней еще одна собач­ка. Потом еще одна. Теперь их много. Они маленькие. Вдруг прибежала большая собака.

Она лает: „Гав-гав-гав". Испугались маленькие собачки и разбежались. Одна собачка спряталась в домике, другая за­лезла в машину, а третья собачка прыгнула в коробку. Нет ни одной собачки. Убежала и большая собака».

Затем он читает рассказ еще раз и побуждает малышей к повторению.

 

Чтение без наглядного сопровождения

Коза(потешка)

 Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая —

За малыми ребятами,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп,

Кто каши не ест,

Кто молока не пьет,

Того забодает,

Забодает, забодает...

 

Киска (потешка)

 Киска, киска, киска, брысь,

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет...

 

Тематический цикл «Домашние животные»

(девятая неделя)

Занятие 1

Цели. Учить детей вслушиваться в речь воспитателя и точ­но выполнять его словесные инструкции. Ввести в пассив­ный словарь конструкции с предлогом с.

Наглядный материал. Игрушки и картинки, изображающие животных (по 5 шт. ).

Ход занятия

Игра «На игрушку посмотри и картинку подбери»

Воспитатель выставляет на столе игрушки и картинки. Он называет игрушки и показывает детям картинки, тоже называя их: «Это игрушка, а это картинка. Вот собачка и здесь собачка... » Затем педагог вызывает кого-нибудь из де­тей, показывает ему игрушку, просит назвать ее и найти картинку с ее изображением. («На игрушку посмотри и кар­тинку подбери». ) Потом воспитатель вызывает следующе­го ребенка и т. д.

Игра «Положи рядом»

Педагог показывает ребенку картинку и спрашивает, кто на ней изображен. Ребенок отвечает. Воспитатель предла­гает малышу положить картинку рядом с соответствующей игрушкой, например: «Таня, положи эту картинку рядом с коровой. Маша, положи эту картинку рядом с кошкой. Андрей, положи эту картинку рядом с коровой... »

 

Занятие 2

Цели. Развивать речь детей в процессе выполнения дейст­вий с предметами. Учить детей вслушиваться в рифмованную речь воспитателя; сопровождать игру речью; внимательно рас­сматривать предметы и отмечать их детали. Обогащать актив­ный словарный запас детей. Воспитывать гуманное отноше­ние к животным.

Наглядный материал. Игрушки: кошка, собака; лукошко, книга.

Ход занятия

Игра «Играем с животными»

Воспитатель демонстрирует детям игрушки, спрашивает, как они называются. Затем он читает стихотворения о каж­дой из них. сопровождая чтение соответствующими дейст­виями.

Кошка

Принесла я вам лукошко,

В ней сидит большая кошка,

 Шерстка очень гладкая,

Кошка очень мягкая.

Вот глазки глядят,

Вот ушки торчат,

Вот с усами ротик,

Вот пушистый хвостик,

Вот четыре лапки,

А на них царапки.

 

Собачка

Ты, собачка, не лай,

Дай мне лапку, дай, дай.

 Ты, собачка, не лай,

Лучше хвостиком виляй.

Ты, собачка, не лай,

Лучше книжку почитай,

Ты, собачка, не лай,

А ложись-ка бай-бай.

 

Дети вместе с педагогом рассматривают животных, отме­чают их особенности. Затем воспитатель читает стихотво­рения еще раз, побуждая малышей к совместному повторе­нию текста.

В конце занятия воспитатель предлагает ребятам поиграть с игрушками.

 

Занятие 3

Цели. Развивать навык фразовой речи. Учить детей пра­вильно употреблять предлоги в, возле; выполнять словес­ные инструкции и рассказывать о проделанной работе.

Наглядный материал. Игрушки: кошка, лошадь, собака, по­росенок, коза, корова.

Ход занятия

Игра «Куда прыгнула собачка? »

Воспитатель показывает детям собаку и сообщает, что она очень любит играть и прыгать. Он демонстрирует малышам, как прыгает собачка, и спрашивает: «Куда прыгнула собач­ка? ». Дети отвечают хором полными предложениями: «Собач­ка прыгнула в коробку (ящик, машину, корзинку, сумку, шкаф, коляску... )».

Игра «Поставь возле»

Воспитатель расставляет на ковре животных (кошку, ло­шадь, собаку, поросенка, козу, корову) и просит детей на­звать их. Затем педагог дает кому-нибудь из малышей еще одну собачку и просит: «Таня, поставь собачку возле коро­вы». Ребенок выполняет просьбу, а воспитатель спрашива­ет: «Куда ты поставила собачку? » Ребенок по возможности отвечает полным предложением: «Я поставила собачку воз­ле коровы».

Далее воспитатель по очереди обращается к другим детям: «Дима, поставь собачку возле кошки. Маша, поставь собач­ку возле лошадки. Вова, поставь собачку возле собачки. Ми­ша, поставь собачку возле козы. Лена, поставь собачку воз­ле свиньи».

 

Чтение без наглядного сопровождения

Тили-бом (потешка)

Тили-бом, тили-бом,

Загорелся кошкин дом.

Загорелся кошкин дом,

Идет дым столбом.

Кошка выскочила,

Глаза выпучила.

 Бежит курочка с ведром

Заливать кошкин дом,

А лошадка —с фонарем,

А собачка —с помелом,

Серый заюшка —с листом,

Раз, раз, раз, раз,

И огонь погас.

 

Корова

Стоит Пеструха на зеленом лугу, травку жует-пережевывает. Рога у Пе­струхи крутые, бока толстые и вымя с молочком. Она хвостом помахива­ет, мух да слепней отгоняет. Поешь, поешь, Пеструха, повкуснее — молоч­ко у тебя будет слаще. Придет доярка тебя доить, надоит полное ведро вкусного, сладкого молока.

Е. Чарушин

 

Тематический цикл «Домашние животные и их детеныши»

(десятая неделя)

 Занятие 1

Цели. Обогащать активный словарный запас по теме. Учить строить предложения с предлогом с. Закрепить множествен­ное число слов, обозначающих названия детенышей.

Наглядный материал. Картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Ход занятия

Игра «На картинки мы глядим»

Воспитатель выставляет перед детьми картинки и предла­гает детям назвать их. Педагог обращает внимание малышей на то, что на картинках нарисованы как взрослые животные, так и их детеныши. Малыши повторяют вслед за педагогом каждое предложение. Упражнение проводится 2-3 раза.

Мы на стульчиках сидим.

На картинки мы глядим.

Вот кошка с котятами,

Вот корова с телятами,

Вот коза с козлятами,

Вот свинья с поросятами,

 Вот лошадь с жеребятами.

 

Игра «Кто где? »

Воспитатель использует картинки из предыдущего упражне­ния. Он просит детей показать, где на картинке взрослое жи­вотное, а где детеныш: «Где кошка? А где котята? (Дети пока­зывают. ) Кошка взрослая, а котята —детеныши. (Дети повторяют предложение. ) Где корова? А где телята? Корова взрослая, а телята — детеныши... »

 

Занятие 2

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Учить строить пред­ложения с предлогом с. Обогащать словарь детей антонима-

ми. Побуждать детей к активному высказыванию. Способст­вовать сенсорному воспитанию.

Наглядный материал. Картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Ход занятия

Игра «Кто с кем живет? »

Воспитатель показывает детям картинку (например, с изоб­ражением кошки), спрашивает, какое животное на ней нари­совано, а затем выясняет: «С кем живет кошка? » Дети долж­ны ответить: «Кошка живет с котятами». И так далее.

Игра «Большой — маленький»

Воспитатель по очереди показывает детям картинки и ком­ментирует. «Кошка большая, а котенок маленький. Корова большая, а теленок маленький. Коза большая, а козленок ма­ленький... » Малыши повторяют предложения.

Игра «Чей детеныш? »

Воспитатель по очереди показывает детям картинки с изоб­ражением детенышей домашних животных и говорит, например: «Котенок— детеныш кошки. Чей это детеныш? ». Дети отве­чают хором.

Теленок — коровкин детеныш. Чей это детеныш? Жеребенок — лошадкин детеныш. Чей это детеныш? Щенок — собачкин детеныш. Чей это детеныш? И так далее.

 

Занятие 3

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Учить правильно употреблять предлог в; вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и запоминать текст; координировать речь с дви­жениями. Развивать фонематическое восприятие.

Наглядный материал. Игрушка: котенок; шапка, ящик, сум­ка, коробка, машина, корзина.

Ход занятия

 Игра «Играем с котенком»

Педагог показывает детям котенка и говорит, что он очень любознательный, поэтому всегда куда-нибудь залезает. Вос­питатель сажает котенка в корзину и спрашивает у малы­шей: «Куда залез котенок? ». Они отвечают: «Котенок залез в корзину».

Воспитатель сажает котенка в машину (шапку, ящик, кор­зину, коробку) и задает детям тот же вопрос.

Речевая подвижная игра «Мы котята»

Воспитатель предлагает детям изобразить котят. Он произ­носит рифмовку, а малыши выполняют описываемые в ней движения. Затем игра повторяется еще раз, и дети по мере возможности повторяют текст вместе с воспитателем.

Мы котята, мы идем, мы идем, мы идем.

И на ножки мы встаем, мы встаем, мы встаем.

Лапками мы хлопаем, хлопаем, хлопаем.

Лапками мы топаем, топаем, топаем.

Мы виляем хвостиком, хвостиком, хвостиком.

Нюхаем мы носиком, носиком, носиком.

Игра проводится в течение нескольких дней.

 

Чтение без наглядного сопровождения

Я теленочка ласкала, был он маленький.

Свежей травкой угощала у завалинки.

Я теленочка любила, был он нежненький.

Я водичкою поила самой свеженькой.

И. Новиков

 

Тематический цикл «Дикие животные»

(одиннадцатая неделя)

Занятие 1

Цели. Обогащать активный словарный запас детей. Учить внимательно слушать рифмованную речь и запоминать ко­роткий текст; сопровождать игру речью. Формировать фонетико-фонематическую базу Учить детей отличать животных друг от друга по внешним признакам.

Наглядный материал. Игрушки и картинки, изображающие диких животных: волк, лиса, медведь и заяц.

Ход занятия

Игра «Кто живет в лесу? »

Воспитатель выставляет перед детьми картинки и с выра­жением 3 раза произносит рифмованную миниатюру, подклю­чая малышей к совместному проговариванию.

Раз-два-три, раз-два-три,

На животных посмотри:

Волк, лиса, медведь и зайка,

Ты попробуй их поймай-ка.

Все они в лесу живут,

Они быстро убегут.

 

Затем воспитатель просит детей найти в игровом уголке животных, которые изображены на картинках. Малыши вмес­те с педагогом рассматривают животных, отмечая их сходст­ва и отличия.

 

Игра «Что делают звери? »

Воспитатель берет игрушку, выполняет с ней различные дей­ствия и комментирует, например: «Мишка сидит, мишка сто­ит, мишка бежит». Затем это предложение педагог повторяет вместе с детьми.

Зайка лежит, зайка сидит, зайка стучит.

Волк стоит, волк кусает, волк играет. И так далее.

 

Занятие 2

Цели. Развивать речь детей в процессе действий с предме­том. Учить детей вслушиваться в рифмованную речь; сопро­вождать игры речью.

Наглядный материал. Игрушка: заяц, кукла, машина, пира­мидка, мяч и др.; морковка.

Ход занятия

Игра «Зайка»

Воспитатель показывает детям мини-спектакль (2-3 раза).

Кто из леса к нам идет

И морковку грызет?

Зайка в гости к нам пришел,

Зайка к деткам подошел:

— Здравствуйте, детишки.

Девчонки и мальчишки.

Я пришел к вам в гости,

У меня есть хвостик,

У меня есть лапки,

У меня есть ушки.

А у вас, ребятки,

В группе есть игрушки?

С ними я хочу играть,

Буду весело скакать.

Малыши дают зайке игрушки, сопровождая свои действия словами: «На, зайка, куклу. На, зайка, машинку... »

Воспитатель обращает внимание детей на то, как по-дру­гому можно назвать зайку: «Заяц, заинька, зайчишка, зайчо­нок... » Малыши повторяют названные слова.

Дети вместе с педагогом рассматривают зайца, отмечают его особенности (длинные уши, короткий хвостик и т. д. ).

 

Занятие 3

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Учить детей пра­вильно употреблять предлог на; сопровождать игру речью.

Наглядный материал. Игрушка: белка.

Ход занятия

Игра «Куда прыгнула белочка? »

Воспитатель говорит детям, что к ним в гости из леса при­шла белочка. Они вместе с педагогом рассматривают белоч­ку, отмечают ее особенности (маленькая, легкая, рыжая, лю­бит орешки). Воспитатель замечает, что она очень любит прыгать. Он демонстрирует малышам, как прыгает белочка, и спрашивает: «Куда прыгнула белочка? ». Деги отвечают хо­ром полными предложениями: «Белочка прыгнула на плечо (стол, стул, шкаф, подоконник, полку, пол, голову... )».

Затем воспитатель вызывает кого-нибудь из детей и пред­лагает ребенку показать, куда еще может запрыгнуть белоч­ка. Ребенок показывает, а остальные дети комментируют его действия.

 

Чтение без наглядного сопровождения

Русские народные сказки «Теремок», «Колобок».

 

Тематический цикл «Дикие животные»

(двенадцатая неделя)

Занятие 1

Цели. Учить строить предложения с предлогами из, возле. Закрепить знания детей по теме. Формировать фонетико-фонематическую базу. Учить детей внимательно слушать и вы­полнять словесные инструкции воспитателя.

Наглядный материал. Игрушки и картинки, изображающие животных.

Ход занятия

Игра «Кто прибежал из леса? »

Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости из леса пришли разные животные. Он выставляет по одной картин­ке с изображением какого-либо животного и дважды произ­носит предложение, побуждая малышей к повторению.

Медведь прибежал из леса.

Лиса прибежала из леса.

Волк прибежал из леса.

Заяц прибежал из леса.

Ежик прибежал из леса.

Далее воспитатель сообщает детям, что медведь, лиса, волк, заяц и еж —это животные. Он предлагает малышам найти в игровом уголке животных, изображенных на кар­тинках: «На картинку посмотри и игрушку подбери». Дети находят игрушки, а педагог комментирует: «Медведь любит реветь. Лисичка — рыжая сестричка. Волк —зубами щелк. Зайчик —побегайчик. Ежик —острый, как ножик».

 

Игра «Поставь возле»

Воспитатель расставляет на столе игрушки и по очереди обращается к детям с просьбами: «Маша, поставь зайчика возле медведя. Вова, поставь ежика возле лисички... »

Малыши выполняют просьбу педагога и по возможности комментируют свои действия: «Я поставила зайчика возле мед­ведя. Я поставил ежика возле лисички... »

 

Занятие 2

Цели. Развивать речь детей в процессе речевой подвижной игры. Обогащать словарь детей глаголами. Развивать слухо­вое, фонематическое восприятие. Учить сопровождать игру речью; координировать речь с движениями; запоминать ко­роткий рифмованный текст.

Наглядный материал. Плюшевый медведь.

Ход занятия

Игра «Играем с мишкой»

Воспитатель держит в руках медведя, совершает с ним раз­личные действия и комментирует:

Мишка стоит, стоит, стоит.

Мишка сидит, сидит, сидит.

 Мишка лежит, лежит, лежит.

Мишка спит, спит, спит.

Мишка встает, встает, встает.

Мишка идет, идет, идет.

Мишка топает, топает, топает.

 Мишка хлопает, хлопает, хлопает.

Мишка прыгает, прыгает, прыгает.

Мишка лапой дрыгает, дрыгает, дрыгает.

Мишка пляшет, пляшет, пляшет.

 Мишка лапой машет, машет, машет.

При повторном проведении упражнения малыши повторяют предложения вслед за педагогом (глаголы произносятся 3 раза).

Игра «Мишка»

Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют со­ответствующие движения.

Мы потопаем, как мишка:

Топ-топ-топ-топ.

Мы похлопаем, как мишка:

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп.

Мы попрыгаем, как мишка:

Гоп-гоп-гоп-гоп.

Игра проводится не менее 3 раз, а затем закрепляется вне занятий. Постепенно дети запомнят стихотворение.

Занятие 3

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Обогащать словар­ный запас детей по теме. Учить играть в сюжетные игры. Вос­питывать гуманное отношение к животным.

Наглядный материал. Игрушки: белка, медведь, лиса, заяц, еж, волк, корзинка с орехами.

Ход занятия

Игра «Белочка с орешками»

Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости из леса пришла белочка, она принесла корзинку с орешками и хочет угостить других зверушек. Педагог разыгрывает сценку из стихотворения (белочка раздает орешки зверюшкам).

Белочка пришла,

Орешки принесла.

Медведю дала,

Лисичке дала,

Зайчику дала,

Ежику дала,

 А волку не дала.

Он зверюшек пугал,

Он зверюшек кусал,

Он с ними не играл.

Воспитатель повторяет игру несколько раз, вызывая рече­вую активность детей.

Игра «Куда прыгнула белочка? »

См. тематический цикл «Дикие животные» (занятие 3).

 

Чтение без наглядного сопровождения

Жил-был зайчик,

Длинные ушки.

Отморозил зайчик

Носик на опушке,

Отморозил носик,

 Отморозил хвостик

И поехал греться

К ребятишкам в гости.

Там тепло и славно,

Волка нет.

 Там дают морковку

На обед.

В. Хорол

 

Тематический цикл «Дикие животные и их детеныши»

(тринадцатая неделя)

Занятие 1

Цели. Обогащать активный словарь детей по теме. Учить детей строить предложения с предлогом с. Учить отличать де­тенышей от взрослых животных.

Наглядный материал. Картинки с изображением диких жи­вотных и их детенышей.

Ход занятия

Игра «На картинки мы глядим»

Воспитатель выставляет перед детьми картинки и называ­ет животных, обращая внимание малышей на то, что на кар­тинках нарисованы как взрослые животные, так и их детки, детеныши. Малыши повторяют вслед за педагогом каждое предложение. Упражнение проводится 2—3 раза.

Мы на стульчиках сидим,

На картинки мы глядим:

Вот медведь с медвежатами,

Вот лиса с лисятами,

Вот волк с волчатами.

 Вот заяц с зайчатами,

Вот ежик с ежатами.

Игра «Кто где? »

Воспитатель использует картинки из предыдущего упраж­нения. Он просит детей показать, где на картинке взрослое животное, а где детеныш: «Где медведь? А где медвежата? (Де­ти показывают. ) Медведь взрослый, а медвежата детеныши. (Дети повторяют предложение. ) Где лиса? А где лисята? Ли­са взрослая, а лисята детеныши... »

 

Занятие 2

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Учить строить пред­ложения с предлогом с. Побуждать детей к активным выска­зываниям. Обогащать словарный запас детей антонимами. Учить различать количество предметов, способствовать усвоению понятий один, много, ни одного. Способствовать сенсорному воспитанию.

Наглядный материал. Картинки с изображением диких жи­вотных и их детенышей.

Ход занятия Игра «Кто с кем живет? »

Воспитатель показывает детям картинку (например, с изоб­ражением медведя), спрашивает, какое животное на ней на­рисовано, а затем выясняет: «С кем живет медведь? » Дети должны ответить: «Медведь живет с медвежатами».

Лиса живет с лисятами.

Волк живет с волчатами.

Заяц живет с зайчатами.

Еж живет с ежатами.

Игра «Один — много — ни одного»

Воспитатель выставляет картинки, например, с изображе­нием медвежат. Выясняет у детей, кто нарисован на картин­ках. Затем педагог закрывает картинки, оставляя одну, и спра­шивает: «Сколько сейчас медвежат? ». Дети отвечают: «Один медвежонок». Воспитатель открывает все картинки и интере­суется: «Сколько сейчас медвежат? » (Много медвежат. ) Вос­питатель закрывает всех медвежат и спрашивает: «Сколько стало мадвежат? » (Ни одного медвежонка. )

Педагог выставляет следующую картинку, и игра продол­жается.

Игра «Большой — маленький»

Воспитатель по очереди показывает детям картинки и ком­ментирует: «Медведь большой, а медвежонок маленький. Волк большой, а волчонок маленький. Лиса большая, а лисенок ма­ленький. Заяц большой, а зайчонок маленький. Еж большой, а ежонок маленький... » Малыши повторяют предложения.

 

Занятие 3

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Закреплять назва­ния детенышей диких животных. Учить детей вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и запоминать короткий текст. Воспитывать гуманное отношение к животным.

Наглядный материал. Картинки: дикие животные и их де­теныши; трава, рыба, яблоко, булка.

Ход занятия

Игра «На детенышей глядим»

Воспитатель в ряд выставляет перед детьми картинки и од­новременно проговаривает рифмовку. Дети повторяют ее вслед за педагогом.

Упражнение повторяется 2—3 раза.

Мы на стульчиках сидим, На детенышей глядим:

Вот лисенок, вот волчонок, Вот ежонок, вот зайчонок И, конечно, медвежонок.

Игра «Кого чем угостим? »

Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости пришли зайчонок, лисенок, ежонок и волчонок, и предлагает угос­тить их. Педагог показывает картинки с разными лакомства­ми и выясняет у малышей, кого чем они угостят, например: «Кому дадим яблоко? » Дети отвечают: «Яблоко дадим ежон­ку». Картинка с изображением яблока помещается под кар­тинкой с изображением ежонка. И так далее.

В заключение воспитатель читает рифмовку, побуждая де­тей к повторению.

Травку дам зайчонку.

Рыбку дам лисенку.

Яблоко дам ежонку.

Булку дам волчонку.

 

Чтение без наглядного сопровождения

Русская народная сказка в обработке К. Ушинского «Коз­лятки и волк».

 

Тематический цикл «Дикие животные жарких стран»

(четырнадцатая неделя)

Занятие 1

Цели. Обогащать активный словарный запас детей. Учить детей выполнять словесные инструкции воспитателя; отве­чать на вопросы. Способствовать сенсорному воспитанию. Раз­вивать внимание.

Наглядный материал. Игрушки и картинки: слон, обезьяна, крокодил, черепаха, тигр, лев, жираф.

Ход занятия

Игра «На игрушку посмотри и картинку подбери»

Воспитатель по очереди выставляет перед детьми игрушки и, обращаясь к кому-нибудь из малышей с помощью зачина (на игрушку посмотри и картинку подбери), просит найти картинку с ее изображением.

Когда все картинки найдены, воспитатель сообщает детям, что эти животные живут в далеких теплых странах. Он обра­щает внимание малышей на особенности каждого животного.

Игра «Чьи ножки бегут по дорожке? »

Воспитатель незаметно от детей берет какую-либо игруш­ку, закрывает ее туловище картоном так, чтобы видны были одни ноги, и спрашивает: «Чьи ножки бегут по дорожке? »

Педагог помогает детям правильно оформить ответы: «Нож­ки обезьяны (жирафа, тигра, льва... )».

 

Занятие 2

Цели. Развивать навыки связной речи; пространственное восприятие. Учить детей вслушиваться в рифмованную речь воспитателя; повторять рассказ совместно с педагогом; со­провождать игру речью. Обогащать словарь детей глаголами.

Наглядный материал. Игрушки: слон, жираф; яблоко.

Ход занятия

Игра «Про слона расскажи»

Воспитатель показывает детям слона и рассказывает о нем: «Слон очень большой. У слона есть хобот, большие уши и маленький хвостик. Слон перевозит тяжелые грузы и высту­пает в цирке».

Затем дети повторяют рассказ вместе с педагогом (2—3 раза).

Игра «Играем с жирафом»

Воспитатель берет жирафа, совершает с ним различные дей­ствия и комментирует:

Жираф сидит, на яблоко глядит.

Жираф встает, яблоко достает.

Жираф идет, яблоко грызет.

Жираф бежит, копытами стучит.

Жираф лежит, жираф спит.

При повторном проведении упражнения малыши повторя­ют предложения вслед за педагогом.

 

Занятие 3

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Закреплять назва­ния экзотических животных.

Наглядный материал. Игрушки: тигр, слон, жираф, черепа­ха, лев, обезьяна; кукла, кубик, гармошка, дом, пирамидка, машина и др.

Ход занятия

Игра «Кому что подарю? »

Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости приехали животные из далеких жарких стран. Он просит малышей выбрать в игровом уголке игрушки и подарить их животным. Дети дарят игрушки и комментируют: «Куклу дам слону». При необходимости педагог помогает детям составить предложения.

Кубик дам тигру.

Гармошку дам жирафу.

Домик дам черепахе.

Пирамидку дам льву.

Машинку дам обезьянке.

Затем воспитатель выясняет у детей, с какой игрушкой кто играет, например: «С чем играет слоник? » Дети отвечают: «Сло­ник играет с куклой». (Индивидуальные и хоровые ответы. )



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.