![]()
|
|||
ДОРОГА К ХРАМУ. СВЕТА 16 страницаИнструментарий Оптического театра позволяет светохудожнику (часто он же и исполнитель) в полной мере использовать импровизацию, шлифуя и развивая композицию от исполнения к исполнению, добиваясь более выразительного преподнесения идеи, ради чего она и создавалась. Композиции живут и развиваются вместе со своим создателем. Это невероятно увлекательно не только для тех, кто эти композиции создаёт, но и для исполнителей композиций, которые авторами не являются, но которые имеют полное право на собственное прочтение и собственную тончайшую нюансировку при исполнении. Атмосфера творческого подъёма сопровождает всю работу в Оптическом театре. Эта атмосфера сказывается и на тех, кто композиции создает, и на тех, кто их воспринимает. Вся уникальность такого вида творчества в бесконечных возможностях импровизации. Именно это, наряду с красочными композициями и правдивым рассказом, и ценят те, кто полюбил театр и приходит к нам уже не первое десятилетие, чтобы вместе постигать удивительную многоплановость мира. Психотерапевтический эффект — ещё одна особенность Оптического театра. Благотворно воздействующий целостный свето-звуковой поток, помогает исцелению души, а это и есть целительство. В 1981 году интересные соображения по поводу воздействия солнечного инструментария высказал Андрей Тарковский. Он специально пришёл познакомиться с возможностями Оптического театра. После просмотра нескольких свето-звуковых композиций, которые я показал ему тогда, он сказал: «Не знаю, как вы это делаете технически, но я почувствовал, что свето-звуковой поток в вашем театре помогает зрителю приплыть в пространство собственной души». Увидев в моих глазах немой вопрос, он объяснил подробнее: «Современному человеку кажется, что он очень активно что-то создает, куда-то мчится, реализует поставленные перед собой задачи. Но если бы он смог увидеть всё в истинном свете, то понял бы, что вся его суета напоминает бег белки в колесе. Ей тоже кажется, что она куда-то быстро бежит, но взгляд со стороны показывает, что она, невзирая на её суетливые движения, остаётся на месте. Так и человек, не познав себя, не раскрыв для себя самое главное — свое предназначение, свою миссию и свои истинные возможности — уподобляется такой белке. А как же мы познаем себя, если самое важное — встреча с самим собой — в нашей жизни чаще всего не происходит. Кто может утверждать, что он знает себя истинного? Кто может утверждать, что он бывает в глубинах своей души, слышит голос Безмолвия, понимает высший смысл жизни? Этого состояния очень сложно достичь даже тем, кто ставит перед собой подобные задачи, кто занимается определёнными практиками. Вот почему я с таким удивлением ощутил, что ваш инструментарий и ваши композиции помогают встрече с самим собой, помогают попасть в пространство собственной души... » Средствами Оптического театра, внедрённого в практику школьной жизни, можно было бы не только красочно и ёмко преподносить новые знания, но и попутно нейтрализовать тот негатив, который уже накоплен и который дальше будет ещё в большей степени накапливаться у детей, облучаемых деструктивными потоками электронных СМИ. Это походило бы на дезактивацию после радиоактивного облучения. Чем больше времени ребёнок проводит у телевизора или компьютера, тем сильнее негативное воздействие на его мозг, тем больше он нуждается в своеобразной «дезактивации» с помощью солнечного инструментария. Это очень важный и совершенно новый момент в работе с детьми... Конечно же, дело не только в «дезактивации». Воздействие новых «солнечных» средств будет многоплановым. Всё заранее предугадать трудно. Важна общая тенденция — наше возвращение в мир божественной природы для её реанимации и для спасения наших душ, ибо полный отрыв от Природы грозит нам полным самоуничтожением. Оптический театр (такова его природа и специфика) помогает вернуться в мир, сотворенный Богом, учит любви и состраданию к живой природе. Дети увлечённо создавали бы свето-звуковые композиции, снимая природу и цифровыми аппаратами для дальнейшей обработки изображения и на слайдовую плёнку во все времена года, стараясь удивить одноклассников оригинальными слайд-фильмами и целыми оптическими спектаклями. Конечно, параллельно можно было бы снимать и учебные видеофильмы, фиксируя красоту природы цифровыми видеокамерами. Это заставило бы ребят проводить много времени на свежем воздухе, под ливнем солнечных лучей в поисках натуры. А потом они втянулись бы в этот процесс постижения живого божественного мира и уже не смогли бы жить без такого контакта с природой, без пристального всматривания во все природные процессы. В своей работе с детьми на протяжении тридцати пяти лет я имел возможность убеждаться в этом неоднократно. Солнечный инструментарий может оказаться в XXI веке буквально спасительным для наших детей и для нашей цивилизации в целом... Замена внешнего движения внутренним — ещё одна особенность Оптического театра Люди уже более века после изобретения кинематографа самозабвенно фиксируют механическое движение во всех его проявлениях. Это напоминает затянувшийся период инфантилизма. Часто это внешнее, суматошное, броуновское движение уже ничего не дает ни уму, ни сердцу. Но техническое средство само подталкивает к фиксации именно динамических процессов. Увлечение внешним движением пришло к своему апогею в клипах. Во многих клипах применяют безумное мелькание эпизодов, часто сжатых до одного или нескольких кадров, что привело к массовому заболеванию, к психическому расстройству огромного числа молодых людей. Клиповое сознание — это настоящая болезнь. Человек ни на чём не может, не способен сосредоточиться. В Америке, где эти процессы начались раньше, уже не только дети, но и огромное количество взрослых подвержены этому заболеванию. Наши актёры, гастролирующие в США, говорят об особенностях восприятия американской публики. Клиповое сознание не позволяет им спокойно погружаться в разворачивающееся действо, в глубинный смысл, ради которого режиссёр создавал данный спектакль. Взрослые люди не могут более трёх секунд (! ) сосредоточиться на чём-то одном, поэтому они жаждут бесконечных внешних перемен, изменения мизансцен, всяческих трюков. Дома такие люди непрерывно переключают телевизор с канала на канал, которых в Америке намного больше ста. В театре они тоже не способны сидеть и вникать в замысел режиссёра, наслаждаться игрой актёров. Эта заболевание, к сожалению, проникло уже и во многие наши драматические театры. Актёры во время монологов и диалогов непрерывно движутся, проделывают замысловатые акробатические упражнения и, в полном смысле слова, лезут на стенку. Помню свои ощущения на одном из спектаклей, когда актёр забрался так высоко по каким-то скобам, что я вообще перестал слушать монолог, опасаясь за его жизнь и в напряжении ожидая, что он вот-вот сорвётся. Эта тенденция подобно инфекционному заболеванию охватывает всё большее количество театров. А виной всему клиповое сознание, которое мы (мы все — и актеры, и зрители) получаем в награду за наше пристрастие к телевизионным передачам, шоу, клипам и к компьютеру. Пристрастие это привело к потере вкуса. Его теряют и режиссёры, и актеры, и зрители. В театрах уродуют классику. «Я так вижу», — спесиво заявляет очередной «гений», представляя зрителям на сценах ведущих театров страны очередное цирковое шоу вместо высокой классики. И народ идёт, смотрит, возмущается, но как-то тихо, с оглядкой. Как страшно отбиться от стада, показаться несовременным, отставшим от моды. Человек просвещённый смело и спокойно называет всё своими именами. Глядя, как измываются над бессмертными шедеврами «новаторы», такой человек скажет во всеуслышание: «Король-то голый». В Оптическом театре важно не внешнее движение-суматоха, а внутреннее движение-постижение, не безумный поток образов, а созерцание одного или нескольких образов-символов в разных ипостасях и ситуациях, углублённое их восприятие, размышление над ними, спокойная рефлексия... Часто один удачно найденный образ, одна деталь стимулирует полное развёртывание события или явления в воображении зрителя. Его интуиция оживляет эту деталь, прогнозирует развитие событий. Это захватывает, ибо вовлекает зрителя в процесс сотворчества с автором, что и можно назвать внутренним движением. Но не только наш зрительный анализатор нагружен сегодня деструктивными сигналами, выводящими психику из равновесия. Далеко не лучшим изобретением является и стереозвук, который тоже получил планетарное распространение. Особенно негативное воздействие на мозг человека оказывают столь любимые молодёжью мини-стереосистемы, недаром именуемые в народе «дебильниками». Их носит с собой уже почти каждый ребёнок. Воткнув микроскопические динамики в уши, дети сидят в общественном транспорте или бредут по улицам с видом сомнамбул, ничего кроме любимых исполнителей не слыша, никого вокруг не замечая. Другие под этот вой в ушах ещё самозабвенно терзают микрокомпьютеры или мобильные телефоны, бесконечно играя в примитивные отупляющие игры. Ребёнок весь погружён в мини-экранчик, ничего не слышит из-за музыки в его наушниках. Можно только с грустной улыбкой вспоминать, как нас в детстве призывали быть начеку, всегда приходить на помощь старикам, слепым, беспомощным... Десятилетия назад так и было. Сейчас не дозовёшься, не докричишься... Человеческая жизнь в системе Тьмы под натиском электронных СМИ, виртуальных игр и отупляющей рекламы максимально обессмыслена и абсолютно обесценена. Многие даже не подозревают, что уже более тридцати лет существует альтернатива стереозвуку. В Оптическом театре я много лёт применял уникальную систему, созданную ленинградским изобретателем Б. В. Гладковым. Разрабатывая и создавая эту звуковоспроизводящую систему, он тоже пошёл от человека и, учтя антропометрические и психологические данные, решил проблему наиболее адекватного воссоздания реальной звуковой среды. Звук, выходя из его системы, полусферой накрывает зрительный зал и создает замечательный эффект присутствия. Единый источник звука воспринимается всеми слушателями, где бы они не находились по отношению к этому источнику, совершенно одинаково, а целостную звуковую ткань мы буквально ощущаем «всеми фибрами» души и тела. Несколько лет поражала своим богатым и естественным звуком эта система всех приходящих в Оптический театр. Но в 1997 году во время съёмок телепередачи «Очевидное — невероятное», которые проходили в зале театра, оператор, снимая телекамеру с штатива-«журавля», уронил двухпудовый противовес на эту систему, напоминающую по форме «летающую тарелку». В ней образовалась трещина, которая повлияла на качество звучания, но даже покалеченная она звучит лучше фирменных аудиосистем, хотя мы теперь применяем её реже. Очень жаль, потому что наши солнечные проекторы с континуальным световым потоком и акустическая система живого звука Бориса Васильевича в сочетании представляли собой единственный в мире уникальный аудиовизуальный комплекс, который не только не оказывал негативного влияния на мозг, но, наоборот, воздействовал на людей буквально благотворно и целебно. Не могу не рассказать случай, связанный с Б. В. Гладковым. В один из приездов в Ленинград в 90-е годы (не помню, успели ли его тогда переименовать) я увидел, что в кинотеатре «Свет» идёт документальный фильм «Крыша для гениев». И название кинотеатра, и название фильма показались мне знаменательными. Аннотация к фильму на большой красочной афише, нарисованной художником этого кинотеатра, притянула к себе как магнит. Фильм рассказывал о непростой жизни гениальных изобретателей в России. В перечне героев, о которых рассказывал этот документальный фильм, увидел и фамилию Б. В. Гладкова. Я буквально ринулся к кассе, спрашивая, остался ли билет на ближайший сеанс. Мне выдали билет, и я пошел в зал, так как до начала фильма оставалось несколько минут. Безлюдное фойе меня не озадачило, подумал, что все зрители уже в зале. Но когда вошел в зал, то замер в недоумении. В зале не было ни одного человека. Ко мне подошла женщина — работник кинотеатра — и спросила от своего имени и от имени киномеханика, не откажусь ли я от просмотра, так как время начинать фильм подошло, а зритель только один. Жалко, мол, гонять понапрасну аппаратуру, Я, естественно, не отказался, сказал, что специально из Москвы приехал посмотреть этот фильм. Весь фильм, для меня бесконечно интересный, я так и просмотрел один. В зале больше никто не появился. В этом кинотеатре вход и выход в зал через одни и те же двери. После окончания фильма я снова вышел в фойе, которое больше часа назад было пустым, и еле протолкался сквозь огромную толпу ребятишек, которые с криками штурмовали вход в зал. Выйдя на улицу, я посмотрел на афишу, что же вызвало такой ажиотаж и привлекло стольких школьников. Оказалось, что на следующем сеансе шёл фильм «Черепашки ниндзя»... Вот что интересует ребят, а не изобретатели и их уникальные разработки. Среди толпы 10-12-летних ребят я с удивлением увидел и старшеклассников. Не могу представить себе такого отношения к фильму об открытиях и изобретателях лет двадцать-тридцать назад, хотя я, конечно, не идеализирую то время... Итак, впервые при создании аудиовизуальных устройств мы сознательно учли особенности человеческого мировосприятия и не забыли о потребностях души. Мир завоёван сегодня дискретными аудиовизуальными системами. Они растиражированы в миллиардах экземпляров. Мир «оцифровали», а нас с вами «сосчитали»... Стараясь доказать, что рано огульно списывать со счетов аналоговые системы, которые могли бы компенсировать негативное воздействие дискретных АВ-систем, я уже почти сорок лет показываю взрослым и детям свето-звуковые композиции, воспевающие красоту божественного мира, гармонию и лад в природе, пытаясь достучаться до сердец, обратить взоры людей к гибнущей по нашей вине биосфере... В Оптическом театре мы также учитываем, что все люди по способу восприятия информации делятся на две категории. Одни лучше воспринимают на слух, другим же совершенно необходимо визуальное подкрепление услышанной информации, иначе они не смогут в полной мере эту информацию воспринять. Именно поэтому мы создаем аудиовизуальные (слухо-зрительные) композиции, позволяющие красочно, интересно и доступно раскрыть любую тему. В этом случае полностью удовлетворены обе категории, и новая информация не только будет всеми воспринята, но, сопровождаемая при восприятии положительными эмоциями, запомнится надолго и глубоко. Для учителей важно знать ещё об одной особенности восприятия информации человеком. При одновременном поступлении в мозг слуховых и зрительных образов, несущих информацию об определённом явлении, происходит не простое суммирование поступающей по двум разным каналам информации, а умножение или даже возведение в степень. Эту особенность восприятия знают, возможно, не все, но она существует, поэтому хорошо бы учитывать её в столь важном деле, которым является обучение... Реально ли применение солнечного инструментария в школе? Некоторые прочитают всё, что я пишу о новом инструментарии, с безразличием. Иные, возможно, даже с раздражением. Нечего, мол, изобретать велосипед, когда компьютер открывает такие изумительные возможности. Но найдутся среди читателей и такие, в которых не уснуло желание изменить мир к лучшему, которые сами ищут новые возможности для осуществления мечты о защите детей от давления СМИ и мечтают о настоящей реформе образования. Им искренне жаль детей, но они не видят, чем и как они реально могут помочь им в сложившейся ситуации. Многолетний практический опыт позволяет мне с уверенностью говорить, что искреннее желание вернуться к максимальной гармонии человека с природой — это и есть тот спасительный путь, который многие ищут, но пока не находят. Для такого возвращения «блудного сына» у человечества есть кроме идей и большой практический опыт. Его нужно сделать достоянием масс, опубликовать все самые интересные разработки и внедрять их в жизнь. Свою важную положительную роль в осветлении мира может сыграть и применение солнечного (аналогового) инструментария в образовании и во многих других сферах жизни человека. Желающие реальных дел, прочитав эти строки, возможно, обрадуются, что уже разработан такой инструментарий, и пожелают как можно скорее применить его в своей работе с детьми. Но радоваться тому, что созданы эти уникальные оптические и акустические системы, рано. Они созданы в России, в которой судьба изобретателя-Левши хорошо известна. Мы живём не в Японии, в которой таланты считаются «достоянием нации». В России уникальные люди бьются в нищете над своими изобретениями, которые могли бы невероятно облегчить жизнь всех граждан страны, укрепить могущество родины и её авторитет на международной арене. Чаще всего, они не получают от властей даже минимальной поддержки. Это страшное правило работает и сегодня в XXI веке. Более того, сегодня всё усугубилось так называемыми рыночными отношениями. Эти отношения, вроде бы, оправдывают равнодушных бюрократов. Им теперь даже оглядываться ни на кого не нужно, имитируя бурную деятельность при полном бездействии. «Есть деньги — приходи, будем разговаривать. Нет денег — пропади пропадом, нам до тебя дела нет», — вот их примитивная логика». Меня поймет каждый изобретатель, особенно тот, который на своей шкуре испытал всю тупость бюрократической машины. Борис Васильевич Гладков долгие годы работал над теорией Единого Поля, что позволило ему сделать много замечательных изобретений. Одно из них он реализовал более тридцати пяти лет назад. Это и были его уникальные акустические системы, являющиеся альтернативой распространённым стерео-системам. Все эти годы он создавал их «на коленке» своими руками, пытался внедрить их именно в России, хотя за его изобретением в последние годы его жизни буквально устроили охоту южнокорейские фирмы. В России на его изобретение никто не обратил внимания. «Нет пророка в своем отечестве», и Гладков умер, не дождавшись поддержки от государства и унеся с собой в могилу потрясающие разработки во многих областях, не только в акустике. Не дождался и я новой акустической системы для Оптического тетра, о создании которой мы с ним уже договорились после его последнего визита в наш театр. Человек смертен, и притом внезапно... И Юрий Алексеевич Правдюк, сделавший уникальный световой инструмент своими руками и создавший с его помощью более ста тридцати великолепных светодинамических партий к музыке композиторов разных стран и эпох, за двадцать пять лет работы в деревянном павильончике без отопления, так и не дождался помощи от властей. Зато гонения, безусловно, были. Ещё в конце 60-х его «прорабатывали» на партсобраниях за репертуар в его зале Музыкальной светоживописи. Правдюка угораздило в молодости вступить в партию, и партийные функционеры немало крови ему попортили, настырно влезая в ту область, в которой они абсолютно ничего не понимали. Но они нюхом чуяли, что можно, а чего нельзя показывать советскому человеку. А когда пришли новые времена, и Союз распался на суверенные республики, то его лишили даже этого павильончика. Все помешались на прибыли, и начальство харьковского парка Культуры и отдыха отдало этот павильон для показа в нем с помощью видеопроектора западных боевиков и порно-фильмов. Правдюка же с его самодельным инструментарием буквально выкинули на улицу. Молодёжь валом пошла на эти фильмы. Доходы парка увеличились. Руководство было довольно... Почти десять лет Правдюк обивал пороги местной власти всех уровней, предлагая устраивать концерты музыкальной светоживописи в любом из пустовавших в начале 90-х годов кинотеатров. Но кинотеатры новые украинцы, как и новые русские в России, быстро превратили в салоны для продажи автомобилей или в магазины, а для уникального искусства места так и не нашлось. Юрий Алексеевич умер, не дождавшись понимания, не получив возможности радовать людей произведениями уникального искусства. Весь светодинамический инструментарий для Оптического театра я тоже создал своими руками и тоже «на коленке». Чтобы его создать и испытать без средств и поддержки понадобилось более сорока лет. За эти десятилетия весь инструментарий в теоретическом плане доведен мной до совершенства, но в металле мне удалось реализовать не более 20% разработанного теоретически. Остальные 80% существуют только в моей голове, в эскизах, расписаны во многих тетрадях. Да и то, что удалось воплотить, представляет собой, по сути, действующие макеты. На «коленке» трудно создать совершенный и надёжный оптико-механический инструментарий. Если бы нашелся завод-изготовитель, то не более чем через два года мы имели бы в России уникальный аудиовизуальный комплекс, равного которому совершенно точно нет нигде в мире. Имели бы и всю конструкторскую документацию для его серийного производства, а также первую опытную партию. Если взяться за эту работу с желанием и энтузиазмом, то возможно, что на все это и двух лет не понадобится. Это я говорю как инженер-конструктор с практическим опытом работы на заводах, а не как мечтатель-идеалист. Этот солнечный инструментарий можно было бы использовать не только внутри страны для воспитания и обучения детей. Его у нас вскоре закупали бы многие страны мира. Вот вам и рабочие места для наших людей, и занятость и весьма существенный доход в валюте в государственную казну. Но главное, что такой инструментарий был бы невероятно полезен для наших детей, для будущего России. Вот почему я написал, что радоваться рано. Двух изобретателей уже нет, а удастся ли мне довести до кондиции свои солнечные инструменты, зависит теперь не только от меня. Я прекрасно понимаю, что неповоротливый бюрократический механизм вряд ли быстро провернется. Но попыток найти завод-изготовитель я не оставляю. Для меня крайне важно сейчас только одно: чтобы эта идея принадлежала России и была осуществлена здесь. Идея, рано или поздно, уйдет за границу (не нужно забывать, что мы живем в информационном веке). Её там реализуют мгновенно, ибо изготовление большинства изобретенных мною светодинамических устройств не сложнее штамповки солдатских котелков и алюминиевых кружек. Нужно только знать, что и как штамповать и что с чем соединять. Вот этот секрет я из последних сил и удерживаю. Если упустим ноу-хау за границу, Россия будет потом покупать солнечный инструментарий на Западе или Востоке, тратя валюту, потому что мир рано или поздно непременно придёт к необходимости его применения в разных сферах, но, прежде всего, для спасения детей... Это будет большим уроном для нашей страны. Зачем платить валюту, если мы можем её зарабатывать? Наладить производство технически очень простого солнечного инструментария можно на любом заводе. Услышат ли мои слова те, которые определяют сегодня, что делать с производственной сферой? Поэтому на вопрос, который я часто слышу от учителей: «Можно ли применять новый континуальный инструментарий в школе и реально ли это в ближайшее время? », я могу ответить так: «Применять его можно и нужно, а вот когда это можно будет сделать реально, спросите у тех, от кого зависит, чтобы из сотен заводов, подвергаемых искусственному банкротству, оставили хотя бы один для создания солнечного инструментария». Конечно, я не сижу, сложа руки. Памятуя мудрый совет: «Стучите, и вам откроют», пытаюсь сам искать потенциальных изготовителей. В августе 2007 года я встретился с производственниками Екатеринбургского оптико-механического завода. Разговор с начальниками производств был деловым и конкретным. Они послушали мой рассказ о сути нового оптического инструментария и о принципах его создания. Сказали, что изготовление таких аппаратов для их завода никакой проблемы не составляет. Есть только одна загвоздка. Им совершенно неинтересно делать оснастку, чтобы выпустить несколько комплектов или даже несколько десятков комплектов. Если бы заказчики исчислялись тысячами, тогда можно было бы говорить всерьёз о том, чтобы такой инструментарий делать на их заводе. Меня этот разговор очень вдохновил. Главное, что они в принципе не отказываются и что для их мощностей — не проблема сделать наборы инструментов хоть для всех школ России. Мы даже документ составили о нашей встрече и их готовности при наличии должного количества заказчиков производить солнечный инструментарий. Школ у нас десятки тысяч, а не тысячи. Солнечный инструментарий в том минимальном наборе, который можно было бы внедрить в воспитательный процесс, необходим всем нашим школам. Те, кто курирует национальный проект по образованию, нашли возможность за один 2007 год оснастить абсолютно все российские школы компьютерами. Помогать им в этом деле примчались и Билл Гейтс и другие акулы Запада. Каждой школе нужен не один компьютер, а десятки (в зависимости от размера школы и количества учащихся). Значит, для всех школ России понадобятся сотни тысяч дорогих компьютеров. И на это дело в стране средства нашлись. Один набор солнечных инструментов при массовом производстве будет стоить не больше одного компьютера! И в каждую школу можно для начала приобрести всего по одному набору. Следовательно, расходы на это нужное дело потребуются в десятки (если не в сотни раз) меньшие, чем для сплошной компьютеризации. Почему бы нашему правительству не позаботиться ещё и о здоровье наших детей. Если будет принято соответствующее решение, то опытная партия будет готова буквально через год-полтора. После испытаний в реальных условиях в любой школе, можно было бы запустить массовое производство... А пока я знакомлю всех желающих с новой идеей и в самом Оптическом театре, и на многих конференциях, посвященных проблемам образования. Как люди реагируют на это новое явление можно узнать из Книги отзывов, в которой много лет записывают свои впечатления и свои предложения зрители, в том числе и школьные учителя, и сами школьники. Как мало в этой жизни надо Нам, детям, и тебе, и мне. Ведь сердце радоваться радо И самой малой новизне. А. Блок Работа с детьми Особую радость доставляет мне и моим коллегам приход в театр школьников. В последние двенадцать лет к нам на сеансы приходят целыми классами. Увидев хоть раз в Оптическом театре циклы композиций на разные темы, школьные учителя привозят и приводят из года в год своих воспитанников к нам «за глотком свежего воздуха», как они пишут в своих отзывах. После показов я часто выслушиваю горестные исповеди школьных учителей, замученных отчётами и проверками надзирающих инстанций. Посмотрев у нас в театре, как любую тему можно раскрыть по-новому, ярко, красочно, убедительно и кратко, одна учительница записала в книге отзывов: «Мы — взрослые — преступники перед детьми. Имея такую технику, такое открытие, как Оптический театр, даём знания детям чёрными буквами на бумаге... Скучно, тратим столько времени. Всё это можно сделать красиво, точно, доступно... Учитель, член АСТУР, Ю. И. Журкова. 14. 12. 03. » Таких записей учителя оставляют много, но ещё больше происходит после показов-уроков в театре искренних и откровенных разговоров, которые для меня являются самым убедительным доказательством, что у нас в стране сегодня имеются огромные проблемы в системе образования. Внимательно выслушивая то, что говорят после показов дети и школьные учителя, я не только создаю потом новые свето-звуковые композиции, но и продолжаю совершенствовать инструментарий. Более десяти лет привозит к нам из г. Коломны своих воспитанников Галина Михайловна Бугаенко, которая давно считает визиты в Оптический театр неотъемлемой частью выстроенного ею плана воспитательной работы с детьми. Её школьники, получив мощный творческий импульс в театре, пишут потом рассказы и рисуют интересные композиции. Прекрасно рисует и сама Галина Михайловна. Её работы и работы её воспитанников есть и в нашем театре. Порадовала меня своими рассказами Елена Васильевна Медведева, которая преподает физику и астрономию в школе №1016 из Переделкино. Дети из этой школы приезжают в наш театр на школьном автобусе. Елена Васильевна сначала удивлялась, что её воспитанники, которых она хорошо знала, выходили из театра задумчивые и так серьёзно обсуждали увиденное, что она их просто не узнавала. А потом это послесвечение длилось ещё долго, вдохновляя ребят на самостоятельную пробу сил в творчестве. Это действительно важный феномен, который за последние годы проявился особенно чётко. Под воздействием увиденных в Оптическом театре композиций школьники начинают буквально фонтанировать разными идеями: пишут короткие рассказы, стихи, создают рисунки, передающие их понимание того, что они узнали в школе-театре на уроках Правды и Красоты. Учителя потом приносят и показывают нам эти рассказы и рисунки, что является прекрасной обратной связью и помогает при создании других свето-звуковых композиций. Так идёт взаимный обмен идеями, настоящее сотворчество. Конечно, один театрик на 80 мест, построенный нашими руками из разрушенного гаража, с самодельным инструментарием удовлетворить все запросы по работе со школьниками не в состоянии. Когда мы в Оптическом театре преподносим знания о мире на высоком художественном уровне, пользуясь средствами и законами искусства, то учителя, приводящие к нам своих учеников очень часто говорят: «Как нам не хватает в школе такого яркого, точного, впечатляющего показа мира нашим ребятам». Я им отвечаю: «Говорите это не только мне, но и тем, от кого зависит, чтобы школа стала другой — не тюрьмой, отталкивающей детей, а магнитом, притягивающим детские души, куда они бы мчались с радостью и откуда не хотели бы уходить, настолько захватывающим был бы совместный процесс познания многогранной действительности».
|
|||
|