Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





2.Географическая эстафета



 

 

  На современном этапе развития образовательного процесса большое внимание стало уделяться нетрадиционным формам обучения, применение которых способствует повышению интереса к предмету и адаптации детей в жизни. У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса. Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые применяемые. Одной из часто применяемых форм является викторина. Она способна привлечь внимание ребенка к изучению предмета за счет неординарности используемых вопросов. А также это, пожалуй, одна из самых знакомых с детства игр, которая заключается в ответах на поставленные вопросы. География относится к наукам довольно сложным, но интересным, если правильно построен процесс подачи материала детям. Поэтому викторина по географии может служить формой обучения, которая позволит держать детей в постоянном напряжении и мотивировать поиск ответов на поставленные педагогом вопросы. Согласно мнению психологов, интерес характеризуется познавательной активностью. Ученик ищет интересующую его информацию, посвящает этому своё свободное время. То, что интересно, усваивается радостнее, прочнее, глубже. Существует тесная связь между знаниями и личным интересом. С одной стороны, благодаря интересу ученик лучше усваивает знания, с другой – личностные интересы развиваются преимущественно на основе знаний.

Для себя я выделила три направления в работе над формированием познавательного интереса:

 

1. Разнообразие форм урока, связь с внеклассной работой.

2. Организация разных видов деятельности, при участии эмоций.

3. Развитие эмоциональной сферы учащихся. Включение детей в творческую деятельность.

Я убедилась, что очень важно использовать разные формы урока, в том числе нестандартные, интересные. В связи с этим на уроках я часто использую викторины как средство развития познавательного интереса школьников.

Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы. Викторины способствуют активизации учебного процесса, развивают у детей наблюдательность, внимание, память, мышление. Они могут применяться как для проверки и закрепления приобретенных ранее знаний, так и для их расширения и углубления.

Викторины можно использовать на всех этапах урока: при опросе, изучении нового материала, закреплении. Наиболее эффективно бывает использование викторины при повторении, когда требуется в обобщенной форме выявить краеведческие знания и умения младших школьников.

  В процессе проведения учебного занятия для викторин я отвожу особое место: или на начальной стадии урока, или на этапе его завершения. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. При проведении викторины с детьми, я использую коллективную, групповую и парную работу. Интересно, что дети лучше усваивают то, что вызывает у них интерес. Вопросы и задания для викторины я подбираю так, чтобы в них по возможности участвовали все учащиеся класса, в том числе и очень слабые, которым нужно дать посильное задание Применение викторины способствовало повышению познавательного интереса учащихся.

Я хочу остановиться на викторинах по теме « Гидросфера», вопросы которой изучаются с 5по 8класс. Роль гидросферы – является важным элементом в жизни планеты. Ее значение многогранно, именно от нее зависит круговорот веществ. Она включает в себя всю воду на планете, независимо от того состояния, в котором находится. Мировой океан, ледники, воды суши, водяной пар – все это компоненты гидросферы.

 

1. Игра- викторина «Роза ветров » позволяет осуществить поуровневый контроль в условиях лимитированного учебного времени. Особенностью игры является то, что ее можно использовать на любом этапе: проверки знаний в начале урока, закреплении знаний в конце урока, на обобщающем занятии.

Краткое описание игры. На доске (в случае электронной версии – проекция на доске) нарисовано пять « роз» с четырьмя лепестками. На «розах» 1, 2, 3 – по два вопроса и два льготных лепестка (один – автоматический переход к следующей розе; второй – «минимум» - набранных три балла; на четвертой – три вопроса вопроса и один – автоматический переход; на пятой – четыре вопроса). Капитаны поочередно и последовательно указывают лепесток и получают вопрос или льготу. Вопросы составлены по степени усложнения с увеличением номера «розы».

Цена каждого ответа – один балл; цену каждого вопроса можно соотнеси с номером «розы».

Роза – 1

1. О каком понятии идет речь. Место, ниже которого наблюдается постоянное течение воды в русле водотока. (Исток)

2. Наиболее пониженная часть речной долины, по которой происходит сток воды в межпаводочные периоды. (Русло)

Роза – 2

1. Конечный участок реки в месте впадения ее в море, озеро, водохранилище или другую более крупную реку. А также место, где поверхностный сток прекращается из-за фильтрации, испарения, забора вод на орошение, водоснабжения. (Устье) 

2. Низменность в низовьях реки, сложенная главным образом речными насосами и прорезанная разветвленной сетью рукавов и протоков. (Дельта)

Роза – 3

1. Внутригодовое распределение речного стока. Изменение уровня воды в реке в течение года. (Режим реки)

2. Поступление воды в водоток от различных источников. (Питание реки)

Роза – 4

1. Самый низкий уровень воды в реке. ( Межень)

2. Сравнительно кратковременный и непериодический подъем уровня воды в реке. (Паводок)

3. Длительный период высокого уровня воды в реке. (Половодье)

Роза – 5

1. Часть речной долины, заливаемая водой в периоды высокого подъема уровня воды в реке. (Пойма)

2. Разность абсолютной высоты истока и устья реки. (Падение реки)

3. Линия, разделяющая смежные бассейны рек, водоемов. (Водолаз)

4. Отношение падения реки к ее длине. (Уклон реки)

 

2. Географическая эстафета

Учитель задает вопрос ученику, отвечая. передает указку следующему при этом задает вопрос. Если участник эстафеты отвечает на вопрос неправильно, тот лишается права задать вопрос

2. Группа островов, лежащих на небольщих расстояниях, часто имеющих общее основание. (Архипелаг)

7. Промысловая рыба океана. (Сельдь)

8. Прибор, с помощью которого за несколько секунд можно определить глубину океана. (Эхолот)

9. Равнинная река бассейна Азовского моря. (Дон)

10. Равнинная река, правый приток Волги. (Ока)

11. Часть океана, моря или озера, вдающаяся в сушу, постепенно уменьшающаяся по ширине и глубине. (Залив)

1. Углубление в речной долине, по которому воды реки текут постоянно. (Русло)

3. Место выхода грунтовых вод на поверхность. (Родник)

4. Единица измерения солености морской воды. (Промилле)

5. Самый высокий водопад в мире. (Анхель)

6. Начало реки. (Исток)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.