Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





РОДИТЕЛИ ПОД РУКОВОДСТВОМ ЛОГОПЕДА ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЯ.



 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

 

 

Мастер-класс на тему:

«Графомоторные игры для детей подготовительной к школе группы»

 

 

Выполнил: учитель-логопед

Срещикова С. А.

 

 

2019г.

ЧТО ТАКОЕ ГРАФОМОТОРНЫЙ НАВЫК?

«Рука – это вышедший наружу мозг человека» (И. Кант)

 Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Процесс формирования графомоторных навыков физиологически и психологически сложен. При письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга, органы слуха, зрения, многие мышцы тела. Для формирования этого навыка необходимо, чтобы обучающийся был подготовлен к его обучению.

Анализ данных психофизиологических исследований детей в процессе письма показывает, что важнейшей предпосылкой формирования графомоторного навыка является сохранность пространственного восприятия и представлений:

а) зрительно-пространственных;

б) сомато-пространственных представлений, ощущений своего тела в пространстве;

в) пространственных представлений «левого» и «правого».

Так же достаточно важным условием для овладения деятельностью письма является сформированность двигательной сферы, различных видов праксиса (статического, динамического, пространственного, конструктивного); сформированность слухомоторных и оптико-моторных координаций.

Как и всякий навык, он формируется в результате обучения, в результате формирования умений и на их основе выполнения ряда упражнений. Графомоторные навыки достаточно сложны и складываются из различных приемов: приемов, необходимых для письма, и самих приемов письма. Процесс письма осуществляется при помощи инструмента для письма (ручка, карандаш, мел), который человек соответственно передвигает рукой, осуществляя нужные движения под контролем зрения и двигательным контролем пишущей руки. В зависимости от того, каким инструментом человек пользуется (ручка перьевая, шариковая, карандаш, мел), он осуществляет и соответствующие движения и приемы.

Приемы можно представить в виде следующей схемы.

Приемы, необходимые для письма

1) владение инструментом письма;

2) соблюдение правильного положения тетради и передвижение ее при письме;

3) соблюдение правильной позы, посадки при письме;

4) движение руки вдоль строки во время письма.

 Приемы письма

1) умение сравнивать образец с результатом собственного письма;

2) приемы перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную;

3) приемы написания букв (начало, куда вести перо, поворот, соединения);

4) приемы соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу и т. д. );

5) приемы сопоставления букв по высоте – соблюдение одинаковой высоты букв на строке;

6) письмо букв между линиями строки и на линии;

7) начало письма, запоминание строки;

8) приемы правильного наклона письма.

Несформированность данного навыка может оказывать негативное влияние на дальнейшее усвоение орфографических навыков и самостоятельную письменно-речевую деятельность в целом.

Формирование графомоторного навыка – процесс сложный, длительный, этапный. В его формировании Т. П. Сальникова выделяет три основных этапа.

I этап – аналитический –На начальном этапе необходимо сосредоточить внимание на графике (постоянный контроль, сличение, корригирование по ходу действия). Особенность организации письма данного этапа в том, что выполнение двигательного действия как бы разбивается на отдельные циклы: время движения и паузу перед движением, необходимую для осознания последующего движения. Важным условием успешного формирования графомоторного навыка на данном этапе является развитие умения согласовывать действия глá за и руки. Пальцы должны уметь «слышать» информацию, которую им дают глаза. Использование шариковой ручки в качестве графического инструмента требует сложнокоординированных движений ведущей руки. Внимание обращается на важность формирования осознанного «образа действия» – зрительно-двигательного образа буквы. Зрительно-двигательный образ буквы – это представление о целостном, относительно законченном движении руки при воспроизведении буквы на бумаге, которое осуществляется на основе зрительного представления о ее форме, знания последовательности начертания ее элементов. Двигательные элементы представляют собой относительно законченные отрезки движения руки, в которых, с одной стороны, учитывается форма соответствующих зрительных элементов, а с другой – закономерности плавного и безотрывного воспроизведения их на бумаге.

II этап – условно назван синтетическим – соединением отдельных элементов в целостное действие. Большая роль на этом этапе отводится формированию двигательного и зрительного контроля на письме. Ведущим при этом является зрительный контроль. Ученик учится постоянно следить за тем, как он ведет руку при письме, как отставляет друг от друга буквы, пишет ли их на строке. Пишущий зрительно воспринимает написанное и таким образом контролирует правильность изображения слов. При несоответствии зрительным образам слов полученных на письме результатов пишущий вносит поправки.

III этап–автоматизация – фактическое образование собственно навыка как действия, характеризующегося высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерными чертами автоматизации являются быстрота, плавность, легкость выполнения. Но быстрота не навязанная, а являющаяся естественным результатом совершенствования движений, и плавность (связность), возникающая как естественный результат формирования навыка. Без упражнений и повторений сформировать навык нельзя, но упражнение целесообразно и эффективно лишь на третьем этапе формирования навыка, а первые два этапа – это осознанная действительность (а не механические упражнения). Длительность и особенности второго и третьего этапов обучения во многом определяются тем, насколько успешно шло формирование навыка на первом этапе. Считается, что формирование навыка завершается к 10–11 годам, то есть тогда, когда становится стабильным почерк, когда увеличение скорости или какие-то дополнительные внешние «помехи» – грамматические задания, необходимость сосредоточить свое внимание на содержании текста, и необходимость выразить свою мысль письменно, не будут искажать почерк, не приведут к его изменению, нарушению.

Следовательно, ребенок, обучаясь письму, должен овладеть тремя основными группами навыков, а именно:

· техническими – правильно пользоваться письменными принадлежностями, координировать движения рук, придерживаться гигиенических правил;

· графическими – правильно изображать буквы, элементы букв, слоги, слова, писать буквы с нужным наклоном, определенной высоты и ширины, равномерно располагать на рабочей стороне, правильно соединять их;

· орфографическими – правильно определять звуковой и буквенный состав слов, комментировать их описание.

Таким образом, формирование графического навыка письма – длительный и сложный процесс. Сложный, как по структуре самого акта письма, так и по структуре формирования навыка, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе.

УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНОГО НАВЫКА У ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа по формированию графомоторных навыков у дошкольников проводится по следующим этапам:

I. Диагностический этап.

Цель: выявление начального уровня сформированности графомоторных навыков. Для достижения данной цели используются следующие задания:

· Проведение линий по прямым дорожкам.

· Проведение линий по волнистым дорожкам.

· Обведение по контуру.

· Обведение по точкам.

· Раскрашивание.

· Штриховка.

· Письмо элементов букв.

II. Коррекционная работа по формированию графомоторных навыков.

Для достижения данной цели широко используются задания и упражнения по развитию мелкой моторики, пространственного восприятия. Упражнения для развития мелких мышц кисти руки проводятся как в повседневной жизни, так и во время специально организованных занятий с ребенком, при этом необходимо использовать различные виды деятельности, способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений.

Упражнения (по нарастающей сложности) выстраиваются в следующем порядке:

1. Специальные упражнения для развития мелких мышц кисти рук (пальчиковая гимнастика). Здесь проводится массаж и самомассаж кистей, ладоней, пальцев рук с использованием вспомогательных предметов (массажные шарики с шипами, прищепки, грецкие орехи и др. ), работа с песком, манной крупой (рисование, письмо на манной крупе, перебирание гречки, пальчиковый бассейн и т. д. ), игры (лото, пазлы, мозаика и др. ), лепка (работа с пластилином – прищипывание, размазывание, скатывание колбасок). В качестве пальчиковой гимнастики могут быть использованы как классические упражнения («ребро – ладонь – кулак», «коза», «пальчики здороваются», «моем руки» и др. ), так и упражнения в стихотворной форме, импровизации взрослого.

Например: упражнение «Птица и птенчики»: Птенчики в гнезде сидят (обхватить все пальчики правой руки ладонью левой и шевелить ими) Кушать птенчики хотят (ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены) Мама их летит в гнездо (ладони двигаются – птица машет крыльями) Птенчикам несет зерно (ладони развернуть кверху)

2. Обведение по трафарету, контуру, соединение по точкам различных геометрических фигур относительно крупных форм. Данные упражнения не только развивают мелкую моторику, но и пространственную ориентацию. Необходимое условие – использование крупных форм. Это подготовит учеников к работе с более мелкими деталями.

3. Рисование в пределах строки бордюров, состоящих из прямых, наклонных, ломаных линий. Научить ребенка «видеть» строку в тетради – важный этап формирования графомоторных навыков. Рисование различных бордюров послужит в этом хорошим решением.

4. Рисование предметов, по форме напоминающих буквы. Различные «капельки», «петельки», «ѐ жики» и т. д. не только подготовят руку к письму, но и покажутся детям увлекательным самостоятельным упражнением.

5. Письмо элементов букв. Если у ребенка имеются значительные нарушения в функционировании какого-либо анализатора, то нужно оказывать ему особую помощь. Так, в случае сложного нарушения зрительно-пространственной ориентировки рекомендуется ставить на строчке ориентиры в виде особых значков, обводить в тетрадях детей линии цветным карандашом, упражнять их в вычерчивании бордюров по контурам. Такой последовательности придерживается педагог, работая с ребенком в классе, такой же последовательности должен придерживаться родитель, организуя учебную деятельность ребенка на дому.

В реализации конкретных упражнений также желательно согласование деятельности педагога и родителей по времени. Каждое занятие должно сопровождаться:

· пальчиковой гимнастикой;

· упражнениями, повышающими энергетический потенциал: массаж и самомассаж «точек здоровья», ушей, пальцев, ладоней (возможно и с помощью карандаша, толстой веревки, ореха, массажного мячика, шарика-суджок, сенсорного коврика – наждачная бумага), головы, шеи, плеч;

· упражнениями для развития графомоторных навыков (упражнения из предложенных ниже);

· упражнениями на расслабление. Из предложенных заданий и упражнений родители составляют свои варианты. Все упражнения выстраиваются от простого к сложному.

III. Мониторинг уровня сформированности графомоторных навыков.

Цель: выявление динамики сформированности графомоторных навыков. Для достижения данной цели в конце учебного года проводится обследование и сравнительный анализ уровня сформированности графомоторных навыков учащихся. Этот этап очень важен. Только постоянный систематический анализ проведенной работы позволит оценить ее правильность. Проводить итоговую диагностику можно не только в конце учебного года, но и в конце каждой учебной четверти. Все виды диагностики в течение одного учебного года проводятся через анализ результатов выполнения одних и тех же заданий.

 

Мастер - класс " Развитие графомоторных навыков у детей с нарушениями речи"

Создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе является одной из основных задач дошкольного воспитания. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. Письмо служит одним из базовых навыков, т. е. на нем практически строится все дальнейшее обучение.

Многие дети испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, дети неправильно держат ручку, линии оказываются «дрожащими», нажим неравномерный, элементы получаются разного размера, расстояние между ними не выдерживается, дети не ориентируются на листе бумаги, не укладываются в общий темп работы.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния в школе. При поступлении ребенка в школу у него должны быть достаточно хорошо развиты двигательные и графические навыки, которые являются в акте письма определяющими.

Графический навык предполагает:

- умение красиво и легко графические элементы различного содержания. Выполнять их с разной силой нажима, скоростью, темпом, ритмом, наклоном, соблюдая их правильную форму, величину и рисунок;

-легкое и непринужденное удерживание пишущего инструмента (карандаша, ручки), соблюдая необходимый угол наклона;

- устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;

-выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.

 

Зрительно-двигательная координация занимает важное место в формировании готовности к письму. Зрительно-двигательная координация – это согласованные действия рук и глаза. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку. Глаз видит – рука изображает – такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития. Тренировка зрительно-двигательной координации. Особое внимание необходимо обратить на выработку у детей навыков точной и четкой координации в системе «глаз – рука», которые также нередко оказываются недостаточно сформированными к началу систематического обучения. Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую дает им глаз. Многим детям подобного рода задания даются с трудом, им легче рисовать по памяти, чем с натуры. В последнем случае внимание у детей раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаза и руки.

Важным компонентом готовности руки к письму является развитие мелкой моторики руки. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев. Под понятием «мелкая моторика» подразумевают движения мелких мышц кистей рук. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, передаются импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Тренируя пальцы, оказывается мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.

РОДИТЕЛИ ПОД РУКОВОДСТВОМ ЛОГОПЕДА ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЯ.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.