Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРЕДИСЛОВИЕ 28 страница



звучию, т. е. на основе паронимии. Так, на Ровенщине говорят корона — корогва (т. е. «хоругвь») и поясняют: будет мертвец, а на Гомельщине карова — хвороба /болезнь/, а на Волыни толкуют в рифму корова и крёву. Так же поясняют на Ярославской земле и в восточном Полесье. Того же типа предсказание гора — горе (полесск. ).

Часть толкований снов основывается на метонимии — пространственно-временной или иной, например: песок или тина снятся — к смерти, к похоронам, т. е. к вырытой могиле (полесск. ); рушник, полотно — к дороге (полесск. ) или на метафоре: если снится, что укусила гадюка, то остерегайся лихого человека, а «каяй гадзюку убйёш, то пабора- еш ворога» (полесск. ); видеть во сне огонь — повстречаться со злодеем (Ровенщина, Люблинщина)...

Древним принципом толкования является принцип переворачивания значения символа-знака, придания противоположного смысла результату. В народной традиции широко распространено убеждение, что видеть во сне экскременты — к деньгам, к золоту, измараться ими — к большим деньгам, а видеть во сне золото, значит, испачкать постель». [446, с. 305. ]

По Н. И. Толстому, в целом, народные представления о сне сводятся к пяти основным положениям:

«І. Сон противопоставляется не-сну, яви, повседневной, обычной жизни;

2. Сон — перевернутая явь, явь наизнанку, оборотная, повседневно не зримая сторона жизни; сон — видимый фрагмент обычно невидимой «параллельной» жизни;

3. Сон как смерть. Сон равносилен смерти. Как смерть, по народным представлениям, не является концом жизни, а лишь переходом ее в другое состояние, так и сон есть временный переход в другое состояние, в «параллельную жизнь»;

4. Сон как «тот» свет. Сон — посещение «того» света. Отсюда во сне естественное, как правило, вполне обыденное, общение с людьми, с близкими (обстановка общения при этом обычно «как на этом свете»). Сон — это открытие границы между «этим» и «тем» светом;                                        ,

5. Сон — это также открытие границы между настоящим и будущим и в то же время настоящим и прошедшим. Отсюда

восприятие сна как предсказания, предзнаменования, прор0_ чества, отсюда вера в вещий смысл снов». [446, с. 306. )

Ко всему сказанному добавим, что известна в народе практика планируемых (программируемых) снов. Так, вещий сон можно увидеть в ночь с субботы на воскресенье, в первую ночь в новом доме. Девушки, чтобы увидеть во сне суженого, ложились спать натощак, клали под подушку мужские штаны, или гребень, произносили специальные заклинания. Наиболее благоприятным временем для вещего сна считался период Святок. Чтобы увидеть свою дальнейшую судьбу, следовало засыпать воображая такое явление, как восход солнца...

Программируемые вещие сны применялись, разумеется, и в воинской магии. К сожалению, информация на этот счет весьма скудная. Тем не менее, даже имеющиеся в нашем распоряжении немногочисленные свидетельства позволяют предположить, что в прошлом они были достаточно популярны. Например, вот как украинский кулачный боец узнавал слабые места своего соперника:

«Когда уже начинаешь дремать, веки начинают слипаться, представь своего врага. Затем «найди» его живот и держи на нем свое внимание. Если уснешь во время этого — «с глазами на животе», то во сне твой враг сам тебе укажет на слабые места своего тела, куда лучше ударить, чтобы он, например, сразу упал... /А почему живот? / В животе наша сила. Любого человека можно сразу «узнать», если «схватить за живот»... [17]

Любопытно то обстоятельство, что хотя к вещим снам в воинской традиции относились с большим уважением, герои всячески пытались противостоять предсказаниям снов. Вот что пишет по этому поводу исследователь славянского эпоса Б. Н. Путилов:

«Эпические сюжеты строятся по принципу внутренней (как правило, скрытой, уведенной в подтексте) запрограммированности событий. Программа обнаруживает себя моментами — в отдельных типовых ситуациях.

Наиболее распространенная из них — сновидение. Во сне герою или кому-то из его близких открываются ожидаемые события, подстерегающие опасности, несчастный финал. Такой

Ьи не просто предсказание, но и магическое постулирование событий, осуществляемое какими-то таинственными, не объявляющими себя силами. Между тем сон выступает и как испытание героя. Истинный герой /юнак/ не поверит в сновидение (по формуле «сон есть клапня», т. е. бред).

По логике эпической программы, герой выступает против сил, предрекающих ход событий и грозящих ему гибелью. Юнак готов доказать не то, что сон — «бред», а то, что он, вопреки предупреждениям, способен повернуть события по-сво- ему и опровергнуть предсказания.

И даже если предсказание исполняется, за юнаком остается героический подвиг, связанный с противостоянием некоей фатальной неизбежности». [376, с. 63. ]

Часть III. АТАКУЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ [54]

С глубокой древности человек мечтал побеждать и подчинять врагов, не рискуя собственной жизнью. Реализацию та-1 кого желания могло обеспечить лишь дистанционное воз-] действие на противников. Соответственно, за многие века были созданы различные методы бесконтактного воздействия, основанные на законах природы, на мифических представлениях, а также на принципах психологического манипулирования.

Так, история азиатских школ боевых искусств полна рассказов типа «я рядом стоял» («сам видел») о мастерах пресловутого «энергетического удара». Некоторые западные путешественники тоже уверяют, что видели собственными глазами феномены такого рода. Например, вот что пишет Александра Давид-Неэль, которая ряд лет провела в тибетских монастырях еще до захвата Тибета китайскими коммунистами:

«Давасандюп счел должным настоять и направился к столу с намерением положить деньги на стол возле ламы. Но не тут то было: не успел он сделать и трех шагов, как зашатался, отлетел назад, будто от сильного толчка, и ударился спиной о стену. При этом он вскрикнул и ухватился рукой за живот под ложечкой. Налджорпа поднялся и вышел из комнаты, посмеиваясь.

— Меня отбросил назад чудовищный удар кулаком в живот, — сказал мне Давасандюп. — Лама разгневан, как его теперь умилостивить? ». [141, с. 11. ]

Китайский мастер ушу Ма Юцин демонстрировал нечто подобное востоковеду А. О. Милянюку:

«Тогда он устроил мне демонстрацию, сказал: «Давай, бей! » Я стал его бить рукой в живот, а он делал почти незаметное движение рукой, одним пальцем, после чего мой кулак, на-

I. правленный в живот, необъяснимым образом оказывался у него над плечом. От головы до плеча довольно большое расстояние, и каждый раз он, не касаясь (! ), перемешал туда мою руку. Пока в этом участвуешь, чувствуешь некое искривление пространства»... [283, с. 15. ]

Сразу же подчеркнем, что рассматривая методы бесконтактного воздействия, мы не имеем в виду применение метательного или огнестрельного оружия. Тема данной книги —. народная магия. Поэтому мы называем «бесконтактным» такое воздействие на противника, которое осуществляется посредством неких «магических предметов» либо без таковых, без использования какого-либо оружия (ножа, меча, стрелы, пули и т. д. )

Внешне магическое атакующее воздействие выглядит примерно так: один человек взмахнул рукой или пристально посмотрел, а второй человек упал. Это похоже на сказку. Но в украинских селах, например, записаны рассказы о том, как колдун, находившийся на удалении в несколько шагов, одним движением руки ломал кость животному. А среди австралийских аборигенов известен такой способ убийства,

когда колдун подкрадывается к спящему человеку и маги^ ским способом «ломает» ему шею. Утром жертва встает, цц чем не подозревая, однако через несколько дней умирает В последние годы некоторые отечественные мастера б вых искусств тоже удивляли публику своим умением без npjA мого телесного контакта с соперником (находясь на некото. ром удалении от него) проделывать с ним невероятные вещц. соперник напоминал марионетку в руках умелого кукловода только без ниток. Например, в 1991 году в Екатеринбурге на Третьем Всероссийском фольклорном фестивале подполковник КГБ Александр Лавров впервые продемонстрировал многочисленной аудитории искусство бесконтактного боя. Восторженный журналист писал в своем репортаже:

«Нападающий, повинуясь едва заметным движениям Лаврова, закручивался, падал, выронив оружие, как и при контактной работе, напоминая марионетку». [515, с. 6. ]

В 2003 году А. Л. Лавров, а также несколько других мастеров, показали искусство бесконтактного боя многочисленной аудитории телезрителей в документальных фильмах Александра Мержанова «Люди X» и «Черный пояс», снятых студией REN TV.

В 2004 году REN TV выпустило фильм «Спецназ» (автор тот же А. Мержанов). В нем, в частности, показан бесконтактный бой. Подполковник Лавров перед строем американских «зеленых беретов» и российских спецназовцев рассказывает об этом деле, попутно показывая приемы «в живую».

Например: бежит на него боец, он делает пас руками, и тот падает без сознания. Или же он поворачивается к стоящему от него в четырех шагах американцу, делает щелчок пальцами, американец вскрикивает и хватается за ухо... Далее этот американец говорит, что он ощутил легкий удар в ухо. Подполковник поясняет, что методы такого рода разра- J ботаны давно, но хорошо засекречены и преподаются только избранным лицам.

Но сегодня бесконтактному бою учат в некоторых «оТ' крытых школах» единоборств, например, в московской ШК°'|

Кі «Шквал». Вот что рассказал ее руководитель Вадим Черных:

«Я сам не верил в это... даже не мог представить. Но прямое общение с Александром Леонидовичем Лавровым доказало мне совершенно обратное. Я за полтора суток полностью изменил свое мировоззрение. Когда я не мог подойти к человеку на той дистанции, на которой мы с вами сейчас сидим. И не мог себе, линейным своим умом, пояснить: почему я не могу этого сделать? Есть такое нехорошее, но модное сейчас слово: «кол- басило». На месте, стоя. И я падал. При том, не понимая — почему я падаю, я и понимал, и не понимал в то же время. Я все видел, я все ощущал, ничто у меня не выключалось... но падал! Я не мог подойти к человеку, который при этом спокойно сидел — ну, делал какие-то движения, сидя в кресле».

Но это в большинстве своем новые разработки, и, как говорят сами мастера, они редко используются на практике вследствие нерационального расхода энергии*.

Аналогичные (или похожие) методы известны в народной среде «знающим» людям, в том числе некоторым колдунам. Показательны в этом отношении примеры управления животными. Так, в рассказах о русских колдунах Сибири приведены случаи, когда они заставляли подчиняться своей воле диких животных:

«Вот /колдун/ сядет на голбец у печки и сидит, как мертвый... Захочет, чтобы козулЯ из тайги прибежала — вот она, у крыльца! Выйдет на крыльцо и убьет, в дом занесет! » [291, № 332. ]

Алексей Андреев (настоящее имя Александр Шевцов) в своей книге «Очерки русской этнопсихологии» описал случай, когда он сначала на домашней кошке, а затем на себе calf * Следует возразить автору в том смысле, что методы бесконтактного воздействия на тело и психику другого человека очень давно и весьма детально Разработаны в таких азиатских системах, как «раджа-йога» (индийская), «цигун» (китайская), «кихап» (корейская), «киай»(японская) и ряде других. Мы Полагаем, что отдельные сотрудники КГБ типа А. Л. Лаврова еще до 1991 го- Ла по заданию командования и «родной коммунистической партии» изучали подобные методы. Причем не по зарубежной литературе, а в спецкоманди- Ровках. — Прим. Ред.

мом испытал силу магического бесконтактного воздейств (это произошло в Коврове ком районе России):

«Тогда Степаныч поднял палец и медленно и спокойно по_ казал им на кошку. Кошка встрепенулась и подняла голову словно почувствовала прикосновение. Тогда он так же медлен! но и с какой-то силой в движении повел пальцем, указывая ей путь ко мне на колени. И кошка пошла.

Когда она оказалась уже у меня, я вдруг испытал приступ пронзительного страха: мне представилось, что сейчас он велит ей вскинуться, выпустить когти и оскалиться на меня!.. Кошмарный образ, и непонятно, что в таком случае делать. Но он просто показал ей пальцем на дверь, и она к моему и своему облегчению умчалась...

Он не дал мне ни высказать восхищение, ни поделиться потрясением, он просто спросил:

— Ну? Есть у нее сознание?

Я изобразил недоумение, мне непонятно было, какое этот фокус может иметь отношение к сознанию.

— Может, ты хочешь сказать, что она прочитала твои мысли? — наконец нашелся я. — Ты передал, а она прочитала?

Он покачал головой, подумал и поманил меня пальцем, показав на лавку рядом с собой. Тут же целый обвал мыслей овладел мной. В этом было что-то унизительное. Вернее, я подозревал, что обращение со мной, как с кошкой, имеет целью меня унизить. К тому же я все равно не понимал, как это может быть сходно, ведь кошка явно шла управляемая, я же пойду осознанно. «Или не пойду! » — решил я и именно после такого решения начал подниматься с лавки! Но Степаныч поднял руку ладонью ко мне, и я понял, что что-то мешает мне распрямиться. В первый миг мелькнула мысль, что я зацепился за что-то одеждой, но я тут же ее отбросил, потому что ощущения были совсем другими. В следующий миг я подумал, что приклеился штанами. Но то, что меня удерживало, было не сзади, — я в него упирался! Что-то мягкое и упругое, исходившее из его ладони. Вот тут сравнение с управляемой кошкой снова вернулось, и я рванулся, но в результате лишь отлетел на скамью.

Это было мое первое столкновение с накатом — так называли в Тропе бесконтактное воздействие. Я не знал ни силы такого воздействия, ни своих возможностей, но я дрался! Я не хотел сдаваться, я, что называется, озверел и раз за разом молча бросался на эту невидимую стену, чтобы снова быть отброшенным

^Ь-гскамью. Ничего не получалось, но я подумал, что если я Едамся, я потеряю веру в себя, и начал драться с еще большим (остервенением. Если бы я тогда прорвался, я бы точно избил Степанычадо полусмерти. Но все мои рывки и скачки заканчивались на лавке, и я внезапно начал чувствовать отчаяние. В следующий миг пришла боль от того, что я ощущал себя смешным из-за этих телодвижений. В молодости я много дрался, бывало, что и получал, но когда я осознал, как со мной обходится этот старик, и насколько бесполезны все мои усилия, мелькнула мысль, что я могу и не выжить! Очевидно, мысли о смерти очищают, потому что после нее голова стала ясной, и мне захотелось научиться этому. И тут же Степаныч опустил руку». [5, с. 41—42. ]

Приемы бесконтактного воздействия, используемые в народной магии, достаточно разнообразны. Рассказы о колдунах полны случаев, когда они тем либо иным способом подчиняли своей воле разных людей. Некоторые из них, на первый взгляд, не поддаются логическому объяснению. Например, в районе Водлозера сохранилось множество рассказов о местном колдуне Тимофее Пименове, по прозвищу Колец, который до середины 1950-х годов жил в деревне Пелгостров. Однажды этот Колец поспорил с приезжими рыбаками на водку, что собьет их с пути, когда они будут возвращаться в деревню Рагуново:

,. «Деревня была в пределах прямой видимости. Однако, выйдя на зимнюю дорогу, рыбаки, как им показалось, забрели по пояс в сугробы и мелкий ивняк и совсем не знали, куда им идти. Через два часа они отчаялись и стали кричать: «Колец, мы отдадим тебе четверть, только на дорогу выведи! ». Колец, разумеется, помог и получил обещанное вознаграждение. [484]

В рассказе «Химородник», который записал в 1885 году Я. П. Новицкий в селе Кушугумовка Александровского уез- Да Екатеринославской губернии, повествуется о казаке-кол- ДУне (химороднике) Хвесько, жившем в соседнем селе Великий Луг. Он управлял человеком довольно оригинальным способом:

«Вот, бывало, лежит человек, а он режет черную редьку. Если только пустит редька белый сок — человеку станет трудно;

как станет сок чернеть — человек умрет. Он тогда так делает < м редька вберет в себя сок черный, пустит белый — и чело»* оживает. У Фесько был сын, только ему этого характерства не передал. «Ты, говорит, сын, слишком сердытый, людей ц губишь». [326]

А вот другой рассказ того же рода:

«Жил в прежнее время в селе Благовещенском, что в Воло годской губернии, дед Василий. Так бывало, мальчишки начнут рыбу из сети вытаскивать и к его подберутся. Дед Василий ска жет: «Ничего, моя рыбка никуда не уйдет! » Мальчишки и с места сойти не могут и заплачут: «Дедушко, отпусти, миленький не будем больше». Он их и отпустит, они рыбку всю побросают' да и убегут. Вот как колдовал». [315, с. 285. ]

Возможности магического бесконтактного воздействия не ограничиваются обездвиживанием и сбиванием с пути. Они позволяют причинять и вполне реальные (видимые и ощущаемые) ранения или травмы. Об этом, например, свидетельствуют записи J1. M. Ивлевой, сделанные в Усвятском районе Псковской области:

«Стала она /знахарка/ там на воду гадать и говорит: «Посмотри! » Посмотрела она /в воду/ и увидела соседа. «Царапни ему там где-нибудь руку или ногу», /говорит ей знахарка/. Она царапнула, так назавтра идет соседка хромая». [366, с. 216. ]

В славянском обществе в число методов бесконтактного магического воздействия на человека традиционно включают так называемую «порчу». Данным термином называют различные магические приемы, используемые с целью причинения ущерба здоровью человека, либо его материальному и социальному благополучию. Вот как объясняет «порчу» Н. Е. Мазалова:

«Порча, как правило, насылалась колдуном на человека, который «неправильно» повел себя по отношению к нему. Обладание «тайным» знанием позволяло требовать от окружающих почета и уважения, в противном случае он чувствовал себя оби женным (обида связана с представлениями об ущербе) и начи нал мстить; месть по традиционным представлениям, не только обозначает эмоцию, это также термин обмена.

ВТ В тот момент, когда его портили, человек испытывал тоску,

! каК будто он что-то потерял; то есть человек утрачивал какие-то свойства. Тоска связана с представлениями о пустоте. Впослед- F ствии во время припадков испорченный человек на время терял сознание (чувства), память, ум, иногда — способность передви-, гаться, свободно дышать, говорить, видеть. Вместе с тем он ощущал в теле присутствие чего-то инородного (огня, мифологического персонажа), что уничтожало его организм (например, икота «пила» кровь, «пожирала» внутренности и т. д. ).

Испорченный человек лишался жизненных сил (сох, чах, хирел, слабел и т. д. ). Порча связана с представлениями о повреждениях, разрушениях. Кроме того, больной человек утрачивал интерес к жизни, связи с социумом. Колдун забирал у человека, от которого не получал каких-либо духовных или материальных ценностей, жизненные силы, а иногда — и саму жизнь. Таким образом, порча является одним из регуляторов социальных отношений». [264]

Приемы, к которым прибегают колдуны, наводя порчу, технически весьма разнообразны. Например, в украинской части Полесья говорят, что порчу можно навести любым способом, предусматривающим прямой или косвенный контакт с жертвой:

«Даже в папиросе дают. Закурят вместе — и всё. А то курит, — на тебя дым пустит». [98, с. 115. ]

С. В. Максимов по материалам, собранным им среди русских крестьян, отмечает:

«Сильному колдуну довольно взглянуть своим недобрым косым взглядом, чтобы заставить чахнуть. Колдуну послабее нужен заклятый порошок, чтобы бросить его на намеченную жертву по ветру: дело сделано, если хоть одна порошинка попадает на человека или скотину. Вытянутый след, т. е. щепотка или горсточка земли из-под ног обреченного, в мешочке подвешивается в чело печи, а в трубе замазываются глиной волоса его; начнет земля и глина сохнуть — сухота обуяет и того человека. Через наговоренную сильным колдуном вещь достаточно перешагнуть, на зачурованное место стоит сесть, чтобы захворать». [269, с. 340. ]

У чувашей зафиксирован прием наведения порчи через одежду либо часть одежды:

«Если колдун хочет навести порчу на кого-нибудь, то добы вает кусочек одежды или оборки лаптей у того человека, потом накануне семика или троицы выносит его к какому-нибудь роднику, там с палкой закапывает этот кусок на дно родника сам в это время стонет, изображая больного: — Ой, живот болит, сердце так и разрывается, и т. д». [286]

Факты такого рода свидетельствуют о том, что за тысячи лет своей истории славяне создали своего рода «науку» вредоносного воздействия без телесного контакта с жертвой или посредством весьма краткого (мгновенного) легкого контакта.

Отметим, что в Китае такая «наука» известна с эпохи Средних Веков под названиями «диммак» и «дяньсюэ» и она является там частью биоэнергетической системы «цигун». Метод «диммак» опирается на представления об энергии организма «ци» и ее токе по особым энергетическим каналам человеческого тела. В частности, воздействие на эти каналы в строго определенных местах (которые называются «жизненно важными» точками) прерывает течение «ци» и (или) крови по каналам, что наносит вред человеческому организму. В данной связи процитируем фрагмент книги «Секреты Уданского кулачного искусства», написанной в 1928 году мастером Цзинь Имином:

«Тычок в жизненно-важную точку влечет закрытие линий внутренних связей тела посредством прерывания их функции транспортировки. Человеческое тело соединено сухожилиями и коллатералями, которые орошаются артериями и венами. Человек не может двигаться, если его сухожилия и коллатерали поврежены. Если кровь, артерии или вены перестанут функционировать, он потеряет сознание. Сухожилия и коллатерали начинаются у кончиков пальцев, собираются у коленей и сходятся в одну точку на голове и лице. Ци управляет работой сухожилий и коллатаралей...

Ци течет снаружи сухожилий и коллатаралей. Чтобы лучШ® понять связь тока крови и жизненно-важных точек, постарайтесь представить работу крови как течение воды, при этом жизненно-важные точки служат как бы родничками. Когда течению ничто не препятствует, оно свободно и легко. Но если ему что-то препятствует, результатом будет застой»... [124, с. 33. ]

Тычки пальцами в жизненно важные точки тела позволяет временно парализовать отдельную конечность противника или всё тело, и даже убить его. При этом смерть может наступить как немедленно, так и по истечении некоторого времени. Это зависит от того, какая конкретная точка поражена, в какое время суток, с какой силой, и еще от того, были ли предприняты специалистом меры лечебного характера. В Китае популярны рассказы о мастерах «отсроченной смерти»: человек посредством тычка в некую точку тела, с соблюдением некоторых условий, программирует жертву умереть в такой-то день через несколько недель, месяцев или лет.

Известный российский китаист М. М. Богачихин лично встречал мастеров разновидности ушу «тайцзицюань», способных усилием мысли отбрасывать своего соперника:

«Ван Пэйшэн демонстрировал это на мне. Он сидел в кресле и попросил меня сжать ему палец в руке. Я привстаю с дивана, сжимаю его расслабленный палец — и почему-то отлетаю обратно на диван без всякого на то желания. Опыт повторяется несколько раз «под дулом» двух видеокамер». [ 138, с. 6. ]

Несомненно, повторим это еще раз, что славянские колдуны владели сходными методами, так как в народе сохранилась масса рассказов об этом:

«Рассказывали, например, как колдун, сильно рассердившись на одну женщину, схватил ее за плечо, и с того момента она заболела. При встречах он непременно ее окликал, и та сразу падала и начинала биться». [315, с. 281. ]

По исследованию Н. Е. Мазаловой, колдун может «испортить человека» через прикосновение или взгляд. Она пишет: «Колдовская субстанция, локализованная в его теле, через прикосновение к плечу или руке жертвы попадает в ее тело и

• там трансформируется в болезнь. В Орловской губернии колду-

нья, давая яйцо на Пасху, ударила женщину по плечу: «Ту сеі* час же и подрало, словно кто под кожу влез». [264]

Любопытно ТО, ЧТО колдун МОГ прикоснуться И К произ вольному участку тела, и к определенному участку.

В первом случае он как бы вносил в тело «энергетическу инфекцию», которая за какое-то время воздействовала на весь организм. Во втором случае атака преследовала цель повреждения конкретного внутреннего органа (сердца, желудка, печени, легких и т. д. ) или так называемого «места силы» (головы, глаз, живота, поясницы и др.

Часто рассказывают о случаях, когда у человека отнялись ноги после того, как колдун прикоснулся к его пояснице. Или же после прикосновения к голове человек моментально потерял сознание. В Украине автору расказали о колдуне, способном прикосновением к животу погрузить человека в сон через конкретный промежуток времени, независимо от того, где находился объект воздействия и чем он был занят в этот момент.

Аналогичные способы воздействия В. Э. Шарапов зафиксировал у народов группы коми:

«В традиционных представлениях многих народов отдельные органы и части тела человека наделяются разной степенью концентрации «жизненной силы». Анализ фольклорных и этнографических текстов показывает, что в аналогичных представлениях у народов коми., к наиболее значимым, в рассматриваемом плане, внутренним органам традиционно относят сердце, печень и селезенку... Внешними средоточиями «жизненной силы» человека считаются дистальные (крайние) точки тела, которые наделяются маргинальными характеристиками (темя, подмышки, гениталии, пуп, волосы, глаза, зубы, пальцы, ногти).

Согласно повериям коми, воздействуя (взглядом, прикосновением, словом) непосредственно на эти зоны и части тела, можно легко погубить человека..., либо наиболее эффективно применить те или иные методы общей диагностики и лечения». [497]

Очень широко распространены в народе (по сей день! ) рассказы о порче взглядом, т. е. о так называемом «дурном „азе», обладатель которого не использует никакой магии, гяНако негативно воздействует на других людей. Н. Е. Мазала ПО этому поводу пишет:

Г «Болезнь может также вызвать один взгляд колдуна, т. е. колдовская сила передается взглядом... Жертва воспринимает колдовскую силу глазами, вероятно, вначале насланные колдуном болезни локализуются на внешних органах — на лице, лбу, а затем уже проникают внутрь, после чего попадают в кровь и, как уже говорилось, по жилам движутся к сердцу». [264]

Известное выражение «берегись как глаз» вовсе не пустое сравнение. В славянской традиции глазами можно «встречаться», «говорить», «зачаровывать», «играть», «касаться», «похищать», «стрелять» и даже «убивать».

Н. А. Никитина, собиравшая этнографические материалы о русском колдовствн, отметила:

«Летом 1926 года я изучала быт... Нижегородской губерни, и меня поразило, как велика там власть колдуна. Память о колдунах, один взгляд которых убивал на лету ворона... живет до сих пор». [315, с. 261. ]

В своей книге «Таинственное и непонятное» (1904 г. ) И. Купчинский рассказал об одном человеке, встреченном им в Крыму. Тот из-за особенностей взгляда, проходя мимо кур, всегда закрывал глаза:

«Знаете ли какие у меня глаза? Мне стоит пристально посмотреть на птицу, и она падает мертвой... Не желаете ли испытать? Но с уговором: вы заплатите за убитую моим взглядом птицу ее хозяину.

Я согласился с ним, и мы вышли на крыльцо; возле него ходило несколько кур.

— Укажите любую.

Я указал на самую проворную. Незнакомец устремил на нее Пристальны взгляд, и что же? Курица моментально присмирела, стала вялой, повесила голову и упала.

— Вы ее усыпили! — вскричал я.

: — Нет, она убита. Признаюсь, я сам не рад силе своих глаз, Но они без моей воли приносят вред»...

В китайском боевом искусстве «синъи-цюань» («ку^Я I формы и воли») одним из способов воздействия на проті^И ника считается «отравленный взгляд» («дуянь»), Больцц^И мастером искусства «отравленного взгляда» был Сунь ЛутдЯ (1861 — 1932), который одними глазами мог как бы ппиѵ Д вать противника к месту. Другой мастер «синъицюань» вы-Я зывал взглядом столь сильную боль у своих соперников, что Я они падали на землю и корчились.

Человеческий взгляд, обладающий определенной силой и* вызывающий какие-то последствия, принято называть ма- I гнетическим, сосредоточенным, концентрированным. При | этом различают неприятный (отталкивающий) и чарующий («околдовывающий») взгляд. В первом случае — когда взгляд 1 производит отталкивающее или болезненное действие, его 1 называют «дурным» («портящим») глазом. Он порабощает, * лишает воли. Во втором случае взгляд зачаровывает, успока- ] ивает, усыпляет. Но обе разновидности позволяют одному ; человеку управлять другим.

Воздействие с порчей, называемое в народе «сглаз» («при- I зор», «прикос», «урок»), влечет за собой неудачу в делах, болезнь или смерть: «Если посмотреть злым взглядом, то худо будет».

Аналогичные представления распространены среди многих народов. Например, верили в сглаз древние германцы и скандинавы. Об этом свидетельствуют саги:

«... Вверх не смотри,                                                I

Вступая в сраженье —

Не сглазил бы враг, —

Воины часто Разум теряют»...

(«Речи Высокого»),

Венгерский этнограф Дюла Месарош, находившийся в 1906—1908 гг. в научной командировке в Казанской и Сим- | бирской губерниях, собрал сведения о вере чувашей в сглаз j («Вупарла кус хаяре» — лихо колдовского сглаза):



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.