|
|||
Второе действие. Сцена шестая. Сцена седьмаяВторое действие Сцена шестая
Лестничная площадка обычного дома. Посредине лифт. Левая и правая кулисы – входные двери квартир-мастерских. Одна из них принадлежит Андрею. Вечер. Шум подымающегося лифта. Двери открываются, и мы видим Тоньку, которая на сей раз появляется без провожатых. Одета просто – в джинсы и куртку. Подходит к двери Андрея, звонит. Андрей открывает.
Т о н ь к а. Здравствуйте! Вы Андрей? А н д р е й (вытирая руки тряпкой). Он самый. Т о н ь к а. Я заказывала у вас серебряную скульптуру Достоевского. Мы общались «Вконтакте». Вы сказали, сегодня можно забрать. А н д р е й. Да, да, я помню! Забрать можно. Входите. Только осторожно, у меня тут коробки…
Сцена седьмая
Мастерская Андрея. Коробки, скульптуры, деревянные, наспех сколоченные полки. У стены, подрамником к зрителю, стоит картина, на полу – магнитофон. Беспорядок. Посреди комнаты красуется внушительных размеров надгробье – гранитный памятник.
Т о н ь к а (входя). Ой! Что это?! А н д р е й. Страшно? Т о н ь к а. Скорее, нелепо… А н д р е й. Вы думаете? Т о н ь к а. Нет, я не то хотела сказать. Я не хотела вас обидеть. Когда говорила «нелепо», имела в виду, что в помещении такая гранитная глыба смотрится как-то странно… А н д р е й. Я понял. Т о н ь к а. Я вообще, когда вижу надгробья, как-то теряюсь. Есть в этом что-то безнадежное, невозвратное… Вы не находите? А н д р е й. Я уже привык. Да и вообще – мне выбирать не приходится. Дают заказ – я делаю. Т о н ь к а. А спите потом хорошо? Покойники не снятся? А н д р е й. Мне давно уже ничего не снится. Т о н ь к а. А мне казалось, что художникам снятся музы… А н д р е й. Первые пять лет. Пока они в институтах учатся. Т о н ь к а (разглядывает памятник). Потрогать можно? А н д р е й. Валяйте! Т о н ь к а. Какой гладкий… И кому же сей шикарный монумент? Космонавту? А н д р е й. Бизнесмену. Т о н ь к а. Наверное, миллионером был. Раз такую штуковину себе отгрохал. А н д р е й. Как выяснилось, нет. Т о н ь к а. А как же тогда? А н д р е й. Все-таки, интересно? Т о н ь к а. Я любопытна! А н д р е й. Ну, примерно так: приходит ко мне один дядечка, лет 55. Цветущий такой, лощенный. И просит изготовить памятник. Дает аванс. Я спрашиваю: у вас что-то со здоровьем? Типа – помирать собрались? Как-то у нас не принято загодя надгробье заказывать… А он: нет, все в порядке. Просто убрать могут в любой момент. И исчезает. Я работу выполнил – все, как договаривались. И тут выясняется, что его уже… В общем, не успел он мне целиком заказ оплатить. Вот и стоит эта штука посреди мастерской. И долг на мне висит… нехилый такой – за материал, например. Про свою неоплаченную работу я уже молчу. Т о н ь к а. Ни фига себе! Как неприятно… А н д р е й. Мягко говоря… Я, конечно, расстроился жутко сначала. Родственники долг отдавать не хотят, да и нечем. Этот покойник, оказывается, в кредит жил. Короче, мрак. Но я не отчаиваюсь. Переезжаю в другую мастерскую – попроще, подешевле. Уже и коробки собрал… Т о н ь к а. Да, грустно. И как быть – непонятно… А н д р е й. Ладно, прорвемся! Не впервой. Т о н ь к а. Вы оптимист! А н д р е й. Скорее, реалист. Через полгода верну деньги за материал. Набрал учеников, преподаю рисунок. Так что все в порядке. Т о н ь к а (показывает на картину). А эта картина – ваша? А н д р е й. Моя. (подходит к картине). Кстати, с этим полотном тоже курьезная история вышла. Т о н ь к а. Расскажете? А н д р е й. Ну, если вам интересно… Случилось это год назад примерно. Заказов тогда было мало, настроение паршивое, иногда хотелось бросить все, и уйти в другую профессию. Вечерами, вместо того, чтобы лепить, начал смотреть телевизор… Короче, в один из таких унылых вечеров звонит мой старинный приятель. И говорит: есть, мол, одна знакомая, которая хочет заказать картину в стиле Пикассо. Женщина эта красива, богата, с чувством юмора, заплатит не скупясь, и явится за картиной лично. Единственный минус – то, что картину надо передать уже послезавтра. Значит, нарисовать ее надо сегодня, чтобы она могла просохнуть. Ну, что ж – Пикассо, так Пикассо. И, хотя, я никогда не рисовал в подобном стиле, тут же побежал покупать акриловые краски на оставшиеся деньги. Мысленно представляя таинственный образ дамы-заказчика, описанный приятелем, я почему-то решил нарисовать пол лица и один глаз. Через два часа одинокое око с тоненькой бровью мне удалось. Но что-то в картине было не так. Не хватало какого-то праздника, красоты и удивления. Тогда я расширил глаз, приподнял бровь, а фоном моему лицу стал разноцветный фейерверк. Ну, а в конце я решил добавить восторга и нарисовал под глазом слезинку. Довольный, лег спать. А послезавтра в дверь позвонили. На пороге стояла женщина удивительной красоты. Было ощущение, что это какая-то блоковская «Незнакомка» явилась ко мне – в облегающем платье до пят, в шляпе с пером и вуалью… И вот она подходит к картине, окидывает ее взором… Ее бровь сначала поднялась, как на моем полотне, а потом… брызнули слезы из глаз. Точнее – из глаза. Потому что дама оказалась одноглазой! Крикнув что-то вроде – вы надо мной издеваетесь! – она выскочила из мастерской и убежала, хрустя своими юбками из тафты. Денег, разумеется, не заплатила. Пару дней я отходил от шока. А потом приятель рассказал, что глаз эта женщина потеряла, когда смотрела шоу фейерверков… Такая вот история… Т о н ь к а. Обалдеть! Слушайте, да у вас какой-то мистический дар! А н д р е й. Наверное. Т о н ь к а. Точно! Вы рисуете, а оно потом сбывается… Вам не страшно? А н д р е й. Страшно. Вот поэтому я и не рисую. Т о н ь к а. А вообще, более незадачливого человека я, пожалуй, не встречала… Вам просто везет на подобные ситуации. А н д р е й. Есть такой момент. Но все это – жизненный опыт. Если воспринимать его без негатива, есть шанс выйти победителем… Что-то заболтал я вас. Вот ваша скульптура, держите. (протягивает Тоньке серебряного Достоевского). Т о н ь к а. Ух ты! Как на картинке. Очень здорово! (достает из сумки деньги, отдает Андрею). А н д р е й. Спасибо! Ой, как много! Нет, это лишнее, заберите. Т о н ь к а. Все нормально. Пускай это будет аванс. Может, я еще одного Достоевского закажу. А н д р е й. Ну, если так… А, кстати, почему Достоевский? Т о н ь к а. Ну… потому что великий русский писатель. А н д р е й. И все? Не убедительно. Т о н ь к а. Хорошо. Потому что «Игрок». А н д р е й. А почему не «Братья Карамазовы»? Т о н ь к а. Потому что «…однажды в твоей жизни появится новое имя, которое превратит предыдущее в пыль». Федор Михайлович Достоевский. А н д р е й. Не совсем понял, но вам, наверное, виднее… Может, чаю? Вас как зовут? Т о н ь к а. Антонина. Давайте! Я так долго к вам ехала – сначала на электричке, потом в метро, потом в маршрутке… Проголодалась. (смеется). А н д р е й. Ой, а вот еды, практически, никакой… Хлеб и сыр только… Т о н ь к а. Сойдет.
Андрей начинает хлопотать: расставляет чашки, наливает чай, достает сыр и хлеб.
А н д р е й. А вы, Антонина, чем занимаетесь? Т о н ь к а. Я в отпуске. А н д р е й. Ну, это в данный момент. А вообще? Т о н ь к а. А вообще… Так, поигрываю. А н д р е й. В кино или в театре? Т о н ь к а. В жизни. А н д р е й. У вас не складывается творческая судьба? Т о н ь к а. С чего вы взяли? А н д р е й. Показалось. (пауза). У вас глаза, как у Цветаевой. Жаль, поздно встретились. Мне как раз такие глаза нужны были… Т о н ь к а. Зачем? А н д р е й. Для одной картины. Но теперь это уже не актуально. Т о н ь к а. А какие глаза были у Цветаевой? А н д р е й. Зеленые. Грустные. Т о н ь к а. Ну, да… конечно… Привычные к степям – глаза, привычные к слезам – глаза, зеленые – соленые – крестьянские глаза… А н д р е й. Ого! Знаете наизусть? Т о н ь к а. Знаю. Я много чего знаю. Только знания мои не нужны никому. А н д р е й. А преподавать не пробовали? Т о н ь к а. Нет. У меня терпения на учеников не хватит. А н д р е й. Мне почему-то кажется, что вы тоже стихи пишите… Т о н ь к а. Ага, угадали.
Ты едешь по городу. Ночь и весна. Трамваю «Желанье» дорога тесна. Безумный кондуктор отдаст за гроши бумажное счастье своей души.
И люди в одеждах вчерашнего дня похожи, как капли воды у дождя. А ты обращаешься к ним на «вы», но нету предмета их головы.
Вагонные стекла – почти что витраж – способны украсить любой пейзаж. Ладонью коснешься – а это песок, сладкий на вкус, как березовый сок.
Все это случилось с тобой или нет? Смотри: отрицание сна – сонет. Слушай, как звезды скользят по реке, счастливый билетик сжимая в руке.
Впрочем, все лучшее я уже написала. Когда спала с чужими мужьями. А н д р е й. Какая вы откровенная. Т о н ь к а. Вы тоже. А н д р е й. Это, наверное, потому что мы с вами разбежимся через десять минут, и больше никогда не встретимся. Т о н ь к а. Почему не встретимся? Встретимся. «Вконтакте». А н д р е й. Где ваш ник Леди Энциклопеди? Где вы ненастоящая? Т о н ь к а. Настоящая, ненастоящая… Какая разница? (подходит к надгробью). Я вдруг подумала: а ведь все, что останется после меня – это логин и пароль… Памятник я не заслужила… А н д р е й. А ваши стихи? Т о н ь к а. Их нет в интернете. Значит нет нигде. (долгая пауза). А н д р е й. А вы музыку любите? Т о н ь к а. В целом, как явление, да. А в частности – не всякую. А н д р е й. Хотите кое-что поставлю? Т о н ь к а. Ну, поставьте…
Андрей подходит к магнитофону, ставит диск. Звучит музыка. Через минуту Андрей приглашает Тоньку на танец.
Т о н ь к а. Интересно. Что это? А н д р е й. Это написал один мой приятель. Он композитор, пишет музыку для птицефабрик. Т о н ь к а. Для чего?! А н д р е й. Для курятников. А вы что, не знаете – куры под музыку несутся лучше. Яйценоскость повышается. Т о н ь к а. Еще скажите, что музыка влияет на вкус яиц. А н д р е й. А как же! В первые 15 дней своей жизни, курицы слушают песни о любви. От 16 до 30 дней им ставят более быстрые композиции – в стиле диско. А от месяца и дальше им предоставляется уже целый спектр музыки – от классики до рок-н-ролла. Т о н ь к а. Ага, на выбор. Ха-ха! Давно я так не смеялась! Ну, вы даете! А н д р е й. А что? Стратегия проста: птицы меньше подвержены стрессу, если на них постоянно воздействует музыка. Она заглушает другие шумы, например, когда во время кормежки в помещение входят работники фермы. Куры счастливы, они хорошо едят, и в результате приносят больше высококачественных яиц. Т о н ь к а. Ой, не могу! Да… Может, мне стихи курам почитать? А н д р е й. Может быть. Всякой живой твари приятно, когда вокруг красота и гармония. Т о н ь к а. Умора! А н д р е й. А сейчас мой приятель для коровника пишет. Т о н ь к а. Чтобы надои повысились? А н д р е й (смеется). Вот, вот. И чтобы качество молока улучшилось. Чтобы оно стало жирнее. Т о н ь к а. С вами не соскучишься. Логическое продолжение всех этих историй – ваши скульптуры для свинарника. А н д р е й. А что – если закажут, я только за! Т о н ь к а (смотрит на часы). Ладно, Андрей, пойду я. Скоро моя электричка. Последняя на Поселок… А н д р е й. Что ж – было приятно познакомиться! Мне кажется, мы смеемся на одном языке, а это главное.
Тонька встает, направляется к выходу. Звонок в дверь.
А н д р е й. Извините! Наверное, заказчики.
Андрей идет открывать, на пороге стоят Миша и Саша.
М и ш а. Мы за… (замечает обалдевшую Тоньку). А н д р е й. Я вас внимательно слушаю. С а ш а. Ну и встреча! (Тоньке). Ты как здесь?! Т о н ь к а. Я уже ухожу. С а ш а. Я не понял: ты что тут делаешь? Т о н ь к а (резко). Ничего не делаю. Заказ вот этот (показывает Достоевского) забираю. (хочет уйти). С а ш а. Думаешь, я тебе верю? А н д р е й. Я не понимаю – вы что, знакомы?! М и ш а. Ага, это моя сестра. С а ш а. И моя жена! А н д р е й (удивленно). Рад познакомиться… С а ш а. Простите, пожалуйста… Андрей, если я не ошибаюсь? Вы не могли бы… выйти, что ли? Я понимаю, звучит бредово – вы, все-таки, у себя в мастерской, но… нам надо поговорить с этой девушкой. А н д р е й. Хорошо, я покурю на лестнице…
Андрей уходит.
Т о н ь к а. Ты совсем охренел?! С а ш а. Охренела ты, моя красавица. Ты пришла на дело одна, без нас. Ты хочешь получить все? Т о н ь к а. Идиот! Я пришла не на дело. Я пришла за моим заказом! М и ш а. Во врет! Смотри, твоя школа! Т о н ь к а. Если уж на то пошло, то и вы пришли сюда без меня, разве не так? С а ш а. Стерва! Т о н ь к а. Вы оба кретины! Здесь брать нечего! Этого человека уже обобрали. Он уезжает из мастерской. Ему не по карману снимать такое помещение. Ясно? М и ш а. Ага. Здесь серебра и бронзы тысяч на 200, не меньше. А ты нам про какое-то «обобрали» впариваешь. Т о н ь к а. Миша, ты свой мозг пропил, наверное. Тебе русским языком объясняют. М и ш а. Не хами, родная. Ты нас предала. Т о н ь к а. Ты бы хоть книжку какую-нибудь прочитал, Миша. Так придурком и помрешь. С а ш а (Мише). Все, она меня достала! Давай работать. Т о н ь к а. Работать? Вы хотите взять у человека последнее?!
Миша быстро достает заранее приготовленный шприц со снотворным (видимо, предназначенный Андрею), Саша хватает Тоньку за руки, Миша колет. Тонька сползает на пол.
М и ш а. Порядок. А что с этим, скульптором? С а ш а. Все то же, Миша, все то же. М и ш а. Ага.
Миша достает ампулу, заправляет шприц, выходит на лестницу. Через минуту возвращается.
С а ш а. Что так долго? М и ш а. А что ты нервничаешь? Все нормально. С а ш а (роясь в коробках). Надо здесь оперативно… М и ш а. Тоньку жалко. С а ш а. Жалко?! Она спалит нас. М и ш а. Да нет, ты что! Она тебя любит. С а ш а. Как же! До первого скульптора. Кстати, надо его в дом затащить. На лестнице его могут увидеть.
Парни втаскивают Андрея в мастерскую.
М и ш а. Не могу поверить. Не верю! С а ш а. Станиславский ты мой… Чему? М и ш а. Не чему, а во что. В то, что Тонька к ментам побежит. Она сама по брови в дерьме. С а ш а. Давай потом это обсудим. Собирай урожай и смотри за клиентами. Чтобы не очухались раньше времени.
Миша и Саша снимают скульптуры с полок, быстро выносят коробки.
С а ш а. А, может, убьем ее? М и ш а. Ты что, совсем тронулся?! С а ш а. А я, может, не из-за ментов. Из ревности. Наверняка уже переспала с этим ваятелем. М и ш а (иронично). Ага, тогда и его кокнем. Чего уж мелочиться. С а ш а. Его нельзя, он чужой. М и ш а. Ну, да… А Тонька своя, ее можно. Вон, и памятник готовый стоит… (показывает на надгробье). С а ш а. Все, погнали отсюда. А то сейчас кто-нибудь гляделки откроет, мало не покажется. М и ш а. Ок! Я готов.
Миша и Саша уходят, затемнение.
|
|||
|