|
|||
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬНа сегодняшний день учитель должен обладать основами экономических знаний, умением воспитательной и организационной работы, высокой культурой, хорошо владеть иностранным языком, а также быть довольно смелым, инициативным и ответственным, иметь потребность в постоянном обогащении и обновлении знаний, быть способным к инновациям, а также владеть компьютерной техникой. Применение информационно-коммуникативных технологий в школе приводит сегодня к положительным изменениям содержания подготовки будущего учителя. Использование новых информационных технологий можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны, умение использовать компьютерные средства входит в состав профессиональных умений учителя, именно поэтому одним из признаков готовности к внедрению педагогических технологий и осуществление инновационной деятельности является высокий уровень владения новыми информационными технологиями. Однако, с другой стороны, использование современных информационно-коммуникативных технологий развивает у детей гибкость мышления, готовит к постоянному получению новых умений, знаний и навыков. Осуществление данного процесса происходит за счёт разнообразия программных средств, использования справочных и информационно-поисковых систем, значительных возможностей компьютерной техники. Педагогическое творчество – это довольно оригинальный и высокоэффективный подход учителя к решению учебно-воспитательных задач, обогащение практики и теории обучения и воспитания. Достижение творческого результата обеспечивается систематическими, целенаправленными наблюдениями, критическим использованием передового педагогического опыта и применением педагогического эксперемента. Педагогическое творчество касается различных сторон деятельности учителя: а) проведения учебных занятий; б) работы над организацией коллектива учащихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; в) проектирование личности ученика; г) выработка степени и тактики педагогической деятельности с целью оптимального выполнения задач всестороннего развития личности. В контексте личностно ориентированной модели применения ИКТ в процессе обучения требует предметно-ориентированных средств. Стоит принять во внимание тот факт, что ИКТ – это не только и не сколько объект для изучения в школе, ИКТ – это инструмент для создания учебной среды в классе. Однако, к слову сказать, ИКТ – это ещё и шанс создать для школьника богатую учебную среду. Как и любое средство ИКТ имеет, как положительные, так и отрицательные стороны, именно поэтому важно такое построение учебного процесса, которое позволит максимально использовать положительные стороны, а именно: а) обеспечить высокий уровень интерактивности между всеми участниками учебного процесса и материалом; б) обеспечить системность в организации учебного процесса; в) постоянно совершенствовать различные учебные стили и взаимодействия. Также можно привести следующие основные положительные моменты применения компьютерной техники при индивидуализированном подходе к учебному процессу: а) применение компьютеров в обучении – это постоянный объективный контроль; б) формируются навыки практической работы абсолютно с любым техническим оборудованием с помощью компьютерных тренажёров; в) углубление теоретических знаний, которые впоследствии можно будет применить в практической работе; г) реализация в обучении коммуникативных, справочно-информационных, мультимедийных и конструктивных функций; д) упрощение управления учебным процессом с помощью применения современных компьютерных технологий и технических средств; е) развитие личности ученика и его адаптация в мировом информационном пространстве; ё) индивидуализация обучения; ж) развитие критического мышления. Использование современных средств ИКТ в школьном образовании во всех формах обучения может привести и к негативным последствиям, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера, а также негативное влияние средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье, в особенности младших школьников. Происходит увеличение информационного потока и ускорение темпов учебных действий, что влечёт в свою очередь к эмоциональным перегрузкам. Отсюда следует, у многих школьников, особенно младших классов наблюдаются частые эмоциональные возбуждения. С целью сэкономить силы, обычно учащиеся нередко заимствуют материалы из интернета, ведь там зачастую размещаются готовые проекты, сочинения, решение задач. Это стало сегодня уже привычным, обыденным делом, которое не способствует повышению эффективности воспитания и обучения. Из-за огромного объёма информации, которое предоставляет школьникам интернет у последних происходит отвлечение внимания. Самым распространённым способом применения информационно-коммуникативных технологий на уроках сегодня является применение презентаций. Однако даже при их использовании у школьников возникают проблемы чисто технического характера: а) мелкий шрифт; б) цвет текста; в) размер иллюстраций и т. д. Обычно при проведении уроков с использованием презентаций ученики торопятся списать всю информацию, которая указана на слайде. Стоит отметить, что объяснения учителя в данном случае проходят мимо ушей учеников. Эффективность и уровень использования ИКТ: а) интерактивность; б) моделинг (имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений, качеств, вида, сущности объекта); в) мультимедиа т. е. комплексное аудиовизуальное представление информации; г) коммуникативность; д) производительность, т. е. повышение производительности учебного труда. Выполнение условий эффективного обучения на уроке с применением средств ИКТ включает в себя: а) стимулирование самостоятельной работы обучающихся с электронными справочниками и учебниками; б) разнообразие методов и форм учебного процесса; в) управляемость учебного процесса; г) повышение плотности урока; д) повышение привлекательности рассматриваемого материала; е) интеграция и систематизация знаний; ё) выбор наиболее рациональных средств, методов и приёмов обучения; ж) сочетание групповой и индивидуальной работы; з) организация оценки работы учащихся после её завершения путём тестирования. Нельзя не согласиться с тем фактом, что средства информационно-коммуникативных технологий на сегодняшний день помогают учителю заинтересовать детей, а ученикам в свою очередь лучше усвоить изучаемый материал. Однако, одновременно с этим частое их использование приводит к тому, что дети привыкают решать те или иные задачи только, исключительно в подобных вариантах, а урок, который не сопровождается иллюстрациями у них уже не вызывает активности. Сегодня, практически во всех школах, на каждом уроке учитель в своём арсенале имеет интерактивную доску, которую использует на уроке для более наглядного демонстрирования изучаемого материала. Данный метод приобщает детей к зрелищности, а также умению анализировать и мыслить, ведь педагог с его помощью знакомит учащихся с историей, окружающим миром и т. д. Интерактивная доска является, достаточно часто используемым инструментом для яркого визуального представления данных, абсолютно по всем предметам. Но это ни в коем случае не должно отменять того обстоятельства, что обучающихся нужно изначально приучать к работе с книгой, учебниками и пр., чтобы они в свою очередь учились находить в них информацию, уметь цитировать различные печатные издания. Надо отметить, что на уроках в современной школе без использования информационно-коммуникативных технологий уже не обойтись, но также нельзя забывать о соблюдении специальных санитарных норм и правил, которые регулируют возможности применения ИКТ в учебном процессе с учётом возрастных особенностей учащихся. Таким образом, среди способов использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе можно выделить следующие основные способы: а) создание и демонстрация презентаций, в т. ч. самими детьми, наглядное сопровождение урока, использование в процессе поиска информации, проведения исследовательской работы; б) создание и защита ученических проектов; в) электронное тестирование и дистанционная форма работы; г) создание мультимедийных продуктов, например таких, как видео, программы, виртуальные модели и т. д. Полезность и эффективность применения ИКТ в современных школах можно увидеть на примере исследования Ефимовой Н. Г. Она обследовала тридцать педагогов одиннадцати общеобразовательных школ Санкт-Петербурга: 7 учителей русского языка, 7 учителей математики, а также 10 педагогов начальной школы и 6 преподавателей естественных наук, т. е. преподаватели физики, географии, химии и биологии. Учителям разных школ и разных предметов было предложено пройти специальное анкетирование, где участие было добровольным. В ходе данного исследования использовались следующие методы: а) анкетирование учащихся и педагогов; б) изучение данных мониторингов качества знаний; в) наблюдение за деятельность педагогов и учеников на уроке. В анкете содержалось 10 вопросов, которые касались частоты использования ИКТ преподавателем на уроке, а также их полезности и эффективности. Вопросы для учителей были следующими: 1) Применяете ли вы ИКТ на уроках, как часто?; 2) На каких этапах урока вы используете ИКТ?; 3) С какой целью вы используете ИКТ в образовательном процессе?; 4) Какие результаты позволяет достичь применение ИКТ в образовании?; 5) Имеются ли проблемы с использованием ИКТ на уроках? В итоге результаты были следующими: на первый вопрос положительный ответ («да») дали 14 человек, отрицательный ответ («нет») дали всего лишь 3 человека, а среди тех кто использует ИКТ в своей деятельности «редко» было 13 человек. На второй вопрос преподаватели ответили следующим образом: на этапе актуализации материала ИКТ используют 15% учителей, на этапе объяснения нового материала ИКТ используют 67% учителей, и на этапе закрепления материала ИКТ используют всего лишь 17% учителей. На третий вопрос были даны следующие ответы: для усиления наглядности ИКТ использовали − 58% учителей, для активизации деятельности детей ИКТ использовали – 23 %, для интеграции с современными требованиями образования – 19%. На четвёртый вопрос, т. е. касательно результатов, которые позволяет достичь ИКТ были даны следующие ответы: повышение уровня знаний – 30%, повышение познавательной активности – 42%, адаптация к социальным требованиям – 28%. И наконец последний вопрос среди учителей имел следующие результаты: положительный ответ («да») дали 38% учителей, отрицательный ответ («нет») дали 12% учителей и среди тех, кто «редко» использует проблемы с использованием ИКТ на уроках было 50% учителей. Т. е., опираясь на данное исследование можно сделать вывод о том, что на различных этапах урока учителя худо-бедно используют ИКТ, даже если имеют с ним проблемы, что подтверждает то обстоятельство, что современный учитель не может полностью игнорировать ИКТ в свой профессиональной деятельности. Так же в рамках данного исследования задавались вопросы и учащимся, которые выглядели следующим образом: 1) Используются ли ИКТ на уроках?; 2) Какие методы организации урока вам больше нравятся? 3) Помогает ли вам использование ИКТ в учёбе, как именно? 4) Отметьте основные преимущества, недостатки применения ИКТ на уроках; 5) Используете ли вы ИКТ в самообразовании? Как именно? В итоге результаты данного анкетирования выглядели следующим образом: на первый вопрос положительно («да») ответили 37% учащихся, отрицательный ответ («нет») дали 2% учеников и ответ «редко» дали 61% учеников. Касательно второго вопроса результаты были следующими: симпатию к традиционным методам, т. е. к таким методам, как опрос, конспект, задания учебник высказались всего лишь 5% учеников, в пользу таких методов, как беседы, викторины, интерактив высказались 17 % учеников, а в пользу метода с использованием наглядности в т. ч. ИКТ высказались 78% учеников. На третий вопрос ученики дали следующие ответы: а) да, позволяет найти нужную информацию – 69%; б) да, делает процесс обучения более интересным – 23%; в) затруднились сказать – 8% учеников. Касательно четвёртого вопроса были следующие результаты: в качестве преимуществ ИКТ ученики согласно анкете высказывались за интерактивность, динамичность и возможность для творчества. В пользу интерактивности высказались – 46% учеников, в пользу динамичности – 21% учеников, в пользу возможности для творчества – 33% учеников. Касательно пятого вопроса, а точнее использования ИКТ школьниками в самообразовании были получены следующие результаты: а) для подготовки сообщений ИКТ использует – 58% школьников; б) для поиска нужной информации – 32%; в) для помощи в понимании материала и подготовке домашнего задания – 10%. Таким образом, данное исследование, которое провела Ефимова Н. Г. в 2019 г. показало, что уроки с использованием ИКТ предпочитают 78% учеников. При этом, стоит отметить, что школьники, которые не выбрали уроки с ИКТ в качестве наиболее предпочитаемых, показывали низкий уровень успеваемости по предметам и мотивации к обучению. Отдельно стоит отметить, что для учителей информатики в качестве подготовки существует специальная дисциплина «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании». Данная дисциплина в учебном плане подготовки учителя информатики является интегрирующим курсом в применении коммуникационных и информационных технологий в образовании. Целью данного курса является формирование у будущего учителя информатики чёткой системы компетенций в области использования средств коммуникационных и информационных технологий в педагогической деятельности. Обоснованность и важность включения такого курса в планы подготовки учителей информатики определена, прежде всего, стратегией развития современного общества на основе достижения высокоэффективных технологий и науки, что объективно требует внесения значительных корректив в педагогическую практику и теорию, а также активизацию поиска новых технологий обучения и моделей образования, которые направлены на повышение уровня квалификации и профессионализма будущих педагогов. Среди задач подобного курса можно выделить следующие: 1) просмотр перспективных направлений разработок и использование средств ИКТ в образовании; б) рассмотрение необходимого состава, структуры, требований, условий безопасного и эффективного использования средств ИКТ в образовательных целях; в) просмотр основных принципов автоматизации информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса; г) изучение методики использования распределённых образовательных ресурсов, компьютерных средств обучения и коммуникационных средств взаимодействия; д) изучение принципов и подходов создания компьютерных средств обучения; е) анализ основных возможностей компьютерных средств обучения и коммуникационных средств взаимодействия субъектов образовательного процесса; ё) изучение функциональных, дидактических и педагогико-эргономических требований к созданию средств обучения на базе ИКТ; ж) изучение особенностей современных образовательных технологий в условиях информатизации общества и образования; з) анализ проблемы традиционной модели образования на базе использования ИКТ; и) ознакомление с проблемами и требованиями в подготовке учителя информатики. Данный курс важен для современных учителей информатики, так как он должен, впринципе, как и любой другой учитель в нынешнее время стараться наряду с преподаванием школьного курса осуществлять работу по координации внедрения и эффективного использования информационно-коммуникативных технологий во всех сферах образовательного процесса.
|
|||
|