Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИКТ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.. ВВЕДЕНИЕ



ИКТ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема использования технических средств обучения уже на протяжении долгого времени поднимается и решается в сфере образования. Довольно известным фактом является то, что школьники имеют в настоящее время наглядно-образное мышление, поэтому знания, которые учитель доносит до учеников, можно представить в виде наглядных изображений, графиков, видеороликов, иллюстраций, таблиц и т. д.

 Надо отметить, что анализ педагогического опыта учителей показал, что использование на уроке ИКТ даёт возможность разнообразить формы работы за счёт одновременного использования статистического, иллюстративного, методического, аудио- и видеоматериала. Данная работа может осуществляться на разных этапах урока: а) этап контроля знаний; б) закрепление изученного материала и его повторение; в) объяснение нового материала.

Одной из важнейших задач, которые стоят перед современным педагогом, является воспитание творческой личности, способной ориентировать в мире, обществе, личности активной, любознательной, проявляющей высокий интерес к знаниям, и которая в тоже время стремится к самостоятельности. Решение данной задачи педагог осуществляет, как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету. Стоит отметить, что грамотная организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы значительно повышает эффективность образовательной деятельности. Федеральный Государственный стандарт Основного Общего образования ориентирует учителей на использование современных приёмов, средств и методов обучения, а также передовых образовательных технологий. Одним из современных инновационных направлений в школьном обучении выступает использование информационно-коммуникативных технологий, как средства повышения качества знаний учащихся.

Под информационными технологиями понимается совокупность программно-технологических и производственных средств, методов, которые в свою очередь объединены в технологическую цепочку, обеспечивающую хранение, сбор, обработку, вывод и распространение информации. Они предназначены, прежде всего для снижения трудоёмкости процессов использования информационных ресурсов.

Использование в образовательном процессе средств ИКТ направлено, прежде всего, на интенсификацию процесса обучения, совершенствование форм и методов учебного процесса и реализацию идей развивающего обучения. Информационные технологии обеспечивают переход от механического усвоения знаний к овладению умениями самостоятельно приобретать новые знания, которые также направлены на процесс, творческого, интеллектуального, нравственного и эстетического развития школьников, достижения ими предметных, интеллектуальных и метапредметных результатов, формирование коммуникативной, личностной, социальной, информационной и других компетентностей.

Немаловажным является тот факт, что с привлечением ИКТ в сферу образования стало возможно решать разного рода психолого-педагогические задачи, которые связаны с повышением качества учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях.

Как правило, уроки и внеклассные занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают интеллектуальный и творческий потенциал учащихся. Учителя, которые используют в своей работе ИКТ неизбежно приходят к выводу о том, что информационные технологии на сегодняшний день незаменимы для ищущих, любящих осваивать новое учителей, которые, кроме того, являются хорошим подспорьем для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог, соответствует требованиям современности.

В настоящее время касательно развития информатизации образования проявляются такие тенденции, как: 1) создание системы опережающего образования; 2) синтез методов и средств компьютерного и традиционного образования; 3) активное внедрение новых методов и средств обучения, которые ориентированы на использование информационных технологий; 4) создание единого информационного образовательного пространства; 5) складывание системы непрерывного образования, как своего рода универсальной формы деятельности, направленной на постоянное развитие личности в течение всей жизни.

На сегодняшний день изменяется также содержание самой деятельности преподавателя, который теперь перестаёт быть просто репродуктором знаний, а становится разработчиком новой технологии обучения, что, во-первых, повышает его творческую активность, а во-вторых, требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. Отсюда следует, появилось новое направление деятельности педагога, а именно разработка информационных технологий обучения и программно-методических учебных комплексов.

Новым видом обучения с использованием информационно-коммуникативных технологий стало программированное обучение, под которым понимается управляемое усвоение учебного материала с помощью обучающего устройства (программированный учебник, ЭВМ, кинотренажёр и пр. ). В свою очередь программированный учебный материал представляет собой своего рода серию сравнительно небольших порций учебной информации (файлов, кадров и др. ), которые подаются в определённой логической последовательности.

Но даже сегодня наблюдается проблема внедрения в образовательный процесс ИКТ, которые в свою очередь в большинстве своём вредят образовательному процессу в школах, а также сдерживают его модернизацию. Среди таких проблем можно выделить следующие: 1) частичная или полная неготовность учителей к информатизации образования, как по уровню владения персональным компьютером, так и психологическая; 2) многие учителя попросту не имеют представления о возможных способах использования обучающих программ и других мультимедийных приложений; 3) отсутствие каких-либо методических материалов по использованию ИКТ в учебном процессе; 4) слабая обеспеченность школ, особенно в отдалённых от городов сёл современным мультимедийным оборудованием; 5) отсутствие рекомендаций для учебных заведений, в т. ч. и школ по выбору того или иного оборудования, частенько школам дают не то, что им нужно, а то что могут дать; 6) отсутствие специалистов, которые бы в равной степени владели бы методикой преподавания, мультимедийными и компьютерными технологиями; 7) непонимание руководством школ целей и задач, стоящих перед современной школой в качестве её информатизации и компьютеризации; 8) почти полное отсутствие связи между научными организациями, которые занимаются информатизацией образования и самими образовательными учреждениями.

Наиболее типичными ошибками педагогов в использовании ИКТ в школах являются: 1) слабая подготовленность учителя в части в части использования мультимедийных и информационно-коммуникативных технологий на конкретном уроке; 2) заведомо неправильное определение дидактического места и роли ИКТ на уроке; 3) полное или частичное несоответствие выразительных возможностей мультимедиа и их дидактической значимости; 4) случайность и бесплановость применения ИКТ на уроках; 5) перенасыщенность урока различными демонстрациями, и превращение его в зрительно-звуковую и литературно-музыкальную композицию.

Наиболее частыми элементами ИКТ, которые используются в учебном процессе являются: а) дистанционное обучение; б) научно-исследовательские проекты и работы; в) материалы для дистанционного обучения; г) интерактивные конкурсы и конференции; д) интерактивные атласы и карты; е) аудиотехника и видео; ё) CDи DVD диски с иллюстрациями и картинками; ж) образовательные ресурсы интернета; з) программы тестирования и тренажёры; и) справочники и электронные энциклопедии; й) интерактивные доски; к) электронные пособия и учебники, которые демонстрируются с помощью мультимедийного проектора и компьютера.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.