Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Пракашика-вритти 5 страница



       Из этого высказывания Шри Бхагавана следует, что, достигнув уровня гьяны, человек должен обратить свой разум ещё и к гьяна-санньясе (отречению от гьяны). Таким образом, существует бесчисленное множество видов разума. Чтобы пройти путь кармы и гьяны и достичь уровня бхакти, человеку приходится менять один разум на другой, разновидностям (или ответвлениям) которого нет числа.

 

Пракашика-вритти

 

       Из трёх видов буддхи-йоги, к которым относятся карма, гьяна и бхакти, высшим буддхи (разумом) считается тот, что связан с чистой бхакти-йогой. Единственной целью такой мукхья-бхакти-йоги является Враджендра-нандана Шри Кришна, и разум, всецело сосредоточенный на Нём, называется экантикой или ананьей. Садхаки, практикующие экантика-бхакти, свободны от стремления к мирским удовольствиям и к мокше, а также от склонности к лицемерию, поэтому их разум очень твёрд. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, комментируя стих 11. 20. 28 из " Шримад-Бхагаватам", написал: " Они твёрдо убеждены: " Даже если на пути моей бхаджаны возникнет миллион препятствий, если я расстанусь с жизнью, отправлюсь в ад из-за оскорблений или поддамся влиянию камы (вожделения), — что бы ни случилось, — я никогда не оставлю бхакти. И даже если сам Брахма велит мне заниматься гьяной или кармой, я не стану этого делать. Я не в силах оставить бхакти ни при каких обстоятельствах". Только такая решимость может называться нишчаятмика-буддхи".

       Если человеку недостаёт подобной ништхи, очень твёрдой веры в Бхагавана, его разум будет оставаться привязанным к карма-йоге или гьяна-йоге. Он будет разветвлён из-за множества преследуемых целей — различных удовольствий, связанных с выгодой (лобхой), почётом (пуджей) и славой (пратиштхой), которые человек стремится обрести либо в этой жизни, либо в следующей. Разум таких людей переполнен бесчисленными желаниями.

       Согласно мнению ачарий-вайшнавов, Бхагаван является единой, обладающей сознанием Высшей Абсолютной Истиной. Его называют ниргуной, ибо Он недоступен влиянию материальных гун — благости, страсти и невежества. Он обладает такими божественными качествами, как айшварья (великолепие и могущество), мадхурья (сладостная привлекательность), доя (сострадание) и бхакта-ватсалья (любовь к Своим бхактам). Несмотря на это невежды, лишённые таттва-гьяны, чей разум покрыт пеленой заблуждений и кто считает Абсолютную Истину нирвикарой (неизменяющейся), нирвишешей (лишённой разнообразия) и ниранджаной (лишённой двойственности), воспринимают Его свойство ниргуна только в обыденном смысле.

       Они считают, что лила-аватары Бхагавана – это Брахман, покрытый майей, и что Его сварупа и качества (сострадание и другие) обладают такой же материальной природой, как у обычных обитателей этого мира. Такие люди заявляют, что, поклоняясь сагуна-брахме (Брахману, исполненному материальных качеств), они постепенно очищают себе сердце, чтобы потом слиться воедино с ниргуна-брахмой (Брахманом, который свободен от материальных качеств). Подобные заявления стоят не больше, чем бессмысленные попытки достать луну с небес. В " Бхагавад-гите" и других шастрах, где описаны божественные качества и облик Шри Бхагавана, эти глупые идеи решительно отвергаются. Ниргуна-брахма (Кришна) обладает всеми трансцендентными качествами, и безраздельная преданность Ему называется ниргуна-бхакти. Шрила Шридхара Свами, комментируя стих 3. 29. 11 из " Шримад-Бхагаватам", объясняет, что ниргуна-бхакти бывает только одного вида — экантика (сосредоточенное на одном). Что же касается сакама-бхакти, то, как утверждает в " Бхагаватам" Шрила Шукадева Госвами, этот вид бхакти относится к категории невежества и, поскольку он связан со множеством материальных желаний, он тоже безмерно разветвлён.

 

 

Текст 42

 

YaaiMaMaa& PauiZPaTaa& vac& Pa[vdNTYaivPaiê Ta" )

vedvadrTaa" PaaQaR NaaNYadSTaqiTa vaidNa" )) 42 ))

 

йfм имfv пушпитfv вfчаv / правадантй авипаiчитаx

веда-вfда-ратfx пfртха / нfнйад астbти вfдинаx

пfртха – о Партха; авипаiчитаx – недалёкие люди; веда-вfда-ратfx – привязанные к утверждениям Вед; праваданти – провозглашают; йfм имfм – все эти; пушпитfм – цветистые (витиеватые); вfчам – слова; вfдинаx – они говорят; ити – таким образом; асти – (не) существует; на-анйат – ничего другого.

 

О Партха, недалёкие люди отвергают истинный смысл Вед из-за привязанности к [содержащимся в них] витиеватым восхвалениям райских удовольствий, которые на самом деле подобны яду. Такие люди говорят, что нет истины превыше райского счастья.

 

Бхаванувада

 

       Сбитые с толку сакама-карми (люди с материальными желаниями) в высшей степени неразумны. Чтобы объяснить это, Шри Бхагаван произносит данную шлоку, начинающуюся словами йfм имfv. Выражение пушпитfv вfчаv означает, что упомянутые в стихе утверждения Вед подобны цветам лианы, которые поначалу доставляют удовольствие, а потом оказывают отравляющее действие. Слово праваданти относится к тем, кто целиком принимает подобные утверждения за конечную истину. У людей, привлечённых этими утверждениями Вед, не может быть стойкого разума. Данная шлока естественным образом перекликается с сорок четвёртым стихом этой же главы " Гиты", бхогаиiварйа-прасактfнfv. Поскольку у таких людей нет твёрдого разума, то наставление, которое даёт Шри Бхагаван, обращено не к ним. Более того, Он называет их глупцами, авипашчита. Такой оценки эти люди заслуживают тем, что принимают за конечную цель некоторые привлекательные утверждения Вед, где, например, говорится: " Соблюдая чатурмасья-врату, человек обретает вечное благо", или: " Отведав сома-расу, ты станешь бессмертным". Такие люди, неверно истолковывая эти утверждения, заявляют, будто иной, более высокой истины, например, ишвара-таттвы, быть не может.

 

Пракашика-вритти

 

       Высшей целью, провозглашённой в Ведах, является Сваям Бхагаван Шри Кришна и посвящённое Ему према-бхакти. Если человек не понимает этой высшей цели, его трансцендентная вера и разум будут по ошибке направлены на внешние, бросающиеся в глаза утверждения Вед, которые поначалу кажутся очень заманчивыми и привлекательными, а позже приводят к ужасным последствиям. Шри Кришна пояснит это в сорок пятом стихе данной главы " Гиты", траигуtйа-вишайf ведf. В " Шримад-Бхагаватам" (4. 29. 47) тоже говорится о том, что нужно быть осторожным с некоторыми утверждениями Вед:

 

тасмfт кармасу бархишманн / аджufнfд артха-кfiишу

мfртха-дhшnиv кhтхfx iротра- / спарiишв аспhшnа-вастушу

" О Прачинабархишат, описанные в Ведах ритуалы невеждам кажутся конечной целью. Хотя описания эти ласкают слух, они никак не связаны с Абсолютной Истиной. Поэтому не придавай им большого значения".

 

 

Текст 43

 

k-aMaaTMaaNa" SvGaRPara JaNMak-MaRf-l/Pa[daMa( )

i§-YaaivXaezbhul/a& > aaeGaEì YaRGaiTa& Pa[iTa )) 43 ))

 

кfмfтмfнаx сварга-парf / джанма-карма-пхала-прадfм

крийf-виiеша-бахулfv / бхогаиiварйа-гатиv прати

кfма-fтмfнаx – гонимые жаждой наслаждений; (они совершают) бахулfм – множество; крийf-виiеша – пышных ведических обрядов; сварга-парfx – чтобы вознестись в рай; прати – по направлению; гатим – к цели; бхога – чувственных наслаждений; аиiварйа – и богатства; прадfм – это приводит (их); джанма-карма-пхала – к благородному рождению и обретению плодов кармы.

 

Те, чьи сердца осквернены вожделением, совершают много пышных обрядов ради вознесения на Сварга-локу и думают, что это высшее, к чему призывают Веды. Хотя такие обряды ведут человека к богатству и наслаждениям, они [ещё больше] погружают его в круговорот рождений и смертей.

 

Бхаванувада

 

       Какие наставления интересуют этих людей? Ответ таков: взвесив все преимущества и недостатки ведических ритуалов, они берутся за ту деятельность, которая принесёт им как можно больше бхоги (наслаждений) и айшварьи (богатства), и не думают о том, что это грозит им новой чередой рождений и смертей.

 

 

Текст 44

 

> aaeGaEì YaRPa[Sa¢ -aNaa& TaYaaPaô TaceTaSaaMa( )

VYavSaaYaaiTMak-a buiÖ " SaMaaDaaE Na ivDaqYaTae )) 44 ))

 

бхогаиiварйа-прасактfнfv / тайfпахhта-четасfм

вйавасfйfтмикf буддхиx / самfдхау на видхbйате

прасактfнfv – у тех, кто привязан; бхога – к наслаждениям; аиiварйа – и богатству; апахhта-четасfм – чьи умы очарованы; тайf – этими (словами Вед); на видхbйате – не появляется; вйавасfйа-fтмикf – стойкий; буддхиx – разум; самfдхау – для глубокой медитации на Всевышнего.

 

Люди, привязанные к наслаждениям и богатству и умом устремлённые к райскому счастью, не могут иметь стойкого разума, чтобы сосредоточенно размышлять о Всевышнем.

 

Бхаванувада

 

       Тех, кто привлёкся витиеватыми словами Вед, начинают интересовать только наслаждения и богатство. Такие люди не способны достичь самадхи, полной сосредоточенности ума, и у них не может быть стойкого разума, который устремлён лишь к Парамешваре.

 

 

Текст 45

 

}aEGau< YaivzYaa veda iNañ EGau< Yaae > avaJauRNa )

iNaÜ RNÜ ae iNaTYaSatvSQaae iNaYaaeRGa+aeMa AaTMavaNa( )) 45 ))

 

траигуtйа-вишайf ведf / нистраигуtйо бхавfрджуна

нирдвандво нитйа-саттва-стхо / нирйога-кшема fтмавfн

арджуна – о Арджуна; ведfx – упомянутые в Ведах; вишайfx – темы; траи-гуtйа – связанные с гунами материальной природы; бхава – будь; нистраигуtйаx – выше трёх гун; нирдвандваx – будь свободен от двойственности; (и) нитйа-саттва-стхаx – утвердись в чистой благости, или духовном бытии; (будь) нирйога-кшемаx – свободен от склонности к приобретениям; fтма-вfн – и погрузись в атму (в осознание атмы).

 

О Арджуна, поднимись над гунами, о которых говорится в Ведах, и утвердись в ниргуна-таттве. Используя дарованный Мною разум, избавься от влияния двойственности, такой, как слава и бесчестье, забудь о приобретениях и потерях и возвысься до уровня чистой благости (шуддха-саттвы).

 

Бхаванувада

 

       " Избавившись от привязанности к методам чатур-варги (дхармы, артхи, камы и мокши), найди пристанище в одной лишь бхакти-йоге". Эту шлоку, начинающуюся словом траигуtйа, Шри Бхагаван произносит потому, что в Ведах большей частью говорится о карме, гьяне и прочих методах, которые находятся в пределах влияния гун природы. Поскольку Веды изобилуют описаниями кармы и гьяны, их в соответствии с логикой бхeмнf вйапfдеif бхаванти (когда название определяется преобладающей темой) именуют трайгуньей, связанными с тремя гунами природы. Однако только бхакти может привести человека к Шри Бхагавану. Таково заключение " Матхара-шрути". В " Шветашватара Упанишад" говорится: йасйа деве парf бхактир йатхf деве татхf гурау — " Подлинный смысл Вед открывается лишь тому, кто обладает трансцендентным бхакти и к Шри Бхагавану, и к своему Гурудеву".

       Во всех смрити — а к ним относятся и " Панчаратра", и Упанишады, в том числе " Гитопанишад" и " Гопала-тапани Упанишад" единственной темой обсуждения является ниргуна-бхакти. Если бы бхакти-йога не была описана в Ведах, она не считалась бы подлинным методом. Однако Кришна призывает Арджуну возвыситься над теми наставлениями Вед, которые касаются кармы и гьяны и которые не выводят за пределы влияния гун природы, и советует ему встать на описанный в Ведах путь обретения бхакти. В " Брахма-ямала Пуране" сказано: " Когда некий притворщик пытается выдать себя за возвышенного хари-бхакту и пренебрегает процессом панчаратры, рекомендованным в шрути, смрити, Пуранах и других писаниях, это приводит к одним лишь беспокойствам". Подобное поведение непростительно.

       Обсуждаемые в Ведах темы могут касаться и того, что находится в пределах влияния гун природы (сагуна), и того, что выходит за эти пределы (гунатита). Поэтому Веды называются и трайгунья (имеющими дело с тремя гунами), и нистрайгунья (свободными от гун). Шри Кришна говорит: " Из этих двух непременно выбери нистрайгунью. Избавься от влияния трёх гун силой посвящённого Мне ниргуна-бхакти. Только тогда ты сможешь возвыситься над проявлениями двойственности, такими, как почёт и бесчестье. Поэтому всегда общайся лишь с Моими бхактами, которые неизменно пребывают на уровне шуддха-саттвы".

       Здесь объяснение того, как утвердиться в вишуддха (нитья) гуне благости вступает в противоречие с объяснением того, как избавиться от влияния гун. Обретение чего-то недостающего называют йогой, а сохранение уже имеющегося – кшемой. Произнося слова нирйога-кшема, Шри Бхагаван призывает Арджуну не беспокоиться ни о йоге, ни о кшеме: " Когда тебя всецело увлечёт вкус Моей бхакти-расы, йога и кшема перестанут быть поводом для беспокойств". Так Шри Бхагаван говорит в " Гите" (9. 22): " Я Сам даю йогу и кшему", – и этим проявляет любовь к Своим бхактам. По сути дела, Он хочет сказать: " Так как Я беру на Себя все заботы об их поддержании, им нет нужды самим беспокоиться об этом". Слово атмаван указывает на человека, которого Шри Бхагаван одарил особым разумом.

       Теперь рассмотрим слова нистрайгунья и трайгунья. В " Шримад-Бхагаватам" (11. 25. 23-29) говорится:

 

мад-арпаtаv нишпхалаv вf / сfттвикаv ниджа-карма тат

рfджасаv пхала-саyкалпаv / хиvсf-прfйfди-тfмасам

(Бхаг., 11. 25. 23)

 

" Знай, нишкама-карма, посвящённая Шри Бхагавану, находится на уровне гуны благости. Действие, совершаемое ради его плодов, имеет свойства гуны страсти, а всё, что сопровождается насилием и злобой, носит признаки гуны невежества".

       В этой шлоке слова нишпхалам ва указывают на наймиттика-карму (случайную, нерегулярную деятельность), совершаемую без стремления к её плодам.

 

каивалйаv сfттвикаv джufнаv / раджо ваикалпикаv ча йат

прfкhтаv тfмасаv джufнаv / ман-нишnхаv ниргуtаv смhтам

 

" Гьяна, которая направлена на постижение своего " я" (каивалйам), лежащего за пределами телесных представлений о жизни, относится к уровню гуны благости. Гьяна, связанная с телом (рассматривающая такие понятия, как " я" и " моё", опираясь на которые человек считает себя исполнителем поступков и хочет наслаждаться их плодами), носит черты страсти. Гьяна, обращённая на мёртвую материю, мирскую жизнь и материальное тело, обладает свойством невежества, а гьяна, связанная со Мной, относится к уровню ниргуны" (Бхаг., 11. 25. 24).

 

ванаv ту сfттвико вfсо / грfмо рfджаса учйате

тfмасаv дйeта-саданаv / ман-никетаv ту ниргуtам

 

" Жить в лесу значит пребывать в гуне благости, жить в деревне – быть в гуне страсти, жить среди игорных домов (в городе) значит быть погружённым в гуну невежества, а жить там, где живу Я (в храме), значит пребывать в ниргуне" (Бхаг., 11. 25. 25).

 

сfттвикаx кfрако ’саyгb / рfгfндхо рfджасаx смhтаx

тfмасаx смhти-вибхрашnо / ниргуtо мад-апfiрайаx

 

" Тот, кто совершает действия, не привязываясь к их плодам, находится на уровне гуны благости; человек, ослеплённый такой привязанностью, подвержен влиянию гуны страсти; тот, кому в делах изменяет память, погружён в гуну невежества, а тот, кто в любом деле полагается на Меня, пребывает на уровне ниргуны" (Бхаг., 11. 25. 26).

 

сfттвикй fдхйfтмикb iраддхf / карма-iраддхf ту рfджасb

тfмасй адхарме йf iраддхf / мат-севfйfv ту ниргуtf

 

" Вера в своё " я" обладает качеством гуны благости, вера в карму (деятельность) носит черты гуны страсти, вера в разные проявления безбожия относится к гуне невежества, а вера в служение Мне суть ниргуна" (Бхаг., 11. 25. 27).

 

патхйаv пeтам анfйас там / fхfрйаv сfттвикаv смhтам

рfджасаv чендрийа-прешnхаv / тfмасаv чfртидfiучи

 

" Пища здоровая, чистая и легкодоступная относится к категории гуны благости. Острая и кислая пища, доставляющая удовольствие чувствам, принадлежит к уровню гуны страсти. Если еда нечиста и ведёт к страданиям (болезням), она обладает свойством гуны невежества, а пища, которая была предложена Мне, относится к уровню ниргуны" (Бхаг., 11. 25. 28).

       Как отмечает Шрила Шридхара Свами, то, что пища, предложенная Шри Бхагавану, относится к уровню ниргуны, выражено в этом стихе словом ча.

 

сfттвикаv сукхам fтмоттхаv / вишайоттхаv ту рfджасам

тfмасаv моха-даинйоттхаv / ниргуtаv мад-апfiрайам

 

" Счастье, которое исходит из души, обладает качеством гуны благости. Счастье, порождённое объектами чувств, относится к гуне страсти. Когда счастье рождается из иллюзии и скупости, оно обретает свойство гуны невежества, а то счастье, что связано со Мной, является ниргуной" (Бхаг., 11. 25. 29).

       Так, приведя в этих шлоках (Бхаг., 11. 25. 23-29) примеры различных проявлений трёх гун природы, Шри Бхагаван переходит к объяснению того, как возвыситься над гунами (нистрайгунья-бхава) и в совершенстве осознать природу вещей, неподвластных этим гунам (ниргуна-васту). Он говорит, что превозмочь силу гун, влияющих на дживу, можно только с помощью ниргуна-бхакти. Об этом говорится в следующих стихах:

 

дравйаv деiаx пхалаv кfло / джufнаv карма ча кfракаx

iраддхfвастхfкhтир нишnхf / траигуtйаx сарва эва хи

 

" Всё материальное имущество, жилище, плоды трудов, время, знание, усилия (действие), исполнитель (действующая сила), вера, обстоятельства, форма, решимость именуется трайгуньей" (Бхаг., 11. 25. 30).

 

сарве гуtа-майf бхfвfx / пурушfвйакта-дхишnхитfx

дhшnаv iрутаv анудхйfтаv / буддхйf вf пурушаршабха

 

" О лучший из людей, любые состояния бытия, о которых можно услышать, увидеть их или вообразить будь они связаны с пурушей (наслаждающимся) или пракрити (материальной природой), все сотканы из трёх гун природы" (Бхаг., 11. 25. 31).

 

этfx саvсhтайаx пуvсо / гуtа-карма-нибандханfx

йенеме нирджитfx саумйа / гуtf джbвена читта-джfx

бхакти-йогена ман-нишnхо / мад-бхfвfйа прападйате

 

" О благонравный, все материальные состояния живого существа (пуруши) порождены поступками, совершёнными им под влиянием трёх гун природы. Только те дживы, которые, занимаясь бхакти-йогой, преодолели воздействие этих гун, проявленных в уме, способны обрести твёрдую веру (ништху) и прийти ко Мне" (Бхаг., 11. 25. 32).

       Таким образом, выйти из-под влияния трёх гун можно только с помощью ниргуна-бхакти. Иного способа не существует. На вопрос, который задаётся в " Гите" (14. 26): катхаv чаитfvс трbн гуtfн ативартате — " Как преодолеть влияние трёх гун природы? " – даётся такой ответ:

 

мfv ча йо ’вйабхичfреtа / бхакти-йогена севате

са гуtfн саматbтйаитfн / брахма-бхeйfйа калпате

" Только те, кто служит Мне в духе экантика-бхакти-йоги, способны подняться над тремя гунами и осознать Брахман".

       Шрила Шридхара Свами, комментируя эту шлоку (Бг., 14. 26), пишет: " Слово ча здесь имеет особое значение. Те, кто полностью посвятил себя неуклонному преданному служению (экантика-бхакти) Мне, Парамешваре, может преодолеть влияние всех гун".

 

Пракашика-вритти

 

       Дхарму, артху, каму и мокшу называют чатур-варгой, четырьмя целями человеческой жизни. А бхакти является пятой целью (панчама-пурушартхой). Хотя в Ведах и других шастрах в качестве садханы живым существам предписаны пути кармы, гьяны и бхакти, только шуддха-бхакти может привести человека к Шри Бхагавану. Это со всей ясностью подтверждается в двух шлоках " Шримад-Бхагаватам":

 

бхактйfхам экайf грfхйаx / iраддхайfтмf прийаx сатfм

бхактиx пунfти ман-нишnхf / iва-пfкfн апи самбхавfт

 

" Мою сварупу, которая привлекает даже Параматму, бхакты постигают силой рождённого из твёрдой веры ананья-бхакти. Такая безраздельная преданность способна очистить даже чандалов" (Бхаг., 11. 14. 21).

 

на сfдхайати мfv його / на сfyкхйаv дхарма уддхава

на свfдхйfйас тапас тйfго / йатхf бхактир маморджитf

 

" О Уддхава! Занимаясь йогой, санкхьей, изучением Вед, тапасьей или даной (благотворительностью), человек не сможет покорить Меня. На это способен лишь тот, кто, стремясь прийти ко Мне одному, всё отдаёт практике бхакти" (Бхаг., 11. 14. 20).

       Шрила Бхактивинода Тхакур говорит: " В шастрах обсуждается два вида тем – уддишта и нирдишта. Тему, касающуюся высшей (конечной) цели всех шастр, именуют уддишта-вишайей. А наставления, помогающие достичь уддишта-вишайи, называются нирдишта-вишайя. Например, (даже) в тёмном небе очень трудно сразу отыскать звезду Арундхати. Если кто-то задался целью увидеть её, сначала ему надо будет найти ближайшую к ней яркую звезду. Так, Арундхати в этом примере является уддишта-вишайей, а соседняя яркая звезда, нирдишта-вишайя. Во всех ведических писаниях уддишта-вишайей провозглашается ниргуна-таттва. Но, поскольку сразу её невозможно постичь, в качестве нирдишта-вишайи Веды описывают сферы бытия, связанные с тремя гунами природы (сагуна-таттву). Вот почему на первый взгляд кажется, что майя, состоящая из трёх гун — благости, страсти и невежества, это единственный предмет обсуждения в Ведах. " О Арджуна, не привязывайся к нирдишта-вишайе. Поднимись до уровня ниргуна-таттвы, который считается уддиштой, и избавься от влияния гун. Одни разделы Вед описывают карму в гуне страсти или гуне невежества, другие говорят о гьяне в гуне благости, но в некоторых, особых разделах повествуется о ниргуна-бхакти. Тебе надлежит возвыситься над любыми проявлениями двойственности, такими, как почёт и бесчестье, и достичь уровня нитья-саттвы (чистого духовного бытия). Иначе говоря, общайся с Моими бхактами и тем самым отбрось всякое стремление к йоге (приобретениям)и кшеме (сохранению), на которые нацелены пути гьяны и кармы. Встань на путь буддхи-йоги и достигни уровня ниргуны’".

 

 

Текст 46

 

YaavaNaQaR odPaaNae SavRTa" SaMPl/uTaaedke- )

TaavaNSaveRzu vedezu b]aø < aSYa ivJaaNaTa" )) 46 ))

 

йfвfн артха удапfне / сарватаx самплутодаке

тfвfн сарвешу ведешу / брfхмаtасйа виджfнатаx

йfвfн – какой бы; артхаx – цели; (ни служили) уда-пfне – колодцы; сарватаx – во всех отношениях; самплута-удаке – служит большое озеро; тfвfн – подобным же образом; артхаx – цель; сарвешу – всех; ведешу – Вед; виджfнатаx брfхмаtасйа – известна мудрому брахману.

 

Всё, чему служат разные колодцы, можно легко исполнить с помощью большого озера. Точно так же любые блага, обретаемые на пути описанного в Ведах поклонения полубогам, легко приходят к тому, кто в совершенстве осознал брахму и с бхакти в сердце поклоняется Шри Бхагавану.

 

Бхаванувада

 

       Шри Кришна продолжает: " Что ещё Я могу сказать о величии бхакти-йоги, пребывающей на уровне ниргуны и нишкамы? Даже самые первые усилия на пути бхакти не проходят даром и не приносят вреда". В " Шримад-Бхагаватам" (11. 29. 20) Шри Кришна тоже говорит Уддхаве:

 

на хй аyгопакраме дхваvсо / мад-дхармасйоддхавftв апи

майf вйаваситаx самйаy / ниргуtатвfд анfiишаx

" О Уддхава, Я наделил эту дхарму трансцендентной природой. Если человек бескорыстно посвящает её Мне, то, какие бы ошибки он ни совершал на этом пути, его усилия никогда не пропадут даром".

       В сорок первом стихе этой главы выражение вйавасfйfтмикf буддхиx (стойкий разум) указывает и на сакама-бхакти-йогу. Чтобы подтвердить это, Шри Бхагаван приводит пример в шлоке, начинающейся словом йfвfн. Существительное удапfне стоит здесь во множественном числе. Оно указывает на множество колодцев. Разные колодцы служат для разных целей. Один колодец используют для смыва нечистот, другой – для чистки зубов; есть также колодцы для стирки, для мытья головы, для купания, для накопления питьевой воды и много других колодцев. Однако всё, чему служат эти разные колодцы, может одновременно исполнить большой водоём. И чем тратить силы, переходя от колодца к колодцу, гораздо проще сделать всё в одном месте. Более того, вода во многих колодцах бывает солёной, тогда как в большом озере она пресная. Следует поразмыслить над разницей между колодцем и озером. Точно так же всего, что люди обретают на пути описанного в Ведах поклонения полубогам, можно достичь, поклоняясь одному лишь Шри Бхагавану. Слово брfхмаtасйа указывает на тех, кто познал брахму, Веды. Знанием Вед обладают только брахманы, однако истинным брахманом считается тот, кто постиг бхакти как высшую цель Вед. В " Шримад-Бхагаватам" (2. 3. 2) говорится:

 

брахма-варчаса-кfмас ту / йаджета брахмаtаx патим

индрам индрийа-кfмас ту / праджf-кfмаx праджfпатbн

" Стремящиеся к сиянию брахмы должны поклоняться Брахме, владыке Вед. Жаждущие чувственных удовольствий должны поклоняться Индре. Кто хочет потомства, тот должен поклоняться Праджапати, а кто мечтает о богатстве, тому надлежит поклоняться Дурге". Но позже там сказано:

 

акfмаx сарва-кfмо вf / мокша-кfма удfра-дхbx

тbвреtа бхакти-йогена / йаджета пурушаv парам

" Полон ли человек желаний, свободен от них или стремится к мокше, он должен, обретя высший разум, посвятить себя могущественной бхакти-йоге и поклоняться парама-пуруше (Бхагавану)" (Бхаг., 2. 3. 10).

       Подобно тому как солнечные лучи особенно сильны в безоблачную погоду, бхакти-йога обладает особым могуществом, когда в ней нет примесей гьяны и кармы. Если человек, стремясь исполнить свои желания, поклоняется различным полубогам, его разум становится разветвлённым. Но Шри Бхагаван один может исполнить все желания. И если посвятить Ему хотя бы частицу своего разума, этот разум будет считаться сосредоточенным на одной цели, ибо объект его поклонения обладает ни с чем не сравнимым могуществом.

 

Пракашика-вритти

 

       Всё, чему служат разные колодцы, можно исполнить с помощью одного большого водоёма, например, озера. Подобным же образом любые желания, ради исполнения которых люди следуют определённым наставлениям Вед и поклоняются полубогам, можно осуществить просто поклоняясь Бхагавану. Если сердце человека переполняют всевозможные материальные желания, он, чтобы исполнить их, поклоняется разным полубогам. Разум такого человека разветвляется и потому получает название авьявасая-атмика-буддхи. А чтобы поклоняться только Шри Бхагавану (такое поклонение называют экантикой, обращённым к одной цели), нужно сделать свой разум стойким и сосредоточенным. Вот почему знатоки шастр определяют бхакти как высшую и единственную цель Вед. Вьявасая-атмика-буддхи возможен только на пути бхакти-йоги.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.