Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Комментарий



Многие символы Солженицына связаны с христианской символикой: образы-символы крес­тного пути, праведника, мученика. Прямо на это указывает первое название «Матренина двора». Да и само название «Матренин двор» носит обобщающий характер. Двор, дом Матрены - то пристанище, которое обретает, наконец в поисках «нутряной России» рассказчик после долгих лет лагерей и бездомья: «Милей этого места мне не приглянулось во всей деревне».

 

Символическое уподобление Дома России традиционно, ведь структура дома уподоблена структуре мира. В судьбе дома как бы повторена, предсказана судьба его хозяйки. Сорок лет прошли здесь. В этом доме она пережила две войны - германскую и Отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали во младенчестве, потерю мужа, который на войне пропал без вести. Ветшает дом - стареет хозяйка. Дом разбирают, как человека - «по ребрышкам», и «все показывало, что ломатели - не строители и не предполагают, чтобы Матрене еще долго пришлось здесь жить».

Словно противится разрушению дома сама природа - сначала долгая метель, непомерные сугробы, потом оттепель, сырые туманы, ручьи. И в том, что святая вода у Матрены необъясни­мо пропала, видится дурное предзнаменование. Погибает Матрена вместе с горницей, с частью своего дома. Погибает хозяйка - окончательно разрушается дом. Избу Матрены до весны забили, словно гроб, - похоронили.

Символический характер носит и страх Матрены перед железной дорогой, ведь именно поезд, символ враждебного крестьянской жизни мира, цивилизации, расплющит и горницу, и саму Матрену.

Завершающие слова рассказа возвращают к первоначальному названию - «Не стоит село без праведника» и наполняют рассказ о крестьянке Матрене глубоким обобщающим, философс­ким смыслом.

Создавая этот характер, Солженицын ставит его в самые обыденные обстоятельства сельской колхозной жизни 50-х гг. Праведность Матрены состоит в ее способности сохранить свое человеческое и в столь недоступных для этого условиях. Как писал Н. С. Лесков, праведность — это способность жить, «не солгав, не слукавив, не осудив ближнего и не осудив пристрастного врага»

 

Праведница Матрена — нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества. По Солженицыну, «смысл земного существования — не в благоденствии, а в развитии души». С этой идеей связано понимание писателя роли литературы, ее связи с хри­стианской традицией. Солженицын продолжает одну из главных традиций русской литературы, согласно которой писатель видит свое назначение в проповедовании истины, духовности, убежден в необходимости ставить «вечные» вопросы и искать на них ответ. Об этом он говорил в своей Нобе­левской лекции: «В русской литературе издавна вроднились нам представ­ления, что писатель может многое в своем народе — и должен... Однажды взявшись за слово, уже потом никогда не уклониться: писатель — не посто­ронний судья своим соотечественникам и современникам, он — совиновник во всем зле, совершенном у него на родине или его народом».

 

И остродраматический финал рассказа (Матрена погибает под поездом, помогая перево­зить Фаддею бревна ее же собственной избы) придает концовке совершенно особый, символи­ческий смысл: ее ведь больше нет, стало быть, не стоит село без нее? И город? И вся земля наша?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.