Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сюжет и композиция



Рассказ состоит их трех частей. В первой части речь идет о том, как судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием — Торфопродукт. Бывший

заключен­ный, а ныне школьный учитель, жаждущий обрести покой в каком- нибудь глухом и тихом уголке России, находит приют и тепло в до­ме пожилой и познавшей жизнь Матрены. «Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша: от дождей она еще не проте­кала и ветрами студеными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны. Кроме Матрены и меня, жили в избе еще — кошка, мыши и тараканы». Они сразу находят общий язык. Рядом с Матреной герой успокаивается душой.

Во второй части рассказа Матрена вспоминает о своей молодо­сти, о страшном испытании, выпавшем на ее долю. Ее жених Фаддей пропал без вести на Первой мировой войне. К ней посватался младший брат пропавшего мужа, Ефим, оставшийся после смерти один с младшими детьми на руках. Пожалела Матрена Ефима, вы­шла замуж за нелюбимого. А здесь после трех лет отсутствия неожи­данно вернулся и сам Фаддей, которого Матрена продолжала лю­бить. Тяжелая жизнь не ожесточила сердце Матрены. В заботах о хлебе насущном прошла она свой путь до конца. И даже смерть на­стигла женщину в трудовых заботах. Матрена погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал до­жидаться смерти Матрены и решил забрать наследство для молодых при ее жизни. Тем самым он невольно спровоцировал ее гибель.

В третьей части квартирант узнает о гибели хозяйки дома. Опи­сание похорон и поминок показали истинное отношение к Матрене близких ей людей. Когда родственники хоронят Матрену, они пла­чут скорее по обязанности, чем от души, и думают только об окон­чательном разделе Матрениного имущества. А Фаддей даже не при­ходит на поминки.

— Темой рассказа является описание жизни патриархального рос­сийского села, где отражается, как процветающий эгоизм и хищ­ность обезображивают Россию и «рушат связи и смысл». Писатель поднимает в небольшом рассказе серьезные проблемы русской де­ревни начала 50-х гг. (ее жизнь, обычаи и нравы, взаимоотношение власти и человека-труженика). Автор неоднократно подчеркивает, что государству нужны только рабочие руки, а не сам человек: «Была она одинока кругом, а с тех пор, как стала болеть — из колхоза ее отпустили». Человек, по мнению автора, должен заниматься своим делом. Вот и Матрена смысл жизни находит в работе, ее сердит не­добросовестное отношение других к делу.

Идея. Поднятые проблемы в рассказе подчинены одной цели: рас­крыть красоту христианско-православного мировоззрения героини. На примере судьбы деревенской женщины показать, что жизненные потери и страдания только ярче проявляют меру человеческого в каждом из людей. Но гибнет Матрена — и рушится этот мир: растас­кивают по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее скромные по­житки. И некому защитить Матренин двор, никто даже не задумыва­ется, что с уходом Матрены уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке.

— «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни города. Ни вся земля наша». Последние фразы расширяют границы Матрениного двора (как личного мира героини) до масштабов человечества.

— Главной героиней рассказа, как это и обозначено в названии, является Матрена Васильевна Григорьева. Матрена — одинокая обездоленная крестьянка с щедрой и бескорыстной душой. Она по­теряла на войне мужа, похоронила шестерых своих и вырастила чу­жих детей. Своей воспитаннице Матрена отдала самое дорогое, что было в ее жизни — дом: «... не жалко ей было горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда своего, ни добра своего... ».

— Героиня перенесла много тягот в жизни, но не утратила способ­ности сопереживать с другими радость и горе. Она бескорыстна: ис­кренне радуется чужому доброму урожаю, хотя у самой на песке его никогда не бывает. Все богатство Матрены составляют грязно-белая коза, хроменькая кошка да большие цветы в кадках.

Матрена — сосредоточие лучших черт национального характе­ра: стеснительна, понимает «образованность» рассказчика, уважает его за это. Автор ценит в Матрене ее деликатность, отсутствие доса­ждающего любопытства к жизни другого человека, трудолюбие. Четверть века проработала она в колхозе, но потому, что не на заво­де, — не полагается ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за кормильца. В итоге пенсии она так и не добилась. Жить приходилось чрезвычайно трудно. Она добывала траву для козы, торф для тепла, собирала старые, вывороченные трактором пеньки, мочила на зиму бруснику, растила картошку, по­могая выживать и тем, кто находился рядом.

— Образ Матрены и отдельные детали в рассказе носят символиче­ский характер. Матрена у Солженицына — воплощение идеала рус­ской женщины. Как отмечается в критической литературе, облик ге­роини подобен иконе, а жизнь — житию святых. Ее дом как бы символизирует ковчег библейского Ноя, в котором он спасается от всемирного потопа. Гибель Матрены символизирует жестокость и бессмысленность мира, в котором она жила.

— Героиня живет по законам христианства, хотя ее поступки не все­гда понятны окружающим. Поэтому и отношение к ней разное. Мат­рену окружают сестры, золовка, приемная дочь Кира, единственная в деревне подруга, Фаддей. Однако никто не оценил ее по достоинству. Жила она бедно, убого, одиноко — «потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в ее доме, все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работает всю жизнь. Нещадно пользовались все Матрениной добро­той и простодушием — и дружно судили ее за это. Среди окружавших ее людей с большой симпатией относится к своей героине автор, лю­бит ее и сын Фадцея, и ее воспитанница Кира.

— Образ Матрены противопоставлен в рассказе образу жестокого и алчного Фаддея, который стремится заполучить дом Матрены еще при ее жизни.

— Двор Матрены — один из ключевых образов рассказа. Описание двора, дома подробное, с массой деталей, лишено ярких красок Матрена живет «в запущи». Автору важно подчеркнуть неразрыв­ность дома и человека: разрушат дом — погибнет и его хозяйка. Эта слитность заявлена уже в самом названии рассказа. Изба для Матре­ны наполнена особым духом и светом, жизнь женщины связана с «жизнью» дома. Поэтому она долго не соглашалась ломать избу.

Матрена в рассказе о своей любви, раскрывается совсем с неожиданной стороны: «В то лето... ходили мы с ним в рощу сидеть, - прошептала она. - Тут роща была... Без малого не вышла, Игнатич. Война германская началась. Взяли Фаддея на войну... Пошел он на войну - пропал... Три года затаилась я, ждала. И ни весточки, и ни косточки.. ».

Рассказчик пишет: «В первый раз совсем по-новому увидел Матрену... Обвязанное старчес­ким слинявшим платочком, смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрены - как будто освобожденное от морщин, от будничного небрежного наряда - испуганное, девичье, перед страшным выбором».

Эти лирические, светлые строки раскрывают обаяние, душевную красоту, глубину пережива­ний Матрены.

Пережить то, что пришлось пережить Матрене Васильевне, и остаться человеком бескорыс­тным, открытым, деликатным, отзывчивым, не озлобиться на судьбу и людей, сохранить до старости свою «лучезарную улыбку» - какие же душевные силы нужны для этого! Внешне ничем не примечательная, сдержанная, нетребовательная, Матрена оказывается необыкновенным, ду­шевным, чистым, открытым человеком.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.