Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок. Рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор».



 

: http: //obrazovaka. ru

Урок. Рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор».

Цели урока: попытаться понять, каким видится писателю феномен «про­стого человека», разобраться в философском смысле рассказа.

 

Рассказ «Матренин двор», как и «Один день Ивана Денисовича», на­писан в 1959 году, а опубликован в 1964. (Рассказ начат в конце июля — начале августа 1959 года в посёлке Черноморском на западе Крыма, куда Солженицын был приглашён друзьями по казахстанской ссылке супругами Николаем Ивановичем и Еленой Александровной Зубовыми. Рассказ закончен в декабре того же года). «Матренин двор» — произведе­ние автобиографическое. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в ко­торой он оказался, вернувшись «из пыльной горячей пустыни», то есть из лагеря. Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог». Бывший ла­герник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительство­вать. После реабилитации в 1957 году Солженицын некоторое время рабо­тал учителем физики во Владимирской области, жил в деревне Мильцево у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой (там он закончил первую ре­дакцию «В Круге первом»). Рассказ «Матренин двор» выходит за рамки обычных воспоминаний, а приобретает глубокое значение, признан клас­сикой. Его называли «блистательным», «подлинно гениальным произве­дением». Попробуем разобраться в феномене этого рассказа.

Первоначально рассказ «Матренин двор» назывался «Не стоит се­ло без праведников». Но, по совету А. Твардовского, во избежание цензурных препятствий название было изменено. По этим же при­чинам год действия в рассказе с 1956-го был заменен автором на 1953-й. ( Название «Матрёнин двор» предложено Александром Твардовским перед публикацией и утверждено в ходе редакционного обсуждения 26 ноября1962 года: «Название не должно быть таким назидательным», — аргументировал Александр Трифонович. «Да, не везёт мне у вас с названиями», — отозвался, впрочем довольно добродушно, Солженицын)

 

Первое название рассказа «Не стоит село без праведников» заключало в себе глубокий смысл: российское село держится на людях, чей образ жизни основан на общечеловеческих ценностях добра, труда, сочувствия, помощи. Так как праведником называют, во- первых, человека, живущего в соответствии с религиозными правилами; во-вторых, человека, ни в чем не погрешающего против правил нравственности (правила, определяющие нравы, поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе).

Второе название — «Матренин двор» — несколько изменило угол зрения: нравственные начала стали иметь четкие границы только в пределах Матрениного двора. В более широком масштабе села они размыты, окружающие героиню люди часто отличаются от нее. Озаглавив рассказ «Матренин двор», Солженицын сосредоточил внимание читателей на удивительном мире русской женщины.

«Матренин двор», как замечал сам автор, «полностью автобио­графичен и достоверен». Во всех примечаниях к рассказу сообщается о прототипе героини — Матрёне Васильевне Захаровой из деревни МильцовоКурловского района Владимирской области. Рассказчик, как и сам автор, учительствует в рязанской деревне, живя у героини рассказа, да и само отчество рассказчика - Игнатич - созвучно с от­чеством А. Солженицына — Исаевич.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.