|
|||
Функции, методы и принципы маркетинга.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Введение Термин «маркетинг», знакомый в наши дни уже школьнику, образован от слова market, что в переводе с английского означает «рынок». С этим, похоже, согласились уже все пишущие о маркетинге. Сложнее обстоят дела с произношением этого слова. Весь западный научный мир делает ударение на первом слоге, в то время как часть русскоязычных специалистов склоняются к произношению с ударением на слоге втором, аргументируя это удобством склонения маркетинга к падежам. С таким подходом трудно согласиться, поскольку в этом случае английское market также следовало бы произносить, делая ударение на втором слоге. Надо владеть очень плохим английским, чтобы смириться почти с «паркетным» звучанием. Но вернёмся к определениям исходного понятия, а точнее – явления. Американская ассоциация маркетинга (TheAmericanMarketingAssociation) определяет маркетинг как « осуществление различных видов хозяйственной деятельности, направляющих поток товаров и услуг от производителя к конечному или промежуточному потребителю. » Велик соблазн согласиться с такой трактовкой уже из одного почтения к уважаемой ассоциации. Но – правомерно ли сводить маркетинг только к хозяйственной деятельности? А как же быть с разработкой и производством новых товаров? Ведь в любом учебном пособии разговор о маркетинге начинается, и мы в этом убедимся, именно с разработки товаров. Иначе маркетинг был бы сориентирован исключительно на сбыт, а это очень узкий взгляд на маркетинг. Спорным представляется и соседство двух понятий – «товар» и «услуга», поскольку в теории классического маркетинга услуга рассматривается в качестве разновидности товара, т. е. понятие «товар» значительно шире и «вбирает» в себя услугу. По определению британского Института управления (BritishInstituteofMarketingandSalesManagement), маркетинг – это « один из видов творческой деятельности, который содействует расширению производства и торговли и увеличению занятости путём выявления запросов потребителей и организации исследований и разработок для удовлетворения этих запросов; маркетинг увязывает возможности производства с возможностями реализации товаров и услуг, обосновывает характер, направление и масштабы всей работы, необходимой для получения прибыли в результате продажи максимального количества продукции конечному потребителю » Совершенно очевидно, что английский вариант определения маркетинга, в целом, более удачен, в сравнении с американским. Но не всё гладко и здесь. Хочется, к примеру, узнать об «остальных» видах «творческой деятельности», развести между собой «товары» и «услуги», а заодно выяснить причём здесь «увеличение занятости» и можно ли сводить всю работу исключительно к получению прибыли. Но оставим на минуту ассоциации и институты. Обратимся лучше к отдельным авторам, для начала - к зарубежным. В конце концов, маркетинг пришёл к нам «оттуда»… «Маркетинг, - пишет Т. Левит, - не следует отождествлять с продажей товаров. Если функция торговой системы состоит в том, чтобы убедить покупателя купить то, что уже произведено, задача маркетинга есть поставка на рынок того товара, в котором потребитель действительно нуждается».
Мнения различных авторов о маркетинге. Дальнейшим поискам и упражнениям не суждено увенчаться успехом, поскольку зарубежные маркетологи и наши уважаемые соотечественники в надежде дать емкое и лаконичное определение маркетингу, берутся за практически невыполнимую задачу. Не правильнее ли, прежде чем идентифицировать признаки маркетинга и раскрывать содержание маркетинговой деятельности на предприятии, а именно на этом подходе и строятся многие определения, установить для начала ипостаси маркетинга, т. е. формы его бытования в реальной жизни? Д. Джолсон: «В широком смысле маркетинг может быть определён как процесс, который направлен в рамках наложенных обществом ограничений к установлению при обмене удовлетворительных взаимоотношений между людьми и организациями, обладающими разнообразными потребностями, и людьми и организациями, стремящимися удовлетворить эти потребности» У. Район: «Маркетинг… - мост между производством и потреблением, который состоит из всех видов деятельности, приводящих к тому, что товары и услуги оказываются в руках потребителей» Итак, маркетинг – это вид деятельности, процесс и даже …мост. А что же постсоветские маркетологи, каковы их взгляды на маркетинг? Н. Капустина полагает, что маркетинг - «особая теория и практика капиталистической фирмы, специфическая система организации деятельности современной промышленной компании». Д. Васильев убеждён, что маркетинг есть «экономическая политика современного предприятия». Г. Абрамишвили в своё время определил маркетинг как «управленческую концепцию, обеспечивающую рыночную ориентацию производственно-сбытовой деятельности фирмы». Из других источников мы узнаем, что маркетинг – это комплекс мероприятий, процесс планирования и воплощения замысла, ведущая область хозяйственного управления, наука руководить, комплексная система организации производства, процесс прогнозирования потребностей и их удовлетворения, рыночная концепция управления, система управления производственно-бытовой деятельностью, философия управления, направленность деятельности предприятия, сумма их действий.
Маркетинг социально-культурной сферы. Маркетинг (market-рынок) – дословно означает рыночную деятельность. На ранних стадиях развития маркетинга его рассматривали в основном как целенаправленную деятельность по сбыту. Затем маркетинг рассматривали как рекламную деятельность. В результате же маркетинг представляет собой комплекс мероприятий по продвижению продукции на рынок, связывая 4 маркетинговые политики (торговая, ценовая, рекламная, сбытовая), а также все маркетинговые технологии (маркетинговые исследования, маркетинговый анализ, механизм ФОССТИС и т. д. ) Первоначально нужно рассмотреть рыночные концепции (направление деятельности). Концепция товара ориентирована на создание товара, концепция сбыта, концепция маркетинга, которая на сегодняшний день является востребованной. Функции, методы и принципы маркетинга. Функции маркетинга – круг обязанностей, задача. Функции маркетинга подразделяются на две группы практические и управленческие.
|
|||
|