Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Йозеф Геббельс – министр нацистской пропаганды 3 страница



 

В 1990-1991-м годах я встречалась со Звиадом несколько раз...

 

26 мая 1991 года мы отмечали день рождения Мераба...

Через несколько дней я увидела Звиада последний раз. Было это на Мтацминде, на могиле Мераба, где собралась группа друзей и почитателей покойного. Звиад заметил меня и стал допытываться, куда я пропала, почему, приезжая в Грузию, не звоню. Я объяснила, что, зная его занятость, не хочу беспокоить. Он махнул рукой и сказал:

 

- Да брось, заходи, пожалуйста, больше не пропадай.

 

На этих словах мы расстались. Осенью 1991-го года я не смогла прилететь на годовщину Мераба, а в июне 1992-го года когда я, как обычно, прилетела в Грузию в отпуск, Звиада в стране уже не было...

 

Гамсахурдиа и АЗЕРБАЙДЖАН

 

Очень часто азербайджанские националисты российского разлива любят напоминать этническим грузинам о том, что в период правления Гамсахурдиа грузинские территории, населенные азербайджанцами, вновь вернули свои исконные грузинские названия, это рассматривается как проявление шовинизма, смешиваясь с мародерствами хунты Шеварднадзе, воевавшей против Гамсахурдиа.

В этой связи довольно любопытны фрагменты из автобиографии Гамсахурдиа, имеющие прямое отношение к азербайджанскому вопросу:

Тем временем Кремль активизировал действия антигрузинских экстремистов в Абхазии, т. н. Южной Осетии и в Нижней Картли, населенной азербайджанцами. Начались нападения на грузин, совершались террористические акты, рвали грузинские национальные флаги, уничтожались грузинские надписи. 15-го июля в Сухуми абхазские экстремисты устроили резню и избиение грузин в университете. Начались волнения в Западной Грузии. Одновременно в нижней Картли азербайджанцы напали на грузинское население, требуя автономию т. н. Борчало (Марнеульский р-н). Понашему настоятельному требованию в эти районы была послана милиция для защиты грузинского населения. Мы посещали эти районы, устраивали митинги, призывали народ к спокойствию во избежание этнических конфликтов. Имея подписку о невыезде, мы подвергались давлению со стороны прокуратуры, однако несмотря на это, мы постоянно разъезжали и успокаивали народ.

 

Звиад Гамсахурдиа о событиях 89 года

 

 

Под маской проповеди «дружбы народов» происходит ассимиляция и притеснение народов, а также разжигается шовинистическая ненависть между ними, процветает антисемитизм. Вместе с несносным экономическим грабежом «республик» происходит угнетение на культурном фронте, т. к. здесь на ключевых постах находятся

оппортунисты и временщики, которые во всем слепо повинуются московским «шефам», благодаря чему специфика национальной культуры терпит всяческие

ущербы. Происходит искоренение всяческой инициативы в сферах национальной культуры. В сферах литературы и искусства не может процветать ничто оригинальное,

актуальное и самобытное. Выбор и распределение кадров противоречит интересам

национальной культуры. В катастрофическом состоянии памятники культуры. В

комитете по охране памятников неподходящие кадры, вследствие чего благодаря их

махинациям и взяточничеству поглощаются средства, которые предназначены для

охраны и реставрации памятников. например в августе 1971 г. неизвестными лицами

была взорвана грузинская церковь богоматери XII века, которая находилась на

территории нынешнего Азербайджана, в закатальском р-не, в селе Алиабад. Большинство древностей Грузии которые принадлежат сокровищнице мировой культуры, сегодня находятся на краю гибели. Реставрируются и охраняются лишь те памятники, которые на виду у всех, и посещаются иностранцами. Та-же картина на поприще науки. Каждый диссертационный труд должен пройти цензуру московского «ВАК»-а и должен удовлетворить его требования, а в противном случае для него отрезан путь, так что и в науке (в особенности гуманитарной) исключена всякая поистине творческая, свободная инициатива, которая противоречит закостенелым догмам диалектического материализма.

ИЗ ДОПРОСА КГБ Беседа 11-го февраля 1981 года

11-го февраля 1981 года меня вызвал в КГБ зам. начальника идеологического отдела полковник Гурам Ломтадзе. Мы с давних пор знаем друг друга, он часто приезжал ко мне в село Кочубей, Прикаспийский край), как официальный наблюдатель. – Вот эту папку с соответствующими материалами изъяли на обыске у некоего А. Рохленко в аэропорту г. Уфы (Рохленко - отказник, который добивался разрешения на выезд в Израиль). Через несколько дней он должен был отправить эти материалы за границу. Ну что скажете, эти материалы Ваши или нет? Что общего у Вас с Рохленко? Или что у Вас общего с братьями Гольдштейн (тбилисские евреи отказники, члены грузинской группы содействия выполнению хельсинкских соглашений). Ведь предупредил Вас председатель, чтобы Вы порвали с ними? Они в конце концов должны уехать, а Вы ведь хотите остаться здесь? Рохленко также их друг. На допросе

он заявил, что Вы передали ему эти материалы.

– Я не верю этому, Гурам, Рохленко не сказал бы этого, устройте мне с ним очную

ставку, или принесите мне его показание.

Ломтадзе молчит.

Материалы изъятые у Рохленко в Уфе касаются дискриминации и преследования

грузинского населения в Абхазской АССР и Саингило (часть восточной Грузии, входящая ныне в Азербайджан), положения грузинского языка в ГССР (письма,

заявления, справки, и др. документы). Здесь же русский текст вышеупомянутойпетиции грузинского населения Абхазии (от 1978 года) с подписями и факсимиле

(более 300), письмо об аресте А. Маркозия (борец за национальные права грузин в Абхазской АССР), отпечаток статьи из газеты «Труд» о воровстве и махинациях «лидера» «абхазских» провокаторов сепаратистов Б. Кехир-ипа, который ходит по сей день безнаказанным, благодаря всесильным московским покровителям (писатель Г.

Гулия, секретарь ЦК КПСС М. Суслов и др. ), здесь же справка бухгалтерии курорта Пицунды об укрывательстве преступников (расхитителей) со стороны нынешнего председателя гагрского горкома партии Капба Э., историческая справка об Абхазии, коллективные жалобы и заявления грузинского населения Саингило о невыносимом притеснении и дискриминации со стороны азербайджанских властей, петиция грузинской интеллигенции о положении грузинского языка в ГССР (от 10-го июня 1980 года), а также мое письмо в редакцию газеты «Правда» (от 1979 г. ) где я протестую против появления заметки в данной газете относительно моего освобождения и поясняю, что я не отрекался от своей основной деятельности и что мое т. н. «раскаяние» не касалось моей основной патриотической и правозащитной деятельности (статьи и заявления о положении грузинского языка, грузинской церкви, памятников культуры Грузии, о положении в тюрьмах Грузии и пр., которые публиковались в самиздатских журналах «Вестник Грузии» и «Золотое Руно», издававшихся мною).

 

 

Гамсахурдиа и АБХАЗИЯ

 

Вскоре наши товарищи оказались в двухстах метрах от нас. Они вели с собой пленных. Один из них был повинен в смерти моих близких родственников. Пленных поставили около того самого двора, где убили моих близких, их убили, втащили в дом и сожгли вместе с домом. Остановились мы у тех ворот и мне по-человечески стало жалко пленного - того самого... Он был избит. Я протянул ему воду и спирт – чтобы обработать раны. Мы разговорились. Я сказал ему: чего вы хотите, зачем приходите сюда, знаете ведь, что ничего, кроме несчастья, не будет... А он: что делать, у меня семья с голоду умирает. Я говорю: парень, и у меня семья умирает с голоду, но мы живем, как живется, а не грабим других. Тот парень вместе со своими попался, когда вез награбленные орехи... Продолжили мы разговор, я ему и говорю: парень, нас-то, положим, надо было отсюда выгнать, бессильными мы оказались, вот нас и выгнали, ладно. Но зачем вы дома-то жгли? Он говорит: я не сжигал, вон тот парень, что мертвый лежит, это он... Ладно, говорю, черт с тобой, ты не сжигал. А зачем убили двоих пожилых людей в этом дворе? Он говорит: их русский убил.

Короче, там выяснилось, что не он их убил. Не знаю, если бы я был мстителем, выстрелил бы в него... Наши парни, когда узнали, что этот человек подозревался в убийстве, сказали: разберись с ним. Но я не смог, не смог этого сделать. Его потом государство судило, тогдашний военный суд Грузии. Его расстреляли. Между прочим, перед расстрелом он спрашивал обо мне. Это мне сказали в том штабе, где его расстреляли. Мне стало его жаль

 

55-летний Темури1

внутренне перемещенное лицо из Абхазии, из села

Земо Баргеби. Сейчас Темури живет в городе Поти, в коллективном центре для внутренне-перемещенных лиц. Его история полна воспоминаний

о довоенной жизни в условиях советского режима, а также непосредственно о самом конфликте. Темури воевал. В истории Темури рассказывается

о жизни в изгнании и о сопутствующих ей проблемах.

История была записана на грузинском языке.

1 имя изменено рассказчиком

 

" Президентом Абхазии, согласно абхазской конституции, может быть только абхаз. Ни одно цивилизованное правовое государство не признает Абхазию с такой политикой "

 

Ибрагим Яганов - герой Абхазии, черкесский террорист, принимавший участие в грузино-абхазском конфликте.

Яганов симпатизирует Саакашвили и его северокавказской политике.

После 2008 года Грузия единственная в мире признала геноцид черкесов, открыла черкесский культурный центр в Тбилиси, начала проводить конференции, посвященные прлблемам грузино-северокавказских отношений.

 

 

Прежде чем перейти к основной части главы – предлагаю рассмотреть некоторые выдержки из автобиографии Гамсахурдиа.

Из автобиографии Гамсахурдиа:

Одновременно по мере возможности я не оставлял страдающее грузинское население

в Абхазии и Саингило (Азербайджанская ССР). Как известно, в Абхазской АССР с 1978года началось беспрецедентное преследование и травля грузинского населения, которое там составляло 44%. Грузин изгоняли с родных мест, лишали работы, запрещали их прописку, отказывали в выделении земельных участков. Началисьорганизованные убийства грузин, незаконные аресты, грузинские книги и учебникижгли публично, уничтожались памятники грузинских писателей, грузинский язык былобъявлен вне закона, стирались надписи на грузинском языке.

Показательно, что «абхазскую карту» использовали против грузинскогонационального движения и лично против меня, когда я находился в тюрьме. Яинформировался, как ни странно, о событиях в Абхазии моим следователями, которые «возмущенно» описывали мне эти события и намекали, что моя болеелояльная позиция по отношению к советской власти может умилостивить Кремль ивопрос может быть решен в пользу Грузии (намекали лично на М. Суслова, котороголично посетил мой следователь). Действительно, летом 1978 года, когда я был уже в ссылке, грузинам в Абхазиипозволили принимать ответные меры. В Кочубей приехали ко мне сотрудники КГБ ипроинформировали меня о митинге грузинского населения на стадионе в г. Гагра, гдеприсутствовал Шеварднадзе и обещал грузинам выполнить их требования и просилуспокоиться. Однако все продолжалось по-прежнему, более того, начались аресты лиц, устроивших эту демонстрацию. Например, в 1980 году был арестован один изорганизаторов митинга А. Маркозия, якобы за «хищение». В это время я начал организовать протесты в Тбилиси в защиту грузинскогонаселения, с требованием освободить А. Маркозия и навести в Абхазии порядок. Этодвижение переросло в демонстрацию 30 марта 1981 года в Тбилиси у домаправительства. Мою борьбу тех лет отражают записи моих бесед в КГБ, которые я делал послекаждого вызова и которые публикуются ниже.

 

Беседа 11-го февраля 1981 года

11-го февраля 1981 года меня вызвал в КГБ зам. начальника идеологического отдела

полковник Гурам Ломтадзе. Мы с давних пор знаем друг друга, он часто приезжал ко

мне в село Кочубей, Прикаспийский край), как официальный наблюдатель.

 

– О, это уж слишком. изобличать несправедливость и беззаконие, говорить правду неесть разжигание национальной вражды. Кроме этого, этой статьей вы не угрожаетеабхазским провокаторам-сепаратистам, которые внедряют поистине гитлеровскиеметоды в Абхазии: убивают лиц грузинской национальности (Чаладзе, Джеджелава), разрушают памятники и бюсты Руставели в Абхазской АССР, сжигают грузинскиекниги и азбуки (бзыбская школа, сухумский музей), пишут лозунги: «смерть грузинам»и т. д.. Грузины ведь только защищаются от них?

– Звиад, разве это ваше дело? Вы также можете ошибаться в кое чем. Вы ведь призналиваши ошибки на суде в 1978 году?

– Напоминаю, что я, правда, раскаялся на суде, но не забывайте, в чем я раскаялся ипочему. В моей деятельности в защиту прав человека я не раскаивался. Я раскаялся вразмножении и распространении таких эмигрантских материалов, которые былинаправлены непосредственно против советского строя (в основном материалы «НТС»и издательства «Посев»). Не забывайте также, что я пошел на этот шаг не из страха квам. Я считал, что для нашего народа, для нашего дела так было лучше. Вы помнитетакже, что я на суде опять потребовал выполнить мои требования в церковной сфере, всфере языка, охраны памятников культуры и т. п.. С удовольствием должен отметить, что некоторые мои требования были выполнены. А вследствие моего довольнодолгого пребывания у вас, вы, по-моему, убедились, что я вас не боюсь.

– Никто не говорит, что Вы боитесь нас. Это было благоразумием. Теперь такжепризываем вас к благоразумию и предлагаем рассказать нам детально и искренне, ктоявляется автором последней петиции грузинского населения Абхазии, размноженнойВами, кто организовал подписи, сколько Вы размножили, где остальные экземплярыи т. п.. Мы хотим Вам добра. Вот список 30 организаций, куда Вы направили

остальные экземпляры?

– Остальные я уничтожил.

– Зачем?

– Они испортились и не были мне нужны. А мы лучше будем беседовать о другом. Скажите, до каких пор будут продолжаться эти бесчинства в Абхазии? Требования, выдвинутые в петиции, должны быть выполнены. До каких пор должна оставаться внезакона грузины и все грузинское в Абхазии? Грузинский народ не потерпит этого. Если я даже буду сидеть сложа руки, народ не потерпит. Если так будет продолжаться, Грузия может превратиться во вторую Польшу или Афганистан. Проведи меня к

председателю, я хочу поговорить с ним на эту тему.

 

Ломтадзе выходит. Через некоторое время он возвращается и говорит мне:

– Председатель отказался принять Вас. Он

 

Из того же диалога:

– Что у вас общего с такими лицами, как Маркозия, Самхарадзе? Разве вам подобает

общаться с ними?

– Меня беспокоит судьба всех несправедливо преследуемых.

– А Ваша собственная судьба Вас не беспокоит? Значит, хотите, чтобы мы опять

привлекли Вас к ответственности? Хорошо. привлечем. Но на что это вам? На что? Или может быть хотите, чтобы в Абхазии началось кровопролитие? – кричит

Кварцхава.

– Я не боюсь никаких статей, поскольку, повторяю, я не совершаю ничего

противозаконного. А справедливая критика должностных лиц у нас допущена

конституцией. Что касается кровопролития в Абхазии, то оно поистине может

начаться, если некоторые официальные лица по-прежнему будут натравлять

тамошних абхазских сепаратистов на грузин. Там уже убито несколько ни в чем не

повинных людей грузинской национальности на почве национальной розни. Все это

имеет целью присоединение Абхазии к России.

– Значит, не боитесь привлечения к ответственности? – с ядовитой иронией

произносит Кварцхава.

– Нет.

– Не боитесь даже смерти?

– Нет.

– Ну что-ж, если не боитесь, так умрете. – Многозначительно говорит Кварцхава

Пауза. Молчание с обеих сторон.

– А не знаете ли Вы, как Вы и подобные Вам люди мешаете нам такими письмами и

петициями в урегулировании абхазского вопроса? Нам говорят: вот, как видно,

национализм процветает не только в Абхазии, но и в Грузии. Все-таки, кто является

автором петиции? Не Вы ли?

– Разрешите не ответить на этот вопрос. Что касается требований петиции, лучше

выполнить их своевременно. За этими требованиями стоит грузинский народ.

– Все невозможно выполнить сразу. Для этого требуется время. Скажите, кстати,

почему Вы передали материалы этому Рохленко? Знайте, что Вам повезло, что эти

материалы не попали за границу. Пропали бы как Вы, так и мы. На что было,

например, ему передавать Ваше письмо в «Правду»? Теперь хотите, чтобы

американцы сказали: «вот, Звиад вернулся к нам». Не так ли?

– Почему это должно расцениваться, как возвращение к кому-либо? Я разъясняю, что

произошло в действительности. Я никому не доказываю свою преданность этим

письмом. Я не причисляю этим себя ни к какой платформе. Я только выражаю свою

позицию.

– Вы боретесь опять за славу и известность.

– Вы ошибаетесь. Меня не интересует слава. Я хочу, чтобы грузин не беспокоили и не

преследовали на своей собственной земле, я хочу, чтобы мой народ сохранил бы

свою религию, национальность территорию, язык и культуру. Неужели это

преступление?

Мы, как патриоты, не хуже Вас, однако эти ваши действия не являются

патриотизмом. Тот грузин, который так поступает, не патриот, а мусор! Да, мусор!

Скажите, Цотне Дадиани (герой грузинской истории, XIII в. ) поступил бы так? –

почти орет Кварцхава.

Такой «логике» я не могу противопоставить ничего и поэтому молчу.

– Вы заплатили мастеру – офсетчику 400 рублей? Неужели у Вас так много денег? –

Насмешливо спрашивает Кварцхава.

– Наоборот, я весьма притесняюсь материально, меня нигде не печатают. Все

издательства объявили мне бойкот.

– Ну вот, будьте уверены, что и в будущем не будут Вас печатать. Как Вы себя ведете,

чтоб печатали? – Отчетливо произнес Кварцхава. Затем продолжает:

– Все-таки, откуда очутилась у Вас эта петиция об Абхазии, если Вы не являетесь ее

автором? Или зачем Вы взяли на себя дело рассылки ее по разным организациям?

Я молчу.

– Я советую Вам оставить эту деятельность. Неужели Вы не боитесь последствий? – Если Грузии не будет, я также не хочу жить.

 

 

Автор: Давид Лацузбая

Некоторые аспекты грузинского национально-освободительного движения в Абхазии

В Абхазии легальная борьба за независимость Грузии началась с 1988 г., когда была создана абхазская организация Общества Ильи Чавчавадзе (Вова Векуа, Сосо Адамия, Нугзар Мгалоблишвили, Темур Лодкипанидзе, Борис Какубава, Малхаз Патарая, Вахтанг Чания, Рамаз Куправа, Абесалом Микеладзе, Дима Джаиани, Давид Лацузбаиа... ). Организация выпускала самиздат — газету «БЕДИА». Через эту организацию граждане в первые получили возможность относительно свободно выразить свое мнение по многим общегрузинским проблемам, к сепаратизму и т. д., что для привилегированной апсуа (абхазской) номенклатуры стало шоком. Привыкшие в период т. н. хрущевской оттепели безоговорочной поддержки Москвы, они не могли предположить, что грузины посмеют заговорит о своих законных национальных и гражданских правах.

ОБЩЕСТВО ИЛЬИ ЧАВЧАВАДЗЕ 3 декабря 1988 г. в Сухуми организовала первый за советскую историю Грузии митинг. Он был посвящен обсуждению т. н. «Абхазского письма», направленного 17 июня 1988 г. Президиуму 19-ой конференции КПСС группой абхазских сепаратистов-интеллигентов. В письме они требовали обсудить вопрос о непосредственном подчинении Абхазской АССР союзным властям, т. е. отделения от Грузии. Митинг неформалов отнюдь не носил антиабхазский характер. На нём это письмо ими было оценено как провокация Москвы.

13 декабря 1988 г. в Сухуми была создана абхазская общественная организация «АЙДГЫЛАРА». Действительным инициатором этой организации был ЦК КПСС и его местный обком. С 1989 г. стала выходит на абхазском и русском языках одноименная оголтело антигрузинская и провокационная газета. Програмные позиции «Айдгылара», естественно, были идентичны с установками партийных и советских органов. Организация защищала идеи октября, ленинизма и интернационализма от «нападков» грузинской общественности. Организация, фактический, стала абхазским отделением спецслужб Москвы. Его лидеры (А. Гогуа, К. Озган, С. Шамба и др. ) действовали под руководством и установкам центральных партийных органов.

При «Айдгылара» были образованы как политические, экономические, так и военизированные структуры, в функции которых входил сбор информации о грузинских организациях, активистах и их семьях и подготовка к войне, геноциду и этнической чистке (сбор средств, приобретение оружия и подготовка тайных складов оружия, разработка специального мобилизационного плана, организация штабов, определение тактики военных действий и т. д. ). Сепаратисты приступили составлению списков, по их мнению, грузин-переселенцев в Абхазию. Их намеревались уничтожить или изгнать. Грузинским активистам однозначно был вынесен приговор — они подлежали физическому уничтожению еще до начала военных действий.

18 марта 1989 г. в селе Лыхны (Гудаутского р-на) по инициативе «Айдгылара» собрались несколько тысяч апсуа, которые потребовали от Москвы «пересмотреть многоступенчатую систему неоднородных государственных образований, подрывающую ленинские принципы равноправия народов СССР»(! ). Собравишиеся опять требовали отделения от Грузии и прямого подчинения центру. Была составлена обращение к руководству ЦК КПСС.

Лыхненское обращение было опубликовано 24 марта 1989 г. одновременно во всех русских и апсуистких газетах. Грузинская сторона правильно оценила ситуацию и старалась не углублять спровоцированного извне этнического противостояния.

25 марта 1989 г. в Сухуми многотысячный митинг представителей грузинского населения (организатор — Общество Ильи Чавчавадзе) оценил создавщую ситуацию, как результат политического кризиса, вызванного обострением российско-грузинских отношений, а не как апсуа-грузинское противостояние. На митинге выступили лидер движения. Они призвали обе стороны, не поддаваться провокациям спецслужб империи и начать диалог по разрешению проблем.

Власти заранее приняли меры по пресечению выступления грузин, не пустив участников митинга на центральную площадь города, заблокировав её автобусами. Площад заняли части ВД СССР. В тот же день на митинге в Гали (до 50 тыс. человек) и в Тбилиси были приняты резолюции, осуждающие «лыхнынское обращение», как клеветническое и оскорбляющее грузинский народ.

ПРОДОЛЖЕНИЕМ ВЫСТУПЛЕНИИ протеста грузинского населения явился митинг в поселке Леселидзе (Гагрский р-н) в близ российско-грузинской границы которую организовала Общество Ильи Чавчавадзе (Мераб Костава, Зураб Чавчавадзе, Джони Латария, Борис Какубава, Нугзар Мгалоблишвили, Тамари Чхеидзе, Давид Лацузбаиа, Малхаз Патараиа и др. ). Этим была подчеркнута то, что дестабилизация в Грузии провоцируется с России и власти СССР таким образом пытаются помешать достижению её независимости.

После митинга апсуа экстремисты (до 500 человек) в близ п. Бзыби напали на автобус участников этой акции, забросав их камнями. Многие получили ранения (Д. Лацузбаиа, Л. Хорава…). Жертв удалось избежать. Повторное нападение было совершено в Новом Афоне, где применили огнестрельное оружие.

Варварская акция обезумевших людей вызвала возмущение общественности и на следующи день в Сухуми собрался многотысячный митинг. Выступивший на нем Зураб Чавчавадзе разяснил гражданам, что империя хочет столкнуть друг с другом два народа и этим подавить национально-освободительное движение Грузии, пресечь стремление грузин к независимости. Он призвал людей разойтись.

Общество Ильи Чавчавадзе, во избежание дальнейшей эскалации противостояния и возможных столкновений, акции перенесли в Тбилиси, которые начались 4 апреля. Это не понравилось Москве и на второй же день в Сухуми из Москвы прибыли эмиссары ЦК КПСС. Они посчитали, что Борис Адлейба (руководитель Абхазии) не справился с задачей (организацией кровопролития! ) и освободили его с должности. Считается, что Б. Адлейба мог стать определенным препятствием для растущих амбиций В. Ардзинба.

На массовом митинге в Тбилиси требования, связанные с абхазской проблемой, были заменены призывами о независимости Грузии. Акцию в свои руки взяли З. Гамсахурдия, М. Костава, Г. Чантурия, И. Церетели и др. 6 апреля Мераб Костава на митинге перед домом правительства заявил: «Россия имеет большой аппетит на Абхазию. Эта идея идет со времен Хрущева… Не нужно разделять вопрос Абхазии и независимости Грузии. Выход Грузии из Российской империи — самый серьезный из всех вопросов, которые когда-нибудь ставило национальное движение. Поэтому нужно отложить все остальные вопросы».

уководство Грузинской ССР отмечало, что требования абхазов о выделении из Грузии противоречит конституции, оно не учитывало реальной политической ситуации и мнение населения Абхазии. Потом была трагедиа 9-го апреля… Апрельские события 1989 г. дали мощный толчок новому этапу национально-освободительного движения в Грузии. Грузия, фактический, вышла из состава СССР.

«Айдгылара» не согласилась с утверждением, что трагедия 9 апреля была спровоцирована именно действиями апсуа сепаратистами, «лыхнынским обращением». В писме М. Горбачеву они отмечали, что " обращение" явилось отзывом абхазских трудящихся на призыв ЦК КПСС, представить предложения по национальным проблемам, в т. ч. по вопросам совершенствования социалистической федерации, дальнейшего развития статуса союзных и автономных республик.

Вскоре в Абхазии были созданы новые антигрузинские организации: «Славянский дом» (русские), «Алан» (осетины), «Крунк» (армяне), которые стали союзниками «Айдгылара» и ратовали за сохранения СССР. Учреждение этих организации было попыткой культивирования и разжигания антигрузинских настроений у негрузинского населения Абхазии. Практически, они были филиалами «Айдгылара».

УГЛУБЛЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ последовало за событиями, происходящими вокруг Абхазского университета, где антигрузинская деятельность сепаратистов приобрела особый характер. В результате, в начале апреля 1989 г. грузинские профессора и студенты потребовали его разделения, чему противились сепаратисты. Грузинская часть университета объявила забастовку. Итог: Распоряжением Совета Министров Грузинской ССР от 14 мая 1989 г. был образован Сухумский филиал Тбилисского государственного университета.

15 мая «Айдгылара» ответила митингом с портретами Ленина, красными знаменами, плакатами и лозунгами о сохранении СССР. Было заметноб что радикальная част апсуа готовилась к сотолкновениям. Они старались получить поддержку от Москвы. Лидеры «Айдгылара» А. Гогуа и Б. Шинкуба послали телеграму в столицу СССР.

С 15 июля в Сухуми начали собиратся группы апсуа из Гудауты. Они окружили здание, где размещалась комссия по приему в грузинский университет, ворвались туда и жестоко расправились с ее членами. Был ранен сотрудник университета Абесалом Микеладзе. Вечером 15 июля сепаратисты стали нападать на мирных грузин прямо на улицах и парках города. В ход были пущены камни, металические предметы и огнестрельное оружие. В результате столкновения погибли 11 грузин и 5 абхазов, сотни были ранены. В тот вечер был вероломно убит один из лидеров грузинского национального движения Вова Векуа.

16 июля Сухуми уже контролировали «очнувшееся» грузинское население и «неформалы». Узнав о столкновениях, десятки тысяч людей из Западной Грузии двинулись в направление Сухуми с целью оказания помощи. Но грузинская сторона тогда проявила здравомыслие и сдержанность, добрую волю. Этим фактический был провален план «Айдгылара» и Москвы, по которому вооруженное столкновение должно было служить поводом для ввода особого режима правления в Абхазии, что открывало путь апсуа сепаратистам для образования моноэтнических властных структур и отрыва Абхазии от Грузии. На этот раз им не хватило сил. Однако, как показало дальнейшее развитие событий, июльские (1989 г. ) провокации стали, какбы, репетицией для сепаратистов. 18 июля по всей Абхазии был введен «особый режим поведения граждан».

25 июля был оюявлен днем траура. Верхушка сепаратиского движения всячески старалась убедить Москву в своей благосклонности. 20 июля «Айдгылара» направила письмо команующему внутренных войск МВД СССР Н. Шаталину, в котором предлагала мобилизацию апсуйцев для формирования моноэтнических частей из добровольцев под командованием российских офицеров. Письмо подписывали: А. Гогуа, С. Шамба, И. Мархолия и др. Тенденция, когда грузинская общественность старалась найты пути примерения с апсуйцами без посредников из Москвы, не поддерживалась со стороны лидеров «Айдгылара». Они поошряли недоверие и отчуждение между близкими и родственными народами.   

Сделав, видимо, соответствующие выводы, Москва, в тандеме с сепаратистами, наметила следующие задачи: 1. Приход к власти автономной республики активистов «Айдгылара»; 2. Включение в процессы дробления Грузии этнически родственных к апсуа северокавказских народов; 3. Нейтрализация Менгрелии, единственного края Грузии, который по своим историческим, географическим, демографическим и другим параметрам оставалась защитником интересов Грузии в этом регионе страны.

После кровавых событий 15-16 июлья 1989 г. лидеры сепаратистов требовали от союзного центра введения на территории Абхазии особого режима управления. Вместе с тем, они активно работали по установлению контактов с республиками Северного Кавказа, где в тот период началось движение за создание общекавказской организации с целью консолидации и защиты интересов горских народов Кавказа. Было видно, что эти процессы в значительной степени управлялись российскими спецслужбами.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.