|
|||
Аристотель «Вторая аналитика» 5 страницаИз всего этого очевидно, что нельзя об одном и том же одновременно иметь (лишь) мнение и знать. В противном случае пришлось бы принять, что одно и то же может одновременно и быть иным и не быть иным, что, однако, невозможно. У разных (людей) то и другое возможно, как уже было сказано, об одном и том же. Но у одного и того же (человека) это невозможно. В противном случае пришлось бы принять, например, что человек (по самому существу) есть живое существо (ибо это означает невозможность быть не живым существом) и одновременно, что (по самому существу) не есть живое существо, ибо это означало бы возможность быть (не живым существом). Остальное же, (то есть) как различать друг от друга мышление, разум, знание, искусство, рассудительность и мудрость, — рассматривать должны скорее: одни — физика, другие — этика.
Глава тридцать четвертая: «Проницательность» Проницательность же есть способность быстро найти средний (термин). Например, если кто-либо видит, что против солнца луна всегда светится, он сразу же понимает, почему это так: именно вследствие освещения (луны) солнцем; или если он видит кого-нибудь разговаривающим с богачом, догадывается, почему он разговаривает: (именно) потому, что хочет занять денег; или (догадывается), почему (два человека) дружат между собой: потому, что они являются врагами одного и того же (третьего) лица. Ибо, зная крайние (термины), он (сразу) узнает в качестве причин средние (термины). Пусть А означает светиться против солнца, Б — освещение солнцем, В — луна. В таком случае Б, то есть освещение солнцем, присуще луне, то-естьВ; между тем А присуще Б, то есть светиться против того, что его освещает. Так что А присуще В через Б.
|
|||
|