Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЛЮБОВЬ И ВЕРНОСТЬ



Миновала уже вторая седмица по Пасхе, и сегодня – третья пасхальная " неделя" (воскресенье), которая в православном богослу­жебном Календаре озаглавлена как " Неделя Жен-Мироносиц" (т. е. " Неделя женщин, несущих миро" ). Здесь же перечислены имена семерых женщин, известных нам из евангельского повествования, которые и причисляются традиционно к «мироносицам».

 

 

- 3 -


Это – Мария Магдалина, исцеленная Иисусом Христом от страшного недуга; Мария Кле о пова, мать Иакова и Иосии; Саломия, жена рыбака Зеведея и мать апостолов Иакова и Иоанна Богослова; Иоанна, жена Хузы, домоправителя царя Ирода Антипы; Марфа и Мария, сёстры Лазаря, близкого друга Иисуса Христа, которого Он воскресил из мертвых незадолго до Своего церемониального Входа в Иерусалим; а также Сусанна, о которой нам ничего не известно. Евангелисты упоминают и о «многих других» женщинах из Галилеи, служивших Иисусу и вместе с Ним пришедших в Иерусалим на Его последнюю Пасху. Но история не сохранила нам даже их имен.

Мироносицы, эти простые женщины, не отличавшиеся ни знатностью, ни образованием, часто сопровождали Иисуса Христа и Его учеников в миссионерских путешествиях, принимали их у себя, стараясь помочь всем тем, чем может помочь заботливая хозяйка и мать. Без сомнения, они ещё меньше, чем апостолы (до Дня Пятидесятницы), понимали конечный смысл пришествия и спасительных деяний Мессии-Христа: для них Он был, в первую очередь, сыном их рано овдовевшей подруги Марии, избравшим многотрудную и неблагодарную стезю странствующего учителя (равви). Но они превосходили апостолов своей любовью и верностью. Вспомним, что будущие столпы Церкви, сочтя дело своего Учителя «проигранным», в страхе разбежались из ночного Гефсиманского сада и даже не почтили последних минут Его земной жизни у Голгофы. Из них один лишь юный апостол Иоанн пребывал у подножия Креста, не заботясь опасениями собственной безопасности. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх. <... > Боящийся несовершенен в любви», – напишет он позднее (1 Послание Иоанна 4: 18).

Стоя у Лобного места и глядя на страшные мучения Распятого, жены-мироносицы утешали несчастную Мать, пребывавшую в полуобморочном состоянии, а затем проводили скромную погребальную процессию до пещеры (Матфей 27: 61). Как и все, они были вынуждены соблюдать праздничный субботний покой и не могли дождаться, когда же можно будет воздать сыну их убитой горем подруги последний долг любви – помазать Его истерзанное тело благовонными и бальзамирующими веществами (миром), довершив тем самым дело спешного погребения накануне еврейской Пасхи. С этими благовониями они и отправились в предутренней мгле ко Гробу, ещё не зная, что их ожидает там великая награда – первыми

 

- 4 -


услышать от ангелов о Воскресении Спасителя и возвестить эту неимоверную радость апостолам (Лука 24: 22–23). Это – награда за любовь и верность, выше которых нет ничего на свете. Неудивительно, что день Жен-Мироносиц часто называют и праздником Женщины-Христианки.

Сегодня же Церковь прославляет Иосифа Аримафейского и Никодима, двух «тайных учеников» Иисуса Христа, знатных и бога­тых иудеев, не побоявшихся испросить у префекта Иудеи Понтия Пилата разрешения с честью похоронить Распятого Страдальца. Иосиф добился выдачи ему тела Иисуса и похоронил Его в своей новой родовой гробнице. «Пришел и Никодим, – навещавший некогда Иисуса ночью, – и принес около ста фунтов благовонных масел, смесь смирны с алоэ. Они взяли тело Иисуса и завернули его в пропитанный благовонным маслом саван, как это было принято у евреев при погребении. В том месте, где был казнен Иисус, был сад, а в саду – новая гробница, в которой еще никто не был положен. <... > В ней Иисуса и похоронили» (Иоанн 19: 38–42).

Многие, вероятно, не отдают себе отчета в том, сколь велика перед Вселенской Церковью заслуга этих двух людей, так, вероятно, и не ставших «христианами» в нашем понимании. Ведь если бы не их быстрое и решительное ходатайство, то тело Иисуса Христа подверглось бы ещё и посмертному поруганию.

Как сын бедного галилейского плотника Христос не обладал статусом римского гражданина и не мог рассчитывать на «привиле­гированную смерть» через отсечение головы (как позднее апостол Савл-Павел). Нет, Господь, по словам церковных песнопений, был «к злодеям сопричтён», а потому подвергнут казни рабов и уголовных преступников[6]. И Его тело было бы просто спешно сдернуто с креста и брошено римскими солдатами в безымянную братскую могилу вместе с телами двух разбойников, распятых с Ним вместе. Более того, Иосиф Аримафейский, – уточняет евангелист Матфей, – «похоронил Иисуса в своей новой гробнице, которую недавно высек в скале» (Матфей 27: 60), – пожертвовав заранее приготовленной родовой усыпальницей.

Ю. Р.


[1] В отличие от евангельских учеников, лично знавших Иисуса, здесь впервые в Новом Завете слово «ученик» употребляется для обозначения просто христианина (хотя само слово «христианин» появится позднее; см.: Деян. 11: 26).

[2] Это т. н. иудеи ди а споры (рассеяния), говорившие не по-арамейски, а по-гре­чески. Они также имели свои синагоги в Иерусалиме. Инициатива распростра­нения христианства за пределами Палестины принадлежит эллинистам.

[3] Многие иудеи рассеяния (эллинисты) в преклонном возрасте или будучи больны­ми приезжали в Иерусалим, чтобы умереть в Святом Городе. Сопровождавшие их

 

 

жены пополняли ряды бесправных и обездоленных вдов, живших только за счет благотворительности. Подробнее об отношениях эллинистов и евреев см. в книге: Левинская И. А. Деяния апостолов. Главы. I–VIII. Историко-филологический комментарий. М., 1999.

[4] Неоднократное употребление термина «служение» (греч. диакон и а) при избрании этих семи привело к появлению предания, ошибочно называющего их «диаконами» в современном иерархическом смысле. Они были избраны, вероятно, по образцу иудейского городского самоуправления, во главе которого ставилось «семь добрых мужей» (Талмуд. Гемара Иерусалимская, Мегилла, III, 74a; Иосиф Флавий. Иудейская война. II, 20, 5). Все семеро носят греческие имена, поэтому логично предположить, что и сами они, избранные для защиты интересов эллинистов, происходят из их среды. Их дело – «служение» хозяйственным нуждам Церкви: сбор и распределение пожертвований, устроение общих трапез (в том числе и евхаристических), организация похорон бедных, помощь узникам.

[5] Это первое в Новом Завете упоминание о передаче дара и права церковнослужения через возложение рук (греч. хейротон и а). Сам этот сакраментальный жест восходит к ветхозаветным обычаям (Кн. Чисел 27: 18).

 

- 2 -

[6] Римский историк Тацит называет распятие " рабской казнью" (Taciti Historiae IV, 11).

 

- 5 -



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.