Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Святых жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима



Святых жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима

3 мая в 2020 году

 

 


Чтения на Литургии

Апостольское чтение

Деяния Апостолов 6: 1–7. – Зачало 16

[Умножение учеников. Первые «служители» (диаконы)]

1 В те дни, когда продолжало умножаться число учеников[1], среди эллинистов[2] возник ропот на евреев. Они жаловались на то, что при ежедневном служении неимущим не оказывали внимания их вдовам[3].

2 Тогда Двенадцать [апостолов], созвав собрание всех учеников, сказали: «Не годится, чтобы мы, забросив слово Божие, стали обслуживать столы. 3 Поэтому, братья, присмотрите из своей среды семь человек, имеющих доброе свидетельство, исполненных Духа и мудрости; их и поставим на это дело[4]. 4 Мы же будем постоянно пребывать в молитве и служении Слову».

5 Такое предложение понравилось всему собранию, и тогда избрали Стефана, человека, исполненного веры и Святого Духа, а также Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая, прозелита из Антиохии. 6 Их поставили перед апосто­лами, и те, помолившись, возложили на них руки[5].

7 И слово Божие возрастало, и быстро умножалось число учеников в Иерусалиме; и даже множество священников с покорностью принимало веру.

(Русский перевод архим. Ианнуария (Ивлиева))

Евангельское чтение

[Погребение Господа. Жены-мироносицы у гробовой пещеры]

Евангелие от Марка 15: 43 – 16: 8. – Зачало 69

В то время пришел Иосиф из Аримафеи, уважаемый член Совета [Синедриона], который и сам был из числа


Митрополит Никодим был доктором богословия (1975 г. ), оставив после себя пятитомный машинописный сборник сочинений (из которого опубликовано не все). Ему приходилось совмещать ряд ответственных должностей, становиться организатором многих международных форумов и конференций. Без преувеличения, его знал весь мир, причем, не только христианский. В то же время он оставался простым и приветливым человеком, духовным наставником студентов богословских школ, и знал в лицо практически каждого семинариста, который понимал, что может обратиться к Никодиму Великому с любым житейским вопросом. В последние годы митрополит еще и профессорствовал – читал в Духовной академии лекции по истории Русской Церкви. Ноша была почти непосильна, и, приводивший в ужас своим «непослушанием» врачей, митрополит Никодим умер за месяц до своего сорокадевятилетия. Это произошло в богоспасаемом граде Риме 5 сентября 1978 года во время беседы с папой Иоанном-Павлом I, новоизбранным наместником кафедры апостола Петра.

Жизнь Великого иерарха была посвящена борьбе за сохранение Русской Церкви при жесточайших хрущевских гонениях, направленных на полную ликвидацию религии в период официально декларированного двадцатилетнего «построения коммунистического общества» (тогда это не было шуткой). Он определил эту во многом трагическую и, к сожалению, непонятную большинству современных людей и даже молодых историков «стратегию выживания» (в буквальном смысле слова). В 1961 году Русская Церковь вступила во всемирный Совет Церквей, президентом которого митрополит Никодим был избран в 1975 году.

Благодаря расширению международных экуменических (в переводе с греческого – «вселенских») связей и созданию иностранного факультета Владыка сумел предотвратить неминуемое закрытие Ленинградских Духовных академии и семинарии. В ситуации обновления Римо-Католической Церкви после Второго Ватиканского собора (1962–65 гг. ) он много сделал для улучшения взаимоотношений Москвы и Ватикана и, несмотря на протесты врачей (к тому времени перенес уже 5 инфарктов! ), считал необходимым лично приветствовать новоизбранного папу Иоанна-Павла I.

С особым вниманием и уважением митрополит Никодим отно­сился к нашему старообрядчеству, хранящему ценные древнерусские

- 7 -
«ЧЕЛОВЕК ЦЕРКВИ»

В это же воскресенье мы празднуем День Ангела приснопамятного митропо­лита Ленинградского и Новгородского Никодима (в миру Борис Георгиевич Ротов). Этот Великий Архиерей, о котором многие ничего не знают, до сих пор, по немощам нашим, не причислен к лику святых. Между тем его подвиг в служении Православной Церкви в один из сложнейших периодов её истории может быть сопоставлен лишь с заслугами перед Вселенским Христианством святого Василия Великого, жившего в IV веке.

 Будущий Великий Святитель родился 15 октября 1929 году в обычной советской семье, окончил среднюю школу и два года проучился на факультете естествоведения Рязанского педагогического института. Но Бог уготовал ему иной путь, и юный студент принял тайный монашеский постриг, символически означенный новым именем. Это произошло 19 августа 1947 года, в праздник Преображения Господня. С 20 ноября 1949 года иеромонах Никодим проходил служение в сельских храмах Ярославской епархии, а с 1952 года – в кафедральном Феодоровском соборе Ярославля. В 1955 году он закончил Ленинградскую духовную академию, а с 1956 по 1958 гг. находился в Святой земле, сначала в качестве члена, а затем начальника Русской Духовной миссии в Иерусалиме. В 1959 году архимандрит Никодим становится заместителем председателя Отдела Внешних церковных связей, а в 1960 – его председателем, и возводится в сан епископа Подольского. В 1960–63 гг. он возглавлял Издательский отдел Московского Патриархата и, в противовес запретам, сумел наладить выпуск первого в советское время научного церковного журнала «Богословские труды» (он так и оставался единственным до эпохи «Перестройки»). С октября 1963 года и до конца жизни – в течение пятнадцати лет – возглавляет Ленинградскую митрополию. Одновременно с 1974 года – Патриарший Экзарх Западной Европы.

 

- 6 -


ожидающих Царства Божия. Он отважился войти к Пилату и попросил тело Иисуса.

Пилат выразил удивление, вправду ли Иисус уже мёртв, и, вызвав центуриона, спросил, давно ли Он умер? Выслушав ответ центуриона, он дозволил Иосифу забрать мертвое тело; и тот, купив саван (плащаницу), снял Его < с креста>, завернул в саван и положил Его в гробнице, которая была высечена в скале, и привалил ко входу в гробницу камень. И видели Мария Магдалина и Мария, мать Иосии, где Его погребли.

Когда же миновала суббота, Мария Магдалина и Мария, мать Иакова, и Саломия купили благовоний, чтобы пойти умастить Его. И рано поутру, в первый день недели, подходят они к гробнице, когда взошло солнце. И переговаривались они между собой: «Кто же отвалит нам камень от входа в гробницу? »

И, подняв глаза, видят они, что камень отвален; а был он очень большой. И, войдя в гробницу, увидели, что с правой стороны сидит юноша, облаченный в белую одежду; и они ужаснулись.

Он же говорит им: «Не ужасайтесь! Вы ищете Иисуса Назарянина, распятого. Он восстал (букв. был воскрешён, поднят), Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. А вы идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он ожидает вас в Галилее. Там Его увидите, как Он сказал вам». И они, выйдя наружу, побежали прочь от гробницы; потому что объяли их трепет и восторг (греч. э кстасис), и не сказали они никому ничего: так им было страшно.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.