|
|||
Идея любви ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Представлена л/т и отдельными лирическими темами. Л/т любви впервые появляется в Интродукции (с. 3) как противопоставление идее богатства. В 1-й к. собственно л/т любви отсутствует, но идея любви побеждает (с. 69-70, клятва Германа «Гром, молнья»). Тема любви интенсивно развивается во 2-м разделе 2-й к. Прежде всего это ария Лизы. Тема арии сначала звучит в оркестре (с. 89), затем – в партии Лизы (с. 90, «Откуда эти слёзы? »). Эта ария является экспозицией образа Лизы и раскрывает её характер, её переживания. Ария написана в сложной 3-хчастной форме, где основная тема романсового склада (с. 90), а средний раздел отличается страстностью, взволнованностью (с. 94-94, «О, слушай, ночь»). Последующая сцена Лизы и Германа имеет несколько разделов и именно в ней начинает развиваться тема любви сначала в оркестре(с. 101, оркестр), а затем и в вокальной партии Германа (с. 102-103, «Дай умереть»). Большое значение в сцене имеет реплика Германа «Красавица! Богиня! Ангел! » (с. 105). Ариозо Германа «Прости, небесное созданье» (с. 106) – это прощание с надеждами и Лизой. Кульминация ариозо – «Красавица! Богиня! Ангел! » (с. 108). Эта кульминация прерывается вторжением Графини и новое развитие диалог Лизы и Германа получает после её ухода. Вторая волна развития темы любви – с. 114-115 («Так, значит, смерти приговор»). Кульминация – восклицание Германа «Красавица! Богиня! Ангел! » (с. 116). В 3-й к. идея любви борется с идеей богатства, поэтому она звучит порывисто и лишена распевности (с. 173, оркестр). В 4-й к. интонации темы любви появляются в вокальной партии Лизы и в оркестре (с. 195). В 5-й к. тема любви проходит как воспоминание, просветление среди безумия и болезни Германа (с. 224, «Бедняжка»). В 6-й к. тема любви начинает звучать наиболее полно. Прежде всего, это сцена и ариозо Лизы (с. 243, «Ах, истомилась я горем»). 2-й раздел сцены – гнев и отчаяние (с. 248, «Так это правда»). Лирическая кульминация – дуэт-согласие Лизы и Германа «О, да, миновали страданья» (с. 252) – надежда на счастье и понимание его невозможности. Заключение 6-й к. трагично. В 7-й к., в финале, перед смертью Германа вновь звучит тема любви (с. 309, «Лиза? Ты здесь! »; с. 310, тема любви в Ре-бемоль мажоре как идеал – в партии оркестра).
|
|||
|