Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Идея богатства



представлена комплексом тематических образований, основные из которых звучат в Интродукции. Начальная тема Интродукции – тема баллады Томского (с. 1, начало), 2-я тема – «О Боже» также из баллады (с. 2), 3-я тема – тема 3-х карт (с. 2).

В 1-й к. даётся экспозиция и завязка драмы. Большую роль здесь играет жанрово-бытовой фон, оттеняющий сложные психологические состояния героев. Общая направленность 1-й к. – от светлого и безмятежного настроения в начале к сцене грозы в финале, подчёркивающей смятение чувств Германа.

Экспозиция образа Германа в 1-й к. дана в 2-х ариозо – «Я имени её не знаю» и «Ты меня не знаешь».

Тема первого ариозо сначала звучит в оркестре (с. 20). Интонационная основа этого лирического ариозо появится в балладе Томского («Три карты»).

В речитативной связке между двумя ариозо возникает основной социальный конфликт оперы (Герман беден, Лиза богата).

Второе ариозо (с. 27) раскрывает роковое начало чувств Германа.

2-й раздел 1-й к. экспонирует конфликт Елецкого и Германа (с. 41, дуэт «Счастливый день»).

Центральной сценой 2-го раздела 1-й к. является появление Графини и Лизы и квинтет «Мне страшно». В момент появления Графини и Лизы в оркестре звучит тема «3-х карт» (с. 43-44, Герман был неприятно впечатлён зловещим видом Графини).

Сам квинтет представляет собой редчайший образец ансамбля-согласия несопоставимых психологически людей (с. 45, партия Лизы). В последующем разговоре Томского с Графиней вновь звучит тема 3-х карт (с. 49, оркестр).

Баллада Томского как бы концентрирует в себе интонационный комплекс 3-х карт. Тема карт появляется в речитативном вступлении к Балладе (с. 51, оркестр; с. 53, на словах «Все ночи напролёт» – тема карт в оркестре). Собственно Баллада состоит из 3-х куплетов, которые развиваются по принципу sopranoostinato. В последующем развитии сферы богатства важное значение будет иметь основная тема Баллады

(с. 53, «Однажды в Версале»), тема припева (с. 54, «О Боже! »), тема, завершающая припев (с. 54, «Три карты…»). В конце Баллады появится тема предсказания (с. 59, «…от третьего, кто, пылко, страстно любя…»).

Заключительный раздел 1-й к. – это монологическая сцена Германа, в которой в его душе борются мысли о любви и о тайне карт. Побеждает мысль о любви (с. 66, «Получишь смертельный удар ты…»). В завершении 1-й к. Герман даёт клятву «Она моею будет» (с. 70).

2-я к. – развитие драмы. В целом она делится на 2 крупных раздела, 1-й из которых – жанровая сценка девичника (романс Лизы и Полины), а 2-й – монологическая сцена Лизы, а потом – сцена Лизы и Германа. 2-я к. развивает лирическую линию оперы, однако, в заключительный её раздел вторгается тема карт (с. 108-109). В момент появления Графини в партии оркестра звучит тема карт, которая в сознании Германа отождествляется с образом Графини (с. 110-111). Герман вновь вспоминает предсказание (с. 111, «Кто, страстно любя»), но эта мысль побеждена чувством любви.

3-я к. – новый этап развития идеи богатства. Как и в предыдущих сценах, здесь большую роль играет общая праздничная атмосфера (бал), на фоне которой состояние Германа показано более рельефно. Он вспоминает о предсказании (с. 170, «Кто, пылко и страстно любя») и его последняя мысль – узнать тайну Графини любой ценой (с. 175, «Теперь не я, сама судьба так хочет»).

4-я к. – кульминационная в развитии идеи богатства. Она написана в сонатной форме (как и 2-я к. ), что подтверждает наличие принципа симфонизма в музыкальном языке оперы.

Мрачное вступление создаёт ощущение тревоги и напряжённости. Основная тема – тема страданий Германа (с. 182), интонационно она вытекает из темы любви, обретая здесь совершенно иной смысл.

Речитативный монолог Германа раскрывает его двойственное состояние: он желает узнать тайну Графини и не верит в её существование ( сфера Г. П. ).

Своеобразным связующим разделом является хор приживалок и диалог Лизы и Маши.

Сфера П. П. развивает образ Графини. Первоначальная её характеристика здесь – как женщины, живущей в прошлом, уходящей из мира (с. 200, «Ну, времена»). Тема народной французской песни «Вива, Генрих IV! » звучит в партии оркестра (с. 202, Andantesostenuto). Ария Графини близка балладе, повествовательна, исполняется на французском языке (с. 203, Andantino).

Финальная сцена 4-й к. – разработка и реприза. Она открывается темой карт или Графини как хранительницы тайны карт (с. 206). Вторая тема – из Баллады Томского – «три карты» (с. 206, 3-я строчка).

В центре разработки – ариозо Германа «Если когда-нибудь знали» (с. 209), которое является образцом однополюсовой драматургии в диалоге с Графиней (Герман обращается к ней с просьбой открыть тайну карт, Графиня не отвечает ему). Это ариозо лирического плана, но интонационно оно близко Балладе Томского, кроме того, в тематизм ариозо вплетаются интонации темы карт. Постепенно речь Германа становится всё более эмоциональной и взвинченной (с. 211, «Может быть»).

Кульминация – сцена смерти Графини (тихая кульминация, с. 214-215, «Она мертва»).

Реприза возвращает тему страданий Германа (с. 215-216, «Мертва, а тайны не узнал я»). Заключение 4-й к. интенсивно развивает тему «три карты» из Баллады Томского (с. 220).

5-я к. – это монологическая сцена Германа, его воспоминания о Лизе, о похоронах Графини.

Центральный момент 5-й к. – сцена Германа и призрака Графини. Здесь постоянно развивается тема карт (с. 232, 234). Призрак Графини раскрывает тайну карт: музыкально это выражено речитативной (псалмодической) речью Графини и звучанием в оркестре целотонной гаммы (с. 236, «Я пришла к тебе»). Когда Графиня называет карты, в оркестре звучит тема трёх карт (с. 237-238, «Тройка, семёрка, туз»). Герман в безумии повторяет за призраком карты.

6-я к., как и 2-я, развивает лирическую линию оперы. Однако, как и во 2-й к., здесь появляется идея богатства. Рассказ о смерти Графини и её призраке связан со звучанием соответствующих тем (с. 257, оркестр). Здесь звучит и тема предсказания призрака (с. 262, «Да, я тот третий»), и тема трёх карт (с. 262, оркестр).

6-я к. завершается гибелью Лизы.

7-я к. состоит из двух разделов: 1-й – жизнерадостный, рисующий атмосферу веселья в игорном доме; 2-й контрастирует 1-му, открывается он приходом Германа в игорный дом.

Вся эта сцена определяется темой карт (с. 290, «Страшнее быть нельзя»). Особенно ярко звучит эта тема в кульминационной точке – в момент игры (с. 297, «Нет, я иду углом! »).

Драматическая кульминация 7-й к. – ариозо Германа «Что наша жизнь? » (с. 300), воспевающее случайность удачи и истинность смерти. После этого он играет с Елецким (своеобразное продолжение поединка двух жизненных принципов). В завершении сцены развивается тема призрака (с. 307, оркестр).

Сцена смерти Германа – тихая кульминация, прозрение героя, в результате чего звучит тема любви как истинной ценности жизни.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.