|
||||||||||||||||
П.И.Чайковский. «Пиковая дама» (1890). Это вершина оперного творчества композитора, произведение, в котором основная тенденция – симфонизация оперы – доведена до логической кульминации.Стр 1 из 3Следующая ⇒ П. И. Чайковский «Пиковая дама» (1890) Это вершина оперного творчества композитора, произведение, в котором основная тенденция – симфонизация оперы – доведена до логической кульминации. 1) Повесть Пушкина и либретто оперы. Повесть Пушкина была значительно переосмыслена при написании либретто.
2) Драматургия оперы. Драматургический конфликт возникает между идеями любви и богатства, которые борются в сознании Германа и в его жизненных обстоятельствах. 3) Особенности музыкальной драматургии оперы. Принцип симфонизации проявляется в наличии 2-х тематических сфер, которые экспонируются, взаимодействуют между собой и обретают новые качества. Идея любви воплощена в л/т и отдельных лирических фрагментах оперы. Идея богатства представлена более сложно: здесь используется целый комплекс различных тематических образований – тема тайны Графини, тема 3-х карт, тема предсказания призрака. В основе своей этот тематический комплекс звучит в Балладе Томского из 1-й к. 4) Образная структура оперы. Графиня раскрывается в 2-х аспектах: как старая, больная женщина и как носительница роковой тайны 3-х карт. Как человеческое существо она характеризуется музыкой Франции 18-го века (ария Елизаветы из оперы Гретри «Ричард Львиное сердце»). Чайковский использует также тему французской народной песни «Да здравствует Генрих IV», которая воспринималась как эмблема королевской Франции. Иная характеристика Графини – призрака – целотонная гамма ( сцена в 5-й к. ). Герман – двоемирный герой. Драма его заключается в том, что он вынужден идти к ложной цели, используя ложные средства. Безумие Германа является результатом совмещения в его душе возвышенной любви и низменного желания богатства. Лиза – это самый светлый персонаж оперы, образец романтической жертвенности, натура цельная и глубокая. Музыкальная характеристика Лизы связана с традициями русского народного песенного искусства. Томский – светский человек, который не задумывается над своими словами и поступками, не подозревает той зловещей роли, которую он играет в жизни Германа. Елецкий – антипод Германа, человек, духовно близкий Лизе. Как и Томский, Елецкий играет роковую роль в судьбе Германа. Чекалинский и Сурин – это легкомысленные люди света, которые не ведают, что творят (их насмешки подталкивают Германа поверить в историю 3-х карт и попытаться узнать их тайну).
|
||||||||||||||||
|