|
|||
Вводная лекция. От граффити к уличному искусству;Стр 1 из 3Следующая ⇒
Вкратце о том, как представители маргинальных субкультур (какой была граффити не так давно) стали художниками, всемирно известными.
1. Субкультурное граффити — конец 50х, в Филадельфии. • Подростки из неблагополучных кварталов стали писать свои имена и псевдонимы на стенах; • Граффити – как своеобразный протест, растет в самых неблагополучных кварталах. Теги и надписи появлялись как реакция на социально-политические проблемы, а характерными для периода зарождения культуры стали вызывающие слоганы. • В 60х граффити перемещается в Нью-Йорк, который стал Меккой всего что мы в современности понимаем как граффити на десятилетия; • Популяризацией граффити считаются рисунки и надписи, которые оставляли на стенах зданий и товарных вагонах поездов члены нью-йоркских уличных банд. Так участники группировок «метили территорию» и общались между собой.
2. Суть граффити Граффити — своеобразый способ общения между райтерами, а город — просто их огромный оффлайн мессенджер. Оставляя свою новую работу, автор делает высказывание или же просто говорит: «Это я», « Видал? Можешь так? », — а остальные считывают эту информацию и показывают на других объектах уже свои умения.
3. Райтеры как импрессионисты. Изобретение тюбика для краски вывело художников на пленэр и в огромной части определило развитие искусства импрессионистов; Так искусство нередко развивается вслед за техническими возможностями; В каком-то смысле изобретение баллона вывело на улицы нет, пока не художников, пока — протестующих подростков. Но они станут художниками позже. Аэрозольный баллон – главный (хоть и не единственный инструмент современного стрит-арта и раннего граффити -движения. Универсальный, всепогодный, стойкий, приятный и компактный — позволяет работать с удовольствием.
4. Граффити в метро. Эволюция. Со временем, простые тэги (надписи маркером или баллоном) превращаются в такие полноценные, сложные и огромные цветные рисунки, которые в 70х захватили практически весь метрополитен Нью-Йорка И в 73 году прошла первая самоорганизованная выставка с работами местных граффити-райтеров, на которой были представлены эскизы и работы на холстах, где молодые люди изображали свои псевдонимы. Так граффити развивается и делает шаг в галереи.
5. Граффити как часть хип-хоп культуры. Уже в 80х граффити стало частью хип-хоп культуры, которая на тот момент очень заинтересовала масс-медия, как новое молодежное модное течение и вместе с этим к граффити-райтерам появился интерес у небольших художественных галерей в Нью-Йорке; Граффити в мире искусства вслед за мини-галереями, граффити заинтересовались уже более серьезные арт-диллеры. Они попытались представить граффити как новый виток американской современной живописи. (середина 80х). Так работы американских граффити райтеров попадают в галереи и музеи Америки и Европы.
6. Граффити попадает в Европу. Через фильм и книгу. Интернет еще не настолько распространен, он сыграет свою роль позже.
7. Граффити в Европе. Развитие через местные стили фанзины журналы, видео, которые позволяют коммуницировать внутри субкультуры еще более полно и обмениваться опытом.
8. 2000 — от тэга к знаку. Художники переключаются к тиражированию персонажа (логотипа). Расширяется и список техник. Это и трафарет, и коллаж, и стикер и т. д. Так появляется стрит-арт, который мы знаем сегодня.
9. Выставки и проекты в Европе в 2000х Появляются первые муралы, проекты с монументальными росписями. И, конечно, огромное влияние на распространении и стрит-арта и граффити оказал интернет. Его массовое распространение по миру раздвигает рамки и для сообщества и для «потребителя».
10. Эффект Бэнкси. Наверное, его можно назвать не менее важным чем интернет, для процесса популяризации стрит-арта. Бенкси, благодаря фантастической популярности своих работ в СМИ, очень сильно расширил круг зрителей современного стрит-арт искусства. «Бэ́ нкси» (англ. Banksy) — псевдоним анонимного английского андерграундного художника стрит-арта, политического активиста и режиссёра, работающего с 1990-х годов. Настоящее имя и происхождение Бэнкси не известны, вокруг его биографии в обществе ведётся много споров. Бэнкси получил международное признание благодаря своему отличительному стилю сатирического уличного искусства и граффити, выполненных с использованием техники трафаретной печати. Его работы богаты чёрным юмором и часто сопровождаются «подрывными» эпиграммами, которые содержат острые и мощные комментарии к социальным и политическим аспектам современного общества
11. Популяризация. По ходу роста популярности стрит арта во многих городах начинают проводится фестивале стрит арта, где уже с разрешения властей уличным художникам отводились огромные площади для создания рисунков. Развивается дискуссия, так и не прекратившееся до сих пор, стоит ли институализировать стрит-арт или это меняет его суть? Вопрос сложный и многогранный, однако факт взрывного роста популярности стрит-арта среди художников и зрителей произошел в том числе и благожаря таким фестивалям.
12. Стрит-арт, как достопримечательностью Уже к 2010 годам эти фестивали настолько распространились, что рисунки на домах стали достопримечательностями. И власти городов, вместе с бизнесом, поняли, что на этом растущем интересе публики можно зарабатывать. Появляются самые разные муралы – достопримечательности, от банально «самых больших» или «самых длинных», или созданых руками всемирно признанных авторов – до «видных из космоса», оп-арт интервенций; Чем больше практика – тем больше вариантов.
13. Джентрификация. На фоне этого уличные художники стали принимать участие в процессе джентрификации и с ходом того как повышалась стоимость площадей в бывших промышленных кварталах, росли цены и на студийные произведения уличных худжников. Стало появляться все больше галерей, которые работали со стрит артом. Джентрификация (примеры) — превращение бывших промышленных территорий или запущенных окраин, в пространства для коммерческой аренды и жилья. В Москве это, например, кластеры«Винзавод», «Артплэй», «Флакон», «Хлебозавод» и др. Их опыт демонстрирует, как можно с успехом трансформировать советские заводы в места, привлекающие капитал и модную аудиторию. При чем здесь художники? — спросите вы. Дело в том, что все упомянутые проекты начинались с настенных росписей: кстати, многие рисунки можно увидеть до сих пор. Суть заключалась в том, чтобы на начальном этапе реконструкции минимальными средствами привлечь внимание потенциальных арендаторов и создать современную, модную атмосферу.
В мировой практике девелоперы давно используют активность творческих людей в своих целях. Такие районы, как Сохо в Нью-Йорке, Шордич в Лондоне — классические примеры участия художников в джентрификации. Нью-йоркский район Сохо, в котором в 1980-е находились студии художников и небольшие галереи, постепенно превратился в модный квартал с сетевыми магазинами и бутиками. Еще одна из главных точек на карте мирового уличного искусства — эмигрантский район Шордич в восточном Лондоне. Это место стало одним из самых модных в английской столице в большой степени благодаря тому, что здесь сконцентрировано очень много рисунков на стенах. Сегодня владельцы недвижимости в Шордиче специально предоставляют художникам стены своих зданий, чтобы привлечь к своему бизнесу внимание местных жителей и туристов.
14. Сотрудничество с брендами (еще с 90х) Это позволило им не только заработать денег, но и безусловно — расширить аудиторию. Сегодня стрит-арт стал неотъемлемой составляющей маркетинговых стратегий брендов. В сотрудничестве с главными художниками, пропагандирующими «уличное искусство», выпускаются капсульные коллекции, уличные стены покрываются граффити. Да и сами художники создают собственные бренды (Покрас, Шепард Фейри, Бэнкси)
15. Стрит арт в музее Важный этап в развитии и признании уличного искусства широкой общественностью — 2 мероприятия, которые прошли в известнейших мировых музеях. Первый — 2008 г, на лондонской тэйтможерн появились муралы от 6 самых известных стрит арт авторов того периода. Второй 2011 artinthestreetsкрупномасштабная экспозиция в музее СИ в Лос-Анжелесе. Это – важный момент принятия стрит-арта в мир «высокого» искусства. Так, с 2000 г работы уличных художников все чаще попадают на аукционы, что способствует повышению статуса их авторов и росту цен на произведения
16. Звезды стрит-арта Как и в любой среде, в уличном искусстве есть свои «звезды» - имена. Многие из них — миллионеры, имеющие огромные аудитории. Ron English, Shepard Fairey, Banksy, Keith Haring, Jean-Michel Basquiat идр.
17. Стрит арт как часть СИ Сегодня и граффити и стрит арт — это части культуры, полноправные. Так граффити проекты попадают на биенналле, это важная часть СИ. Эти процессы есть и в России. Артмосфера в манеже есть музеи специализирующиеся на opencontemproryart/ так же они сотрудничают с галереями, брендами, агентствами. Многие представители стрит-арта стали известными художниками.
Стрит-арт — это любая акивность в городском пространстве, как имеющая легальный статус, так и нет. Как исполненная красками, так и созданная из других материалов. Надписи, коллаж, плитка, трафареты. И главный момент: для стрит арта важна игра с городом. Это слом шаблонов горожан. Уличнй художник заставляет зрителя подругому посмотреть на пространство. Интерес к стрит-арту — фактически постоянная величина: в России проводятся десятки выставок и фестивалей в сезон, бренды охотно платят уличным художникам за коллаборации, а часть чиновников всерьёз обсуждает легализацию граффити.
|
|||
|