|
|||
Елена Ивановна Рерих 15 страница«483. В древних общинах приветствовали каждого подвергавшегося испытанию. К нему относились заботливо, зная, что невозможно насильно пресечь процесс его переживания. Считали, что каждое испытание уже есть порог к продвижению. Никто не мог искривлять путь следствий, но братское ободрение позволяло не замедлить шаг даже перед самыми ужасными ликами. Ведь хаос в страшном безобразии неминуемо пытается преградить путь каждого из испытываемых. Но пусть будут страшны такие лики. Явление самого ужасного уже будет предвестником конца испытания». Н. П. Серафинина тоже проходит испытание – это для Вас. Теперь другое – Ваш Вопрос о Кумарах. «489. Многие слышали о Кумарах, но немногие правильно поняли их. " Явление какое-то надземное" – так скажут, но забудут, каким трудом складывается достижение. Ученые уже начинают понимать, как входит человеческая личность в пантеон героев. Таким же путем наслаиваются и качества водителей человечества. Если они не пройдут страдания земные, они не могут отзвучать на страдания людские. Если они не познают пота труда, они не смогут руководить людьми в их работе. Самоотвержение, милосердие, сострадание, мужество куются в жизни. Ничто отвлеченное не может слагать силу духа. Так пусть понимают Кумар как истинных Водителей». Спасибо, дорогой Рихард Яковлевич, что усмотрели мою описку о Кумарах. Теперь ответы на Ваши вопросы. Трое эзотерических Кумар иногда именуются – Три великие Владыки Мира. Во главе Их стоит Тот, Кого называют Учителем Учителей, Тот, Кто близок Вашему сердцу. Они назывались эзотерическими, ибо Имена Их сохранялись втайне, но не по характеру деятельности. Ведь чем Выше Дух, тем доступнее Ему все планы и тем больше ответственности. Деятельность Величайшего вмещает все аспекты проявления на всех планах. Иерархия этих Кумар простирается и на всю нашу Солнечную Систему. Но это только для Вас. Сердце Ваше подскажет, кому из ближайших можно доверить, ибо очень часто именно Величие Облика или Понятия отпугивает некоторые сознания. Много ли сознаний могут воспринять и понять истинную Мощь некоторых Духов, воплощавшихся на нашей Земле! Земной Облик, с его неизбежными в нашем Круге и расах ограничениями, скрывает истинную сущность даже Величайших Духов. Потому легенды, сложившиеся около Великих Обликов, гораздо ближе к истине, нежели даже самые восторженные свидетельства Их современников. Именно легенда, выражая синтез видимого с невидимым, является прозрением в тот мир, где огненными знаками начертана истинная сущность человека. Прочтите в русском издании «Тайной Доктрины» страницы 264-266, и пусть сердце Ваше возрадуется. Но будьте осторожны, не поверяйте это неготовым. Пусть каждый поймет по-своему. Благо понявшим. Упомянутые Вами лекции, конечно, не заслуживают внимания. Приведенные Вами темы их заимствованы из сведений, широко циркулирующих в западных странах, особенно в Америке. Конечно, упомянутые г-ном Иллионом отшельники не имеют прямой связи с Великим Братством. Около священной горы Кайласа можно найти таких же отшельников, хотя долголетие их сильно преувеличено, но и они не имеют прямого отношения к Твердыне Братства. Также Сен-Жермен не живет в указанной стране. Там темные силы работают на разрушение, страна уже получила предупреждение. С 24 года никто из Великих Учителей не выезжал за пределы Твердыни. Последний раз на краткий срок Они выезжали в Европу в конце 19-го, затем в начале 20 года. Теперь скоро до Вас доедут сокровища духа и искусства. Пусть они украшают любимую нами страну. Пусть радость несут близким сердцам. Пусть блеск и сияние Гималаев светят в любимом Доме и магнитом своей несравненной красоты привлекают лучшие души. Высока Красота, высоко и искусство, передающее ее. Потому и вся вредительская работа темных сил в Америке разбивается о твердыню Музея. В присланных нам газетных вырезках Музей по-прежнему называется жемчужиной Нью-Йорка. И почти каждый критик или лектор по искусству не преминет закончить свою лекцию несколькими словами о творчестве Н. К. или же приведет его слова. Справедливы также слова редактора журнала «Арт Дайджест», что «искусство и дух великого народа, его прошлое, настоящее и будущее выражены именно в творчестве Рериха». Кроме совершенно исключительной гаммы тонов в блеске и их тончайших сочетаний, кроме необычайного дара композиции, каждая картина представляет собою олицетворение великой мысли. Не перестаешь изумляться этому неисчерпаемому творчеству. Истинно, творчество это осияно Высшей Благодатью. Мой Тициан наследовал великий дар отца и с каждой картиной открывает в своем творчестве новые глубины. Последний портрет отца на фоне Гималайских гор по смелости задания, по силе красок превосходит все прежние. Родной Рихард Яковлевич, удастся ли Вам немного отдохнуть и дать вылиться накопившейся силе творчества? Иногда чувствую большие угрызения совести, что из-за моей неопытности по издательству книг я доставила Вам много лишних хлопот. Ведь знаю, что я часто забывала, какой именно транскрипции имен придерживалась в отосланных Вам главах, ибо не всегда наносила поправки на оставшейся у меня копии. Во всем нужен и навык и, главное, выработанная дисциплина. Потому так ценю всю проявленную Вами заботу. Не знаем, как и благодарить Гаральда Феликсовича за всю доброту, выказанную им по отношению к родителям Владимира Анатольевича. Тяжко нам было обременять его, но сами мы так стеснены сейчас из-за расходов, связанных с судоговорением, что не можем прийти на помощь Владимиру Анатольевичу так, как это хотелось бы. Потому сердце полно признательности. Счастливы были получить телеграмму о первой победе. Так враги Света будут поражены чистым огнем. Будем тверды и неуклонны, и все придет. Пусть будет Вам светло, родные наши! Шлю самый сердечный привет Элле Рейнгольдовне и всем ближайшим, что Огонек? Что детки Гаральда Феликсовича? Хотелось бы иметь и их карточки, нам ведь все близко. Сейчас пришло письмо от Гаральда Феликсовича со вложением милых карточек. Так радовались его «львиному настроению». Именно, как львы должны идти все служители Блага. Именно, важно самое широкое осведомление. В Служении нельзя оставить ни одного камня не перевернутым, нужно оказывать всякое противление нападению тьмы.
Е. И. Рерих – Н. П. Серафининой 11 июня 1937 г. Дорогая Надежда Павловна, Ваше прекрасное письмо от 1 мая пришло вместе с письмами Рихарда Яковлевича и Гаральда Феликсовича, описывающих в самых сердечных и ярких красках свое посещение литовских друзей. Такие вести – наша радость. Каждое утверждение единения есть великое действо, следствия которого трудно учесть земными мерилами. Потому от всего сердца шлем признательность всем близким нам по духу и принесшим лучшие чувства ко дню этого праздника Единения. Знаем, как духовные дети чтут свою «маму»[180], они оправдывают Вашу любовь и заботу о них. Так пусть всем будет светло и радостно, пусть самоотвержение в единении украшает жизнь каждого истинного служителя Блага. Радуемся подвижности и деятельности Вашей группы, самое важное – это возмущение вод, только так рождаются возможности. Но следует принять во внимание, что мы очень часто ожидаем совершенно определенного следствия от наших действий и огорчаемся, когда не видим немедленных, непосредственных и обычно уже предпосланных нами результатов и при этом не замечаем, что в другом, и нередко не менее важном направлении действия наши принесли или заложили семена новых возможностей. Потому будем зорки, будем ловить возможности, посылаемые при действиях, при встречах и т. д. Жизнь в действии, застой – разложение. Потому благо всем устремленным к проявлению, к действию. Теперь перехожу к Вашим вопросам. Вы хотите знать больше о психической энергии... Вы знаете, что психическая энергия называется энергией ВСЕНАЧАЛЬНОЙ, следовательно, она включает в себя все остальные энергии, которые являются лишь ее дифференциациями. Так, Парафохат есть основная или Всеначальная психическая энергия в ее наивысшем космическом аспекте и Фохат есть следующий аспект ее в проявленной Вселенной. Та же психическая энергия в качестве жизненной силы разлита всюду как ПРАНА. Пришло время объединить смысл энергии Всеначальной. Параграф из Учения: «Наверно, вас не раз спросят, как развивать психическую энергию и как познать полезность ее. Но достаточно сказано, что сердце, устремленное к высшему качеству всей жизни, будет проводником психической энергии. Никакая насильственная условная подвижность на проявление сердечной деятельности не полезна. Сердце – самый независимый орган, можно дать ему свободу к добру, и оно поспешит наполниться энергией. Также лишь в дружном общении можно получить плоды объединенной энергии, но для этого необходимо понять, что есть согласие»[181]. Итак, психическая энергия есть Дух Святой. Психическая энергия есть любовь и устремление. Психическая энергия есть синтез всех нервных излучений. Психическая энергия есть великий Аум. Потому выработка в себе постоянного, ничем не сломимого устремления к совершенствованию, к Свету во всех проявлениях и будет развитием этой жизнедательной энергии. Помните § 55 из книги «Община»? «Устремление – ладья Архата. Устремление – ключ от всех пещер... Устремление есть число звезд! » Я так люблю этот параграф! Можно сказать, что там, где нет устремления, там отсутствует и высокая психическая энергия. Вы правы, что психическая энергия может быть воспринята, лишь если нервные центры готовы ее принять. Но насильственно никто не может даровать ее. Можно передать известное количество из своего запаса другому человеку в том случае, если он может воспринять. Этим объясняются многие чудеса исцеления. Именно психическая энергия получает мощь из пространства, если она приобрела качество магнита. Все явления, как телепатия, передача мысли на расстояние, внушение, целение, ясновидение, яснослышание, психометрия и т. д., все связаны с проявлениями психической энергии того или иного качества ее. Следует всегда помнить, что качества психической энергии бесконечны в своем разнообразии. Кундалини есть та же жизненная сила, или психическая энергия, действующая через центр у основания позвоночника. Но у высоких Духов она действует через сердце. В прошлые века внимание обращалось преимущественно на центр кундалини для достижения очевидного результата действия психической энергии. Но в грядущую эпоху при сближении миров особенно усиливается центр сердца. Ибо действие через центр кундалини убедительно и действительно главным образом для земного состояния, но для достижения Высших Миров и пребывания в них необходимо утончение сердечной энергии. Вот почему в Учении столько говорится о сердце, этом солнце солнц. Психическая энергия беспредельна в разнообразии своих качеств и проявлений. Она двойственна в своем аспекте, как и все сущее в проявленной Вселенной, то есть может служить добру и злу. Потому, как во времена Атлантиды наблюдались самые различные качества ее, так и в грядущей эпохе можно ожидать самых разнообразных проявлений ее. Но при пробуждении большей духовности в человечестве в силу воздействия новых пространственных лучей, достигающих нашу планету, будем надеяться, что высшие проявления или качества ее будут преобладать. Все зависит от духовного развития человека, от качества его сердца. Теперь следующий вопрос: как понять слова в Евангелии от Иоанна – «Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся»? Несомненно, слова эти не совсем точно переданы. Ведь невозможно допустить, чтобы Евангелия, из которых первое было написано чуть ли не через сто лет после ухода Христа, и после того, как они прошли цензуру стольких ревнителей, могли в точности выражать мысль Христа. Но все же я понимаю это так, что если мы прощаем согрешившего, то тем самым мы со своей стороны не утяжеляем его карму. Тогда как если мы будем таить в себе злобу и непримиримость, то еще больше осложним его карму, но, конечно, при этом не поможем и себе, наоборот. Припомним, что сказано в Учении: «Около понятия прощения много непонимания. Простивший полагает, что он совершил нечто особенное, между тем он лишь охранил свою карму от осложнений. Прощенный думает, что все кончилось, но ведь карма остается за ним. Правда, простивший не вмешался в карму прощенного и тем не утяжелил ее, но сам закон Кармы остается поверх обоих участников. Повелители Кармы могут до известной степени изменить ее, если огонь очистительный вспыхнет ярко, но такое пламя не легко разгорается. Великие жертвы приносились для возжжения огня. Можно почитать память таких самопожертвований. Красота живет в таких зовах. Ни века, ни людские смятения не могут заглушить зовы к самоотверженности. О том же повествуют и скрижали Братства. Прекрасно, что и сейчас не забывают о понятии, которое существует через века. Не будем отвергать даже малое непонимание о пути надземном»[182]. Возвращаюсь к словам из Евангелия от Иоанна, которые обычно приводятся параллельно с изречением из Евангелия от Матфея, гл. 18, ст. 18. «Истинно говорю Вам, что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». Именно на них церковь, выдавая себя за преемницу Апостолов, основывает свою власть прощать и карать вплоть до анафемы. Но следует прочесть предыдущие стихи, начиная от 15; ведь стих 18 есть, так сказать, мораль, вытекающая из вышеприведенной притчи, и поясняет действие закона кармы. На эту тему я писала Александру Ивановичу, прилагаю копию письма к Александру Ивановичу. В заключение моего письма хочу просить Вас, дорогая Надежда Павловна, от времени до времени напоминать всем приблизившимся об испытаниях, которые, как Вы знаете, неизбежны, и именно ученики должны найти в себе силу духа одолеть врагов, которые, конечно, прежде всего живут в нас самих в виде всяких неизжитых страстей и привычек и часто только под действием обстоятельств и условий извне подымаются в сердце, отравляя наше сознание. Укажите им на следующий параграф из книги «Братство». «483. В древних общинах приветствовали каждого подвергавшегося испытанию. К нему относились заботливо, зная, что невозможно насильно пресечь процесс его переживания. Считали, что каждое испытание уже есть порог к продвижению. Никто не мог искривлять путь следствий, но братское ободрение позволяло не замедлить шаг даже перед самыми ужасными ликами. Ведь хаос в страшном безобразии неминуемо пытается преградить путь каждого из испытываемых. Но пусть будут страшны такие лики. Явление самого ужасного уже будет предвестником конца испытания». «529. " Привычка – вторая природа" – мудрая пословица, показывающая, насколько привычка одолевает человеком. Именно привычки делают человека неподвижным и невосприимчивым. Можно подавлять привычки, но искоренить их нелегко. Постоянно можно встретить людей, похваляющихся победою над привычками. Но понаблюдайте обиход таких победителей и найдете их рабами привычек. Они настолько пропитаны привычками, что даже не чувствуют гнета такого ига. Убеждение в свободе, когда человек закован в оковы своих привычек, особенно трагично. Труднее всего лечить больного, который отрицает свою болезнь. Каждый может назвать среди известных ему людей подобных неизлечимых. Между тем для усвоения понятия Братства необходимо овладение явленными привычками. Под привычками Мы разумеем не служение добру, но малые привычки самости. У Нас принято испытывать приближающихся к Братству на освобождении от привычек. Такие испытания должны быть неожиданными. При этом лучше начинать с малых привычек. Чаше о них человек защищается больше всего. Они как родимые пятна, их относят к природным свойствам. Но у новорожденных привычек нет. Атавизм, и семья, и школа дают наросты привычек. Во всяком случае, привычка обихода есть враг эволюции». «530. При познании истинных ценностей привычки обихода будут ничтожны. Лучшее освобождение приходит при сопоставлении ничтожного с великим. Не надо думать, что не следует говорить о малом на пути к Братству. Справедливо пожалеть, что основы Содружества и Общины не поняты человечеством. Главные враги сотрудничества – малые привычки самости. Но можно ли мыслить о Братстве, если даже сотрудничество не осознано?! » Книга «Братство», вероятно, выйдет к ноябрю. Имеете ли Вы второе, исправленное и дополненное, издание «Агни Йоги»? Прекрасно вышла и книга о Феликсе Денисовиче. Первый том «Тайной Доктрины» уже напечатан. Также вышло и «Сердце» на латышском языке. Рвение друзей трогательно! От всего сердца приветствуем предположенную Конференцию Друзей. Всякое движение драгоценно. Передайте мой самый горячий привет всем сотрудникам. Радовалась присланным снимкам. Такие милые лица! Шлю Вам, дорогая Надежда Павловна, и ласку, и силу бодрости, и мужество в Вашем духовном водительстве. Ведь водительство требует такого самоотвержения! Пусть будет Вам светло и радостно. Сердцем с Вами.
Е. И. Рерих – Г. Ф. Лукину 12 июня 1937 г. Родной Гаральд Феликсович, получила Ваше письмо от 29 мая, спасибо от всей глубины сердца за все, что Вы сделали для родителей Владимира Анатольевича, да еще в такое время, когда Вам нужно напряжение всех сил! Ваше «совсем львиное настроение» принесло нам великую радость, в этом ведь залог каждой победы. Главное – не устрашаться, часто пугающие при приближении к ним оказываются просто чучелами, но иногда за ними может показаться и настоящий враг, потому примем все меры предосторожности и вооружимся до зубов. Правильно самое широкое оповещение, невежество, злоба и зависть должны быть оглашены. Все, что Вы пишете о посещении Вами одного типа и его словах, что у Вас нет ни малейшего шанса выиграть дело судом, так напоминает нам положение в Америке. Мы слышали неоднократно ту же формулу, но пока что дело продолжается и врагам не удалось задушить наших друзей. Великое доверие и мощь Светлых Сил при единении друзей и полезных действиях все победят. Так пусть все друзья твердо стоят за Вами. Как смешны все нападки на гомеопатию и прочее в наше время, когда лучшие умы среди врачей в Англии и Америке возвращаются к старинным народным средствам, не входящим в узаконенную фармакопею. Именно сейчас начинается поход против патентованных средств. Даже здесь у нас газеты полны объявлениями о возвращении к старинным методам лечения. Так пусть тот, кто отстаивает патентованные средства, знает, что имеются светлые умы, понявшие весь страшный вред готовых отрав, представляющих такое доходное дело для торговцев и для похоронных бюро. Прилагаю Вам интересную вырезку об Аюрведической медицине. Обратите внимание на подчеркнутые строки. Также привожу параграфы из книги «Братство». «Анемия обычно считается малокровием, но это качество не есть основное. Оно будет следствием отлива психической энергии. Невдумчивые врачи полагают, что можно восполнять силы питьем крови, но они забывают, что прилив сил будет кажущимся. Все равно, что освещать большой дом одной спичкой. Много вреда приносят приемы крови, такая субстанция требует изучения и приспособления. Потому Мы вообще не советуем такое кровосмешение, по существу оно и не нужно. Повышение психической энергии достигается простыми средствами, о которых мы уже говорили. Но при этом не забудем, чтобы поблизости не находился кто-то поглощающий энергию. Ведь ее можно поглощать сознательно и бессознательно. Каждое раздражение, каждое уныние уже будет поглощать ценную энергию. Когда преподаются основы Братства, то прежде всего изгоняются все причины, нарушающие психическую энергию»[183]. «Правильно похвалить Аюрведическую медицину. Нужно понять, как многие тысячи лет оставили накопления опыта и мудрости. Но не будем по примеру невежд отвергать все остальные достижения. Не будем мертвенно разделять гомеопатию от аллопатии. Не будем забывать накоплений Китая и Тибета. Каждый народ имел особые угрожающие опасности и особенно озаботился противостоять им. Так будет врачом-победителем, кто соберет лучшие цветы»[184]. Святослав очень хотел бы послать Вам горные фиалки. Они употребляются здесь в большом количестве, особенно при сердечных заболеваниях, а также при горловых. Также было Указано, что очень хорош при воспалительных процессах и корень ириса. Укажите, как лучше послать. Прямо ли на Ваше имя? Спасибо за присланные милые снимки, но жалела, что не нашла Вас среди них. Теперь ввиду больших расходов можно отложить печатание «Наставления Вождю». Важно, чтобы оно находилось на хранении в Обществе и был известен год, когда была собрана книга, именно 1933. В начале 34 года Н. К. отвез один экземпляр ее в Америку. Так, родной Гаральд Феликсович, радуемся Вашей первой победе, приложите все усилия и к следующей. Шлем все наше устремление к поддержанию львиного настроения среди всех ближайших друзей. Необходимо отстоять Вас и память нашего светлого Феликса Денисовича. Можно ли устрашаться, когда Щит Владыки М. поднят в доверии и Заветы выполнены? Пусть радость сразиться за правое дело окрыляет всех. Устремленная психическая энергия даст лучшее решение. Зная качество Вашей энергии, радуюсь ПОБЕДЕ. Сердцем и Духом с Вами, Е. Р.
Е. И. Рерих – О. Г. Донецкой 14 июня 1937 г. Дорогая Ольга Григорьевна, получила Ваше письмо от 3 мая с приложением Вашей краткой биографии. Очень сочувствую всей Вашей работе. Именно, все должны вооружаться всяким знанием, чтобы лучше нести свой жизненный подвиг и, прежде всего, готовиться приложить все свои накопления на благо родины. Из Вашего письма вижу, что Вы знакомы с теософической литературой, потому мне хотелось бы знать, какие именно труды Вы читали и которые из них Вам больше по сердцу. Также ознакомились ли Вы со всеми книгами серии Агни Йоги, если нет, то какие именно имеются у Вас? Это даст мне некоторое представление о направлении Вашего мышления. Вы пишете, что хотели бы работать в той группе, которую я веду, но такой специальной группы у меня нет. Я веду переписку с главами Обществ и с руководителями отдельных групп, иногда и с отдельными членами; обычно отвечаю на их вопросы в связи с Учением. В Польше сейчас не знаю группы, где были бы русские. Один очень хороший сотрудник, который мог бы собрать такую группу, недавно скончался, остальные почитатели Учения Агни Йоги все поляки, и, по-моему, их собрания идут нескладно. Скажу Вам откровенно, что мы вовсе не стремимся иметь последователей в этой стране, ибо слишком уже развито в ней русофобство, да и влияние ксендзов сильно. Следуя данному нам Завету, мы не занимаемся миссионерством, или зазыванием на свой двор, и даже не поощряем перевод книг Учения на местный язык. Пусть каждый сам находит свой путь. Потому затрудняюсь назвать Вам имена подошедших в Польше через книги Учения, ибо лично мы их не знаем, но переписка с ними крайне тяжка, ибо свидетельствует о всяких несогласиях и раздорах между ними. Русских же группировок в Польше нет. Большинство таких ячеек разбросано на Дальнем Востоке, но переписка с ними тоже очень затруднена из-за совершенно уродливых условий местной цензуры. Потому думаю поставить Вас в контакт с основательницей Общества в Литве, Надеждой Павловной Серафининой, она русская и основала уже несколько групп в различных местечках Литвы. По профессии она доктор и также увлекается астрологией. Конечно, я с удовольствием отвечу на Ваши вопросы, которые могут возникнуть по мере ознакомления с книгами и Учением. Если сердце влечет Вас в число наших друзей и сотрудников и Вы найдете духовный контакт с ними, то, конечно, и работа найдется, но прежде необходимо установить это духовное общение, потому пишите и спрашивайте, что Вам не ясно, постараюсь ответить без особого промедления. А пока желаю Вам всего самого светлого.
Е. И. Рерих – Р. Я. Рудзитису 15 июня 1937 г. Дорогой Рихард Яковлевич, только что пришло Ваше письмо от 4 июня, спешу отправить с обратной почтой необходимые пояснения и добавления к второму тому «Тайной Доктрины». Прилагаю пропущенный мною перевод стиха на обратной стороне Адденды. Скажи, друг, знание этого низшего мира – Ложно или истинно оно? Кто из смертных стремится знать ложное? Кто из смертных Истину знал? Теперь на странице манускрипта 187 или на 189 английского текста слова «Чаг-на Пэма Карпо» по-тибетски означают «Лотос белый». «Пэма» – Лотос, «Карпо» – белый. «Падма» и «Падмапани» – тоже «Лотос», но на санскрите. В «Тайной Доктрине» в некоторых случаях приведена неправильная транскрипция тибетских слов. И это не удивительно, ибо в то время тибетский язык был очень мало известен ученым Запада. Большинство тибетских слов мне удалось проверить с лучшим и, можно даже сказать, единственным учителем тибетского языка ламою Лобзангом Мингиюром Дордже. Кроме того, мой сын сейчас считается знатоком тибетского языка среди западных ученых и заканчивает свой тибето-санскрито-английский словарь, который будет иметь свыше пяти тысяч страниц[185]. Потому, родной Рихард Яковлевич, не смущайтесь значительной разницей в транскрипции тибетских слов. Также те, которые уж очень разнились, я не решилась изменить. Также посылаю Вам копию страницы манускрипта 334, соответствующую страницам 335-336 английского текста. Место, указанное как пропущенное, в копии имеется, но возможно, что я забыла отметить эту выдержку синим карандашом, хотя на копии эта пометка и сделана. Пожалуйста, сравните обе страницы, ибо, перечитывая копию, я заметила ошибку в последней строке – написано «данное», вместо «данным». Дорогой Рихард Яковлевич, еще раз самое сердечное спасибо за всю Вашу зоркость. Если заметите еще какую-либо несуразность в переводе, в правописании или в транскрипции, пожалуйста, исправьте. Знаю, что часто погрешала в непоследовательности в передаче некоторых имен. Еще не выработала в себе дисциплину немедленно заносить все поправки на оставшуюся у меня копию. Так, я не перевела место, взятое из Шекспира (об этом я писала). Считаю, что лучше привести его в уже имеющемся русском переводе. Если не удастся найти таковой, то можно оставить его в английском подлиннике. Место очень трудно поддается переводу. Как думаете? Ввиду спешки в отправке писем на все поставленные Вам вопросы взялся ответить Н. К. Мы так радовались победе Гаральда Феликсовича. Но нельзя почить на лаврах, следует зорко следить за движением врагов и быть готовыми на новые нападения. Всегда полезно собрать как можно больше данных в свою пользу и держать их наготове. Зоркость такая очень обостряет наши восприятия и приводит в действие нашу психическую энергию, в которой все решения. Шлю Вам, дорогой Рихард Яковлевич, и Элле Рейнгольдовне самые лучшие мысли и сердечное устремление к преуспеянию Вашему. Как Ваша работа, удастся ли Вам хотя бы немного поработать над книгой, около которой все мои помыслы? Мне так хотелось бы видеть ее шедевром Вашего творчества. Присланный конспект был превосходен и так полон. Недели через три, вероятно, вышлю последние параграфы «Братства». Еще раз спасибо, храните здоровье, все будет хорошо. Сердцем с Вами, Е. Р.
Е. И. Рерих – Н. П. Серафининой 17 июня 1937 г. Naggar, Kulu, Punjab, British India Родная Надежда Павловна, шлю Вам краткую весточку. На днях ко мне обратилась Ольга Григорьевна Донецкая, проживающая в Польше, с просьбой принять ее членом в мою группу. Но так как особой группы, которой я бы руководила, у меня нет, то я решила направить ее к Вам. Судя по ее краткой биографии, она человек работоспособный и для жизни вооруженный. Работала она как народная учительница до войны, как сестра милосердия, как счетовод и машинистка, как гигиенистка и общественная работница в Варшавском Магистрате, также и как воспитательница во внешкольном образовании в Варшаве. Духовными вопросами начала интересоваться с 1923 года, работала в эзотерических кружках и обществах: в «Звезде», в Польском Теософическом Обществе, в эзотерической школе под руководством А. Безант, но ушла оттуда из-за слишком ярого польского шовинизма. Вела два года группу целителей. Принадлежит к Союзу Служения (вероятно, связанного с Кришнамурти), и хотя союз этот больше не существует, но она очень дорожит воспоминаниями и считает себя морально связанной присягой и заветы Союза старается проводить в жизнь. Так что вопрос об учительстве Кришнамурти может всплыть, и тут нужно будет проявить особую тактичность. Будто бы все свободное время посвящает изучению Агни Йоги. Интересуется астрологией и хотела бы работать для создания лучших условий для Новой Эпохи. Стучалась она к Алисе Бейли, но ей ответили, что там необходимо знание английского языка, а во французской группе нет места. Тогда она стала искать других путей и узнала об Учении Агни Йоги и обратилась ко мне. Не будем отталкивать ее. Но так как часто писать я не могу, то я подумала о Вас, может быть, Вы поделите со мною эту корреспонденцию. Написала ей о Вас, но забыла дать ей Ваш адрес. Но ничего, пусть она ответит сначала на мое письмо к ней. Легкая сдержанность в письмах к незнакомым необходима. Потому присмотритесь сначала к Донецкой. Ее верность присяге – прекрасное качество, но не будет ли там скрываться фанатичное отношение к Кришнамурти. Осторожно надо будет нащупать ее отношение и проверить направление ее мышления. Знаки у нее неплохие. Присмотревшись к ней, может быть, впоследствии сделаете ее заграничным членом Вашей группы. Ведь будут и такие. Адрес ее – Ольга Григорьевна Донецкая <... > [186]. Получили сборник «Литовского Искусства», очень хорошо издан, приятно было снова увидеть картины Чурляниса. Очень люблю его творчество. Также получили 30 брошюр о Пакте. За все самое сердечное спасибо. Наш самый сердечный привет Вам, дорогая Надежда Павловна, и всем сотрудникам.
|
|||
|