Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Елена Ивановна Рерих 12 страница



Зорко наблюдайте за тем очищением, которое происходит на Севере. Мужественно встретим события и будем готовиться к подвигу духа. Крепко держите единение с сотрудниками.

Шлю Вам самые бодрые и радостно-торжественные мысли.

Духом и сердцем с Вами.

 

Е. И. Рерих – Г. Ф. Лукину и Р. Я. Рудзитису

14 мая 1937 г.

Родной Гаральд Феликсович, вчера наш Владимир Анатольевич получил письмо от своего отца, в котором сообщается, что его мать опасно заболела и находится сейчас в немецкой городской больнице. Врачи нашли у нее острое малокровие и уже дважды применили переливание крови, но, видимо, она очень тяжко переносит это лечение.

Владимир Анатольевич дал мне прочесть письмо своего отца, и я была потрясена той сердечной болью, которая звучит в каждой строке. Наш бедный Владимир Анатольевич совсем удручен и так страдает. Мы знаем, что в этом случае лишь Вы одни можете помочь, и вчера же было Сказано: «Отход психической энергии врачуется вовсе не переливанием крови, но валерианом, мускусом и молоком с содою. Эти основные средства добавляются и психической энергией врача. Последнее весьма существенно. Наш молодой друг (Вы) имеет в себе отличное качество, он может дать большое количество энергии, не нанося себе вреда, ибо в нем нет той злобы, которая обычно обессиливает. Злоба может дать только судорогу, но основа злобы не пригодна. Так, видите Мой Совет, который полезен»[153].

Знаю, что Ваше сердце отзовется и на Совет, и на нашу боль. Конечно, Вам виднее, как лучше навестить больную. Не знаю, возможно ли это, пока она в больнице, но пока письмо дойдет, многое может произойти, и отец возьмет ее из больницы.

Затруднение еще в том, что родители Владимира Анатольевича – люди старого образа мышления и возможно, что будут очень опасаться мускуса (который мы посылаем Вам). Потому лучше не называть им этого средства.

Затем еще одно крайне деликатное обстоятельство. Финансовое положение родителей Владимира Анатольевича сейчас очень трудное, и расход по лечению лег тяжким бременем на них. Конечно, Владимир Анатольевич посылает сейчас кое-что отсюда, но вчера же Великий Владыка, входящий в положение каждого, Посоветовал следующее: «Можно предложить, чтобы в Риге продали одну из маленьких картин, чтобы сумма покрыла лечение. Вижу, что может быть покупатель. Пусть цену назначат сами. Можно будет восполнить другой картиной. Так пусть и добро будет около Нашего места».

Родные наши Гаральд Феликсович и Рихард Яковлевич, очень трудно мне так утруждать Вас, но знаю, что сердца Ваши зазвучат на боль нашего милого Владимира Анатольевича и Вы сделаете то, что возможно, чтобы помочь.

Спешу отослать это письмо, ибо почта уходит.

Шлю Вам мою самую сердечную благодарность за каждую оказанную в этом случае помощь. И прошу об одном: очень бережно обставить все так, чтобы не усложнить отношения Гаральда Феликсовича с врачебным персоналом в больнице. Это важное обстоятельство.

Владимир Анатольевич пишет своим родителям, прося отца посетить Вас.

Еще раз шлю самый сердечный привет и веру в Вас.

Сердцем с Вами обоими,

Е. Рерих

 

Е. И. Рерих – О. Н. Крауклис

17 мая 1937 г.

Дорогая Ольга Никаноровна, очень одобряю мысли Ваши написать реферат о женском вопросе. Ведь именно этот вопрос в Новой Эпохе явится краеугольным, без правильного решения его не может установиться порядок и равновесие в мире. Когда будете писать, прислушайтесь к голосу сердца. Так называемой интуиции, или голосу сердца, в книгах Учения дано очень точное определение – чувствознание. Могу утверждать на основании личного опыта, что все озарения основаны именно на чувствознании, приносящем знание.

Вы справедливо возмущаетесь приведенными Вами строками из Посланий Апостольских. Хочется спросить, где хранятся подлинники их? Кто и когда видел их? Также кто может поручиться, что по оригиналам (если такие дошли) не скакала рука ревнителей (в образе позднейших отцов церкви), нанося поправки там, где нечто не соответствовало удобным для них церковным догмам и установлениям. Не так ли было и с трудами всех великих подвижников? Как Сказано: «Ни один памятник древности не дошел до нас без искажения». А сколько неточностей допустили одни переводчики таких Писаний! Достаточно просмотреть Библию в трех переводах – английском, русском и французском; именно при переводе «Тайной Доктрины» мне постоянно приходилось иметь это в виду, и там, где разногласие было слишком очевидно, я должна была приводить два либо три перевода. Кроме того, почему считать Апостолов непогрешимыми? Не только в Евангелиях показаны они далеко не на той нравственной высоте, которую можно было бы ожидать от ближайших учеников Христа, но, читая их собственные Писания, с грустью видишь, сколько было раздоров и всякой мерзости греховной в этих первых христианских общинах, из которых выходили отцы церкви. Да и среди самих Апостолов немало было всякого разъединения, вспомним хотя бы вечную распрю между Петром и Павлом, которая пережила, как символ, во всех раздорах так называемых ревнителей Христовых, расколовших единое Учение Христа на ратоборствующие между собою толки и церкви. Советую Вам прочесть книгу Мережковского «Павел Августин». Много любопытного найдете в ней. Как всегда, писатель этот дает целый кладезь ценнейших сведений.

Так запомним, что лишь просветленное сердце, или разум, озаренный светом сердца, может явиться надежным путеводителем при чтении всех Священных Писаний. Религии, допустившие, вернее, утвердившие унижение и подчинение женщины, осуждены на вымирание. Унижая женщину, позднейшие религии, истинно, служили Сатане, ибо, зная силу ее, Князь мира сего для проведения плана своего прежде всего задумал унизить носительницу Высшей энергии.

Но когда сознание женщины (по странному парадоксу, главной поддержки церкви) проснулось и она поняла, где притаились ее вековые утеснители, то церковь эта пала. Религия и искания духа никогда не оставят народ, но пробужденные сознания потребуют новых форм, новых путей от духовных Учителей и вождей.

Древнейшие Учения всегда высоко ставили женское начало, и даже женские божества рассматривались ими как наиболее сокровенные. Остатки этих древнейших культов мы видим сейчас среди краснокожих индейцев[154], где во главе жрецов стоит женщина, женщина же возглавляет клан, и вся линия наследственности считается по женской линии. Также в Учении Будды не делается разницы между Началами, и женщина, так же как и мужчина, может достичь высшего состояния Архатства. Да и сейчас в Индии, несмотря на то, что позднейшие брамины из корысти и личных выгод унизили женщину, все же культ Богини Кали наиболее распространен. Так и самые последние из известных подвижников в Индии, как Рамакришна и Вивекананда, были почитателями Божественного Начала в его аспекте Матери Мира. Именно невежественное и корыстное извращение космического закона поставило женщину в зависимое положение. Конечно, нельзя винить исключительно лишь мужское начало в создавшемся положении, виновата и сама женщина. Постоянная охраняемость и опекаемость приветствовалась женщинами, и именно это ослабило ее силы и притупило способности. Потому сейчас необходимо обратное явление – женщина должна приветствовать борьбу с жизненными препятствиями, чтобы на них закалить свои силы и выявить свою истинную сущность. Конечно, тяжка будет борьба за свои утерянные права, но с утончением мышления и с признанием высшей психической энергии многое облегчится. Ведь ни один высший опыт с тончайшими энергиями не может быть совершен без присутствия женского начала. Знаменитый философский камень не может быть найден и создан без участия женщины. Так, сам Космос, сама Природа в высших функциях утверждает равное значение Начал. И можно сказать: «Права утверждающие не значит права имеющие». Первая задача, встающая перед женщинами, – это во всех странах добиваться одинакового образования с мужчинами и всеми силами стараться развивать свое мышление и, главное, уметь стоять на своих ногах, не возлагаясь всецело на мужское начало. На Западе много поприщ открыто сейчас женщине, и нужно сказать, что на всех они очень успешны.

Необходимо пробудить в самой женщине великое уважение к своему началу, к осознанию своего великого назначения как носительницы высшей энергии. Ведь именно интуиция женщины снова должна, как в лучшие времена истории, вести человечество по пути прогресса. А сейчас с глубокою скорбью и подчас с непередаваемым стыдом приходится видеть, до чего унижает себя женщина в своем единственном желании добиться поклонения сильного пола, забывая, что всегда и во всем ценится лишь то, что малодоступно. Сочетания Светил благоприятствуют пробуждению женщин, и я верю, что новый прилив психической энергии будет использован женщиной на высокие задания и на поиски новых достижений во благо человечества. Пусть именно в женщине возгорится огонь Подвига Великого Служения. В женщине заложено качество самоотверженности, но нужно, чтобы эта самоотверженность не ограничилась лишь узким пониманием домашнего очага, часто лишь потворствуя эгоизму семьи, но прилагалась бы в мировых масштабах. Считаю, что женщина должна быть даже образованнее и культурнее мужчины, ибо именно она закладывает первые понятия государственности в своей семье. Когда напишете свой реферат, буду рада прочесть его, не сомневаюсь, что сердце подскажет Вам огненные слова. Я уже писала Александру Ивановичу о собранном Вами чрезвычайно полезном сборнике и высказала свои соображения. Этот свод должен читаться в стенах Общества, но для широкого распространения следует немного обождать.

Спасибо за Ваши прекрасные слова о Ваших учениках. Сердечность есть тот магнит, которым держится все построение. Умение поощрить есть первая основа учительства, потому радуюсь Вашим словам о работах учеников. Первое поощрение особенно важно, ибо оно может наметить весь последующий путь. Отнесясь слишком строго к первой работе, мы можем иногда задержать и даже совсем остановить рост незаурядных способностей. Так часто приходилось убеждаться, что первые удачные работы не доказывали еще особой даровитости ученика, чаще бывало, что первые слабые и даже грубые попытки развивались в нечто очень серьезное и большое. Ведь дремлющие способности просыпаются в нас очень разновременно. «Счастье Учителя в том, чтобы ободрить учеников к дерзанию о Прекрасном. Не помогут этому достижению перечни скучных мертвенных событий. Учитель должен сам гореть, чтобы одно приближение его уже передавалось огненно. Трудна такая повседневная задача, но люди испытываются именно на повседневности, которая будет сестрою Беспредельности»[155]. Потому так радуюсь Вашему сердечному пониманию и отношению к Вашим ученикам.

Прошу передать Вашему ученику г-ну Гофмейстеру мою самую сердечную благодарность за присылку его милой и полезной брошюры. Сердце чует, с какою любовью она писалась. Пусть будет ему светло! Но необходимо включить предисловие и отметить, что номера и буквы, проставленные на полях, указывают на параграфы из Учения, вдохновившие эти мысли, иначе у кого-то может сложиться впечатление, что это подлинные параграфы Учения. Следует вычеркнуть и приписку на странице 9 – «из писем Е. И. », ибо при ссылках всегда приводятся точные выражения. Все это технические подробности, но которые следует соблюдать. Знаю, что Вы сумеете очень бережно передать ему об этих поправках. Этот сотрудник заслуживает всякого поощрения.

Примите, дорогая Ольга Никаноровна, еще раз мою сердечную радость Вашей работе и пожелания всякого успеха на Пути Водительства и Служения.

Духом с Вами, Е. Р.

 

Теперь доверительно. Ваш ученик Стребейко узнал наш адрес и написал мне письмо с вопросами. Зная, как Вы прекрасно отзывались о нем, я ему ответила, но указала, чтобы он показал Вам мои ответы. Думаю, что он это исполнит. Но не спрашивайте сами о письме. Не журите его, но, конечно, мне уже почти невозможно отвечать на все письма.

 

Е. И. Рерих – А. М. Асееву

18 мая 1937 г.

Родной и дорогой Александр Михайлович, уже некоторое время, как я тревожилась о Вас, и сейчас с великою скорбью прочла все, что Вы пишете. Именно, как Ваша духовная мать, сердцу которой близко все, что касается Вас, и прежде всего Ваш духовный рост, должна предупредить Вас, что грозный час испытания настал. Вы знаете, что испытания эти приходят под разными аспектами. Знаю, что натиск будет именно на Вашу честность и сердечность, потому умоляю проявить то духовное равновесие, которое дается распознаванием и без которого нет продвижения на духовном плане; разум должен уравновесить голос сердца.

Ведь все, что я могла бы сказать Вам сейчас, больно отзовется на Вашем состоянии и может даже осложнить многое. Потому лишь прошу Вас: не примите воспоминания кармические за голос чувствознания. Перечтите § 6 на странице 12 в книге «Озарение». Я не замедлила исполнить Вашу просьбу, ведь и мое сердце устремилось к этому же Источнику. Ответ пришел: «Остереги Асеева, около него опасность».

Дорогой Александр Михайлович, все мы должны пройти свои испытания, Вы знаете, что закон этот неизбежен. И я верю, что Вы найдете в себе силы собрать все мужество, чтобы выйти победителем из тяжкой борьбы.

Мысли мои и устремления сердца будут с Вами, чтобы поддержать и насколько возможно (если разрешите) рассеять наброшенный туман. Но умоляю Вас: остановите всякие посылки психической энергии, Вашего единственного доспеха в предстоящей битве духа Вашего.

Шлю Вам запас психической энергии, но примите его.

В час горя и радости сердце духовной матери с Вами.

 

Е. И. Рерих – неустановленному корреспонденту [156]

21 мая 1937 г.

Глубокоуважаемый Друг, с особой радостью прочла Ваше письмо от 31 марта. Именно с особой, ибо ценно услышать голос сердечного понимания из той среды, которой должны быть близки Основы Древней Мудрости.

Вы пишете, что с юных лет Ваши наклонности влекут Вас к Раджа Йоге, или Царственному Пути, и это правильно. Ибо система Раджа Йоги есть, прежде всего, система расширения сознания. Многие полагают, что ритмическое дыхание, вернее, усиленное дыхание и задержка его на известных центрах является главным основанием всех йог. Но это большая ошибка. Конечно, простое ритмическое дыхание всегда полезно, и, к сожалению, люди не только разучились сознательно пользоваться воздухом, но и правильно дышать. Но пранаяма хатха йоги, рекомендуемая многими безответственными писателями, имеет целью путем задерживания дыхания, вращения и другой гимнастики раздражить и нагнести прилив крови к некоторым центрам и тем вызвать их усиленную деятельность. Но легко можно представить себе, какой вред получится, если человек начнет раздражать центры, находящиеся в органах, почему-либо ослабленных или даже больных. Конечно, он только усилит их болезненное состояние.

Так называемое открытие центров может происходить в особых случаях и без вреда лишь под руководством Великого Учителя, видящего как нашу внутреннюю сущность, так и истинное состояние нашего организма во всей сложности его и знающего, что и когда возможно применить или допустить. При трансмутации центров происходит страшное напряжение их и приливы крови к ним. Учитель должен усмотреть и уметь вовремя перенести это напряжение в более безопасное место или же удалить лишнюю кровь, чтобы избежать воспламенения или мучительной огненной смерти. Конечно, удаление крови совершается без прибегания к операции, но особым методом, известным такому Учителю.

Но все механическое, касаясь внешнего человека, не имеет цены и не может преобразить внутреннего человека, преображение которого и есть истинная цель всех истинных Учений. Все высокие системы йоги заботятся и имеют дело лишь с внутренним человеком, сфера которого лежит в мире мысли. Потому ни один раджа-йог или агни-йог не нуждается ни в каких механических приемах и т. д. И единая концентрация, допускаемая им, есть концентрация на избранном Высшем Идеале, в неуклонном и непрестанном стремлении подняться до Него. И такая концентрация, именно, продолжается безостановочно; что бы ни делал такой йог, мысль его неотступно держится около его Идеала, все делается им во имя этого Идеала, и он постоянно чувствует в сердце своем любовь и присутствие избранного Образа. Это и есть истинная концентрация, указуемая в Эзотерической Философии. Так же и молитва, произносимая йогом, есть непрестанное сердечное устремление и предстояние перед Обликом Избранным. Как видите, все это совершенно совпадает с «умным деланием» и с учениями ранних отцов христианства. Читая «Добротолюбия», нахожу в них немало замечательных мест, отвечающих Учениям Востока. Также высоко ценю и труды Великого Оригена. Между прочим, я слышала, что представители Западной Церкви на одном из своих последних соборов постановили изучать труды этого Великого Светоча христианства. Если у Вас не имеется Ориген на русском языке, с радостью вышлем Вам имеющийся у нас труд его «О Началах». Труд этот был переиздан нашими друзьями. Также очень хотела бы, чтобы Вы ознакомились со всею сериею книг Агни Йоги, или Живой Этики, во всей последовательности. Книги эти имеют в виду расширение сознания, и потому они следуют примеру Жизни, которая ставит человека перед одновременным решением совершенно разных проблем. Расширение сознания должно идти именно с ритмом жизни, иначе могут получиться перебои или недобои. Не специализация знаний имеется в виду, но всеобъемлющее понимание действия скрытых нуменов и причин и следствий, порождаемых человеком. Только такое понимание и преобразит человека, и внедрит в него устремление к усовершенствованию себя и всего окружающего в сотрудничестве с Великою Матерью Природою.

Мы выслали Вам книги Николая Константиновича, и думаю, что Вы найдете в них мысли, Вам близкие.

Скоро «Тайная Доктрина» выйдет на русском языке, но согласна, что она может показаться сложной. Для облегчения чтения нужна хорошая подготовка в усвоении мысли Востока. Между прочим, что читали Вы по Буддизму?

Посылаю Вам и собранную мною книжечку «Знамя Преподобного Сергия Радонежского». На этом кончу мое первое письмо. Буду рада ответить на Ваши вопросы, если таковые встанут по мере чтения книг серии Агни Йоги, или Живой Этики. Ведь этих книг вышло уже свыше 12 томов и сейчас собирается новая – «Братство». Вышлю Вам имеющуюся у нас копию. Одна книга «Агни Йога» вышла уже во втором издании в Рижском издательстве «Угунс» при Обществе имени Рериха. Там и склад всей серии этих книг.

Позвольте пожелать Вам всего самого Светлого на избранном Вами Пути Служения Духа.

С искренним уважением.

 

Е. И. Рерих – Н. П. Серафининой

21 мая 1937 г.

Дорогая и родная Надежда Павловна, сказать не могу, как встревожило меня Ваше последнее письмо. Скорбная нота в нем зазвучала и в моем сердце, и мне хочется приласкать Вас и сказать: родная, бодритесь, все пройдет, призраки прошлого уйдут. Мы должны жить будущим, ибо подвиг уже близок. Родина потребует всех сил, потому берегите их. Знаю, как трудно сейчас сохранять психическое равновесие, ведь токи ужасны и все еще сгущаются. Понимаю всю трудность и сложность жизненного пути, но разве не имеем мы высшую радость сознания, что Великий Облик, хранимый в сердце, знает все тяготы наши и всегда готов помочь там, где мы приложили свои усилия. А сколько духовной радости в несении подвига во благо окружающих нас, ведь только путем самоотверженности можем мы приблизиться к заветной мечте. Потому с сердечной готовностью примем самое трудное, зная, что оно знаменует путь кратчайший. Прочтите, родная, скорбную жизнь Е. П. Блаватской, как неимоверно труден был ее путь на чужбине и в полном одиночестве, не имея даже возможности говорить на своем языке. Но сейчас она уже достигла радости духа и в новом облике работает в теснейшей близости к Великому Владыке. Ведь и наши сердца стремятся к этому великому сотрудничеству, не разделенному никакими условиями, потому примем самое трудное, самое тяжкое для этой высшей радости.

Спасибо за присланные карточки хороших людей. На карточке трех женских фигур, конечно, средняя самая яркая, но для исследования всегда лучше иметь одиночные, чтобы излучения не смешивались. Теперь если наша близкая сотрудница г-жа Монтвид (сообщите мне, пожалуйста, ее имя и отчество) настаивает на допущении Б. Хмелевского в члены Общества, считая его полезным сотрудником, то не будем препятствовать. Конечно, при приеме в члены Общества следует выказывать разумную осторожность, но быть исключительно строгими мы не можем. Лишь эзотерическая секция должна быть очень охранена. Потому, соглашаясь на желание г-жи Монтвид, предупредите ее об осторожности с ним и о его семейной связи, его брат может быть вреден.

Как подвигаются подготовления к задуманному съезду? Ведь мы так близко к сердцу принимаем деятельность общества и рост его членов. Хотелось бы больше слышать о каждом из них. Знаю, что это трудно, но все же попрошу Вас, родная, сообщите мне некоторые подробности и о невесте Вашего духовного сына. Мы никогда не высказываемся против брака, потому если Ваш духовный сын нашел близкую душу – благо ему. Хотелось бы знать больше и о всех сотрудниках, что Глемжа? Он, видимо, серьезно подходил к Учению? Имеете ли какие новые сведения о Козловском? Он очень вредный.

Вы, вероятно, слышали о предполагающемся новом съезде теософов в Париже? Может быть, узнаем о новом постановлении Мирового Братства вроде Женевского. Е. Ф. Писарева продолжает дружественную переписку с Н. К. Между прочим, в своем последнем письме к Н. К., по прочтении нескольких книг Учения, она пишет: «Мне остается лишь одно – просить Вас великодушно простить и забыть это неудачное постановление и поверить, что все зарубежные теософы, в том числе и А. А. Каменская, высоко ценим Ваши труды и гордимся Вами. Исключения могут составлять только фанатики. Соловская самоотверженно работает для теософии, но она не знает иностранных языков, и это сильно суживает ее горизонт. Простите ей ее авидья». Но сама зачинательница постановления не нашла в себе великодушия признаться в своей авидья и написать несколько извинительных строк Н. К. Вероятно, милая Е. Ф. Писарева взяла на себя смелость высказаться за свою Авву А. А. Каменскую. Время покажет. Сейчас время не для раздоров и сектантских распрей, да еще с призывами к ним. Дружелюбие и сотрудничество нужны, ибо близок час несения подвига. Родина должна услышать зов сердца, а как зазвучит он, если в сердце горит черный огонь?

Все вышесказанное пишу Вам доверительно.

Сейчас у меня появился новый корреспондент – архиепископ украинской православной церкви. Увлекается книгами Свами Вивекананды и некоторыми теософическими, прочел две-три книги Учения Живой Этики и написал мне, прося дальнейшего руководства. Это уже не первый пастырь, приближающийся к Учению. Наиболее ярким и просвещенным среди них был наш друг архиепископ церкви в Америке.

Скоро закончу собирать книгу «Братство». Немедленно вышлю ее в Ригу для издания. Вероятно, осенью выйдет. Всегда рада ответить на Ваши вопросы.

Вероятно, к Вам доходят много вестей из нашей Родины. Так, очищение и пробуждение продолжаются. Истинно, 36 год ознаменовался великой Победой.

Родная Надежда Павловна, не останавливайтесь на настоящем, но устремите всю силу духа в будущее. Только будущее, не засоренное смутою недавнего прошлого и настоящего, может позволить мыслить светло.

Шлю Вам мысли бодрости, мужества и радости к подвигу.

Сердцем с Вами.

 

Сейчас пришла почта из Риги с описанием поездки члена Общества Блюменталя. Не могу не поделиться с Вами этою чудесною весточкою. Привожу Вам выдержки из его доклада: «Случайно мой приезд совпал с выборами нового правления, и я имел возможность, таким образом, познакомиться со всеми членами Общества и провести весь этот день вместе в сердечной обстановке. Собираются у члена Глемжи; к часу дня, когда было назначено годовое общее собрание, помещение уже было переполнено, так что буквально места больше не было. Торжественным молчанием было открыто собрание с мыслью – " чтобы миру было хорошо". Этот момент глубоко запал в душу. Человек тридцать народу, которых первый раз вижу, а между тем эти люди мне бесконечно близкие, родные, самые лучшие мне друзья, которые так же и меня принимают, и казалось мне, будто мы так уже много, много лет сидели и вместе наполнялись мыслями об общем благе.

<... > После выборов, между прочим, обсудили вопрос о созыве конференции в Литве, но потом решили этот вопрос отложить до первой встречи между членами правления Литовского и Латвийского Обществ.

По случаю годового общего собрания было уже заранее решено насадить в саду у Глемжи дуб, и вот, пользуясь случаем, что к ним приехала их мама д-р Серафинина, просили ее быть крестной матерью, а меня, как гостя из Риги, крестным отцом. По предположению крестных дуб назвали дубом Единения и посадили его при торжественной обстановке. После официальной части собрания члены долго не расходились, обсуждая всевозможные вопросы, и в такой беседе засиделись до поздней ночи.

Скажу несколько слов о молодой художнице Тарабильде. Мне показал ее муж маленькую коробку с букашками, червяками, кузнечиками и прочим, сделанными из дерева простым домашним ножом, в возрасте 9 лет, когда она была пастушкой и жила со своими родными. А когда знаем теперешнюю обстановку, в которой приходится художнице работать, тогда проникаешься еще большим уважением к этим людям и их произведениям».

Родные наши, спасибо за эту радость, за этот праздник духа. Так в единении будем работать для будущего.

 

Е. И. Рерих – Е. А. Зильберсдорфу

28 мая 1937 г.

Дорогой Евгений Александрович, вчера приступила к чтению Вашей новой книги, которая, не сомневаюсь, будет так же удачна, как и Ваша первая, если и не больше, потому напрасно думаете, что главы эти не найдут одобрения. Конечно, Вы понимаете, что мне хочется видеть труд Ваш убедительным и ярким, но ввиду особых условий в Вашей стране необходимо соблюсти некоторую осторожность при нападках на заблуждения и невежество. Исторические факты налицо, собранные вместе, они достаточно ярко[157] говорят сами за себя. Приступая к такому труду, следует поставить перед собою Завет Учения: «На пути к Братству нужно отучиться от всякого умаления. Пусть не произойдет вреда хотя бы по неведению»[158]. Потому, например, я ни в коем случае не поместила бы вступления. Не следует, чтобы в умах читателей сложилось впечатление, что Вы собираетесь развенчивать Великого Сына Вечности[159] или чего-то лишить Его. Наоборот, подчеркните, что Вы стремитесь возвеличить Его Великий Подвиг и вместо Кумира и Идола, отделенного и отторгнутого от человечества Его исключительным Сыновством, показать Его во всей мощи Его Духа, истинно единосущного с Отцом (Божественным Началом) и с человеческим естеством, ибо воистину Он – Богочеловек. Ужасные нарекания обрушатся на Вас за слова: «Я развенчиваю Тебя, отнимаю от Тебя... я не допускаю и не признаю Тебя вторым Лицом Св. Троицы, ибо... »

Кто поймет, что Вы развенчиваете не Христа, но грубость земного представления?! В этих словах, обращенных к Самому Христу, звучит несоизмеримость. От нас должно исходить лишь все возвышающее и утверждающее. Потому не лучше ли из всего вступления оставить прекрасные последние слова: «Господи Иисусе Христе! Я верю и знаю, как и Сам Ты говорил, что Ты – великое Солнце Истины, Ты – пламенный Путь в Беспредельность к Отцу нашему. Ты – Жизнь Жертвы и великой Любви! » Ведь из дальнейшего изложения будет ясна Ваша точка зрения, отнюдь не умаляющая. Говоря о Лицах Троицы оккультным языком, раз Макрокосм и микрокосм едины, то каждый человек представляет из себя не только первое, второе или третье лицо троицы, но, именно, он заключает в себе всю троицу, ибо как иначе понять триаду Атмы, Буддхи и Манаса в нем? Потому можно ли ограничивать Сына Вечности? Именно человеческое недомыслие церкви сказалось в этом делении Неделимого.

Важно показать в широких набросках разноголосицу и, в большинстве случаев, невежественность водителей человеческого сознания и затем на основании всех древнейших учений и новейших достижений в области мысли и науки показать величие древних учений и всех Провозвестников, среди которых Облик Христа будет сиять особо трогательным, я сказала бы, прекрасно-женственным Светом.

Теперь прошу некоторого терпения, ибо мои замечания будут лишены последовательности; буду делать пометки по мере просматривания Вашей книги, так Вам будет легче найти. Может быть, из этих разбросанных намеков что-нибудь и пригодится. Итак, продолжаю.

Предисловие удачно, но, опять-таки, для ограждения от нареканий заключительную фразу: «Мысли об этом пути заставляют меня употребить все свои усилия к расширению сознания человеческого... » я бы несколько изменила, именно, после слова «усилия» вставила бы – «к внесению хотя бы крупицы в величественное задание расширения сознания человеческого». В добавлении к странице 8 не кажется ли Вам, что слишком церковно-догматично звучит фраза: «Господь в силах облагодетельствовать целые Миры, когда это нужно, а не только... И если это не сделано, то не из-за немощи Его, а потому, что ЭТО ТАК НУЖНО... » В этих словах звучит признание хотя и Высшего, но все же какого-то Произвола. Оно противоречит тому новому подходу к восприятию Божественного Начала, который, как я понимаю, Вы намереваетесь дать в этом Вашем труде. Не лучше ли указать, что Божественное Начало разлито во всем сущем и Мощь Его может как создавать, так и разрушать целые миры, потому человеческое сознание должно настолько поднять свое духовное восприятие, чтобы в полном согласии с этою Мощью творить благие причины. Каждое нарушение Благих законов вызывает тяжкие следствия. Страница 9. Все имеет значение и ценность лишь когда оно воспринято сознанием, а не во внешнем проявлении.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.