Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Елена Ивановна Рерих 13 страница



На странице 33 согласна, что слова: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей, и т. д. » звучат жестоко; конечно, эту терминологию следует отнести на счет записывавших или, может быть, переводчиков, но внутренний смысл их так ясен. Если человек больше будет служить домашним своим, нежели Духу и Учению Блага, то кому какая польза может получиться от этого? В Учении указано о родстве кровном и родстве духовном. Назовите, когда и где приносящий свет в любую область был принят своими домашними или современниками? В жизни разве не самые близкие чаще всего не понимают и умаляют нас? По своей телесной и кровной близости они накладывают на нас какие-то свои права. Люди не хотят понять, что поверх всякого родства земного есть родство духовное, и благо, когда оба родства, земное и кровное, сочетаются здесь, но это явление редчайшее.

В одной семье нередко собираются духи с совершенно различными прошлыми жизненными накоплениями.

Страница 37. Если слова Христа – «Небо и Земля прейдут, но Слова Мои не прейдут» – указывают, прежде всего, на Истину Его Учения, ибо истина и вечность синонимы, то другое Его изречение – «Что вы свяжете на земле, то будет связано и на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено и на небе» – относится к закону Кармы. Как яснее пояснить, что если на земле мы не разрешим или не уладим наши распри с ближними, то не разрешатся они и в Тонком Мире. То, что мы сеем здесь, пожинается нами там. Конечно, это изречение толкуется иначе – как означающее передачу Христом апостолам власти и права связывать и разрешать или, другими словами, карать и прощать. На этом утвердили они, как мы знаем, свою церковь и власть. Но, прочтя всю притчу, многое уясняется. Невозможно понять ее иначе, как объяснение закона причины и следствия.

Страница 40. Об искуплении. Лишь в земном смысле можем мы явиться жертвой искупительной, то есть принять на себя следствия, порожденные другим лицом. Но в духовном смысле это невозможно. Ведь порожденные нами причины прежде всего отражаются на нашем внутреннем или духовном существе, потому только духовное перерождение может изменить или, вернее, ослабить реакцию на нас порожденных нами следствий. Высокий дух может помочь человеку в этом духовном перерождении при условии, что дух этого человека устремлен в твердом решении искупить все содеянное им. Но никакие молитвы матери не помогут ему, если дух его не ощутит высокого порыва к очищению.

По поводу прощения и искупления грехов я уже писала, привожу выдержку для Вас.

Именно, как один химический ингредиент может изменить весь смысл субстанции, составленной из нескольких других химических ингредиентов, так и действие высокого порыва или качества может нейтрализовать и превозмочь следствия низших качеств в природе человека и, таким образом, изменить весь характер человека, как бы перерождая его. И, как Вы знаете, перерождение внутренней сущности есть изменение излучений, которые, будучи очищены, иначе воспримут и следствия ранее порожденных причин. Лишь сам человек является единственным творцом и живым рекордом каждого побуждения, каждой мысли и каждого поступка своего, то кто может что-либо изменить в его существе без его личного и непосредственного участия?

Страница 50б, о воплощении. Не совсем так. При каждом новом воплощении мы получаем организм ограниченный, как по причине общего уровня человеческого развития, так и в силу атавизма предков, кроме того, еще обусловленный нашей кармой. Мы привлекаемся в ту среду, которая доступна нам, именно, по карме. Потому зерно духа нашего, несмотря на его многие накопления, может лишь частично проявляться в каждой новой земной оболочке. Можно наблюдать, как бывший музыкальный виртуоз в своем новом теле, в котором нет необходимой координации центров для так называемых музыкальных способностей, сохранит понимание и большее или меньшее влечение к этому искусству, но виртуозом он уже не будет.

Страница 52. Страница мне не совсем ясна. Почему не понять, что человек, проникнутый верою в Истину Учения Христа, приложит Учение в жизни и тем качественно улучшит свои дела, следовательно и плоды их. Неясность, должно быть, от перевода. Кроме того, Ириней именно говорит о делах, а не о безделье или бездействии. Потому я не усматриваю связи с дальнейшим приведенным изречением: «Вера без дел мертва есть». Мне кажется, что в этих словах Иринея нет никакого нарочитого символизма. Но без символов и мы не можем обойтись, ибо каждый начертанный знак уже есть символ.

Страница 52. Прекрасно приведенное место из Матфея. Именно подчеркните терпимость и вместимость в Учении Христа. Можно найти еще подобные по смыслу изречения.

Страница 56 тяжела. Читая приведенные концепции и доводы отцов церкви, не всегда легко понять их точку зрения. Ведь для этого нужно перенестись духом в ту эпоху и прочувствовать всю сложность переходного времени, создавшего ее.

Трудно по некоторым отрывкам составить ясное представление того, что они хотели выразить. Язык или символ понятий так изменяются уже на протяжении десятилетия, потому желательна осторожность в толковании их.

Я не совсем согласна с добавлением к странице 56. Приведенные Андреевым слова Афанасия Великого, прежде всего, исполнены красоты, а там, где есть красота, там и истина. Так, его утверждение: «Бог вочеловечился, чтобы мы обожились» отвечает оккультной истине, ибо Дух Иисуса Христа в своей огненной Божественной Сущности для нас есть Олицетворение Божественного Начала. Приняв земную оболочку в тяжкую эпоху вырождения и разложения духовных ценностей, чтобы дать новый импульс духу человеческому и тем приобщить человека к Божественному Естеству, в нем заключенному, Он, истинно, обожил его. Мы приобщаемся к Божественному Началу в нас, поскольку мы можем принять это в сознание наше. Именно, причастием духа становимся мы «общниками божеского естества» и достигаем «обожения»... Говоря современным языком, разве не сказано в Учении, что лишь принятие в сознание высших энергий дает нам доступ к ним и овладение ими.

Также правильно, что, отвергая Дух, мы открываем доступ темным силам, одержанию и т. д. «Крещающийся совлекает с себя ветхого человека, рожденный свыше обновляется благодатью духа». Не забудем, что в первые века христианства в такие обряды, как крещение и причастие, вкладывалось большое внутреннее духовное значение, и лишь позднее они выродились в государственные установления, неисполнение которых грозит лишением прав и т. д. Крещение и причастие первоначально были символами приобщения к духовной жизни. Ведь и Мистерии Древности были обрядами, полными глубокого внутреннего значения, и большинство наших христианских обрядов было заимствовано именно от языческого мира. Но все имеет значение лишь в духе, и, конечно, никакие механические манипуляции не могут дать нам духовного перерождения или же приобщить к чему-либо без участия духа нашего. Но обряды эти помогали создать известные условия и настроения, при которых дух наш мог легче воспрянуть и вознестись. Ведь и сейчас нельзя еще лишить человека Храма и всей обрядности. Нужно лишь внести новое очищенное и духовное понимание многих обрядов и, главное, не делать их обязательными. Пусть дух избирает сам свой путь. Не забудем, что обряд крещения в первые века христианства в большинстве случаев совершался над взрослыми, которые хотели запечатлеть этим символом свой отрыв от старого и приобщение к новому пониманию.

Но, конечно, когда оно стало обязательным и совершается над бессознательными младенцами, то оно утратило всякий смысл. И особенно невежественно выкидывание некрещеных младенцев за ограду кладбища. Мало, очень мало людей, которые не утратят всякого воспоминания о вознесении Духа, если нечто видимое и осязаемое не будет напоминать им об этом. Потому ближайшая задача – не разрушение Храма, но очищение и новое объяснение как обрядов, так и великого Учения Христа. Именно, нужно утвердить в сознании людей, что без духовного порыва в нас никакой обряд не имеет значения. Нужно постоянно напоминать, что Благодать Божия может быть воспринята лишь добровольно.

Страница 58, там, где Вы говорите, «что для тех направлений богословской мысли, которые признавали Христа простым человеком... », лучше вычеркнуть «простым», так же и дальше слово «обыкновенного», ибо, истинно, получающий вдохновение Свыше не может быть простым или обыкновенным человеком. Кроме того, ни один богослов и не считал Христа простым человеком.

Страница 59. По древним Учениям, все Высшие Космические Представления получают свою форму или олицетворяются в подобии Божьем, в человеке. Потому, конечно, и Высочайшие Духи и являются Олицетворениями Высших Представлений. Семь Кумар, Семь Логосов, Семь Огней или Пламен, Семь Сынов Брамы или Сынов Божьих – все Они являются Высочайшими Духами, которые (как Аватары) принимали земную оболочку для поднятия сознания человека и приобщения его к божественному естеству его. Великий М., называемый Учителем Учителей, Будда и Христос – величайшие Аватары, и многие народы знают Их под другими именами. Последняя фраза не для книги, но для Вас.

Страница 59. Не совсем правильно утверждать, что раньше люди, в данном случае евреи, не знали о своем сыновстве, не знали о законе перевоплощения и лишь Христос открыл иудеям, что и как нужно понимать сказанное в Библии. Именно, многое было известно учителям народа иудейского и, может быть, гораздо лучше, нежели теперь, но, конечно, и тогда многие понятия начинали затемняться ревностными толкователями с корыстными целями. Ведь фарисеи признавали и Воскресенье, и Ангелов, и Духа, это мы видим из Деяний Апостолов (гл. 23, ст. 6, 7, 8).

Вы спрашиваете, не смягчить ли страницу 59. Конечно, всегда лучше избегать слишком резких выпадов.

Страница 60. Также нелепы могут казаться нам споры о том, какое Лицо в Троице представляет Иисус Христос, но об этом я уже писала.

На странице 61 Вы говорите[160]: «Творить можно из чего-либо, а не из самого себя и что Бог везде и всюду и ничего кроме него нет, а потому творить из самого себя тоже не вполне правильно». Хочу спросить, почему? Во-первых, если Бог вездесущ и ничего вне Его нет, то есть будучи Всем (и творцом и материалом), то мне кажется, что совершенно безразлично сказать, что Он творит, создает или рождает, ибо все эти понятия есть лишь Его выявления. Но каждый даже земной творец творит или создает именно духом из самого себя. Человек может быть окружен самыми изысканными материалами, но если огонь творчества в нем слаб, он ничего не создаст. Именно мысль и мыслительная энергия творят.

Страница 79. Я бы вычеркнула в первой фразе слова – «кем бы то ни было, и в особенности того не сделает сам Творец и Создатель? » Ибо Вас могут спросить – значит, Вы допускаете еще какого-то Создателя Вселенских законов? Настал час указать, что Величайший Бог всех народов есть Единый живой Бог в Природе, Единое Вселенское Божество – Бог Непреложного Закона, Бог Справедливого Воздаяния, но не произвола в Милосердии, ибо именно эта надежда на незаслуженное Высшее Милосердие является, может быть, самым сильным поводом к повторным злодеяниям.

Я бы не вставляла страницу 99б, ибо ответ Христа ученикам: «Разрушьте храм, и Я в три дня воздвигну его» правильнее отнести к его воскресенью в тонком теле и появлению в нем ученикам. Почти во всех древних Учениях человеческое тело уподобляется храму Божьему, и вряд ли Христос мог думать о чудесном построении каменного храма в доказательство своей власти. Это не соответствовало бы всему духу Его Учения. Конечно, я не вставляла бы в эту главу эпизод с брошкой из книги Синнетта, это внесет диссонанс.

На странице 96 Вы приводите переживание Паскаля, но сомневаюсь в уместности его. Церковники усмотрят в этом свое торжество, ибо разве не говорит Паскаль – Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, а не философов и мудрецов... Ведь церковники ратоборствовали и продолжают ратоборствовать именно против философов и мудрецов. Кроме того, озарение озаренью рознь. Размеры нашего сознания определяют и размеры истины наших видений и чувствований. Мы можем получить запечатление озарения лишь в тех символах и чувствах, которые нам присущи, не больше. Проследите видения святых, как они точно отвечали характеру и требованиям их эпохи. Также можно сказать, что именно видения лучше всего характеризуют нравственный и умственный облик человека. Но, конечно, нельзя упускать из виду, что часто люди лишены необходимого качества – честности и многое сочиняется на основании слышанного или читанного. Видения Космического характера посылаются или открываются глазу ясновидца лишь при его внутренней честности. И отличительное качество таких видений будет Красота и Величие в Простоте.

Вы мне скажете, что нравственный и умственный кругозор Паскаля был высоким. Согласна, но все же он мог не обладать синтезом, и вот это обстоятельство является камнем преткновения. Много ли людей, обладающих этим достижением? Большие умы часто были лишены его. Можно быть гигантом интеллекта и не обладать синтезом.

Страница 99. Почему стих из Послания к Коринфянам (гл. 11 – 10) Вам кажется так отвечающим духу учения Павла? Неужели только из-за повторного утверждения? Если на основании многочисленных свидетельств мы должны признать неоднократные искажения текстов писаний, то почему не допустить и в стихе из Послания к Коринфянам такого же искажения или даже позднейшей вставки? Ведь подчинение женщины и рабовладельчество настолько вкоренилось на протяжении упадочных веков, и особенно в ту эпоху надвигавшейся умственной темноты, что отказаться от этих прерогатив было труднее трудного. Конечно, апостол Павел был очень высок духом и в своих сокровенных поучениях он не мог допустить такую дикость. Но Вы сами знаете, как приходится делать уступки условиям эпохи. Всю Истину нельзя открыть людям, ибо она не будет принята ими и принесет больше вреда, нежели пользы. Нельзя слишком возбуждать озлобление невежественных масс, которые в ярости своей могут погубить самое ценное.

В заключение скажу – я не стала бы слишком разбираться в метафизических определениях отцов церкви об Естествах Христовых, тем более что во многих из них есть своя истина, ведь среди Богословов были и светлые умы.

Мне казалось, что следовало привести постановления Вселенских Соборов, собранные в последовательности, они обнаружат поражающие противоречия и недомыслия, которые будут все прогрессировать[161]. Постановления выносились не отдельными светлыми умами, но представителями невежественного большинства, и вот это обстоятельство и следовало бы подчеркнуть, ибо именно эти постановления и сделались впоследствии догмами нашей церкви. Ведь Григорий Великий, Великий Архиепископ Владыка Иоанн Златоуст в свое время были гонимы своими же иереями <... > [162]

Также совершенно необходимо включить постановление Второго Константинопольского Собора, отменившего Учение о перевоплощении и предсуществовании души. Интересны также и движение иконоборчества, и все прения вокруг коленопреклонения и прочей обрядности. Почему не включить из Евангелий места, явно указующие о перевоплощении?

Очень по сердцу мне Ваше объяснение заповеди – «Блаженны нищие духом, ибо... » – это одна из самых глубоких заповедей по смыслу. Именно в этом завете указуется необходимость смирения в самоотверженном подвиге, отсутствие всякого самомнения и самодовольства, также и отказ в сознании или в духе от всякого стяжательства, собственности и привязанности к преходящим вещам. Именно на этом отказе в сознании или в духе так настаивают все великие Учителя Древности и Учение Живой Этики. Помните пример двух учеников. Один не имел вещей, но Учитель упрекал его за привязанность к собственности, другой же жил в окружении вещей и не заслужил порицания Учителя.

Также заповедь Христа – «что Бог сочетал, человек да не разлучит» – отзвучит и в словах Великого Оригена – «многие жены незаконно живут с мужьями своими». Это все тот же великий закон, переданный Великим Платоном в его половинчатых душах. Но это не для книги.

Может быть, кто-то любопытствующий скажет: поясните нам Облик Христа. Ответьте словами Учения: «Невозможно измерить дальние миры, можем лишь восхищаться ими»[163]. Тайны Духа так прекрасны, что можно лишь сказать: «Нельзя говорить о Несказуемом».

Сейчас мне прислали друзья из Дома Книги в Париже книгу «Борьба Религии с Наукой» Э. Уайта, перевод Вейса, Огиз, Государственное Издательство, Москва, 1936. По-видимому, труд серьезный и очень для Вас полезный.

Возвращаюсь к Вашему письму от 26 марта. Вы совершенно правы, что нельзя привлекать пугливые элементы. Много вреда могут они посеять. Недаром во всех древних дисциплинах указывалось прежде всего побороть всякий страх. Лишь бесстрашие может приблизиться к Свету и вместить Истину. Также прекрасны Ваши ответы сеятелю сомнений. Прискорбно то, что Вы пишете о дамах. Истинно, враги человеку – домашние его.

Должна кончать письмо. Книгу Вашу отсылаю медленной почтой. Примусь за чтение вышеупомянутой книги. Если найду что-либо интересное, постараюсь найти время поделиться с Вами.

Каждый день приносит новые вести с родины. Очищение идет радикальное.

Так сужденное придет.

Со всею бережностью и мудростью продолжайте, дорогой Евгений Александрович, Вашу высокополезную деятельность. Не смущайтесь отдельными выкриками тьмы. Привет сердца Вам и Вашим ближайшим сотрудникам. Радуюсь за д-ра Рудинского. Спасибо за присланную группу, но я предпочитаю иметь всех по отдельности, в группе излучения очень смешиваются.

Всего Светлого и радостного.

Е. И. Рерих – К. И. Стурэ

28 мая 1937 г.

Глубокоуважаемый Карл Иванович, отвечаю на Ваше письмо, начатое в декабре и законченное 14 февраля. Признаюсь, что нотка пессимизма, звучащая в нем[164], немного огорчила меня. Трудно мне представить, чтобы среди молодого и такого чистого народа было так мало отзывающихся на Высшие идеалы, особенно среди молодежи. Может быть, Вы встретились со случайными неудачными группировками? Лично нам приходится сейчас радоваться количеству людей, прислушивающихся к новым мыслям, новому подходу к жизненным задачам. Конечно, все приближаются разными путями, но несомненна наличность устремления к новому и светлому, главное, более синтетическому восприятию жизни.

Так же как и Вы, приветствуем от всего сердца развитие Вашей чудесной страны. Отрадно было читать описание сооружения и украшения городской площади в Вашем городе при коллективном участии всего населения. Именно такие кооперативные начинания слагают новую ступень сознания народа – осознание общего сотрудничества на пользу своей страны. Пусть будет светло начинателям таких благих движений.

Не сомневаюсь, что и школьная программа получит в ближайшем времени самое серьезное внимание со стороны светлых умов, и многие советы Живой Этики войдут в жизнь школьной молодежи.

24 мая получили две чудесные книги – книгу о Феликсе Денисовиче и «Тайную Доктрину», первый том. Обе изданы превосходно. Сердце полно признательности к членам Общества, взявшим на себя, как Вы правильно пишете, «великое дело – издание книг Учения». Сейчас уже начала высылать им книгу «Братство». Первый том будет издан обычно, второй останется лишь в пяти рукописных копиях.

Опасаюсь, как бы Рихард Яковлевич не умучился, ведь на нем лежит главная работа по изданию этих книг. Одна «Тайная Доктрина» должна была взять от него немало сил. Второй том уже закончен мною и тоже отослан в Ригу.

Вы пишете, что любите гармонию, но сердце еще не влечет Вас в Общество. Вы правы, нужно всегда прислушиваться к этому голосу, и потому не следует ни в чем насиловать себя. Каждый должен идти своим путем.

Должно быть, много радостных часов приносит Вам разбор сочинений Шиллера и особенно Гете, у последнего столько изумительных страниц глубокого проникновения в тайны Бытия. Недавно я где-то прочла приведенные его слова, сказанные им незадолго до смерти, и очень оценила их; привожу не дословно, но лишь смысл: «Достиг я почестей и признания, но одно осталось недоступно мне – это право говорить то, что думаю». Многим часто приходится вспоминать их. И чем больше человек, тем дальше от него это право. Вот и в Учении сказано: «Йогу все можно и в то же время все нельзя». Многие ли поняли весь глубокий смысл этого изречения?

Надеюсь, что мечта Ваша и супруги Вашей уже на пути к осуществлению и Вы с новым приливом радости и бодрости продолжаете самое насущное дело – воспитание и образование молодых душ, строителей будущего нового мира. Ведь столько можно и нужно сделать в этой области!

Так в радости грядущей Новой Эпохе на основе широкого сотрудничества шлем Вам и супруге Вашей всего самого светлого. Спасибо за присланную семейную группу.

Искренно уважающая Вас.

 

Е. И. Рерих – Ф. Грант, К. Кэмпбелл, З. Г. и М. Лихтманам

Май 1937 г.

Родные и любимые наши, пришли Ваши письма от 13 по 19 мая. Правильно пишет Радночка, что если предатели занимаются уисперинг кампень[165] где только могут, доказательства чему приходят к Вам и нам с разных сторон, то мы должны покрыть этот вред самым широким осведомлением о всей творимой гнусной клевете и несправедливости. Именно, как было Указано с самого начала – осведомлять как можно шире, затрагивая самые разнообразные круги, – в этом заложена основа нашей победы. Так радовались, что Вам удалось повидать несколько указанных лиц. Спасибо, родные! Вы не можете представить себе, как томились мы тем, что обстоятельства мешали Вам выполнить Советы. Чтобы облегчить Вам эти посещения, ввиду Вашей занятости уже давно Указано действовать где поодиночке, где вдвоем или втроем. Главное – выполнить Совет. И при этом нужно помнить, что лучшим исполнителем будет тот, в ком горит уверенность в успехе. Психическая энергия может проявляться лишь при мужестве и доверии. Вот почему в книгах Учения так настаивается на развитии в себе этих двух основных качеств духовности. Также не забудем, что успех может выражаться во многих видах, иногда он даже не будет немедленно явным, но впоследствии скажется чем-то весьма существенным. Итак, родные, лишь выполняя в срок Советы, можем мы рассчитывать на яркую победу. Так пусть будет постоянное движение и осведомление. Кто знает, когда, где и в ком можно встретить полезнейшего человека. Но всякий застой есть разложение.

Так радовались, что, несмотря ни на что, Школа существует и дает прекрасные результаты.

Также порадовались и сообщениям из Лондона о деятельности «Пресса». Конечно, мы очень хотели бы слышать это от самой Франсис. Между прочим, существует ли г-жа Дюбуа?

Еще раз обнимаю Радночку за твердость, выказанную ею при показаниях. Именно при таком состоянии духа все обращается на пользу. И разве не замечательно было подтверждено показание Радночки экспертизою Стейна? Радночка, наш верный страж, пусть примет нашу глубокую признательность и радость сердца. Родные, доживем до Праздника.

Раз влияние Глиина и блеск растяжимого миллиона ослепили пресловутую честность Макса, то тем более важно посещение видных адвокатов и деятелей, чтобы ознакомить их с истинным положением дела. Их мнение дойдет до чьих-то ушей. Также права Амридочка, не выступая сейчас открыто со своим делом. Пусть оно будет про запас. Гораздо сильнее можно говорить о нем, посещая полезных лиц. Таков СОВЕТ.

Тревожит нас намерение Плаута торопить дело с налогами и манускриптами. Мы знаем Совет о всяком протягновении, и потому такое ускорение с нашей стороны может быть опасным. Как хотелось бы, чтобы наши адвокаты поняли это. Все еще не имеем ответа от американского консула. Вероятно, он уехал в отпуск. Послали сегодня телеграмму. Но, конечно, ехать давать депозишен[166] я не могу, это было бы самоубийством. Сейчас всюду самое жаркое время, но даже и без жары я не могу спуститься в долины. Ноги мои даже на нашей высоте так отекают, как тумбы. Ведь только недавно у меня были сильнейшие сокращения в сердце. Потому необходимо затянуть дело с манускриптами. Родные, постарайтесь намекнуть деликатно о протягновении всем, кому это необходимо знать.

Родные наши, прошу Вас, насколько возможно храните спокойствие, утвердитесь в духе, что Вы совершаете подвиг, и потому с мудрою радостью принимайте нападения, зная в сердце, что Высшая Помощь будет послана Вам.

Мы с Вами подошли к Учению не из корыстных целей, но ради возможности роста сознания и приобщения к Великому Служению, ради высших радостей духа. Но разве возможно приближение без несения Подвига? Мы понимаем, что значит подвиг, и знаем, что сейчас – «идем в гору по гладким камням». Снова и снова вспоминается сновидение, как я подымаюсь в темной пещере по отвесной базальтовой скале и отыскиваю рукой какие-либо выступы или шероховатости, за которые уцепиться, и, найдя веревочный поручень, я одной рукой ухватываюсь, а другой ищу следующий. И каждый раз, когда в изнеможении я готова была сорваться, Невидимая Рука прикасалась к моей спине, поддерживая до следующего поручня. До сих пор помню то страшное напряжение и неописуемую боль в сердце. Да, такого трудного положения, как сейчас, у нас не бывало, но это признак близкого разрешения. События так поспешают. Потому, несмотря на все тягости, мудрая радость окрыляет нас, ибо полагаем все мужество, всю готовность и все доверие. Ведь творим не свое дело, но Дело Порученное! Привожу параграф из книги «Братство», который должен быть отнесен к происходящему. «Бешенство – называется ужасное состояние, в которое впадают самостью объятые, ради корысти прикоснувшиеся к высшим Учениям. Невозможно назвать их состояние иначе, нежели бешенством. Пусть врачи исследуют их слюну, чтобы убедиться в патологическом состоянии их организма. Кто-то спросит – не кусаются ли они? Он будет прав, ибо их прикосновение ядовито. Можно назвать много примеров такого безумия. Можно изумляться, с какими мрачными намерениями эти люди приближаются к Светлым Источникам. Можно поражаться, что человек устремляется в отвратительную бездну, но он дальше сегодня не мыслит»[167].

«Кто понимает Братство, как ярмо, пусть скорее отойдет. Кто уныло склоняется перед вратами Братства, пусть скорее вернется обратно. Уметь возрадоваться Братству уже будет радостью мудрою»[168].

Уже три посылки из этой книги отосланы, будет и четвертая. Вышло второе издание русской «Агни Йоги», также получили и первый том «Тайной Доктрины». Издано с любовью. Печать много крупнее, чем в английском издании, и бумага гораздо лучше. Переплет синий, кожаный, с золотым тиснением. Второй том уже набирается. Сейчас мне Указано собирать первый том моих писем. Не думаю, чтобы в этот том вошли письма в Америку. Вероятно, ограничусь ответами корреспондентам, ставившим мне вопросы по Учению. Ведь бывали такие, которые в одном письме умудрялись поставить 34 вопроса. Но я люблю отвечать на вопросы, ибо это помогает и мне кристаллизовать свою мысль. Сейчас Н. К. принес мне список ассетов[169] нашей деятельности за май месяц, список внушительный. Все такие списки, конечно, должны были читаться и храниться в Обществе имени Рериха. Так болит сердце, что многое не могло состояться.

Знаю и понимаю, родные, как Вам нелегко, и потому не в укор это говорю именно Вам, но иногда ясно встает все строительство и все причины, почему многое, имевшее все данные к развитию и успеху, было затушено. Черная зависть и страшное честолюбие невежества трех апостатов, не говоря уже о корыстолюбии, привели к безумию бешенства.

<... > [170] мая получили Совет: «Пусть друзья действуют. Хотя бы повидали 10 лиц из указанных. Но чем больше, тем лучше». Также посещение Вагнера и Копланда все еще полезно. Видала ли Модрочка кого-либо из Филадельфийской группы? У бедной Чайки не все благополучно. Кроме того, она, несомненно, получает анонимные письма против нас. Вероятно, имеются некоторые настроения в группе. Ведь на малое количество серьезно ищущих всегда приводится большинство бабочек и мотыльков. Чайка не писала мне никаких подробностей, ибо она уверена, что я должна их знать! Конечно, с Помощью Великого Владыки я знаю о многом. Именно Владыка перечислил мне обстоятельства, которые так удручают ее. От всего сердца жалею ее и послала ей весть мужества и ободрения. Но, конечно, мне ценно было бы знать именно ее отношение или реакцию на все эти обстоятельства. Она обещала написать, но, вероятно, по ее обычаю, пройдет еще три-четыре месяца, пока она соберется. Так, у всех есть свои трудности.

Да, приближение к Служению нелегко. Лишь твердые духи могут следовать этим путем. Но твердость испытывается страданиями и борьбою с натиском хаоса или тьмы, и как мало тех, кто выдерживает эти испытания! Именно, люди не могут понять, что есть подвиг. Их пугает красота самоотверженности. Малодушная и губительная самость наша подымает свой голос чаще всего перед решительной битвой. Все новые подходящие получают от нас сейчас суровое наставление радоваться борьбе, радоваться каждому препятствию, ибо лишь так они закалят свой дух. Конечно, самая главная борьба – это с нашими недостатками и привычками. И плоды такого сурового требования уже видимы, многие испытывают прилив особого мужества и радости, состязаясь с темными нападениями. Необходимо развивать в себе основы героизма и самоотверженности, иначе не пройти в дни великого крушения старого мира. Я так счастлива, что имеются души, которым не нужен сладкий сентиментализм, губительно отравивший сознания множеств легкомысленных искателей Пути возложения на Махатм.

Родные мои, подумайте, как закалит нас эта борьба против тьмы, потому приложим все усилия, чтобы утвердиться в этом подвиге и одержать победу. Лишь в битве познает человек себя. Именно борьба выявляет все дремлющие качества человека. Пусть качества эти будут высоки!

Последние два прекрасных письма Стокса полны оптимизма. Сердечное спасибо ему за всю оказываемую им поддержку. Пусть будет ему светло за проявляемое им нравственное мужество. Очень редки такие люди в наше время. Компромисс есть девиз умирающего мира. Мужество и устремление к Знанию будут водящими понятиями Нового Мира. Придет оздоровление мира, и вместе с этим сколько здоровой радости познает дух человека. Родные, жду того момента, когда смогу Вас обнять в радости победы Света над тьмою.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.