Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мобильный мир



 

Все, о чем говорилось выше, указывает на чрезвычайно глубокие взаимосвязи «туризма» и «культуры» в подвижном мире[xlvii]. Путеше­ствуют не только туристы, но и предметы, культуры и образы. Ка­жется даже, что существует более общая «мобильная культура», ко­торая происходит от «принуждения к мобильности». Такую культу­ру описывает К. Каплан в работе «Вопросы путешествий»[xlviii]. Ее соб­ственная большая семья проживает на разных континентах, и в си­лу этого путешествия и туризм всегда были «неизбежностью и не­обходимостью для сохранения семьи, любви и дружбы, а также работы»[xlix]. Она «родилась в культуре, которая приняла как должное национальную выгоду путешествий» вместе с идеей, что «граждане Америки могут путешествовать куда хотят»[l]. Здесь имплицитно присутствует мысль о том, что человеку позволено путешествовать, что путешествия - существенная часть его жизни. Культуры стали настолько мобильными, что современные горожане (не только американцы! ) не ставят под сомнение свое право проникать в дру­гие места и в иные культуры. Более того, если члены семьи нахо­дятся в постоянном движении, тогда различия между домом и не домом теряют силу. Культурное многообразие подразумевает и де­лает необходимыми широкие формы мобильности. (Впрочем, дру­гим культурам пока трудно превзойти недавний «рекорд» Индии. 24 января 2001г. в Алахабаде проходил фестиваль Hindu Kumbh Mela. В этот день в одном месте за короткий срок собралось, наверное, рекордное количество людей - 30-50 миллионов индусов прибыло на берега Ганга со всего света).

Принадлежность к культуре почти всегда предполагает путешест­вия. Они, развивая и поддерживая культуру, принимают разные фор­мы. Это и паломничества к сакральным местам, к определенным письменным или визуальным текстам, и поездки по маршрутам, свя­занным с ключевыми историческими событиями, и путешествия ради того, чтобы увидеть известных людей или свидетельства их жизни, по­знакомиться с другими культурами, чтобы сильнее ощутить собствен­ную культурную принадлежность.

«Национальное» может быть удобной точкой отсчета для того, чтобы проследить, что значит путешествие для культуры, и как культуры путешествуют. В центре нашего внимания будет повест­вование нации о самой себе. Национальные истории рассказыва­ют о движении людей сквозь прошлое; часто начало такого нарратива теряется в тумане времени[li]. Многое в истории традиций и символов «изобретено» и является как результатом забывания прошлого, так и воспоминания о нем[lii]. Европа конца XIX в. - это период примечательного конструирования национальных тради­ций. Например, во Франции День взятия Бастилии был учрежден в 1880 г., Марсельеза стала национальным гимном в 1789 г., 14 ию­ля было объявлено национальным праздником в 1880 г., а Жанну Д'Арк католическая церковь извлекла из небытия только в 1870-х г. [liii]. В более общем смысле, идея «Франции» была расширена бла­годаря «процессу, сходному с колонизацией, средствами коммуни­кации (дороги, железные дороги и газеты), так что к концу ХIХ века народная и элитарная культуры встретились» в результате разнообразных движений[liv]. Одним из ключевых моментов в этом процессе явилось массовое производство публичных памятников, увековечивавших нацию, особенно в перестроенном Париже. К этим монументам путешествовали, их рассматривали, о них говорили, ими делились с другими при помощи рисунков, картин, фотографий, фильмов и европейской индустрии туризма.            

Первым национальным туристическим событием стала Великая Выставка 1851 г. в лондонском Хрустальном Дворце. С тех пор туризм превратился в коллективное предприятие, выполняя роль сти­мула для нации. В то время население Британии составляло восем­надцать миллионов; из них шесть миллионов посетило Выставку, причем многие воспользовались новой железной дорогой, чтобы впервые попасть в столицу. Во второй половине XIX в. похожие мега-события происходили по всей Европе, и они в отдельных случаях привлекали до 30 миллионов человек[lv]. Считается, что Междуна­родная Выставка столетия в Мельбурне 1888 г. собрала две трети на­селения Австралии[lvi]. Ее посетители, австралийцы и приезжие, были призваны подтвердить не только достижения, но и характерные чер­ты этой страны. Особую роль для складывания национального само­сознания сыграли создание национальных музеев, успехи нацио­нальных художников, архитекторов, музыкантов, драматургов, ро­манистов, историков и археологов[lvii].

За последнее время мир превратился в глобальную сцену, на ко­торую вышли почти все нации, соревнуясь в желании обратить на себя внимание и привлечь как можно больше туристов. В этом пла­не особенно показательны такие интернациональные мега-события как Олимпийские игры, соревнования за Мировые кубки и Международные выставки[lviii], ставшие предпосылкой массового ту­ризма и космополитизма. Они свидетельствуют о том, что нацио­нальная идентичность теперь все чаще определяется в терминах не только локальной, но и глобальной сцены. Именно такая сценич­ность облегчает как телесное, так и воображаемое путешествие к мега-событиям внутри глобального порядка [lix].

Кроме того, во многих культурах перемещения людей влекут за собой пересечение национальных границ. В развивающихся стра­нах семьи с возрастающим уровнем доходов создают новые нормы экстенсивной мобильности. Быстрое увеличение «глобальных диа­спор» расширяет диапазон, степень и значение всех форм путешест­вия для больших семей и общин, разбросанных по свету. В Тринидаде даже существует выражение, что ты можешь почувствовать себя настоящим тринидадцем только выехав заграницу. Около шестиде­сяти процентов нуклеарных семей имеют хотя бы одного человека, живущего в другой стране [lx]. А. Онг и Д. Нонини таким же образом показывают значение движения через границу для огромной китай­ской диаспоры, которая насчитывает от двадцати четырех до сорока пяти миллионов человек[lxi]. Дж. Клиффорд подводит итог: «рассеян­ные по миру народы, однажды отделенные от родины океанами и политическими барьерами, все сильнее связывают себя «погранич­ными отношениями» со своей прежней страной, получив возмож­ность передвигаться туда и обратно благодаря современным транс­портным связям, мобильным технологиям и трудовой миграции. Самолеты, телефоны, аудиокассеты, и видеокамеры, и мобильные рынки труда уменьшают расстояния и облегчают двухстороннее движение, легальное и нелегальное, по всему земному шару»[lxii]. Такое перемещение диаспор не лимитировано во времени. В отличие от обычного туризма, основанного на четком разделении «дома» и «не дома», путешественник диаспоры часто не имеет определенных временных границ, поскольку один вид его деятельности может плавно перейти в другой.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.