Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Самуил Алешин Тогда в Севилье (Дон Жуан) 2 страница



Донья Лаура. Полноте, Дон Жуан. Такой блестящий молодой человек, как вы?.. Я просто не верю.

Дон Оттавио (подталкивая Дон Жуана). Иди, иди, мой друг, и не скромничай. Не думай, пожалуйста, что ты хуже этих кабальеро.

Дон Жуан (кланяясь). Я повинуюсь. С радостью, но почти без надежды. (Подходит к Розитте. )

Донья Лаура (брату). К сожалению, этот юноша прав. Розитта и Лючиа действительно невысокого мнения о нем.

Дон Оттавио (настороженно). Он позволил себе что-нибудь лишнее?

Донья Лаура (с состраданием глядя на брата). Наоборот. Боюсь, что бедняжка вообще никогда не будет иметь успеха у женщин.

Далее они продолжают разговор, посматривая на Дон Жуана, который стоит около Розитты, совершенно, по-видимому, ею не замечаемый.

Дон Карлос (Розитте). Сеньорита! Вы видите перед собой несчастнейшего смертного, который завидует простым буквам вашей книги. Ибо я могу только мечтать о том внимании, которое вы уделяете каждой из них.

Розитта (благосклонно). В самом деле? (Прикладывает раскрытую книгу к груди. )

Дон Диего. А мне кажется, сеньорита, что сейчас самыми счастливыми являются страницы этой книги. Я был бы рад поменяться с ними местом.

Розитта (снисходительно). Не будьте так смелы. (Закрыв книгу, кладет ее на колени. )

Дон Родриго. Что до меня, сеньорита, то я хотел бы стать ее переплетом, чтобы лежать на ваших коленях. Ха-ха-ха.

Розитта (доброжелательно). Вы слишком дерзки.

Дон Жуан. Не надоела ли вам, сеньорита, эта книга?

Розитта (свысока). Вы можете предложить что-нибудь лучшее?

Дон Жуан (вынимает из-под плаща и подает Розитте книгу). Вчера вы сказали, что хотели бы прочесть стихи Фернандеса. Вот они!

Розитта (со скучающим видом перелистывая томик стихов). Разве?.. Вы что-то спутали… Я имела в виду кого-то другого. (Переглянувшись с Лючией, возвращает книгу Дон Жуану и роняет веер. )

Кавалеры бросаются поднимать, но Дон Жуану удается их опередить.

Дон Карлос. Сеньорита! Обворожительный кончик вашей туфельки вызвал у меня такое сильное сердцебиение, что я, почти лишившись пульса, увы, не мог поднять веера первым.

Дон Диего. Я схватил было веер, сеньорита, но ваши волшебные пальчики оказались у самых моих губ, и это лишило меня равновесия.

Дон Родриго. Сеньорита! Ваше платье так благоухает, что я почувствовал себя вдребезги пьяным и зашатался, как старая кляча. Ха-ха-ха!

Розитта ласково им всем улыбается.

Дон Жуан. Сеньорита. Вот ваш веер. (Протягивает. )

Розитта (сухо). Благодарю вас. (Берет веер и, еле кивнув Дон Жуану, отворачивается от и его к кавалерам. )

Чувствуя себя выключенным из общества, Дон Жуан, слегка пожав плечами, отходит к Лючии. в группе Розитты раздается смех. Розитта смеется, закрывшись веером, а ее кавалеры бросают насмешливые взгляды на Дон Жуана. Заметив это, переглянулись и Донья Лаура с Дон Оттавио. Дон Жуан невозмутим. В числе кавалеров Лючии он слушает, как она напевает, аккомпанируя себе на арфе.

Лючиа (обрывая музыку). А вот дальше… Я не помню, какие слова он ей говорит… (Взглядывает на Дон Пабло. )

Дон Пабло (вздрагивает). Очевидно, что-нибудь вроде… (Напевает хрипло. ) Ту-ра-ри-ра-ра… Хм… Что-нибудь… «Я люблю тебя», очевидно. (Сильно вздрагивает. )

Лючиа (смеясь). Ах, нет! Может, вы помните, Дон Антонио?

Дон Антонио (от смущения роняет шляпу). «Грежу лишь»… одну минуточку… «Грежу лишь тобой».

Лючиа (весело). Нет, нет. Совсем не так Дон Клавдио?

Дон Клавдио (поет). Трим-рам-а-тим-тим-там… В-в… м-м… н-н… это… (Поет. ) «Раб я твой… м-м… н-н… э-э… (скороговоркой) а — до конца жизни».

Лючиа (со смехом). Ну, что вы! И потом, это не в размер.

Дон Жуан (поет). «Помнишь ли тот сон? »

Лючиа (холодно). Да. Правильно. (Напевает. ) «Помнишь ли тот сон». (Прекращая играть. ) Очень скучные слова, не правда ли? Точно это — не мужчина объясняется с девушкой, а… (подыскивает сравнение) медуза.

Кавалеры дружно смеются.

Дон Жуан. Я счастлив, сеньорита, что могу предложить те ноты, которые вы желали получить.

Лючиа (равнодушно). Да? Что это?.

Дон Жуан. Романс Микаэля. (Протягивает ей ноты, свернутые в трубочку. )

Лючиа (разворачивает, бросив взгляд на Розитту). Разве я хотела их иметь?

Дон Жуан. Да. Во всяком случае, вы так сказали.

Лючиа (удивленно). Когда это было, сеньор?

Дон Жуан. Третьего дня, сеньорита.

Лючиа. Вы очень любезны, но… но, право же, мне кажется, что вам это приснилось. (Смеясь, напевает. ) «Помнишь ли тот сон»…

Кавалеры опять дружно смеются.

Дон Жуан (мужественно перенося и этот удар). По-видимому, моя память, сеньорита, за последние несколько минут сильно ухудшилась. Должен ли я взять ноты обратно?

Лючиа (безразлично). Можете их оставить. (К Дон Пабло. ) Но вы обещали нам спеть песенку, которую все сейчас распевают при дворе.

Дон Пабло (вздрагивает и откашливается). С радостью.

Дон Жуан, опять чувствуя себя лишним, едва заметно пожав плечами, отходит. В группе Лючии оживление. Дон Оттавио и Донья Лаура соболезнующе перешептываются. Дон Пабло начинает тихо напевать.

Дон Жуан (подойдя к Дон Оттавио и Донье Лауре, невозможно). Вы видели? Увы.

Дон Оттавио. Да, мой друг. Но не предавайся отчаянию. Вкусы женщин так капризны…

Донья Лаура (покровительственно). Мне кажется, что наш юный друг еще просто мало общался с женщинами и поэтому не вполне понимает их и преувеличивает… Ну, как бы это точнее сказать… их неприступность, что ли?

Дон Жуан (чтобы скрыть улыбку, низко кланяется). Сеньора, вы угадали… Вы заглянули ко мне в самую душу.

Дон Оттавио смущенно покашливает. Входят Командор с Доньей Анной. Донья Анна — красивая женщина лет тридцати с медно-рыжими волосами и нервным, хищным лицом. По тому, как она цепко держит под руку своего мужа, можно предполагать, что у нее ревнивый характер. На ней ярко-красное бархатное платье с весьма распространенным в то время так называемым гранатовым золотым узором (сочетание чертополоха и гранатов). Платье, облегая талию, имеет низкий, очень широкий вырез, открывающий грудь и плечи. Корсаж стянут золотой шнуровкой. Поверх платья висит накидка из золотой парчи. На голове У Доньи Анны высокая двурогая шляпа, с каждого из загнутых рогов которой спускаются розовая и голубая вуали. После обмена поклонами Донья Анна садится подле Доньи Лауры.

Командор (Донье Анне). Дорогая, позволь представить тебе Дон Жуана — блестящего молодого сеньора, сына друга Дон Оттавио.

Поклоны.

Дон Жуан много путешествовал и может рассказать нам любопытнейшие вещи.

Донья Анна. Вы были в Мадриде?

Дон Жуан. Всего месяца два тому назад, сеньора.

Донья Анна. Так вы, наверное, знаете последние моды?

Дон Жуан (оживившись). О, разумеется. Рад буду вам о них сообщить. Сейчас при дворе очень модны платья из гофрированного шелка. Вырез не широкий, юбка отрезная у талии и делается с глубоким распахом на боку, образующим фалду. Левый бок большею частью драпируют в виде баски из подкроенного косого материала. Это, разумеется, дневной наряд. А для вечернего туалета — очень хорош бархат. Широкий пояс такого платья должен перехватывать талию очень узко. Что касается спины, то ее обычно открывают до тех пор, пока о ней можно говорить как о таковой. Спереди (показывает почти до пояса) — то же самое. Бедра — широко и тут (показывает на зад) очень, о-о-очень пышно…

Так как Дон Жуан говорит с неподдельным увлечением, то постепенно его начинают слушать все присутствующие — мужчины с удивлением, а женщины с интересом.

(Продолжает. ) Туфли начали носить опять с застежками, причем каблук вот такой (раздвигает указательный и большой пальцы). Мушки — по-старому: чувственная — в углу рта, скромная — на подбородке. Снова входят в моду широкие брови и капризный рот. Нижнее белье…

Донья Анна. О! (Закрывается веером. )

Дон Жуан (спохватившись). Простите, сеньора, но я дошел до области, о которой мне ничего не известно.

Донья Анна (с восхищенным удивлением). Но откуда, сеньор, вы — мужчина — и знаете все это?

Донья Лаура. Поразительно! Я первый раз встречаю кабальеро, который так разбирался бы в дамских туалетах.

Розитта и Лючиа переглядываются с недоумением.

Дон Жуан (непринужденно). Пусть это вас не удивляет. Моя сестра — большая модница. И так как мы очень дружны, то я охотно беседую с ней по поводу ее платьев.

Дон Оттавио. Ба! Да разве у Людовика была еще дочь? Ты нам об этом ничего не говорил.

Дон Жуан (небрежно). Разве? У меня при себе даже есть медальон с ее миниатюрой.

Донья Лаура. Так ли она хороша, как ее брат?

Дон Жуан (кланяясь, снимает с шеи медальон и подает Донье Лауре). Мы близнецы. И, говорят, очень похожи друг на друга.

Донья Лаура (рассмотрев миниатюру, передает медальон дальше). В самом деле, сходство необыкновенное. Как ее зовут?

Дон Жуан. Э-э… Памелла.

Донья Лаура. Какое нежное имя.

Дон Оттавио (рассматривая миниатюру, через плечо Доньи Анны). Действительно. Как две капли воды. А прехорошенькая сеньорита твоя сестра.

Донья Анна. Очаровательное созданье. Вас не путали с нею в детстве?

Командор. Ты забываешь, моя милая, что девочку и мальчика довольно затруднительно спутать по внешнему виду.

Дон Жуан (улыбаясь). Мы носили разные одежды, сеньора.

Донья Анна (смеясь). О да, да. Какая я глупая. (Желчно Командору, который внимательно разглядывает миниатюру. ) Друг мой, не кажется ли тебе, что ты скоро проглядишь на этом портрете дырки?

Командор (с привычным терпением). Вряд ли это возможно, дорогая. (Отходит с медальоном к рампе. Поскольку он стоит к нам лицом, мы замечаем, что, рассматривая медальон, Командор все более и более задумывается. Потом, словно пораженный, подняв брови и слегка улыбаясь, он шепчет: «Неужели? » Искоса бросив взгляд на Дон Жуана, он сейчас же отворачивается, закусив губу. Затем говорит вслух. ) Он просто волшебник — ваш художник. Взгляните-ка сюда, Дон Жуан.

Дон Жуан подходит к нему.

(Указывая. ) Как он выписал глаза? (Пристально глядя на Дон Жуана. ) Ведь они только что не двигаются.

Дон Жуан. Да, это очень хороший мастер.

Командор. А давно была сделана миниатюра?

Дон Жуан. Лет пять назад.

Командор (внимательно следя за Дон Жуаном). Вероятно, сходство с тех пор увеличилось?

Дон Жуан (Спокойно). Говорят, что да.

Командор. Поразительно. Наверное, если вас переодеть в женское платье, вы могли бы сойти за свою сестру.

Дон Жуан (смеясь). Боюсь, что я был бы слишком угловат и груб.

Командор. А из вашей сестры в мужском платье получился бы, очевидно, превосходный кабальеро. (Пауза. Смотрит на Дон Жуана. ) Не хуже вас.

Дон Жуан (кланяясь). Благодарю. (Взяв у Командора медальон, надевает его и как бы вскользь замечает. ) Если я найду для себя в Севилье спокойный уголок, то обязательно вызову сюда сестру, и тогда вы сможете, сеньор, высказать ей все свои комплименты лично.

Командор. Да, кстати, о спокойном уголке! Мне кажется, что сегодня вы покорили мою жену.

Дон Жуан. Что это — ревность?

Командор. Боже меня упаси. Если бы хоть что-нибудь отвлекло ее внимание от моей особы, я был бы только счастлив.

Дон Жуан. Однако вы не очень-то любите свою супругу.

Командор. Я любил ее как мог. Но — увы. Когда женщина требует от вас, чтобы вы любили ее еще больше, то невольно начинаешь любить еще меньше.

Дон Жуан (смущенно). Скажите, а за что вообще начинаешь любить?

Командор. В том-то и дело, что когда любишь за ум, красоту, за успехи, характер — это еще не самая большая любовь. А вот когда любишь неизвестно за что — это и есть любовь.

Дон Жуан (вздохнув). Это, наверное, очень странное чувство…

Командор берет Дон Жуана под руку и, беседуя, отходит с ним в сторону. В это время Лючиа идет к двери и зовет служанку.

Лючиа. Катерина!

Никакого ответа.

(Нетерпеливо. ) Катерина!

Молчание.

(Топнув ножкой. ) Катерина!!

Вбегает оживленная, раскрасневшаяся Катерина, на ходу поправляя волосы.

Лючиа (капризно). Я сто раз должна была крикнуть, прежде чем ты появилась.

Катерина (запыхавшись, шепотом). Ох, сеньорита, простите… Я бежала со всех ног… Там такие новости… (Бросает взгляд на Дон Жуана. )

Лючиа (раздраженно). Где — там?

Катерина. У нас на кухне. Пришла служанка из гостиницы «Золотой бык и красавица» и рассказывает…

Лючиа (презрительно). Неужели ты думаешь, что меня интересуют ваши кухонные новости? (Пауза. ) Ну и что? (С пренебрежением. ) Что же могла сказать какаято служанка из гостиницы?

Катерина. Она сказала, что сеньор Дон Жуан, вот который там стоит с сеньором Командором, — это (торжественно), это Дон Жуан!

Лючиа. И это всё?

Катерина (разочарованно). Всё.

Лючиа. Да ты что, заговариваться стала, что ли? Сеньор Дон Жуан — это Дон Жуан. И вся новость? Да это все равно что сказать про тебя: служанка Катерина сплетница.

Катерина. Нет, сеньорита, вы не так поняли. (Внушительно шепчет. ) Это тот Дон Жуан…

Лючиа. Какой тот? Ничего не понимаю.

Катерина (так же). Знаменитый… Известный сердцеед.

Лючиа. Дон Жуан! Да что ты говоришь! Боже мой! Пойди скажи сестре…

Катерина бежит к Розитте и шепчет ей. С этой минуты Лючиа хотя и продолжает беседовать с кавалерами, но очень невнимательна к ним и все время посматривает на Дон Жуана. Кавалеры, заметив это, начинают неодобрительно переглядываться.

Розитта (служанке). Не может быть! (Пауза. ) Хотя… А матушка знает?

Катерина бежит к Донье Лауре. У Розитты та же игра, что и у Лючии. Донья Лаура сидит одна, обмахиваясь веером. Донья Анна беседует с Доном Оттавио. Слушая Катерину, Донья Лаура закрылась веером так, что видны только глаза. Катерина шепчет. Глаза Доньи Лауры округляются.

Донья Лаура. И это правда?

Катерина. Я бы побожилась, сеньора, если бы только божиться не было грехом.

Донья Лаура. Иди на кухню. И обо всем, что узнаешь, сейчас же сообщи мне, слово в слово.

Катерина убегает.

(Про себя. ) Теперь понятно, почему он ухаживал сразу за ними двумя. О, коварный соблазнитель!.. Боже мой! Святая дева Мария, да ведь он и меня попытался сегодня ранить в сердце своими комплиментами! Хорошо, что я тверда. Но другая, менее опытная, была бы поколеблена. (Смотрит на Дон Жуана с испугом и восхищением. Затем подходит к Донье Анне и Дону Оттавио. Метнув гневный взгляд на брата, обращается к Донье Анне. ) Дорогая, я вам должна сообщить одну новость. Этот молодой сеньор (указывая глазами на Дон Жуана), — как по-вашему, кто это?

Донья Анна. То есть как кто? Мне его представили как Дон Жуана, друга вашего брата. (Смотрит на Дон Оттавио, который весь съежился от смущения, чувствуя, о чем будет идти речь. ) Разве это не так?

Дон Оттавио. Да, конечно, и…

Донья Лаура (перебивая его, сокрушенно). Увы, так. Но мой брат, очевидно, не знает, что этот Дон Жуан — тот Дон Жуан.

Донья Анна (недоуменно). Тот?

Донья Лаура внушительно кивает головой.

(Начинает догадываться. ) Тот??

Донья Лаура кивает еще раз.

(Догадавшись, но не веря. ) Тот?!!

Донья Лаура быстро несколько раз кивает Головой.

(Поверив, ошеломленно. ) Тот?!!

Донья Лаура, закрыв глаза, медленно опускает голову. У Дон Оттавио от досады и смущения такое лицо, будто у него во рту лимон. Донья Анна, приложив руку к сердцу, впивается глазами в Дон Жуана.

Дон Оттавио. Но поверьте…

Донья Лаура (перебивает). Вы понимаете, дорогая, я страшно взволнована. Все мои мысли сейчас об одном: как спасти от него моих девочек?

Донья Анна (самоотверженно). Я помогу вам, милая. Я привлеку его внимание к себе. (Почти в панике. ) Раз я знаю, кто это, он для меня не опасен.

Дон Оттавио. Вы можете быть спокой…

Донья Лаура. Мы примем удар на себя. (Бросает внимательный взгляд на дочерей. ) Мои бедные невинные крошки! Пока ваша мать с вами, она сбережет вашу честь.

Донья Анна. О, я вас понимаю. Я помогу вам, чего бы мне это ни стоило. (Собравшись с духом, решительно подходит к Командору и Дон Жуану. ) Мой супруг совсем завладел вами, сеньор.

Командор. Уступаю тебе Дон Жуана, дорогая. Он поистине очаровательный собеседник.

Донья Анна. И ты не боишься?

Командор (вздохнув). Я слишком уверен в тебе, моя радость.

В это время раздается жалобный возглас Дон Оттавио.

Дон Оттавио (жалобно). Командор, спасите меня.

Командор подходит к Донье Лауре и ее брату.

Дон Оттавио. Вы понимаете, Командор, каким-то дьяволом… прости, дорогая… каким-то чертом… извини меня, моя милая… каким-то… (с трудом находит слово) непонятным способом эти женщины узнали, что Дон Жуан — Дон Жуан. И вот моя сестра бранит меня за это.

Донья Лаура. Я только не понимаю, как можно быть настолько легкомысленным, чтобы ввести в дом человека с подобной репутацией? В дом, в котором находятся две девушки и твоя сестра. Ну хорошо, о моих дочерях я теперь сама позабочусь. Но обо мне ты даже не подумал!

Дон Оттавио. Помилуй, дорогая, но что может угрожать тебе?

Донья Лаура. Что? Не что, а кто! Дон Жуан, конечно! Разве ты не слышал, что он говорил мне сегодня? Разумеется, это вовсе не так легко — вскружить мне голову. Но ты не имел права ставить меня в такое опасное положение.

Дон Оттавио беспомощно взглядывает на Командора.

Командор (Дону Оттавио). Не спорьте, сеньор. То, о чем говорит Донья Лаура, — факты. А факты подобны женщинам. Им не следует противоречить.

Оба смеются.

Донья Лаура. Вы напрасно превращаете все в шутку. (Командору. ) На вашем месте, сеньор, я не стала бы оставлять свою супругу в обществе этого человека.

Продолжая разговаривать, они следят за беседой Доньи Анны и Дон Жуана. Донья Анна нервно обмахивается веером и не отрываясь смотрит на Дон Жуана.

Донья Анна. Итак, я жду, сеньор.

Дон Жуан (удивленно). Чего, сеньора?

Донья Анна. Продолжения.

Дон Жуан. Чего, сеньора?

Донья Анна (значительно). Вашего рассказа о модах.

Дон Жуан. Но я сказал все, что мог.

Донья Анна. А то, что не могли? Вы начали говорить о белье… Итак, что же носят (опустив глаза) под платьем…

Дон Жуан. Под платьем?.. Ах, вас интересует то, что носят под платьем? Извольте, сеньора…

Они отходят, беседуя, к окну. Лючиа и Розитта нервно наблюдают за тем, как жестикулирует Дон Жуан, показывая себе то на талию, то на колени, то на грудь. Кавалеры все более и более озлобленно поглядывают на Дон Жуана.

Лючиа (взяла ноты, прерывает поющего Дон Пабло). Простите, сеньор… (Громко. ) Дон Жуан! Я хотела попросить вас показать мне, как разыгрывать тут один пассаж.

Дон Жуан (небрежно). Хорошо, сеньорита. Я обязательно покажу вам потом.

Продолжает оживленно разговаривать с Доньей Анной, которая время от времени возбужденно смеется. Лючиа обижена и взволнована.

Розитта (громко). Да, кстати, Дон Жуан. Я, пожалуй, все-таки прочту вашего Фернандеса.

Дон Жуан (равнодушно). Отлично, сеньорита. Я оставлю для вас этот томик. (Продолжает беседу с Доньей Анной. )

Розитта уязвлена в самое сердце.

Донья Лаура (заметив эту сцену). О боже! Вы заметили, как этот коварный обольститель раскидывает свою паутину. Ноты, книги, внимание… О! Он знает, как увлечь женское сердце. (Дон Оттавио. ) Друг мой, прошу тебя — за столом мы посадим Дон Жуана между мной и Доньей Анной. (Командору. ) Вы не возражаете?

Командор. Ради бога.

Двойная высокая дверь слева распахивается, и появляется старый слуга. Он низко кланяется и отступает вглубь.

Донья Лаура. Донья Анна. Я хотела бы вам сказать два слова. (Дон Жуану. ) Простите, сеньоры.

Дон Жуан кланяется и остается стоять у окна. Пока Донья Лаура и Донья Анна говорят, Лючиа подходит к Розитте и шепчется с нею.

Кавалеры, собравшись в группу, раздраженно беседуют.

Дон Родриго. Что же, этот портняжка так и будет морочить всем головы своими бантиками? И мы будем терпеть?

Дон Антонио. Возмутительно! (Роняет шляпу. )

Дон Пабло. Его следует (вздрогнув) проучить.

Дон Клавдио. Надрать ему а-уши.

Дон Карлос. Это оскорбительнейшее поведение заслуживает, чтобы его виновник понес достойное наказание.

Дон Диего. Это вы предлагаете?

Дон Родриго. Вышвырнуть его отсюда вон!

Гудение кавалеров перекрывается возгласом Дон Оттавио.

Дон Оттавио. Сеньоры! Продолжим нашу беседу за столом. (Подает руку Донье Анне и уходит с нею. )

За ними Донья Лаура и Командор. Дон Жуан направляется к сестрам, но его опережают Дон Диего и Дон Пабло. Сестры уходят с кавалерами, которые насмешливо улыбаются Дон Жуану. Пожав плечами, Дон Жуан направляется к двери. Его останавливают окрики оставшихся четырех кавалеров. В окне показывается голова Катерины.

Дон Родриго. Как бы вам не поскользнуться, сеньор!

Дон Антонио. Одну минуту, сеньор.

Дон Клавдио. Не а-торопитесь.

Дон Жуан (недоуменно, но гордо). Что означают эти дерзости?

Дон Родриго. Нам надо кое-что вам сказать.

Дон Жуан. Но мне не нравится ваш тон, и поэтому я беседовать не намерен. (Хочет уйти. )

Дон Клавдио. Смотрите, как он а-торопится.

Дон Карлос. Наш тон? Но ведь мы не музыканты.

Дон Родриго. И привыкли иметь дело не с иголкой и ниткой, а со шпагой! Ха-ха-ха!

Дон Жуан (останавливаясь). Тем лучше! Я не знаю, как принято поступать с наглецами у вас, в Севилье, но у нас, в Гренаде, делают так… (Отвешивает церемонный поклон. ) Завтра в одиннадцать часов утра я буду ждать вас всех четырех… вот только не знаю, где тут подходящее место?..

Дон Родриго. Около фонтана в. саду у собора святого Марка.

Дон Жуан. Благодарю вас. Итак, около фонтана в саду у собора святого Марка.

(Направляется к дверям и сталкивается с Двумя кавалерами. )

Кавалеры дерзко смотрят на Дон Жуана.

(К ним. ) Да, кстати! Мне не понравились ваши усмешки, сеньоры. Завтра в одиннадцать часов утра около фонтана в саду у собора святого Марка. Остальное вам расскажут эти сеньоры. (Ко всем. ) Итак, завтра я к вашим услугам, а сейчас простите, сеньоры… (Кланяется и уходит. )

Кавалеры, яростно переглянувшись, идут за ним. Голова Катерины несколько раз сокрушенно покачивается.

Катерина. Ай-ай-ай! Шестеро против одного! Бедный сеньор! Завтра около фонтана в саду у собора святого Марка… В котором то бишь часу… В двенадцать, что ли? Или в одиннадцать? (Скрывается. )

 

Занавес

Действие второе

 

Картина третья Дуэль

 

Утро. Поляна в парке. В глубине — фонтан, справа от которого большое развесистое дерево. На поляне все ш е с т ь к а в а л е р о в в разных позах. Дон Родриго ходит взад и вперед.

Дон Родриго. По-моему, время вышло!

Дон Диего. Еще не били колокола на башне святого Марка.

Дон Родриго. Все равно! Он мог бы прийти пораньше!

Дон Пабло. Правильно. (Вздрагивает. ) Нас как-никак шестеро, и мы все на месте.

Дон Родриго. Мальчишка — трус и фанфарон!

Дон Клавдио. Вот увидите, он а-просто-а-напросто совсем не а-придет.

Дон Карлос. Если он совершит такой прискорбнейший поступок, то мы будем вправе предать происшествие огласке и подвергнуть этого сеньора публичным оскорблениям.

Дон Родриго. Мальчишку следует выдрать!

Дон Антонио. Розгами, розгами! (Роняет шляпу. )

Дон Диего. Он еще может прийти.

Слышен медленный, густой, великолепный бой колокола. Все слушают. Дон Пабло отмечает каждый удар кивком головы.

Пауза.

Дон Диего. Одиннадцать.

Дон Пабло. А его нет.

Дон Родриго. Жалкий трусишка! Да я вчера же готов был прозакладывать голову, что он не придет!

Голос: «Вы не очень рисковали бы, проиграв такую голову». Справа выходит Дон Жуан в шляпе с зеленым пером. За ним Флорестино с большим свертком… Дон Жуан делает общий поклон. Все ему кое-как отвечают.

Дон Жуан. Есть люди, которые только приобрели бы, потеряв свою голову. (Кланяется Дон Родриго. )

Тот в бешенстве ударяет перчаткой по перчатке.

Дон Жуан. Прошу простить меня, сеньоры, что опоздал на несколько секунд. Виной всему медлительность моего слуги. Я мог бы, конечно, подогнать его кончиком своей шпаги. Но мне не хотелось смешивать его плебейскую кровь с вашей, благородной.

Все возмущены.

Дон Жуан. Однако не будем терять времени. Флорестино! (Оглядывая место. ) Ты устроишься вон под тем деревом у фонтана.

Флорестино. Превосходно, сеньор. (Идет и, расстелив под деревом плащ, начинает раскладывать на нем различные медикаменты, приговаривая при этом. ) Вот корпия… Вот сушеная желчь быка, — прекрасно помогает при свежих ранах, лучше даже, чем опилки лотоса, ладана и шафрана, сваренные в белом вине… Вот эликсир от всех болезней… Вот золотой напиток… Вот квинтэссенция металлов и растений… А вот пластыри.

Дон Родриго (издевательски). Ого! Однако его господин — человек запасливый!

Дон Диего (Дон Жуану). Мы решили бросить между собой жребий, чтобы вы могли драться против кого-нибудь из нас.

Дон Жуан. Нет. Мне это не подходит.

Дон Родриго (кавалерам). Вы слышите? (Дон Жуану. ) Не бойтесь, сеньор! Молитесь богу, чтобы не я вытянул жребий!

Дон Пабло (Флорестино). Тебе не понадобятся все эти запасы. Я только сделаю твоему господину отметинку на лице.

Флорестино (указывая на лекарства). Так ведь это же не для него, сеньор.

Дон Родриго. А для кого?

Флорестино. Для вас.

Дон Родриго. Для меня?!.

Флорестино. И для вас и для всех прочих сеньоров.

Дон Родриго. Голову на отсечение, если это не очередная наглость! (К Дон Жуану. ) Что это значит?!

Дон Жуан. Я вижу, вам никак не удается избавиться от своей головы. Это значит, что меня не устраивает драться только с одним из вас. Я вызвал всех и буду драться со всеми. И, разумеется, раз я вас вызвал, то мой рыцарский долг позаботиться обо всех. (Жест в сторону Флорестино. )

Дон Пабло (сильно вздрагивая). Он смеется над нами!

Дон Карлос. Он издевается!

Дон Клавдио. Он а-глумится.

Дон Родриго (яростно). А-а!! (Потрясает кулаками. )

Дон Диего. Как же вы намерены драться? Со всеми шестью сразу или по очереди?

Дон Жуан. Откровенно говоря, я очень стеснен во времени и потому предпочел бы драться с шестью. Но я боюсь, что тогда мой слуга не справится со своими обязанностями. Как, Флорестино?

Флорестино (разводя руками). Пожалейте меня, сеньор. Ведь моя работа потяжелей вашей. А они будут падать, как гнилые яблоки с дерева, не в обиду вам будь сказано, сеньоры.

Дон Жуан. С другой стороны, для чистоты работы следовало бы драться с каждым в отдельности. Но еще раз повторяю: я совсем не располагаю временем. Ну, а как, если с тремя, Флорестино?

Флорестино. Не могу, сеньор. Прошлый раз вы тоже дрались с тремя. И я после той дуэли: гак себя чувствовал, как если бы меня били палками.

Дон Жуан. Тогда, сеньоры, я попрошу вас драться со мной по двое. Порядок мне безразличен, разберитесь сами. Причем если не возражаете, то я бы желал, чтобы вы стояли спиной к моему слуге. Я расположусь здесь. Солнце слева, так что мы окажемся в равных условиях, а ему, бедняге (кивает на Флорестино), так будет намного легче.

Поворачивается к кавалерам спиной и, обнажив шпагу, начинает производить различные манипуляции. Сгибает шпагу, пробует остроту клинка, машет ею накрест, как хлыстом, приседает и делает выпады — иными словами, разминается так, как если бы находился в гимнастическом зале. Флорестино деятельно готовится к дуэли. Раскладывает примочки, черпает воду из фонтана и т. п. На протяжении всей этой сцены у шести кавалеров вид людей, совершенно сбитых с толку. Они слушают разговор Дон Жуана с Флорестино, как бы игнорирующих их, и от изумления и возмущения каменеют. Теперь, наблюдая упражнения Дон Жуана, они начинают приходить в себя и, жестикулируя и споря яростным шепотом, тянут между собой жребий. Так проходит несколько секунд.

Наконец Дон Диего отходит от группы кавалеров.

Дон Диего. Сеньор.

Дон Жуан (поворачиваясь к нему, продолжает приседать). Ах, наконец-то!

Дон Диего. Мы спорили так долго, потому что каждый хотел драться с вами один на один.

Дон Жуан. С удовольствием бы, но время, время…

Дон Диего. Не в правилах кабальеро драться вдвоем против одного. Но если вы требуете этого…

Дон Жуан. Вот именно. Вы нашли подходящее слово. Я именно требую.

Дон Диего…то, ввиду того что ваше поведение беспримерно оскорбительно, вас надо проучить. Мы согласны.

Дон Жуан. Великолепно. Итак, прошу первую пару.

Дон Родриго (зловеще усмехнувшись). Как бы она не стала для вас последней. (Кивает Дон Пабло. )

Они выходят и становятся рядом посредине полянки. Оба обнажают шпаги.

Дон Пабло (Дон Жуану). Вы готовы, сеньор?

Дон Жуан. Сейчас, Флорестино! Ты готов?

Флорестино (сидя па корточках). Одну минуту, сеньор. (Поправляя предметы на плаще. ) Так… так… это сюда… и вот это сюда. Все в порядке, сеньор. Можно начинать.

Дон Жуан (кланяясь). Я готов.

В ту же секунду его противники яростно бросаются на него. Дон Жуан парирует, и далее начинается бой, весь состоящий из сверкания шпаг, треска оружия и топота ног. Остальные кавалеры в это время тихо переговариваются между собой и непроизвольными движениями как бы участвуют в бое. Вслух же разговаривают только Дон Жуан и Флорестино, перебрасываясь словами через головы противников Дон Жуана.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.