|
|||
Особенности рынка труда1) На рынке труда покупаются только трудовые услуги, а не сам индивид. 2) Компенсация за труд представлена не только заработной платой, но и дополнительными льготами (премиальные и денежные вознаграждения, стоимость жилья, социальное обеспечение, стоимость профессионального обучения, культурно-бытового обслуживания и т. д. ) 3) Трудовые контракты кроме денежного аспекта, сделки включают: содержание и условия труда, микроклимат в коллективе и нормы субординации в руководстве, вероятность сохранения рабочего места и т. д. 4) На рынке труда работники могут отличаться, в частности, способностями, квалификацией, производительностью, опытом, а работы различаются по требуемой квалификации и условиям труда. 5) При покупке рабочей силы продолжительность контрактов продавца и покупателя имеет существенное значение: от нее зависит опыт работника, его производительность труда; работодатель вкладывает средства в обучение работников и прерывание контракта несет ущерб обеим сторонам. 6) На рынке труда присутствует большое число структур, представляющих интересы государства, бизнеса, профсоюзов. Каждая из них вносит свой вклад в разработку «правил игры» на рынке труда. 7) Рынок труда имеет дело с особым ресурсом — «человеческим капиталом». Человеческий капитал — запас интеллектуальных способностей и практических навыков, полученных в процессе образования и практической деятельности человека, а в экономической науке – способность людей к участию в процессе производства. На рынок труда оказывает влияние: − демографическая ситуация в стране; − численность трудоспособного населения; − экономическая активность трудоспособного населения; − процессы миграции трудовых ресурсов; − степень участия государства в регулировании рынка труда и т. п. Ставка заработной платы (цена труда) зависит от предложения труда и спроса на него. Предложение труда представляет собой то количество рабочего времени, которое работники готовы предложить предпринимателям при каждом конкретном уровне заработной платы, или иначе: предложение труда – это активный спрос работников на рабочие места. Общее рыночное предложение труда зависит от: - численности населения; - доли трудоспособного населения в общей его численности; - продолжительности годового рабочего времени; - качества, квалификации труда; - уровня заработной платы. Основные факторы, определяющие поведение работников на рынке труда: величина заработной платы, условия труда (физическая тяжесть, интенсивность, сменность, экология), удаленность работы от места жительства, престижность труда, приверженность профессии, степень самостоятельности и ответственности и пр. Спрос на труд формирует работодатель исходя из предельной производительности труда и сложившейся на рынке цены труда (ставки заработной платы). Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы.
|
|||
|