Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дети с барашком



1790 г, холст, масло, 60x47, Рязанский государственный областной художественный музей им. И. П. Пожалостина

 

 

Полотно «Дети с барашком» было создано в 1790 году, в период начала расцвета творчества художника. Тогда было создано много известных картин, которые смогли конкурировать с великими полотнами по всему миру. Боровиковский умел в деталях передать очень точно образы людей того поколения. Его полотна наполнены романтизмом и легкостью.

Боровиковский не имел семьи, у него не было детей. Он вел закрытый образ жизни, отдавая всего себя творчеству и религии. Но, не смотря на то, что детей у него не было, он писал их портреты с особой нежностью и любовью.

На полотне «Девочки с барашком» изображены две маленькие леди. По их одеждам понятно, что девочки из богатой семьи, возможно, они принадлежали к царскому двору. На них надеты прекрасные платья и туфли, свойственные моде того времени. Они очень похожи между собой, что говорит о том, что маленькие леди сестры. Только цвет волос отличает их друг от друга.

На полотнах Боровиковского часто можно встретить животных. Они придают работам дополнительный смысл. Девочки вместе с барашком расположены на переднем плане картине, они являются его главным акцентом, словно специально подсвечены лучами солнца.

В наши дни неизвестно, какие технические приемы использовал великий мастер портретной и церковной живописи. Известно, что Боровиковский был левшой.

 

Портрет Арсеньевой

1796 г, холст, масло, 71. 5 x 56. 5 Государственный русский музей, Санкт-Петербург

 

Владимир Лукич Боровиковский выдающийся портретист 18 столетия. Самые знаменитые его картины – это портреты молоденьких и красивых девушек. «Портрет Арсеньевой» как раз такой.

На картине изображена девочка лет шестнадцати. У неё светлые кудрявые волосы длинной ниже плеч. Румяные пухлые щёки, но достаточно белая кожа. По наряду девушки можно догадаться, что она из знатного рода.

Платье её белого цвета, с золотыми украшениями на рукавах и горловине. А на голове девчушки красуется необычная по форме шляпка золотистого оттенка.

Из шляпы торчат перья или колосья пшеницы. Девушка смотрит на нас гордым взглядом. Нос её слегка приподнят вверх. А губы складываются в лёгкую улыбку.

Судя по заднему фону, девушка сидит на открытом воздухе. Позади неё ясное голубое небо и зелёное молодое дерево. На правой руке и девушки два тоненьких жемчужных браслета. А в левой руке девушка держит жёлтое яблоко. Многие символисты считают, что это яблоко символизирует наш мир, а смысл в том, что наш мир в руках девушки. Но другие утверждают, что яблоко и причудливая шляпка являются символом простоты, которую хотел передать Боровиковский.

Но кто же действительно это красивая девочка? Екатерина Арсеньева являлась ученицей Смольного института благородных девиц. А Боровиковский посвятил много картин именно воспитанницам этого института. Арсеньева, действительно, происходила из знатного рода. Её отец был военным, он даже участвовал в штурме Измаила в ходе русско-турецкой войны.

Но не происхождение этой девушки важно. А важно то, что своими портретами милых девушек Боровиковский как будто говорил, что нет ничего прекрасней на свете, чем красота юной девушки.

 

Портрет Е. А. Нарышкиной

1799 г, холст, масло, 72 x 59, Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

 

Портрет Нарышкиной Е. А. считают одной из лучших работ, написанной Боровиковским в конце 18-го века. Елена Александровна была дочерью оберкамергера и вдовой графа Суворова-Рымнинского. Второй брак был заключён с князем Голицыным. Нарышкина дружила с Жуковским, имела склонность к музыке.

На картине она изображена ещё юной, очаровательной девушкой в тонком платье, по хрупким плечам которой рассыпались тугие кудри. Полотно написано в стиле позднего классицизма – чётко прорисованные детали, определённость контуров и мягкие цвета.

 

 

Портрет Д. А. Державиной

1813 г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Дарья Алексеевна Державина — жена поэта Гавриила Романовича Державина, русского поэта конца восемнадцатого века. Дочь петербургского статского советника Алексея Дьякова и княжны Мышецкой. Ей Державин посвятил многие свои стихи, в которых называл её Миленой.

На портрете 1813 года, выполненном художником Владимиром Боровиковским, Дарья Алексеевна предстаёт в белом платье в саду на фоне реки Волхов, за которой виднеется усадьба Державиных «Званка», приобретённая супругами в годы брака. В этом имении Гавриил Романович любил проводить лето, здесь же он создал десятки известных стихотворений. По воспоминаниям знакомых, его жена всегда проявляла себя как внимательная хозяйка, заботясь о благополучии своего имения. Своего мужа Дарья Державина пережила более чем на четверть века, живя преимущественно в унаследованной от него Званке. На картине она держит в одной руке маленькую белую собачку, а другой рукой указывает на усадьбу и парк, будто предлагая погостить в своём прекрасном доме на том берегу реки.

Художественные особенности картины – чётко прописанные предметы, чистые и ясные краски, свойственные стилю классицизма. Художник показал её сильной и энергичной женщиной с правильными и довольно резкими чертами лица. Её нарядная одежда, соответствующая высокой моде, характеризует её как типичную представительницу светских кругов. На этом портрете она изображена сдержанной, серьёзной и, возможно, немного суховатой, но в то же время доброжелательной, какой её и знали окружающие.

 

 

Портрет Гаврилы Державина

1811г, холст, масло, Государственный музей им. А. С. Пушкина, Москва

 

 

Портрет Гаврилы Державина

1795 г., масло, холст, Государственная Третьяковская галерея

 

 

Пред нами два портрета одного и того же человека, просто написаны они были в разное время. Второй портрет, где великий русский поэт Гаврила Державин выглядит весьма подтянуто и видно, что его жизнь протекает достаточно бурно. Он работает, на это указывает его рука, которая возложена на рукописи и документы. Он обласкан властью и вполне заслуженно. Об этом свидетельствуют награды. По портрету легко можно понять кто перед нами: за ним, фоном стоит книжный шкаф, который переполнен книгами, свитками. И можно сказать точно, что перед нами парадный портрет.

А ведь Боровиковский писал с натуры и как точно он подметил взгляд и приподнятые брови, и эту полуулыбку довольного собой слегка полноватого человека.

Но вот другой портрет. Всё того же художника Боровиковского и на нём написан всё тот же поэт Державин, но… Это писалось шестнадцать лет спустя и тут уже нет того парадного портрета. Тут уже совсем иное, что-то уже совсем жизненно другое. Старость? Да, но пока не дряхлость. Видно, что ещё есть возможность мыслить. Глаза, которые горят жизнью, но, сколько в них усталости. Зато сохранена полуулыбка. А наград то прибавилось. Значит не зря прожил жизнь. И чуть ли не впервые Боровиковский пишет портрет не в каком-нибудь интерьере, а просто портрет на серо-зелёном фоне.

Державин на портрете похудевший, слегка осунувшийся человек, но всё-таки счастливый. Наверно именно это и хотел передать художник: он старый, но счастливый человек. И кстати, чуть позже Державину предстоит услышать продолжателя русской словесности Пушкина, но там встретиться мудрая старость и вечная молодость.

А Боровиковскому хочется сказать спасибо, что не соврал, не приукрасил, а показал поэта таким, каков он был на самом деле.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.