|
|||
Автопортрет1783 г, картон, масло; 20, 3 x 16, 3 Челябинск. Челябинская областная картинная галерея
Ее необычная и полная тайн история по сей день остается не полностью раскрытой. Относительно недавно эта работа именовалась «Портретом неизвестного» и была приобретена у частного лица в 50х годах прошлого столетия вместе с аналогичным по размерам «Портретом неизвестной». Обе работы были выставлены вместе в картинную галерею города Челябинска. После ряда экспертиз было установлено авторство «Портрета неизвестного», кем стал Дмитрий Григорьевич Левицкий, однако его причастность к созданию портрета женщины не подтвердилась. Полотно изображает самого Дмитрия Григорьевича, где ему предположительно 50 лет. Интересно то, что художник сумел выделить все детали своего образа, придав картине реалистичность и живую энергию. Глядя на портрет, зритель может отметить приподнятость настроения персонажа, уверенность в себе и вместе с тем — простоту и добродушие, которые исходят от Левицкого. Художник также выделил такие детали как мимические морщины, седину, что говорит о его объективности в написании. Подобная привычка прослеживается во всем творчестве Дмитрия Григорьевича. Портрет не отягощен красками. Левицкий изображен в свете на затемненном фоне. Подобных подход к написанию портретов считается классическим в живописи, поскольку основополагающим становится выделение контура персонажа, его характеристик и отличительных особенностей. Зачастую фон не имел особого значения, его старались избегать вовсе. Подобная политика невольно обращала внимание зрителя именно на героя картины. На картине Левицкий изображен боком, немного обратив голову в сторону зрителя. Его взгляд слегка приподнят, но лишь для придания портрету «живой» формы. Говоря о размерах портрета, нужно отметить, что они составляют лишь 20 см в высоту. Таким образом, художник придал работе некую интимность.
Портрет Урсулы Мнишек 1782. г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва
С холста на зрителя смотрит племянница польского короля Станислава, фрейлина, затем – статс-дама Екатерины II, настоящая светская львица, Урсула Мнишек. Современники отмечали ее острый ум, образованность, начитанность, умение искусно вести беседу, прекрасные литературные и художественные способности. Портрет выполнен в овале, что не характерно для живописи Левицкого в данном жанре. Поражает удивительное мастерство живописца: картина выглядит как изумительная камея – до такой степени здесь виртуозно «спрятаны» мазки кисти. Сияющий атлас, накрахмаленное жесткое кружево, густо напудренный высокий парик, яркие румяна – каждая деталь восхищает натуральным исполнением, по качеству приближая картину к фотографии. В изображении человеческой плоти художник достигает немыслимого совершенства – используя специальные художественные приемы, он добивается идеально ровного, матового оттенка кожи аристократки, восхитительно-ровного перехода от светлых к затемненным участкам. Урсула Мнишек смотрит с портрета холодновато-вежливо, немного надменно. Светская дама чуть заметно улыбается, однако ее мимика – скорее, дань простой учтивости, нежели подлинной приветливости. Светлые глаза холодны, взгляд прямой, но совершенно ясный, без малейшего намека на таинственность или скрытые эмоции. Вероятно, аристократическое воспитание и долгое нахождение при дворе приучило женщину умело скрывать подлинные чувства и настроения. Своеобразной загадкой портрета можно считать его странную притягательность: внимательно рассматривая изображение, зритель начинает понемногу проникаться симпатией к светской даме, прощая ей скрытность и строго дозированную вежливость.
|
|||
|