![]()
|
|||||||
Ш. Гуно. «Фауст», 1 действие. Ф. Шуберт. Месса Es-durШ. Гуно. «Фауст», 1 действие
2) Эллиптическая модуляция Эллиптическая модуляция стала активно использоваться с конца 19 века и в большей степени характерна для музыки, отличающейся сложностью гармонического языка. Суть эллиптической модуляции – сопоставление двух диссонансов (доминантовой или субдоминантовой функций) разных, порой далеких тональностей, и использование этого приема как средства модулирования. Пример: Первых три аккорда относятся к тональности C-dur, причем D2 не получает своего разрешения, а соединяется непосредственно с D43 тональности Es-dur. Модулирование осуществляется без «приравнивания» и без энгармонического переосмысления аккордов. 3) Модуляция через N6 (секстаккорд нII ступени) Модуляция через неаполитанский секстаккорд (реже трезвучие) также относится к разряду внезапных и привносит яркие колористические краски в музыкальную ткань. Пример: Как видно из схемы, S6 Es-dur переосмысливается в тональности g-moll в N6 Ф. Шуберт. Месса Es-dur
4) Мелодическая модуляция осуществляется только интонационным ходом (мелодией) в одном из голосов и связывает порой отдаленные тональности. Пример: в медленной части сонаты Бетховена в 3 такте фрагмента на последней доле такта гаммообразный тетрахорд в бемольной графике приводит к смене тональности. Интонация поддержана в октаву нижним голосом.
|
|||||||
|