Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРИМЕЧАНИЯ 5 страница



· 39С поло­ви­ны II тыся­че­ле­тия гре­ки поль­зо­ва­лись рав­ны­ми пись­ме­на­ми: на Кри­те и в Пело­пон­не­се употреб­ля­лось лине­ар­ное пись­мо B, а так­же сло­го­вое кипр­ское пись­мо.

· 40От фини­ки­ян гре­ки пере­ня­ли толь­ко зву­ко­вое пись­мо (веро­ят­но, впер­вые на Кип­ре, где были фини­кий­ские и гре­че­ские горо­да). Неко­то­рые зна­ки для фини­кий­ских соглас­ных зву­ков, кото­рые не име­ли соот­вет­ст­вия в гре­че­ском язы­ке, гре­ки при­ме­ни­ли как зна­ки для глас­ных зву­ков.

· 41Кни­ги из кожи употреб­ля­ли жре­цы. На таких кожа­ных кни­гах сохра­ня­лись сбор­ни­ки древ­них про­ри­ца­ний ора­ку­лов.

·  42Егип­тяне и аккад­цы так­же при­ме­ня­ли кожу как мате­ри­ал для пись­ма.

· 43Древ­ние над­пи­си, напи­сан­ные уже не употреб­ляв­шим­ся во вре­мя Геро­до­та пись­мом.

· 44Род Писи­стра­та воз­во­дил свое про­ис­хож­де­ние к Несто­ру (как и цари из дина­стии Код­ра).

· 45Ср.: Одис­сея VIII, 490.

· 46Новые терри­то­ри­аль­ные объ­еди­не­ния (филы) заме­ни­ли древ­ние родо­вые филы — оплот ари­сто­кра­тии.

· 47Каж­дый храм в Гре­ции имел свои хра­мо­вые леген­ды, т. е. цикл рас­ска­зов о «стра­стях бога», о судь­бах и пере­жи­ва­ни­ях хра­мо­во­го боже­ства и его при­бли­жен­ных. Из этих рели­ги­оз­ных действ впо­след­ст­вии воз­ник­ли теат­раль­ные пред­став­ле­ния.

· 48Геро­дот под сло­ва­ми «сам он» под­ра­зу­ме­ва­ет Иса­го­ра, а не Кли­сфе­на (см.: С. Я. Лурье. Геро­дот, стр. 80).

· 49Каж­дая атти­че­ская фила дели­лась на 12 нав­кра­рий (капи­танств) — терри­то­ри­аль­ных окру­гов. Началь­ни­ки этих нав­кра­рий (при­та­ны) и были тогда у вла­сти. О них Геро­дот упо­ми­на­ет, чтобы снять вину с Мегак­ла, кото­рый был тогда архон­том.

· 50Геро­дот име­ет в виду совет пяти­сот, состо­яв­ший из пред­ста­ви­те­лей отдель­ных фил.

· 51Т. е. свя­ти­ли­ще Афи­ны в Эрех­фей­оне.

· 52Кли­сфен при­знал про­тек­то­рат Пер­сии. Геро­дот, близ­кий к Алк­мео­нидам, изо­бра­жа­ет дело так, буд­то послы дей­ст­во­ва­ли на свой страх и риск, так как после пер­сид­ских войн этот посту­пок счи­тал­ся позор­ным (ср.: С. Я. Лурье. Исто­рия, стр. 159).

· 53Заме­ча­ние Геро­до­та сле­ду­ет пони­мать так, что с это­го вре­ме­ни с нача­лом вой­ны при­зы­ва­ли в помощ­ни­ки не обо­их Дио­с­ку­ров, а толь­ко одно­го. По веро­ва­нию спар­тан­цев, Дио­с­ку­ры сопро­вож­да­ли вой­ско в похо­де. Спар­тан­ские цари были зем­ны­ми вопло­ще­ни­я­ми Дио­с­ку­ров.

· 54В под­лин­ни­ке π α ­χ έ ε ς (тол­сто­пу­зые), т. е. бога­тые. Раздел земель круп­ных земле­вла­дель­цев меж­ду мел­ки­ми кре­стья­на­ми (кле­ру­ха­ми) был глав­ным сред­ст­вом афин­ско­го гос­под­ства в заво­е­ван­ной обла­сти. Гип­по­боты (коне­во­ды) — круп­ные земле­вла­дель­цы в Хал­киде на Евбее.

· 55Ср.: Одис­сея II, 150.

· 56Туман­ный харак­тер дель­фий­ских изре­че­ний сбли­жа­ет их с загад­ка­ми.

· 57В Бео­тии, как и в Пело­пон­не­се, была река под назва­ни­ем Асоп. Эги­на была мифи­че­ской доче­рью пело­пон­нес­ской реки Асо­па. Ее име­нем назван ост­ров Эги­на в Саро­ни­че­ском зали­ве. Сме­ше­ние, види­мо, ука­зы­ва­ет на древ­нее про­ри­ца­ние ора­ку­ла, кото­рое было извест­но уже Пин­да­ру.

· 58Это место Геро­до­та пока­зы­ва­ет, что ста­ту­эт­кам геро­ев (брон­зо­вым или из сло­но­вой кости) при­пи­сы­ва­ли сверхъ­есте­ствен­ную силу. Одна такая брон­зо­вая ста­ту­эт­ка най­де­на в Олим­пии у хра­ма Геры.

· 59Свя­щен­ная мас­ли­на почи­та­лась на акро­по­ле.

· 60Мисте­рии, в кото­рых, как и при Фесмофо­ри­ях, мог­ли участ­во­вать толь­ко жен­щи­ны.

· 61Обе боги­ни были изо­бра­же­ны в сидя­чем поло­же­нии. Ста­туи оста­лись в таком поло­же­нии, как упа­ли.

· 62Гре­че­ское сло­во χ ι ­τ ώ ν заим­ст­во­ва­но от карий­цев.

· 63Речь идет о сбор­ни­ке про­ри­ца­ний. Писи­стра­ти­ды собра­ли боль­шую биб­лио­те­ку из сочи­не­ний древ­них поэтов.

· 64Воз­мож­но, что это ска­за­ние свя­за­но с посвя­ти­тель­ны­ми дара­ми Кип­се­лидов в хра­ме в Олим­пии. Одним из этих даров был худо­же­ст­вен­ной работы ларец (сун­дук). Вме­сте с тем гре­че­ское сло­во κ ύ ­ψ ε λ ο ς (ящик, сун­дук) было име­нем осно­ва­те­ля рода новых пра­ви­те­лей, что и дало повод для воз­ник­но­ве­ния подоб­но­го ска­за­ния.

· 65Кип­сел в свое вре­мя изгнал из Корин­фа ари­сто­кра­тов, а Пери­андр ока­зал­ся еще более жесток.

· 66См. выше, III 50.

· 67На Ахе­рон­те, где, по пред­став­ле­ни­ям древ­них, был вход в под­зем­ное цар­ство, издав­на суще­ст­во­вал ора­кул мерт­вых.

· 68Геро­дот име­ет здесь в виду граж­дан с пра­вом голо­са, кото­рых было в Афи­нах око­ло 10000.

· 69Ионяне высту­пи­ли в поход на Сар­ды не по пер­сид­ской доро­ге от Эфе­са, но по тро­пам, веду­щим через горы. Поход на Сар­ды был вызван жела­ни­ем рас­пра­вить­ся с сатра­пом, управ­ля­ю­щим Лиди­ей и мало­азий­ским побе­ре­жьем (ср.: В. В. Стру­ве. Этюды, стр. 109).

· 70В Афи­нах обе пер­со­филь­ские груп­пы в это вре­мя объ­еди­ни­лись, в 496 г. до н. э. им уда­лось прий­ти к вла­сти, и тогда афин­ский вспо­мо­га­тель­ный отряд был ото­зван из Малой Азии (см.: С. Я. Лурье. Исто­рия, стр. 191).

· 71Сиром — фини­кий­ское Хирам.

· 72Зевс — здесь Аху­ра­мазда.

· 73Хитон носи­ли непо­сред­ст­вен­но на теле. Заво­е­ва­ние Сар­до (совр. Сар­ди­ния) у кар­фа­ге­нян — невы­пол­ни­мое пред­при­я­тие. Геро­дот хочет пока­зать, каким гру­бым спо­со­бом Гисти­ей обма­ны­вал царя.

· 74Это были вла­сти­те­ли гре­че­ских горо­дов на Кип­ре: Сала­ми­на, Кития, Кури­о­на, Мари­о­на, Сол, Лапе­фа, Кери­неи и Хитр. Толь­ко Ама­фунт дер­жал сто­ро­ну пер­сов.

· 75Пер­сы под­ко­па­ли и затем обру­ши­ли сте­ны в несколь­ких местах и таким обра­зом про­ник­ли в город.

· 76Пер­сы при­ня­ли меры к захва­ту Гел­лес­пон­та, чтобы отре­зать Элла­ду от пон­тий­ско­го хле­ба.

· 77Геро­дот, веро­ят­но, переда­ет здесь сооб­ще­ние Гека­тея.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.