|
|||
ПРИМЕЧАНИЯ 5 страница ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 · 39С половины II тысячелетия греки пользовались равными письменами: на Крите и в Пелопоннесе употреблялось линеарное письмо B, а также слоговое кипрское письмо. · 40От финикиян греки переняли только звуковое письмо (вероятно, впервые на Кипре, где были финикийские и греческие города). Некоторые знаки для финикийских согласных звуков, которые не имели соответствия в греческом языке, греки применили как знаки для гласных звуков. · 41Книги из кожи употребляли жрецы. На таких кожаных книгах сохранялись сборники древних прорицаний оракулов. · 42Египтяне и аккадцы также применяли кожу как материал для письма. · 43Древние надписи, написанные уже не употреблявшимся во время Геродота письмом. · 44Род Писистрата возводил свое происхождение к Нестору (как и цари из династии Кодра). · 45Ср.: Одиссея VIII, 490. · 46Новые территориальные объединения (филы) заменили древние родовые филы — оплот аристократии. · 47Каждый храм в Греции имел свои храмовые легенды, т. е. цикл рассказов о «страстях бога», о судьбах и переживаниях храмового божества и его приближенных. Из этих религиозных действ впоследствии возникли театральные представления. · 48Геродот под словами «сам он» подразумевает Исагора, а не Клисфена (см.: С. Я. Лурье. Геродот, стр. 80). · 49Каждая аттическая фила делилась на 12 навкрарий (капитанств) — территориальных округов. Начальники этих навкрарий (пританы) и были тогда у власти. О них Геродот упоминает, чтобы снять вину с Мегакла, который был тогда архонтом. · 50Геродот имеет в виду совет пятисот, состоявший из представителей отдельных фил. · 51Т. е. святилище Афины в Эрехфейоне. · 52Клисфен признал протекторат Персии. Геродот, близкий к Алкмеонидам, изображает дело так, будто послы действовали на свой страх и риск, так как после персидских войн этот поступок считался позорным (ср.: С. Я. Лурье. История, стр. 159). · 53Замечание Геродота следует понимать так, что с этого времени с началом войны призывали в помощники не обоих Диоскуров, а только одного. По верованию спартанцев, Диоскуры сопровождали войско в походе. Спартанские цари были земными воплощениями Диоскуров. · 54В подлиннике π α χ έ ε ς (толстопузые), т. е. богатые. Раздел земель крупных землевладельцев между мелкими крестьянами (клерухами) был главным средством афинского господства в завоеванной области. Гиппоботы (коневоды) — крупные землевладельцы в Халкиде на Евбее. · 55Ср.: Одиссея II, 150. · 56Туманный характер дельфийских изречений сближает их с загадками. · 57В Беотии, как и в Пелопоннесе, была река под названием Асоп. Эгина была мифической дочерью пелопоннесской реки Асопа. Ее именем назван остров Эгина в Сароническом заливе. Смешение, видимо, указывает на древнее прорицание оракула, которое было известно уже Пиндару. · 58Это место Геродота показывает, что статуэткам героев (бронзовым или из слоновой кости) приписывали сверхъестественную силу. Одна такая бронзовая статуэтка найдена в Олимпии у храма Геры. · 59Священная маслина почиталась на акрополе. · 60Мистерии, в которых, как и при Фесмофориях, могли участвовать только женщины. · 61Обе богини были изображены в сидячем положении. Статуи остались в таком положении, как упали. · 62Греческое слово χ ι τ ώ ν заимствовано от карийцев. · 63Речь идет о сборнике прорицаний. Писистратиды собрали большую библиотеку из сочинений древних поэтов. · 64Возможно, что это сказание связано с посвятительными дарами Кипселидов в храме в Олимпии. Одним из этих даров был художественной работы ларец (сундук). Вместе с тем греческое слово κ ύ ψ ε λ ο ς (ящик, сундук) было именем основателя рода новых правителей, что и дало повод для возникновения подобного сказания. · 65Кипсел в свое время изгнал из Коринфа аристократов, а Периандр оказался еще более жесток. · 66См. выше, III 50. · 67На Ахеронте, где, по представлениям древних, был вход в подземное царство, издавна существовал оракул мертвых. · 68Геродот имеет здесь в виду граждан с правом голоса, которых было в Афинах около 10000. · 69Ионяне выступили в поход на Сарды не по персидской дороге от Эфеса, но по тропам, ведущим через горы. Поход на Сарды был вызван желанием расправиться с сатрапом, управляющим Лидией и малоазийским побережьем (ср.: В. В. Струве. Этюды, стр. 109). · 70В Афинах обе персофильские группы в это время объединились, в 496 г. до н. э. им удалось прийти к власти, и тогда афинский вспомогательный отряд был отозван из Малой Азии (см.: С. Я. Лурье. История, стр. 191). · 71Сиром — финикийское Хирам. · 72Зевс — здесь Ахурамазда. · 73Хитон носили непосредственно на теле. Завоевание Сардо (совр. Сардиния) у карфагенян — невыполнимое предприятие. Геродот хочет показать, каким грубым способом Гистией обманывал царя. · 74Это были властители греческих городов на Кипре: Саламина, Кития, Куриона, Мариона, Сол, Лапефа, Керинеи и Хитр. Только Амафунт держал сторону персов. · 75Персы подкопали и затем обрушили стены в нескольких местах и таким образом проникли в город. · 76Персы приняли меры к захвату Геллеспонта, чтобы отрезать Элладу от понтийского хлеба. · 77Геродот, вероятно, передает здесь сообщение Гекатея.
|
|||
|