Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Наш Вольф при нем»



Шли годы... Врачебное искусство росло, принципы не менялись. Бескорыстие доктора было абсолютным. Оно тем более поражало, что состояния у Вольфа не было никакого. Дочь И. А. Анненкова — Ольга Ивановна вспоминает случай, «когда он вылечил жену одного из самых крупных золотопромышленников, ему вынесли на подносе два цыбика фунтов на 5 каждый: один был наполнен чаем, а другой — золотом. Доктор взял тот, который был с чаем, и отодвинул тот, который был с золотом».

Казалось, самое присутствие Фердинанда Бернхардовича облегчало страдания больных, успокаивало и вселяло в них веру в выздоровление. Когда заболел Иван Дмитриевич Якушин, В. И. Штейнгель писал Г. С. Батенькову (25. 11. 1854 г. ) «Наш Вольф при нем».

Годы шли... Новые горести и утраты болью отдавались в душе. 24 ноября 1853 г. умер тогда уже близкий единственный друг — Александр Михайлович Муравьев.

Владимир Иванович Штейнгель 25 июня 1854 года обедал с Фердинандом Бернхардовичем и затем писал И. И. Пущину: «... ужаснулся, взглянув на него вблизи, кажется, он многие года прожил со дня кончины Александра Михайловича — так изменился в старость».

Доктор по-прежнему трудился, но силы явно покидали его, а когда в августе он занемог, то весь город казался погруженным в тревожную думу, 25-26 августа по Тобольску твердили: «хуже», «плохо нашему Фердинанду Бернхардовичу! ».

5 сентября 1854 г. в письме И. И. Пущину Штейнгель писал «об отчаянной болезни нашего доброго Ф. Б. », а 23 ноября 1854 г. Батенькову: «... Увы! наш Ф. Б., видимо, гаснет».

24 декабря 1854 г. Фердинанд Бернхардович Вольф скончался... В сущности, вся деятельность Вольфа после декабрьского восстания была претворением в жизнь записанных в конституции Пестеля мыслей о медицине, врачующей народ.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.