|
|||
Ирина Черепанова 25 страницаВ качестве образцов стихийного формирования мифа рассмотрим два примера: доктор Алексейчик — «олицетворение зла» гуманистической психотерапии и «добрый» доктор Сытин (народный академик). Поскольку стихия есть вещественное начало, то, естественно, определенного рода информация для формирования того или иного мифа у представителей МС уже есть. Нас интересует, какого рода эта информация, в какой языковой форме закрепился миф среди населения и как он действует (и на пациентов, и на обладателя мифа). ИТЖ «кровавого» доктора А. Е. Алексейчика Метод: ИТЖ —интенсивная психотерапевтическая жизнь. Как отмечает сам А. Е. Алексейчик в статье «Восхождение на вершину», «в отличие от многих психотерапевтических систем, делающих явный акцент на отдельные психические, психопатологические, психотерапевтические процессы: сознание, мышление, память, эмоции, влечения, поведение, катарсис, переработки и т. д., я подхожу к норме, и к болезни, и к лечению наиболее цельно, не специфически, универсально, " по-домашнему", привлекая по возможности все появляющиеся на первом плане душевные процессы, не навязывая заранее системы ни пациенту, ни врачу, ни клиенту, ни тренеру. Если необходимо вступление для пациента или группы, то напоминается, что настоящая жизнь — не только " виденье": " живопись", " фотографии", " телевидение"; не только звуки, " музыка", но и ощущения тепла и холода, собственного тела, чувства, желания, потребности, инстинкты, память, мышление, воля, поведение, идеалы... Это и внутренний мир, и внешний. В определенной достаточно сложной пропорции. В равновесии. В постоянном движении. В развитии. Микрокосмос, сравнимый с материальным космосом. Духовный— по образу и подобию... Настоящая, полная, " живая" Суггестор суггестора. 309 жизнь, может человеку дать все. Но человек живет частичной жизнью. В наше время — чаще идеями, эмоциями, инстинктами... Не цельно... Псевдожизнью. Не по завету " Будьте как дети". Погружение в жизнь чаще бывает очень простым. Для тех, кто живет преимущественно идеями, мыслями, даем возможность жить желаниями (" Да, я знаю уже, что вы думаете, а что вы сейчас хотите? " ). Кто живет желаниями — жить эмоциями (" Я знаю, чего вы хотите, а что вы чувствуете? " ). Кто живет чувствами — ощущениями. Кто дистанционными ощущениями (зрением, слухом), даем возможность жить контактными (тактильные, интероцептивные, боль... ). Отсюда — пресловутый " садизм". Включаем более сложные ощущения — равновесие, легкость, ловкость, энергичность... Так же просто выключение некоторых сфер душевной деятельности: запрещение видеть, слышать, прикасаться; определенных чувств, желаний, мышления... Пресловутые " унижения", разворачивания участника спиной к группе, закрывание ушей, разговоры шепотом, отправка в угол, " дебильность" — голова затем, чтобы есть, а не думать, и т. п. Таким образом, вызывается компенсация или гиперкомпенсация других ощущений, чувств, влечений... Сложнее с погружением в душевность (определенную степень целостности, личностность), духовность (выход за пределы своего " Я", за пределы психологических закономерностей, в спонтанность). Но, учитывая, что в реальной жизни это обязательно время от времени появляется само собой, не реже, чем пресловутый " транс", то повторить, воспроизвести эти состояния не столь трудно. Хочется подчеркнуть реальность этой жизни. Она реальна и потому, что опирается на наши ощущения, реальные чувства, желания, возникающие, изменяющиеся тут и сейчас. Их можно сравнить (особенно в группе) с ощущениями, чувствами, желаниями других людей. Их можно измерить (даже в процентах). Можно реализовать. И все это — в своих, уникальных пропорциях. Как жизнь, если она полная, является хорошим учителем (только дорого берет за уроки), так она является и хорошим лекарем и даже гигиенистом. И если человека погрузить в жизнь, то ряд здоровых психических процессов могут в отдельности или в комплексе легко решить некоторые проблемы, заменить патологические процессы, даже не нуждаясь в терапевтических. Нечто типа: мы не знаем, надежен ли человек, но чувствуем; не чувствуем, но хотим с ним сблизиться; нет особых интересов, но слышать, видеть — приятно... И дальше — процесс адаптации» (1994, с. 114-119). И. Черепанова. Дом колдуньи. Стиль работы Как отмечал «Московский психотерапевтический журнал» в своем первом номере: «к середине 80-х — А. Е. Алексейчик — первый среди первых, король групповой психотерапии, а группа Алек-сейчика — апофеоз литовского семинара С первого дня мнения поляризовались. Алексейчиком восторгались, его ненавидели, презирали и любили. Яростно обвиняли и страстно защищали; одни были убеждены, что он шарлатан и садист, другие _ что он гений и пророк. Он был главной темой кулуарных споров, вокруг него кипели страсти, ломались копья. Вопреки имени (Александр — защитник людей) он казался агрессивным нападающим, вопреки фамилии с ласковым корнем и уменьшительным суффиксом он казался каменным Командором Периферийные и столичные (вильнюсские) мальчики и мужи порывались к нему в группу, как безрассудные витязи в замок Дракона, и не столько для того, чтобы победить, сколько с целью помериться силами и испытать свое мужество» (с. 166). М В. Розин следующим образом описывает работу группы ИТЖ: (1) Клиент рассказывает о своей проблеме. Он успевает выразить основную мысль, дать образ, сквозь который преломлены его переживания, но он не успевает завершить самовыражение и получить иллюзию понимания — его прерывают и (2) начинается длительное и нудное препирательство психотерапевта с наблюдателями: их заставляют встать, а они не встают, их ругают и опять заставляют встать, и они опять не встают, и это длится, и длится, и длится часами. (3) Когда клиент считает, что к его проблеме уже не вернутся, к нему обращаются и предлагают сказать нечто, в чем будет содержаться «момент истины». (4) Клиент пробует что-то сказать — его грубо обрывают и начинают «мешать с грязью», умело используя те болевые точки, которые он показал в самом начале. Продолжая размазывать личностное достоинство клиента, психотерапевт дополняет основную тему некоторыми вариациями, например (4а) предлагает клиенту еще раз попробовать сказать «настоящее». Тот покорно произносит нечто действительно важное и тем самым помогает своему мучителю распинать себя еще изощреннее. (46) Другая вариация: психотерапевт переходит от обличения к философской проповеди и перемешивает значимые для клиента слова со словами о божьем страхе, моменте истины, любви, плате, Суггестор суггестора. 311 ответственности, полете летучей мыши и т. д. Тема проповеди имеет некоторое отношение к тому, о чем говорил клиент — по крайней мере, в ней часто употребляются ключевые слова. Более того, каждую отдельную фразу можно понять, но невозможно пересказать смысл всей проповеди — это поэма без начала, без конца, без определенного жанра, без видимой цели; это поэма, в которой употребляются образы, близкие к гениальным; это поэма, наполненная словами примитивными и вульгарными, выспаренными и искренними. (5) Затем клиенту могут предложить что-то сделать, например, его попросят испугаться. Если он скажет, что испугался, ему ответят, что он не так испугался, что надо было испугаться по-детски, а он испугался по-взрослому и т. д. (6) Клиент, наверное, ожидает, что «работа» близится к завершению, но не тут-то было — в очередной раз рассердившись, психотерапевт кричит: «Ах, так! Значит теперь вы будете смотреть, как из-за вашей любви людям ломают пальцы! Вы будете смотреть как он мучиться из-за вас?! » Психотерапевт хватает руку того, кто сидит к нему ближе всего, и начинает выкручивать ему пальцы. (7) Затем может, например, последовать фраза: «А теперь я вам расскажу анекдот», после чего действительно будет рассказан замечательный абсурдистский анекдот, ассоциативно связанный с происходящим. . (8) Тут, предположим, наступает время для похорон «нерадивого клиента» (метафорических, как вы догадываетесь) — клиента выставляют за круг и называют покойником... (9) И, наконец, следует самое замечательное во всей психотерапии: похороненный человек обретает ореол святости, начинается работа с новым клиентом и тут-то выясняется, что «покойник» говорил нечто настолько важное, был настолько близок к истине, отдал всем присутствующим столько пота и крови, что новый клиент ему в подметки не годится. «Покойник» начинает гордиться своими страданиями, и, когда его опять допускают в круг и продолжают изредка то ошпаривать кипятком, то превозносить до небес, он смотрит на психотерапевта влюбленными преданными глазами, а его проблема... естественно не могла остаться в том же виде, в котором существовала до этого сеанса. Человек, многократно оскорбленный, втоптанный в грязь, похороненный, а затем вытащенный из могилы в качестве примера для последующих поколений... человек, который услышал слово «любовь» сотни раз, причем в контексте «божьего страха», выламывания пальцев и анекдотов, не может остаться неизмененным. И самое главное происходящее в И. Черепанова. Дом колдуньи. нем изменение — размывание внутреннего содержательного поля, в котором существовала проблема. Слова, которые он употреблял для ее описания, например, слово «любовь», абсолютно меняет свой смысл, и человек больше не может произносить их с тем же чувством, с которым он говорил еще буквально час назад. Размывается фактура полотна, содержащего до сего времени проблему. М. В. Розин эксплицитно выделяет следующие средства алек-сейчиковской терапии: «1. Шизоидная речь психотерапевта, в которой слова клиента попадают в выхолощенный высокопарно-патетически-анекдотический контекст. 2. Вопросы, на которые нет ответа (по крайней мере, ответы не принимаются, а если и принимаются, то непонятно почему). 3. Задания, которые не могут быть выполнены. 4. Череда унижений и поощрений (основные унижения — в начале; основные поощрения — в конце). 5. Эмоциональная привязанность клиента к психотерапевту, можно сказать, преданность и обожание, сформированные на основе унижений и поощрений. 6. Странные действия психотерапевта: выламывание пальцев, анекдоты, фотоаппарат, который появляется в совершенно непредсказуемый момент, и др. » (1993, с. 165). Тексты. Приведем несколько высказываний А. Е. Алексейчика, зафиксированных в сентябре 1994 года на семинаре по психотерапии: «Я хочу несколько организовать отчет нашей группы и даже организовать несколько реакций на отчет нашей группы. Какие достижения, которые, так сказать, и очевидны в переживаниях, и документально зафиксированы. Так вот одно из двух достижений, так, в таком традиционном советском духе, это то, что совершая нашу работу, мы развесили по стенам лозунги, многочисленные лозунги, и все их осуществили. Какие лозунги? В XX веке самое главное — это не распад атома, а распад души. Потом, значит, лозунг был: " Хватит учить—показывайте! ". Был лозунг: " Блаженны нищие духом". В отличие от советского народа, лозунг полностью осуществлен. И если во время советского периода люди были этим недовольны, я д\маю, что у нас в связи с этим появилось общее удовлетворение. " Учить не общению, как учат психологи, а учить любви А любовь уже сама всему научит". Был такой лозунг осуществлен. " К простоте надо восходить". Был такой лозунг осуществлен. Вот достижения, значит, на виду». Суггестор суггестора. 313 Реплики во время дискуссии: «Вас убивать сразу или медленно? »; «Ну ладно, никакие мифы меня не сдерживают. Так что, как убивать — сразу или постепенно? » «Римас, я хочу расшевелить вас, очень хочу расшевелить, да. Вы не сведущ. Понимаете. Значит, идет человек мимо кладбища, вот, и с кладбища выходит кто-то в белом халате. (К сожалению, у меня не белый халат). Вот. И говорит идущему мимо: " Слушайте, вы не хотите стать донором? " (смех) — Никоим образом... Тот, значит, открывает рот с клыками и говорит: " А придется... " Римас, сведущ Вы или не сведущ, а спасайте молодежь». «Ладно. Ну, к сожалению, Римас не хочет Вас убивать медленно. Мне, значит, придется Вас убить быстро. Я очень надеюсь, конечно, что вас будут воскрешать. Таким образом, может быть, и получится что-нибудь продуктивное, когда Вам начнут делать там искусственное дыхание, потом переливание хорошей психологической крови вместо ведьмовской». «Только коротко, чтоб мы все знали, что Вы убиты». «Ибо сказано в священном писании, что тот, кто соблазнит малых сих, лучше бы ему повесить жернов на шею и сразу утопиться». «Ну, Вы знаете, я думал, что я Вас буду убивать, но что Вы будете, значит, совершать самоубийство. То это уже знаете слишком, даже слишком». «Лосева здесь нет, поэтому я не могу его убивать». «Вас уже убили». И т. д. Мнения о методе ИТЖ и А. Е. Алексейчике: «Если выделить центральную идею всех откликов, то Алек-сейчик окажется садистом и фашистом, которому доставляет удовольствие издеваться над умными московскими психологами. Из этого обстоятельства выводится и потенциальная ценность группы для участников: Виктору Франклу повезло — он побывал в настоящем концлагере и познал смысл жизни; нам (невезучим) остается психотерапия доктора Алексейчика. Мне представляется, что этот эффект может быть обозначен как лечение невроза путем шизофренической инъекции. Еще одна возможная ассоциация: дзен-буддистский коан и просветление. ... Образно говоря, поток Алексгйчиковского бреда проносится сквозь человека, сметая невротическую плотину на своем пути. Происходящее на группе И. Черепанова. Дом колдуньи. можно уподобить процессам, имевшим место в нашей стране в 30-40-е годы» (Розин М. В., 1993, с. 161-165). «Любопытно, что при упоминании его имени значительно учащается и интонационно выделяется употребление слова " я". ... Маловероятно, чтобы этот эффект достигался манипуляциями. Очевидно, что А. Е. Алексейчик задевает за что-то живое, что-то очень болезненное, грозящее эмоциональным взрывом (которого многие люди склонны бояться), часто дающее ощущение подлинности, эмоциональной наполненности и благодати... Особенность стиля А. Е. Алексеичика состоит в том, что он дает клиенту эмоционально-заряженный ответ на содержание его потаенного мира. Отсюда и получается, что часто терапевт демонстрирует клиенту альтернативный вариант поведения, так сказать, теневую сторону души клиента. Так, очень милый, мягкий молодой человек, проявляющий отстраненно-" сладкук> " форму агрессивности, может получить в свой адрес резко и прямо агрессивный ответ с эпитетом " недоносок" . Робкий человек может получить от терапевта мужскую солидарность и уверенность. Причем это не " трюк" Алексеичика, а естественная реакция на подавленные, невостребованные черты клиента» (Немиринский О. В., 1993, с. 104-105). «... Один из секретов Алексеичика — его работа может восхищать, возмущать, обижать, но только не оставлять равнодушным. ... Происходящее по-настоящему актуально и реально, отстаивание своего достоинства или самоунижение, поклонение или борьба, предательство или любовь — все это действительно случается " здесь и теперь". События развиваются динамично и драматично, постепенно захватывая в свой водоворот и самих участников, и сочувствующих наблюдателей. Ведущему нет нужды копаться в прошлом или искусственным путем, с помощью специальных техник и манипуляций, " разогревать" пациентов. Своего рода разогревание происходит естественным образом еще до начала работы благодаря слухам и спорам, а процесс набора и организации группы доводит внутреннюю готовность и накал участников до необходимого уровня. Отсутствие каких бы то ни было " упражнений" снимает ощущение " сделанности" или искусственности — швы у Александра Ефимовича, как у настоящего мастера, не видны» (Хайруллае-ваЛ. М., 1994, с. 108-109). «Да, в группе Алексеичика все трогательно-бессмысленно (а то и вроде бы зловеще-бессмысленно): и пальцы начнет " ломать", и на колени поставит, и выгонит из группы ни за что, и пожалеет, когда не ждешь, и повелит построиться в ряд — кто больнее другого. Но Суггестор суггестора. во всем этом — никакой агрессивной безнравственности, наглой самоуверенности-авторитарности, а внутренняя, глубинная хрупкость-незащищенность Рядом с чем-то неприятным — вдруг что-то теплое, житейски-уютное, как у Босха. И все это сильно психотерапевтически действует, прежде всего, на пациентов с тоскливым переживанием бессмысленности своей жизни и жизни вообще Психотерапевт сгущает, заостряет это их тягостное переживание до остроумного гротеска красочного абсурда. ... Понятно, многим пациентам (особенно многим дефензивным) эта группа может серьезно повредить, как и всякое талантливое лечебное " оружие", требующее тщательной разработки показаний и противопоказаний к нему» (Бурно М. Е., 1994, с. 111). СОЭВУС «доброго» доктора Сытина Метод СОЭВУС — метод словесно — образного, эмоционально — волевого управления состоянием человека. По мнению самого автора, «метод СОЭВУС (или метод психокоррекции) дает результаты, которые далеко превосходят все ранее известное в этой области» (Сытин, 1990, с. 10). И далее: «данный метод проходил неоднократные проверки в различных организациях по поручению Минздрава СССР. По результатам клинических испытаний метод СОЭВУС рекомендован к внедрению в практику врачей-психотерапевтов» (там же, с. 13). Иными словами, перед нами корпус текстов, созданных якобы на основе определенных критериев и апробированных на практике «с помощью замеров биопотенциалов», который, вместе с информацией, прошедшей через СМК, помог внедрению и закреплению мифа доброго и всемогущего доктора Сытина. В предисловии книги Г. Н. Сытина «Животворящая сила» к. ф. н. В. И. Вьюницкий следующим образом описывает становление данного метода: «Сначала пришлось идти на ощупь, выбирая наиболее эффективные слова и словосочетания. Позднее, когда Георгий Николаевич начал сотрудничество со специалистами Мнн-прибора СССР, помогая повысить в отрасли производительность труда и создать систему психологической поддержки на производстве, были разработаны приборы, позволяющие значительно ускорить поиск исцеляющего слова. Снимая с помощью датчиков потенциалы с биологически активных точек, человеческого тела, ученый получил объективную информацию об адресах словесно-образных раздражений, их интенсивности и реакции человека. С И. Черепанова. Дом колдуньи. накоплением опыта появилось и чутье, позволяющее быстрее находить слова, которые способны оказывать максимальное исцеляющее воздействие, своего рода " психофизиологическая конструкция" '» (выделено мной — И. Ч. ) (Сытин, 1990, с. 6). Итак, путь метода к «психофизиологической конструкции» — сначала «на ощупь», а затем, с появлением специальных датчиков — «чутье». Чисто теоретическое сомнение возникает по поводу получения «адресов словесно-образных раздражений», снимая потенциалы с биологически активных точек человеческого тела — так как речь идет все-таки о человеке, и реагирует на слово личность целиком, а не отдельные точки ее. Кстати, сам автор утверждает, что «все основано на строгой науке на учении И. П. Павлова о речи как второй сигнальной системе и ее связи с подсознанием человека, управляющим физиологическими процессами в организме. А раз такая связь есть, то с помощью слова можно оказывать целенаправленное воздействие на психику и при ее посредстве — на эти процессы» (Сытин, 1990, с. 4). В связи со «строгой наукой» о точках не сказано ни слова... Посмотрим, какие лингвистические предпосылки учитывает автор метода и его рецензент: 1) В. И. Вьюницкий предлагает обратить внимание на словарный состав настроев: «Ведь слова, которые обычно употребляет человек, вольно или невольно отражают его мироощущение. Много слов унылых, неуверенных — и узнаешь человека нерадостного, не имеющего опоры в себе». А настрои Сытина наполнены словами «живыми, яркими, динамичными» (там же, с. 7). 2) «Кому-то, может быть, покажется нарочитым повторение одних и тех же слов, но это тоже принцип — с помощью повторов Сытин «нагнетает», усиливает основное настроение, которое должен вызвать текст, а значит, и степень его воздействия» (там же, с. 8). 3) «Психолингвистические исследования текстов настроев показали, что их построение отличается от всех до сих пор известных молитв, заговоров, текстов, используемых в психотерапии. Специфика структуры и смысловое содержание отдельных формул настроев обеспечивает их высокую эффективность, поэтому они не подлежат редактированию (резко снижается эффективность его применения)» (с. 18). 4) «Настрои метода СОЭВУС базируются на смысловых элементах, впервые созданных и поэтому до сих пор неизвестных» (там же). Иначе говоря, «психофизиологическая конструкция» Сытина заключается: Суггестор суггестора. 1) в интуитивном отборе «добрых» и «жизнерадостных» слов; 2) в многочисленных повторах; 3) в специфике структуры и смыслового содержания; 4) в «неизвестных», «впервые созданных» смысловых элементах. Стиль работы. После выхода на телевизионные экраны передачи из серии «Помоги себе сам» в массовом сознании внедрился образ доброго дедушки Сытина — фронтовика, победившего собственную болезнь и готового помочь всем и каждому своими уникальными самонастроями на любые случаи жизни. И потянулся народ в Москву с Дальнего Востока, Камчатки и из других отдаленных лест — - доктор Сытин оказался для многих последней надеждой. Как же выглядит прием у доктора (ныне уже академика) Сыти- В приемной — голпы страждущих, которым объявляют, что (^принять их сегодня вряд ли смогут», что только подогревает ' ажиотаж и желание добраться до знаменитого доктора любым способом. Пока доктор опаздывает, посмотрим, какая публика пришла на прием. Это женщина «с голосами», мать с фотографией больного сына, родители с ребенком, «покалеченным» профессиональным педагогом: в общем, полный набор ятрогенных и дидактогенных больных. С полуторачасовым опозданием появляется сам доктор: он рассержен, кричит что-то благоговейно внимающей толпе (подогретой фактом расхождения благостного лика дедушки Сытина и явлением реального сердитого старика) и скрывается, в кабинете за широкими спинами ассистентов. Прием происходит следующим образом: пациент с горой бумаг и фотографией определенного формата (и никакого другого! ) на подгибающихся ногах заходит в кабинет. Сытин изучает бумаги, смотрит в глаза изображению на фотографии и важно произносит: «Текст № такой-то! ». Радостный пациент отправляется в соседнюю комнату, платит деньги, оставляет кассету для аудиозаписи лечебного самонастроя и... все, лечение закончилось. Не брезгует доктор и лечением по фотографии. Странно только, что москвичам подобная помощь не оказывается, а вот если Вы с Камчатки... Маленький дополнительный штрих: там, где должны находиться «научные» лаборатории, сидят женщины и разбирают письма новых страждущих... И. Черепанова. Дом колдуньи. Тексты: Из диссертации кандидата педагогических наук Г. Н. Сытина «Волевое усилие»: «сильная воля советского человека проявляется в том, что он в течение всей своей жизни подчиняет всю свою деятельность одной цели: борьбе за построение коммунистического общества. Для того чтобы человек мог подчинить всю свою жизнь строительству коммунизма, преодолевать все встречающиеся на этом пути препятствия, нервные центры второй сигнальной системы, через которые проходят условные связи, представляющие основу его коммунистического мировоззрения, должны быть самыми сильными, самыми работоспособными, наиболее легко возбудимыми, а условные связи, проходящие через эти нервные центры коры, должны быть доминантными. Если же эти центры коры не будут самыми сильными, то человек может уклониться от выбранного пути под воздействием непосредственной среды, отказаться от борьбы со встретившимися препятствиями, пойти по линии наименьшего сопротивления» (1953, с. 46-47). Из божественного настроя на усиление-омоложение головы: «Серебристый ярче солнца святой божественный свет по велению Спасителя постоянным потоком вливается в мою голову. Колоссальная божественная сила вливается в мою голову. По велению Спасителя в мою голову постоянным потоком вливается колоссальная-неиссякаемая энергия юности. Голова резко усиливается, голова моя резко усиливается. Голова становится резко моложе. На всей большой первозданной площади волосистой части головы рождается все больше — все больше волос. Волос на голове становится все больше и больше. Волосы на голове становятся все гуще и гуще. Волосы на голове здоровеют — крепнут. Волос на голове становится все больше — все больше. Снова рождается первозданное колоссальное число волос на голове. Постоянно-непрерывно на голове рождаются все новые — все новые волосы. Днем и ночью — круглосуточно-постоянно волос на голове становится все больше и больше. Постоянно — днем и ночью — круглосуточно волосы на голове становятся все гуще и гуще. Ярко-ярко твердо помню: постоянно-непрерывно-круглосуточно волосы на голове становятся все гуще — все гуще — все гуще и гуще. Постоянно-непрерывно волос на голове становится все больше и больше. Днем и ночью — круглосуточно на голове рождаются все новые — все новые — все новые волосы. Постоян- Суггестор суггестора. но-непрерывно волос на голове становится все больше и больше. Волосы становятся все гуще и гуще. По велению Спасителя колоссальная божественная энергия зарождения волос вливается в кожу волосистой части головы». Из самонастроя «На женскую нежность»: «Я настраиваюсь на любовные игры и сейчас, и через десять лет, и через тридцать лет, и через пятьдесят лет, и в сто лет. И в сто лет я буду жить ежедневной-ежедневной энергичной половой жизнью, и в сто лет я буду молодой-веселой-несокрушимо здоровой прекрасной красавицей» (1990, с. 202). Мнения о методе СОЭВУС и Г. Н. Сытине: «Направление, в котором работает Георгий Николаевич, интересно и перспективно. Ритмика речи, эмоциональный настрой, подсознательные процессы, еще так мало изученные, могут творить чудеса — это показали тысячи опытов» (А. Быховский). «Методика Сытина во многих случаях просто незаменима» (ВНИИОиСП им. В. П. Сербского). «Мне приходилось видеть, как составляются современные научные " заговоры" — настрои. Испытуемый сидит, как космонавт, облепленный датчиками, снимающими показания биоэлектрических потенциалов, — свидетельства реакции организма на содержание речевой информации. И хотя сегодня в картотеке Георгия Николаевича вместе с вариантами классифицировано более двадцати тысяч настроев, работа по созданию новых лечебных текстов не прекращается: доктор Сытин ищет средства борьбы с новыми и новыми заболеваниями. Так, сейчас он ведет работу по лечению с помощью своих настроев шизофренической болезни» (В. И. Вью-ницкий, 1990, с. 6). Рассматривая мифы Иисуса Христа, Гитлера, Ленина, Сталина мы пришли к выводу, что «если рассматривать мифологическую роль Бога как корпус суггестивных текстов (условно их можно слить в миф-текст), то этот текст будет характеризоваться следующими особенностями: 1. Неопределенность (недосказанность) самой личности. 2. Наличие у нее чего-то особого, отклоняющегося. 3. Амбивалентность формы и содержания. 4. Стремление к эмоциональной насыщенности. 5. Ориентация на " мифологическую нишу" массового сознания». Вес это в полной мере есть у А. Е. Алексейчика: тексты с неопределенным размытым содержанием, абсурдность поведения и пр. И. Черепанова. Дом колдуньи. (в другом варианте то же самое можно наблюдать у В. В. Жириновского, начинающего кривляться и привлекать к себе внимание только при одном виде диктофона или телевизионной камеры). Те же качества характеризуют и доктора Сытина: амбивалентный (добрый? злой? ) образ, наличие тяжелых ранений, тексты в сгиле «плетения словес», причем, достаточно безграмотные и в то же время эксплуатация популярного научного мифа и т. д. Если проанализировать общий контекст текстов Алексейчика и Сытина, то он будет характеризоваться следующими общими качествами: 1) наличие ритуалов (затрудненный вход в группу — вход в кабинет с фотографией и прочими необходимыми документами); 2) наличие специфического метода (ИТЖ — СОЭВУС); 3) предшествие слухов — установок определенных групп МС еще до начала группы — лечения; 4) претензии на эзотерические знания, апелляция к Богу (имплицитное указание на близость к нему); 5) смесь всевозможных стилей — от грубого просторечия до высокопарно-торжественного. Проанализируем, как данный контекст отразился на корпусе конкретных текстов. В таблице 21 приведены результаты автоматического анализа 25 настроев (1951 слово) Г. Н. Сытина и такого же отрезка спонтанных текстов А. Е. Алексейчика в сравнении с универсальными суггестивными текстами. Прослеживается «тяготение» настроев к текстам молитв, и отчасти — заговоров. Показатели всего массива текстов настроев идентичны средним показателям массива суггестивных текстов. Такое совпадение можно объяснить соответствующим лексическим составом настроев, но никакого своеобразия исследуемых текстов на фоносемантическом уровне не фиксируется.
|
|||
|